Границы Я у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 09:58, курсовая работа

Описание

Актуальность. В настоящее время существует проблема защиты личного пространства от чужеродных вторжений. Мегаполис диктует высокий темп деятельности, стремится ориентировать живущих в нем людей на такие критерии жизни как «эффективность», «результативность», «скорость», «успешность» и пр. Отмечается превалирование социального, общественного над интимным, личным. В образе современного человека активно подчеркивается противопоставление другому человеку, превалируют индивидуализм, эгоистичность, отношения между людьми начинают расцениваться с точки зрения конкуренции, обособления, жесткого контроля собственных границ.

Содержание

Введение
Глава 1. Методологический и теоретический анализ природы понятия «границы Я»
1.1. Методологические принципы исследования
1.2. Теоретический анализ концепций, посвященных понятию «границы Я»
Глава 2. Формирование границ Я у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Глава 3. Нарушения границ Я в дошкольном и младшем школьном возрасте
3.1. Развитие границ Я в норме
3.2. Последствия физического и психологического насилия
3.3. Нарушение границ Я при материнской депривации
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая, Силина О..doc

— 298.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Формирование границ Я у детей дошкольного и младшего школьного возраста

При рассмотрении генеза психологических границ необходимо выделить следующие методологически обоснованные задачи исходя из наших предположений о том, что границы Я – это есть интеграция действий внешнего мира, субъектности и индивидуальности самого человека, а также влияние глубинных структур психики («Оно» в понимании психоанализа, инстинктивной природы человека в свете этологического подхода):

1.                           Рассмотреть развитие психологических границ как результат взаимодействия биологического и социального влияния (генотип-средового взаимодействия);

2.                           Исследовать формирование суверенности как деятельностно-опосредованного отношения со средой (как проявления субъектности человека в мире);

3.                           Изучать особенности воздействия среды на формирование границ Я (как проявление отражения субъекта в среде).

Повторимся, что цель развития границ Я – это развитие психологически здоровой личности, которая способна регулировать собственное поведение и состояние, т.е. адаптироваться с условиям среды без ощущения угрозы «чувству Я». Рассмотрим некоторые концепции формирования границ Я у детей.

Как мы уже говорили выше, границы Я осознаются в некоторый стрессовый момент для человека. Психоаналитический подход выделяет три нарциссические травмы, переживаемые человеком [9]:

1.                           Осознание существования Другого и принятие собственной отдельности от Другого. Переводя в термины психологичсекой суверенности, происходит отделение себя от мира, ребенок начинает видеть черту между «Я» и «не-Я», происходит осознание того, что Другой находится за пределами власти нашего Я;

2.                           Принятие собственной однополости. Это переживание сужает границу Я, отбирает у ребенка иллюзию «гендерной универсальности». Создается запрет, граница быть существом другого пола, определяет ролевое и социальное поведение. Субъектность и активность с этого момента должны выражаться только в русле приемлемого гендерного поведения;

3.                           Принятие собственной конечности, смертности. Данное переживание лишает ребенка ощущения «вечной жизни», но дает стимул для саморазвития, постановки цели. С одной стороны, осознание смертности еще более сужает психологическое пространство человека («я не вечен»), но с другой стороны, суверенность начинает развиваться уже во внутреннем пространстве, происходит переход в «субъективную реальность» («что я могу сделать в этом мире, чтобы оставить след», «во что мне верить, чтобы избежать тревоги и полноценно жить»).

По мнению психоаналитиков, границы у ребенка развиваются под воздействием комплекса кастрации. «Кастрация - это метафора, отражающая чувство неполноценности ребенка - факт, который он вынужден постепенно признать. Кастрация возникает неизбежно всякий раз, когда ребенок сталкивается с тем, что его возможности ограничены. Признание этой ограниченности необходимо для развития чувства реальности. Реальности не только как чего-то внешнего, но, в первую очередь, как подлинности собственных переживаний, своей психической реальности» [9].

              Продолжая психоаналитические рассуждения, можно проследить условно следующий генез границ Я:

1.      Пространственные границы: новорожденные ребенок не осознает себя и своей отдельности от матери и окружающего мира (0-1 года);

2.      Телесные границы: осознание отдельности телесных потребностей ребенка и окружающих, проверка возможностей тела (в движении, управлении органическими потребностями) (1-3 года);

3.      Гендерные границы: осознание ребенком принадлежности к определенному полу и ограничений, связанных с этим (3-5 лет);

4.      Временные границы: осознание конечности собственного бытия, т.е. собственной смертности. Приходит понимание, что есть не только места, где меня нет, но и время, в котором меня не будет (5-7 лет);

5.      Личностно-субъективные границы: происходит активное общение ребенка в среде сверстников, переход к выполнению учебных задач, развитие саморегуляции. Присутствует запрет на выражение собственных желаний и требование следовать внешним условиям. Формируется внутреннее психологическое пространство, которое характеризуется тем, что ребенок начинает мыслить себя в терминах своих возможностей, желаний с учетом средовых факторов (7-12 лет) («чего я могу и не могу», «а если бы…», «хотелось бы, чтобы было так, а для этого нужно…»).

Таким образом, динамика развития психологического пространства идет по пути сужения и дифференциации (мои границы Я как человека определенного пола с определенной телесностью и психологическими возможностями). Психоаналитическая концепция очень удобна для объяснения феномена границ Я, т.к. в ней оптимальным образом сочетаются биологические, социальные и субъектные факторы.

По мнению К. Левина [15], жизненное пространство личности развивается в течение жизни человека. У новорожденного ребенка жизненное пространство недифференцировано: он плохо выделяет границы своего тела, у него нет представлений о прошлом и будущем. По мере взросления детей у них происходит расширение жизненного пространства во времени и в пространстве. Начинает расти дифференциация между реальным и ирреальным уровнями жизненного пространства. Реальный уровень связан с отражением реальных событий, происходящих в физическом и социальном мирах, ирреальный наполнен фантазиями, желаниями и страхами. Степень дифференцированности внутренних и внешних областей жизненного пространства взаимосвязаны между собой. Чем более структурированной является сама личность, тем более структурировано ее представление об окружающем мире. Растущая дифференциация сопровождается ростом интеграционных процессов, которые проявляются в увеличении сложности и иерархичности организации жизненного пространства. К.Левин считал, что существует тесная связь между интеллектом или, точнее психологическим возрастом, и степенью структурированности его жизненного пространства. Наиболее бурно структурирование жизненного пространства происходит в детском и подростковом возрасте, поскольку в этот период происходит стремительное накопление знаний о мире и о самом себе.

Таким образом, К. Левин выделяет среду и человека, но не противопоставляя эти два понятия друг друга, а подчеркивая взаимозависимые связи между ними. Левин высказывает мысль о том, что для психологического благополучия человека наличие такого жизненного пространства необходимо, что оно развивается онтогенетически и под влиянием культурных особенностей.

              Рассматривая историю возникновения психологической границы в онтогенезе В. А. Подорога [23] пишет: «Ребенок и мать — находятся под одним (материнским) покровом… Все ощущения, связанные с формированием психического Эго ребенка определяются самым ближайшим к нему Другим. Этот Другой всегда будет его второй кожей, которой ему всегда будет недоставать. И эта вторая кожа не только являет собой нечто вроде панцирной защиты, но и может оказаться самым опасным врагом первой». И далее «…всякая попытка реконструкции психического Эго определяется учетом взаимодействия первой и второй кожи и без последней, собственно, никакое психическое Эго не в силах ни сформироваться, ни проявить себя. Именно вторая кожа открывает этот, не всегда безопасный путь в мир других тел, к телу Другого, но вторичным ходом — путь к своему телу» [23].

В ходе онтогенеза, как показала С.К. Нартова-Бочавер [18], происходит развитие суверенности в следующей последовательности. Представим кратко наиболее характерные виды суверенности на каждом возрастном этапе:

      Младенчество – суверенность физического тела. Ребенок овладевает собственным телом, учится самостоятельно удовлетворять органические потребности, отделяет себя от матери. Большинство конфликтов происходит по поводу нарушения телесных границ;

      Ранний возраст – возрастает показатель суверенности вещей. Значимыми становятся личные вещи, с которыми идентифицируется обладатель. Конфликты наблюдаются из-за принадлежности вещей, из-за способов их употребления («ложкой нужно кушать, но не грызть ее»). В этот период у ребенка появляются «переходные объекты», которые способствуют возникновению «переходного пространства», являющегося первоосновой личного пространства. Начало ходьбы открывает перед ребенком персональное пространство («куда я пришел, то мое», «мое, потому что я первый взял»);

      Дошкольный возраст – приоритетность суверенности вещей сохраняется. В старшем дошкольном возрасте усиливается также суверенность режимных привычек, которая проявляется в желании установить собственный порядок действий, самостоятельно структурировать временную организацию среды. Значимость ценностей (материальных, явлений, привязанностей, идеологии и пр.) впервые проявляется в этом возрасте и состоит в самостоятельном выборе желаемых явлений и классификации событий ребенком на основе убеждений и предпочтений (различение ребенком таких понятий как «нравится – не нравится», «хорошее – плохое» с ориентацией на внутренние представления и критерии);

      Младший школьный возраст – на первый план выступает суверенность привычек. Возможно, это связано с началом школьного обучения, которое является переломным: переход от образа жизни дошкольника к регулярному обучению с другими требованиями;

      Подростковый возраст – суверенность ценностей, которая сохраняется до конца жизни, также высокие показатели по комплексному самоутверждению (завоевание и сохранение личной автономии);

      Юношеский возраст – сохраняется приоритет суверенности ценностей и вкусов;

      Взрослость – суверенность ценностей и суверенность привычек;

      Поздняя взрослость (пожилой возраст) – суверенность ценностей.

Нарушения суверенности психологического пространства приводит к компенсаторным явлениям, часто неадаптивным. Начинают проявляться такие защитные механизмы как интроекция («некритичное следование установкам, данных другими людьми» [18]) и проекция («стремление «расширить себя», неадекватно наделяя мир вокруг собственными психологическими качествами» [18]).  

Таким образом, С.К. Нартовой-Бочавер [19] был экспериментально доказан факт развития психологической суверенности в отногенезе. Это развитие имеет тенденцию перехода от физического, ощущаемого мира (тела, вещей) к пространству внутреннему, психологическому (ценности, привычки, отношения), т.е. происходит своеобразный процесс интериоризации пространства, в котором разворачивается субъективная жизнь человека. Можно предположить, что основным направлением развития границ Я у детей будет переход от объектов к символическому отражению реальности.

В.И.Слободчиков [28] предлагает следующую динамику развития «субъективного пространства» детей (в рамках нашего исследования рассмотрим только интересующие нас возрастные особенности границ Я дошкольного и младшего школьного возраста):

1. Ступень оживления (от рождения до года) – для ребенка важен не он сам как индивид, а событие, «живое единство ребенка и матери в их отношении к остальному миру и к своей совместности в том числе» [28]. Для того, чтобы это стало возможным, матери и ребенку необходимо организовать общее поле существования. Можно предположить, что Я ребенка в данный момент вынесено на границу контакта матери и ребенка, т.е. граница ребенка проявляется в случае удовлетворения / неудовлетворения физических потребностей. «Комплекс оживления» символизирует момент передачи чувства «Я» ребенку с помощью особой «семантизации пространства события, обнаруживая в ребенке тот адресат, к которому возможно личное обращение» [28].

2. Ступень одушевления (от года до 6 лет) – ребенок накапливает чувственно-практический опыт, который включает в себя «образование установок, потребностей устойчивых схем поведения, сорганизованных движений». Внутренний мир ребенка представляет собой «психосоматическую реальность, которая еще не знает субъект-объектного противопоставления. Здесь формулой сознания является «прамы» (Л. С. Выготский), прообразом деятельности – «живое движение» (Н. А. Бернштейн), формой общения – сопричастность» [28]. Переводя данное положение в термины изучения психологического пространства личности, можно предположить, что на данном этапе развития границы Я переходят в телесно-чувственную форму. Это необходимо для практического отличения «Я» от мира. Как считает В.И. Слободчиков, на развитие внутреннего мира человека влияют «два эпохальных события <…> - прямохождение и речь» [28]. Самостоятельное передвижение лежит в основе сравнивающей рефлексии: соотнесенность мира и физических возможностей ребенка. Речь становится отражением внутреннего мира, личного пространства как «как психосоциальной реальности», состоящей из множества предметно-орудийных и чувственно-практических действий, которые можно рассматривать в качестве основы становления психологической суверенности. На данном этапе происходит опознание «Я» ребенка в предметном мире, отождествление себя с ним. Границы Я зависят напрямую от того, что умеет делать ребенок в реальном мире: чем шире ряд его возможностей, тем шире занимаемое им психологическое пространство. В процессе онтогенеза происходит формирование устойчивого мироощущения, «Я» приобретает целостность и происходит переориентация границ Я с физических действий на внутренние убеждения, т.е. для ребенка становятся значимыми нормы и правила поведения, его собственные желания и возможности. Границы Я начинают опираться на моральные устои общества и личные отношения ребенка.

3. Ступень персонализации (7 – 18 лет) – происходит «превращение различных деятельностных структур субъектности в содержание его представлений о себе (самооценка, образ «Я» и др.) <…>  Ребенок начинает становиться личностью – точкой средоточения различных общностей в социокультурной реальности и обособления от них. Начинается процесс самоограничения (уточнения границ самотождественности внутри события); процесс бурного осознания «Я – не Я», своих желаний, целей, мотивов, способностей, личностных качеств [28]». На данном этапе складывается «принцип персонального», который начинает служить основной опорой границ Я.

              Подытоживая все вышесказанное, отметим, что в концепции В.И. Слободчикова подчеркиваются следующие тенденции: развитие границ Я происходит от внешних опор (Я заканчивается там, где заканчивается мое) через предметные действия (Я заканчивается там, где я ничего не могу сделать) к внутренним опорам (Я заканчивается там, где я уже не могу управлять), а также подтверждается гипотеза о том, что психологическое пространство личности – это некоторый психосоциальный сплав («не все мы можем «от себя», но – и не все происходит «без нас» [11]).

              Рассмотрим некоторые факты, приводимые этологами [8], которые могут быть полезны в понимании развитии суверенности. Следует обосновать, почему в нашем исследовании большое внимание уделяется именно врожденным особенностям поведения. Дошкольное детство и младший школьный возраст – это время начала активной социализации, время преобладания и зачастую превалирования врожденных особенностей над приобретенными, «воспитанными», социальными. Поэтому нам кажется закономерным рассмотрение инстинктивной природы человека. Итак, детеныш хвостатых приматов обследует мир, держась за хвост матери, что обеспечивает ему безопасность и уверенность. «Опыт воспитания детенышей на макетах обезьян с длинными хвостами показал, что детеныши вырастают более смелыми и общительными, чем воспитанные на макетах с короткими хвостами или вовсе без хвостов, потому что имели больше возможностей обследовать мир» [8]. Это положение прямо отражает развитие границ Я у детей: чем больше возможностей у детей для познания окружающей среды, тем шире и устойчивее формировалось их психологическое пространство. Вероятно, это связано с тем, что у детей возникает ощущение уверенности, уместности, т.к. «я могу управлять предметным миром, значит, я существую». Также это согласуется с положением М.Малер [9] о том, что в определенном возрасте у детей наступает состояние «автономии с оглядкой»: дети внешне независимы, могут исследовать окружающий мир самостоятельно, но должен быть спасительный контакт с матерью (она должна быть в зоне досягаемости либо в поле зрения). Т.е. мы можем предположить, что для развития суверенности, устойчивых границ Я у ребенка должно быть свободное пространство, физическая и предметная деятельность, но и понимание того, что есть «база» (мать), к которой можно вернуться, чтобы получить внимание, заботу и любовь.

Информация о работе Границы Я у детей дошкольного и младшего школьного возраста