Границы Я у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 09:58, курсовая работа

Описание

Актуальность. В настоящее время существует проблема защиты личного пространства от чужеродных вторжений. Мегаполис диктует высокий темп деятельности, стремится ориентировать живущих в нем людей на такие критерии жизни как «эффективность», «результативность», «скорость», «успешность» и пр. Отмечается превалирование социального, общественного над интимным, личным. В образе современного человека активно подчеркивается противопоставление другому человеку, превалируют индивидуализм, эгоистичность, отношения между людьми начинают расцениваться с точки зрения конкуренции, обособления, жесткого контроля собственных границ.

Содержание

Введение
Глава 1. Методологический и теоретический анализ природы понятия «границы Я»
1.1. Методологические принципы исследования
1.2. Теоретический анализ концепций, посвященных понятию «границы Я»
Глава 2. Формирование границ Я у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Глава 3. Нарушения границ Я в дошкольном и младшем школьном возрасте
3.1. Развитие границ Я в норме
3.2. Последствия физического и психологического насилия
3.3. Нарушение границ Я при материнской депривации
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая, Силина О..doc

— 298.00 Кб (Скачать документ)

5. Граница может стать активно отдающей, если у человека есть внутреннее право выражать себя.

6. И, наконец, граница может стать активно сдерживающей, контейнирующей внутреннюю энергию, если это адекватно состоянию Мира.

Таким образом, психологическая граница выражает состояния Я, характеризующиеся прежде всего уровнем активности и вектором движения от себя или к себе. Оптимальная граница соответствует установкам, не противоречащим потребностям и переживаниям Я. Т.е. суверенная личность с оптимальными психологическими границами стремится к аутентичности собственного Бытия, собственного Я.

В рамках субъектного подхода С.К. Нартова-Бочавер [19] развивает идею суверенности психологического пространства личности. Психологическое пространство личности понимается как субъективно значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека, включающий комплекс физических, социальных и чисто психологических явлений, с которыми человек себя отождествляет и которые, приобретая для него личностный смысл, начинают охраняться всеми доступными ему физическими и психологическими средствами. Автор отмечает, что психологическое пространство развивается в онтогенезе посредством переноса его границ и появления новых измерений в рамках уже существующих как становление личностной суверенности, которая представляет собой одну из форм субъектности. Суверенность отражает обобщенный опыт конструктивной автономности, чувство авторства по отношению к жизненному пути личности в целом и проявляется, как «способность защищать, контролировать и развивать собственное психологическое пространство» [19].

Можно сказать, что суверенность – это индивидуализированный взгляд и отношение человека к жизни, который проявляется в различных формах активности и предполагает безусловную неприкосновенность психологического пространства личности. Можно также сказать, что суверенность – это особое состояние психологических границ человека, которое характеризуется способностью защищать «Я» личности. Другой полюс конструкта можно назвать «депривированностью» (от английского deprive - лишать). «Суверенность проявляется в переживании аутентичности собственного бытия (уверенности человека в том, что он поступает согласно собственным желаниям и убеждениям), ощущении своей уместности в пространственно-временных и ценностных обстоятельствах своей жизни, которые он создает либо принимает. Депривированность характеризуется переживанием подчиненности, отчужденности, фрагментарности собственной жизни и характеризуется затруднениями в поиске объектов среды, с которыми человек себя идентифицирует, ощущая себя «на чужой территории» и не в своем времени». Суверенность развивается в течение жизни человека и зависит от множества средовых факторов, таких как отношения привязанности, темперамент, условия жизни и воспитания, гендерных особенностей и пр. Можно выделить несколько уровней развития суверенности: сверхсуверенность, нормальная (умеренная) суверенность, депривированность и травмированность (неподтвержденность).

Суверенность  можно выразить через состояние границ психологического пространства личности. Границы психологического пространства, по мнению С.К. Нартовой-Бочавер – это «психологические (когнитивные, эмоциональные и поведенческие) маркеры, отделяющие область приватности одного человека от другого». Психологичсекие границы выполняют такие функции, как формирование идентичности, отбор внешних влияний, определение уровня активности, направленной на внешний мир, определяют меру личной ответственности. Отражение представления о состоянии границ сохраняется в Я-концпеции и наблюдается в поведении человека.  

Суверенность наиболее тесно связана с понятием «психологическое пространство личности», которое С.К. Нартова-Бочавер определяет как  «субъективно значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека и включающий комплекс физических, социальных и психологических явлений, с которыми человек себя отождествляет». Можно выделить несколько видов суверенности, каждый их которых связан с различными типами отношений:

      Суверенность физического тела: Суверенность физического тела человека констатируется в отсутствие попыток нарушить его соматическое благополучие, а депривированность - в переживании дискомфорта, вызванного прикосновениями, запахами, принуждением в отправлении физиологических потребностей.

      Суверенность территории: Суверенность территории означает переживание безопасности физического пространства, на котором находится человек (личной части или собственной комнаты, игровой модели жилья), а депривированность - отсутствие территориальных границ.

      Суверенность мира вещей: Суверенность мира вещей подразумевает уважение к личной собственности человека, распоряжаться которой может только он, а депривированность - непризнание его права иметь личные вещи.

      Суверенность привычек: Суверенность привычек - это принятие временной формы организации жизни человека , а депривированность - насильственные попытки изменить комфортный для субъекта распорядок.

      Суверенность социальных связей: Суверенность социальных связей выражает право иметь друзей и знакомых, которые могут не одобряться близкими, а депривированность - контроль над социальной жизнью человека.

      Суверенность ценностей. Идеи, взгляды на жизнь, которые являются наиболее приоритетными для данной личности. Это наиболее субъектный и неотъемлемый пласт суверенности как целого.

Стремление к суверенности может быть фрустирировано. В таком случае суверенность начинает стремиться к  ярко выраженному полюсу: либо депривированность, либо сверхсуверенность. Также возможно замещение одного пласта суверенности другим. Как пишет С.К. Нартова-Бочавер «при невозможности обрести психологическую суверенность отмечаются регрессии, связанные с ригидной фиксацией одного или нескольких языков средового самовыражения, что проявляется в психосоматических расстройствах, территориальной экспансии в поведении, фетишизме, ритуализации и сверхконтроле над временными характеристиками поведения, межличностных патологиях, повышенной внушаемости или склонности к внедрению «сверхценных» идей». В процессе развития суверенности происходит перенос автономного поведения в одной ситуации на другую, таким образом, суверенность как личностное качество и характеристика поведения имеет кумулятивный характер [19].

По мнению В.А. Зимина [9] границы Я проявляются наиболее отчетливо в акте трансгрессии. Трансгрессия – это термин современной философии (Ж.Батай, М.Фуко, М. Мерло-Понти, Ж.Деррида и др.) буквально обозначающий «выход за пределы» - своего рода опыт предела. «Любой прорыв в познании чего-либо, в раскрытии тайны, всегда связан с выходом за границы, с преодолением запрета, - это всегда трансгрессия. Трансгрессия - это выход за границы собственного Я, нарушение запрета, порождаемое нехваткой чего-то (причем нехватка может переживаться и как состояние переполненности), нехваткой чего-то очень важного, без чего состояние субъекта можно характеризовать как травматическое. С другой стороны, трансгрессия - это то, с помощью чего Закон дает возможность субъекту обнаружить себя» [9]. Можно предположить, что границы Я – это некоторое ограничение внешнего мира по отношения к субъекту, и в то же время самоограничение субъекта в направлении другого. Т.е. существует некоторая система запретов, которая поддерживает некоторый гомеостаз в системе «Я – Мир» и «Я – Оно».

Д.Винникот [5] говорит о существовании психологического пространства как собственного внутреннего мира психических представлений. Это пространство образуется за счет отсутствия «достаточно хорошей матери». Это отсутствие ребенок заполняет переходными объектами, изучает их свойства и тем самым развивает свое психологическое пространство. Т.е. в данном подходе подчеркивается роль субъект-объектных отношений и важность собственной активности ребенка, интенсивность которой напрямую влияет на широту психологического пространства.

В рамках нашего исследования интересен и важен подход А.Ш. Тхостова, который продемонстрировал неоднозначность положения границы Я в классическом психологическом феномене зонда [30].Его смысл заключается в том, что человек, использующий для ощупывания объекта зонд, парадоксальным образом локализует свои ощущения не на границе руки и зонда (объективно разделяющей его тело и не его зонд), а на границе зонда и объекта. Ощущение оказывается смещенным, вынесенным за пределы естественного тела в мир внешних вещей. Зонд, включенный в схему тела и подчиненный движению, воспринимается как продолжение тела и не объективируется. Т.е. А.Ш. Тхостов наглядно продемонстрировал способность границ Я к движению, определив тем самым такие характеристики психологического пространства как гибкость и подвижность, что обеспечивает оптимальный уровень адаптации человека к ситуации.   

Интересен также этологический взгляд на проблему границ Я, т.к. у детей сильны врожденные инстинктивные программы поведения [34]. Этология связывает понятие «границы» с понятием «территориальность». Было выделено территориальное поведение как способность создавать и удерживать границы собственных владений. Внутри своего пространства особь чувствует себя уверенно и у нее сильно повышается уровень агрессивности. При приближении к границе своей территории, у животного увеличивается чувство страха и появляется тревога. Появление этих эмоций является субъективной демаркационной линией окончания «моей» территории. Т.е. территориальность, территориальное поведение – не есть отражение физического мира животным, а является психофизическим пространством, где поведенческие акты приобретают различную эмоциональную окраску [34].

Примечательно, что кроме территориального поведения у животных можно выделить «своеобразным пузырем» (Р.Соммер, Э.Холл) [2], который позволяет ему отграничивать собственное пространство от пространства других особей, что послужило основой для создания теории о персональном пространстве как наиболее комфортной защитной зоне. Это индивидуальное пространство неотделимо от животного и является признаком социального статуса (К.Лоренц) [8]. «Нарушение дистанции, психологического суверенитета животного, всегда чревато острыми конфликтами. И это влечет за собой целый ряд проблем. Даже в нормальных условиях инстинктивный запрет на нарушение индивидуальной дистанции приводит к трудно разрешимым коллизиям» [34]. Н.Браун, объединив этологический и психоаналитический подход, предлагает выделить следующую систему границ: физические, психофизиологические и психологические типы границ. Важнейшими характеристиками состояния границ она называет флексибильность – ригидность (гибкость – жесткие), а также рассматривать состояние границ от ослабленных до здоровых [34]. Под физическими границами Н.Браун подразумевает тело человека, его вещи (материальные ценности). Психологические границы обособляют человека как отдельную личность и определяют противопоставление «Я – Другие». Е.О. Шамшикова [34] предлагает также рассматривать как свойство границ не только их подвижность, но и проницаемость в русле дихотомии «закрытость – открытость». Таким образом, границы Я выступает как многоуровневая система, которая начинает осознаваться личностью только при условии нарушения границ Я, что выражается в состоянии дискомфорта. Адаптивное состояние всех границ Я или сформированная психологическая суверенность ощущается как состояние внутренней гармонии, уверенности, равновесия и безопасности и может находиться выражение в альтруистическом поведении. Нарушение границ Я может проявляться в виде нарастания агрессии, тревоги до выраженного страха и принимать агрессивно-оборонительные формы поведения (бегство или нападение).

Рассмотрим позицию В.И.Слободчикова [11], который предлагает выделить «субъективную реальность» как поле жизни человека, «которое есть предельно общее обозначение формы существования и принципа организации человеческой реальности (как непосредственное само-бытие человека)». Таким образом, «субъективная реальность» находится на пересечении телесного существования человека, его душевной жизни и духовного бытия. Этот феномен является «основой для возможности и способности <…> становиться в практическое отношение к своей жизни, к самому себе» [11]. Переводя вышесказанное в термины психологического пространства, можно сказать, что субъективная реальность также представляет собой некоторое пространство, которое необходимо человеку для самовыражения, выражения его индивидуальности. В этом пространстве, по В.И. Слободчикову, также интегрируются различные проявления человека: телесные, духовные, душевные и социальные. Вводимая им категория духовной жизни значительно расширяет психологическое пространство (его внутреннюю составляющую), переводит его внутрь сознания и задает человеку возможность нахождения таких жизненных опор, как вера, идеалы, стремления, расширяет его границы в развитии субъектности. В настоящее время это является очень важным компонентом развития ребенка, т.к. у современных детей нет конструктивных образцов для подражания, снижена вера в добро, стремления к саморазвитию подменяются желанием обладания. Это приводит к ослаблению психологического здоровья, нарушает уверенность ребенка в стабильности мира, невротизируя личность.

Краткий обзор теоретической литературы, посвященной понятию «границы Я» следует завершить анализом основных тенденций, которые прослеживаются в большинстве рассмотренных концепций. Придерживаясь субъектного подхода, дадим определение понятию «границы Я» с помощью феномена суверенности. Итак, «психологическая суверенность – это способность человека контролировать, защищать и развивать свое психологическое пространство, основанную на обобщенном опыте успешного автономного поведения» (С.К.Нартова-Бочавер). Рассмотренные выше принципы системности, целостности, субъектности, развития, детерминизма позволяют сделать следующие выводы:

1.                           Границы Я и их зависимость от внешнего. Процесс эмансипации человека от сугубо внешней детерминации происходит по мере развития «внутреннего» в ходе онтогенеза. Т.е. в процессе развития происходит переход от «всеобладания» материальным миром (что расценивается ребенком как «мое», «Я») к операциональной стадии (т.е. к возможностям оперировать с предметным миром).

2.                           Границы Я и их зависимость от внутреннего. Субъекта деятельности характеризует направленная активность, что в рамках нашего исследования может быть понятно как желание расширения границ, продолжение себя во внешнем мире, в других людях. Также необходимо рассматривать мысленный выход  за собственные пределы, т.е. осознание себя как действующего субъекта с помощью процессов рефлексии. Как сказала И.И.Чеснокова: «Выделив свое «Я», мы можем смотреть на себя как на нечто самостоятельное по отношению к себе же, т.е. как на объект». Границы Я, возникая в результате взаимодействия «внешнего» и «внутреннего», они вместе с тем эмансипируются от того и другого и начинают действовать как некоторый буферный механизм, система убеждений и возможностей, которая не допускает подчинения человека сугубо внешним или исключительно внутренним потребностям.

3.                           Внутренние границы Я и проблема неосознаваемого. Данный пункт поднимает следующий вопрос: насколько независимо развитие психологической суверенности от инстинктивной природы человека, от той структуры психики, которую З.Фрейд обозначил как «Оно»?

Таким образом, проблема формирования границ – это проблема определения и отношения внутри системы «Я – не-Я». Можно сказать, что для развития суверенности необходим Другой (предметный мир, другие люди, т.е. окружение). Различают внешние (осознание переживания «мое – не мое» у самого человека) и внутренние границы (разделяют сознание и бессознательное), адекватное формирование которых способствует переживанию стабильности и непротиворечивости образа Я. Основными свойствами границ Я можно выдлеить степень их проницаемости и подвижности. По этим параметрам можно говорить об открытых-закрытых и гибких-подвижных границах Я. Основными функциями границ Я можно назвать следующие: установление и поддержание контакта, адаптация к условиям окружающей среды, формирование идентичности, развитие онтологического статуса человека («Я – есть»). Таким образом, границы Я выступают в качестве системной категории, которая требует длительного изучения.

Информация о работе Границы Я у детей дошкольного и младшего школьного возраста