Границы Я у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 09:58, курсовая работа

Описание

Актуальность. В настоящее время существует проблема защиты личного пространства от чужеродных вторжений. Мегаполис диктует высокий темп деятельности, стремится ориентировать живущих в нем людей на такие критерии жизни как «эффективность», «результативность», «скорость», «успешность» и пр. Отмечается превалирование социального, общественного над интимным, личным. В образе современного человека активно подчеркивается противопоставление другому человеку, превалируют индивидуализм, эгоистичность, отношения между людьми начинают расцениваться с точки зрения конкуренции, обособления, жесткого контроля собственных границ.

Содержание

Введение
Глава 1. Методологический и теоретический анализ природы понятия «границы Я»
1.1. Методологические принципы исследования
1.2. Теоретический анализ концепций, посвященных понятию «границы Я»
Глава 2. Формирование границ Я у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Глава 3. Нарушения границ Я в дошкольном и младшем школьном возрасте
3.1. Развитие границ Я в норме
3.2. Последствия физического и психологического насилия
3.3. Нарушение границ Я при материнской депривации
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая, Силина О..doc

— 298.00 Кб (Скачать документ)

Для того, чтобы сохранить контакт с миром и с собой одновременно, необходимо чувствовать разницу между внешним и внутренним (разделять Я и не-Я). Личность не может быть представлена как некоторая идеальная сущность, она воплощается в предметном, действенном мире, «овеществляет» себя в среде. Путь развития границ Я лежит во многом вовне личности, в тех сферах деятельности, в которых она себя пробует реализовать, в которых сталкивается с запретами и ограничениями. Преодоление или принятие этих запретов существенно обогащает личность, очерчивает более устойчивые границы и является стимулом к процессу самоактуализации. Ограничения можно рассматривать как в предметном мире (неумение пользоваться какой-либо вещью и стремление овладеть нужным навыком), так и социо-психологические запреты, которые отражают взаимодействие личности и социума. Хорошо иллюстрирует важность влияния социума на человека отрывок из романа М.Турнье «Пятница», который показывает необходимость обоюдного взаимовлияния. Автор описал «опыт потери лица» [31], связанный с отсутствием Другого как инициатора «жизни лица» и ограничителя свободы одновременно. Робинзон, проживший некоторое время на необитаемом острове изучает свое лицо в зеркале: «Никакая существенная перемена как будто не коснулась его черт, и, однако, он с трудом узнал себя. «Я обезображен», - произнес он громко, и сердце его больно сжалось. … преображение было не внешним, оно шло изнутри, придавая лицу застылую окаменелость, какую он подметил в давние времена у одного узника, выпущенного из одиночки после долгих лет заключения в темноте. <…> Он постиг простую истину: наше лицо есть та часть нашей плоти, которую непрестанно лепит, стирает и лепит по-новому, согревает и воспламеняет присутствие нам подобных. <…> Он попытался вспомнить что-нибудь веселое и улыбнуться. Невозможно. Лицо и впрямь застыло, одубело, точно на морозе, и понадобились бы долгие радостные встречи с близкими, чтобы оно оттаяло» [31].

Таким образом, для полноценного развития личности ребенка, адаптивных границ его Я необходимо учитывать все аспекты психологического пространства человека: среду и генотип, эмоциональную сферу и познавательную, умение действовать с предметами и выстраивать общение с Другими, возможность отдаления и приближения и пр. Психологическая суверенность – малоизученное явление, которое требует дальнейшей разработки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.      Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., «Академия», 1997.

2.      Абрамова Ю.Г. Психология среды: источники и направления развития - http://www.hr-portal.ru/article/psikhologiya-sredyistochniki-i-napravleniya-razvitiya, 10.10.11.

3.      Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991.

4.      Брушлинский А.В. Психология субъекта. – СПб., 2003.

5.      Винникот Д. Разговор с родителями. – М., Класс, 2007.

6.      Джемс У. Психология. – М.: Педагогика, – 1991.

7.      Долгополов Н. Гештальт «здесь и теперь» // Московский психотерапевтический журнал, 1994, № 3.

8.      Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведен. человека в компан. птиц, зверей и детей. – СПб.: Паритет, 2007.

9.      Зимин В.А. Функция трансгрессии. Проблема нарушения границ между полами и поколениями на материале фильма П. Альмодовера "Всё о моей матери". - http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20030206, 10.10.11.

10. Келли Дж. Теория личности. Психология личных конструктов. СПб.: Речь, 2000.

11. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., Питер, 2002.

12. Краудинг. - http://www.psyworld.info/krauding, 18.10.11.

13. Ландгмейер Й., Матейчик З. Психологическая депривация в детском возрасте. – Прага, 1984.

14. Леви Т. С. Психология телесности в ракурсе личностного развития // Междисциплинарные проблемы психологии телесности /Ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М., 2004.

15. Левин К. Теория поля в социальных науках. С-Пб.: Речь, 2000.

16. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе. – М., «Класс», 1998.

17. Малейчук Г.И. Специфика границ Я на разных уровнях организации личности. - http://www.b17.ru/article/760/, 10.10.11.

18. Нартова-Бочавер С.К. Введение в психологию развития. – М.: Флинта: МПСИ, 2008.

19. Нартова-Бочавер С.К. Челоек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. – СПб.: Питер, 2008.

20. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды. – М.: Смысл, 2002.

21. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. -  М., 1998.

22. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. – М., «Смысл», 2000.

23. Подорога В.А. Феноменология тела. Введение в философскую  антропологию. – Москва, Ad marginem, 1995.

24. Польстер И., Польстер М. нтегрированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики. – М.: Независимая фирма «Класс», 2004.

25. Робин Ж.М. Гештальт-терапия. – М., МГИ, 1998.

26. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психолоии. – М., 1973.

27. Сафонова Т.Я. Психологическое насилие в отношении детей: сущность, последствия, оказание помощи // Актуальные проблемы современного детства. – М., 1999.

28. Слободчиков, В.И., Исаев, Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: «ШКОЛЬНАЯ ПРЕССА», 2000.

29. Соколова Е. Т., Чечельницкая Е. П. Психология нарциссизма. - М.: Учебно-методический коллектор «Психология», 2001.

30. Тхостов А.Ш. Психология телесности. – М., Смысл, 2002.

31. Турнье М. Пятница, или Тихоокеанский лимб. – СПб., Амфора, 1999.

32. Фрейд А. Патопсихологии детства. – М.: Издательский дом NOTA BENE, 2000.

33. Хломов Д. Динамический цикл контакта в гештальт-терапии//Гештальт-2003. – М., 2003.

34. Шамшикова Е.О. Адаптация зарубежной методики «Границы Я» Н.Браун. // Мир науки, культуры, образования. - №4, 2009.

35. Шамшикова Е.О. Нарциссические корреляты психологического пространства личности. – Автореф. на соиск.уч.степ. канд.психол.наук, Новосибирск, 2010.

36. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб.: ООО «Речь», 2002.

37. Юнг К.-Г. Психологические типы. - СПб.: Ювента, 1995.

 



Информация о работе Границы Я у детей дошкольного и младшего школьного возраста