Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 09:58, курсовая работа
Актуальность. В настоящее время существует проблема защиты личного пространства от чужеродных вторжений. Мегаполис диктует высокий темп деятельности, стремится ориентировать живущих в нем людей на такие критерии жизни как «эффективность», «результативность», «скорость», «успешность» и пр. Отмечается превалирование социального, общественного над интимным, личным. В образе современного человека активно подчеркивается противопоставление другому человеку, превалируют индивидуализм, эгоистичность, отношения между людьми начинают расцениваться с точки зрения конкуренции, обособления, жесткого контроля собственных границ.
Введение
Глава 1. Методологический и теоретический анализ природы понятия «границы Я»
1.1. Методологические принципы исследования
1.2. Теоретический анализ концепций, посвященных понятию «границы Я»
Глава 2. Формирование границ Я у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Глава 3. Нарушения границ Я в дошкольном и младшем школьном возрасте
3.1. Развитие границ Я в норме
3.2. Последствия физического и психологического насилия
3.3. Нарушение границ Я при материнской депривации
Заключение
Список литературы
Мы уже упоминали о том, что для детей большое значение имеет собственность, возможность обладания материальными ценностями (этап суверенности вещей). Этот факт также находит отражение в этологии под термином «инстинкт собственности». Ученые-этологи говорят о том, что желание обладать собственностью очень мучительно для ребенка и человека вообще. Дети часто не любят делиться игрушками, т.к. идентифицируют себя с ними. «Не сумев удержать собственность, дети испытывают страшное горе» [8]. Границы Я ребенка распространяются на все вещи, которыми он обладает и отдать кому-то «часть себя» является сильнейшим негативным переживанием. «Лишение собственности или ограничение на владение ею деформирует психику и взрослого человека, делает его агрессивным, завистливым и вороватым. Это прекрасно понимали античные законодатели, наделяя гражданским правом участвовать в выборах и защищать отечество лишь тех членов общества, у которых была собственность<…> эта мера, делавшая демократию более стабильной, а войско храбрым» [8]. «Вещный» мир расширяет и продолжает Я ребенка снаружи. Лишение предметной среды значительно обедняет развитие личности ребенка. Ребенок продолжает свое существование в мире вещей, оставляя часть себя на понравившейся вещи, испытывая положительные эмоции и проявляя таким образом свое существование в мире. Может быть, поэтому некоторым взрослым трудно расставаться со старыми игрушками, т.к. они являются частью нас самих?
Следующим примером нам хотелось бы привлечь внимание к области суверенности привычек, режимных моментов, что также является врожденным поведением и иллюстрирует генотипа в средовое воздействие в процессе формирования границ Я у детей. Как было уже озвучено выше, дети склонны ритуализировать собственное поведение, отмечается стремление к постоянному повторению. К.Лоренц [8] дал разгадку этой детской особенности: мышление ребенка еще незрело, чтобы разобраться в причинно-следственных связях. Поэтому дети воспринимают окружающее комплексно, как единое целое, запоминают наиболее приятные и комфортные для себя условия и результаты деятельности. Этот пример можно использовать как иллюстрацию того, что у детей граница Я очень неустойчива, негибкая, т.к. ребенок не может в силу возрастных особенностей когнитивного, эмоционально-волевого и личностного развития адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Условно можно сказать, что суверенность детей указанного возраста имеет своеобразные внешние «точки опоры»: если произошло определенное событие, то ребенок испытывает чувство целостности, уверенности в себе, безопасности. Т.е. ответственность за собственное благополучие лежит на окружающем мире, а не на ребенке. Граница Я получает свое выражение в символической, ритуализированной форме («нужное событие / знак как символ благополучия / целостности»).
Этологи утверждают, что даже игры (что является ведущей деятельностью для дошкольников) имеют инстинктивную природу. Они видят в них тренировку врожденных программ поведения, направленных на успешную адаптацию в среде. Важно отметить, что игры учат детей регулировать собственные границы: сужать их, если того требует роль или, наоборот, защищать «свое» также из роли. При этом у остальных игроков не остается негативных эмоций от процесса совместной деятельности. «Большинство игр (у детенышей животных), - как пишет В.Дольник, - вариации на три главные темы: «хищник – жертва» (один убегает, другой ищет, догоняет), «брачные партнеры» (разыгрываются ритуалы знакомства, ухаживания, строительства гнезд), «родители – дети» (один делает вид, что кормит другого, согревает и т.п.)» [8]. Каждому типу игр детенышей животных можно найти эквивалент и в играх наших детей. Рассмотрим психологическое содержание каждого вида игр и приведем некоторые примеры. Вариант «хищник – жертва» позволяет научиться ребенку защищать, контролировать, удерживать, расширять собственные границы, чувствовать свою целостность в стрессовых ситуациях, учат адаптироваться к сложным жизненным условиям, не чувствуя при этом угрозы для своей Самости, «Я», т.е. отрабатываются такие процессы как «защита – интервенция» в стрессовых условиях. В детском сообществе этому содержанию могут соответствовать такие игры, как «Казаки-разбойники», «Салки» и пр., где явно выделяются роли нападающего и защищающегося. Игры типа «брачные партнеры» и «родители – дети» направлены на развитие таких свойств психологических границ как «подвижность (гибкость – ригидность) – проницаемость (закрытость – открытость)», т.е. посвящены умению «подстраиваться» к условиям и требованиям среды в нестрессовых условиях. Как пример можно привести универсальную игру «Дочки-матери», которая сочетает оба типа игр. Таким образом, игры дают ребенку возможность развития психологического пространства, осознания границ Я.
Подводя краткие итоги выше сказанному, можно ответить некоторые характерные особенности формирования границ Я у детей от 2 до 10 лет. Каждая из выделенных сторон психологической суверенности развивается не отдельно, а интегративно. Остановка в развитии какой-либо стороны психологического пространства приводит к негативным последствия для личности ребенка. Итак, подытожим, какие основные этапы проходит ребенок в процессе развития границ Я:
1. Граница Я как осознание собственной отдельности.
2. Граница Я как овладение телом.
3. Граница Я как обладание материальным миром.
4. Граница Я как территориальное поведение.
5. Граница Я как пространственно-временное ограничение.
6. Граница Я как ритуализация, выделение постоянных условий существования Я.
7. Граница Я как внутренние убеждения относительно системы «Я – мир – Другие».
Итак, мы видим, что дошкольное детство и младший школьный возраст являются сензитивными для развития границ Я ребенка, т.к. в этом возрасте закладываются основные «опорные точки» психологического пространства (овладение телом, территорией, предметами, приобретение убеждений, осознание времени и пр.).
Глава 3. Нарушения границ Я в дошкольном и младшем школьном возрасте
3.1. Развитие границ Я в норме
Как мы показали выше, проблема формирования границ – это проблема самоопределения и соотнесенности мира Я с миром не-Я. В процессе онтогенеза ребенок учится выделять и признавать существование другой реальности, которая не является часть его Я. По словам А.Ш. Тхостова, Я находится там, где начинается не-Я [30]. Таким образом, мы можем рассмотреть психическое расстройство как следствие нарушений коммуникации с объектами реальности, что может проявиться как искажение границ Я. Как указывает Г.И. Малейчук [17], «психологически здоровый индивид обладает устойчивыми и гибкими границами Я, способен гибко строить отношения с другими и обладать качеством автономности». Данное утверждение можно рассмотреть на примере такого психологического феномена как одиночество. Одиночество нетравматично, если индивид способен различать себя и не себя и способен принять себя в данной реальности без компенсирующего (дополняющего) объекта. Согласно наблюдениям М.Малер [17], в конце первого – начале второго года жизни ребенок впервые знакомится с чувством одиночества, когда происходит отрыв от матери. Это приводит к собственно «психологическому рождению».
Ребенок начинает искать пути компенсации одиночества, если это переживание было для него травматичным, если реальность раньше времени нарушила его границы, т.е. была рано утрачена иллюзия стабильности и предсказуемости мира [17]. Возможно, поэтому многие дети выбирают себе в качестве компенсации «любимые» игрушки, с которыми не расстаются годами и страх ее утраты очень велик для ребенка. В связи с этим к выбранному объекту формируется некоторая «патологическая» привязанность, он становится символом защищенности и безопасности и снижает чувство тревоги, брошенности, внутренней пустоты.
Все вышесказанное позволяет предположить, что у ребенка существует потребность в поддерживании устойчивой, объяснимой, непротиворечивой картины мира и образа Я. Поддержку и стабильность образа Я (т.е. защиту границ Я) выполняют защитные механизмы, которые «работают» на границе Я [21]. В гештальт-терапии принято выделять 3 зоны контакта с миром: внутреннюю, образованную ощущениями от собственного тела, внешнюю – ощущение и осознание свойств окружающей действительности и среднюю – зону воображения и фантазии, а также многочисленных мысленных игр [7]. Перлс говорил, что контакт со средой и уход из неё, принятие и отвержение – наиболее важные черты здоровой и целостной личности. Но когда способность к различению, поддержанию правильного ритма отказывает, возникают невротические и, возможно, психосоматические нарушения [21].
В рамках гештальт-терапии выделяют следующие основные способы регуляции организмом границ контакта: интроекция, проекция, конфлюэнция и дефлексия. Рассмотрим их несколько подробнее и обсудим, что происходит с границами Я во время каждого типа контакта. Интроекция – это механизм пассивного принятия чужих установок, ценностей, убеждений. Это генетически примитивная форма реагирования [25]. Характерна для раннего возраста и дошкольного возраста, особенно в отношении родителей и значимых лиц, когда любая поступающая от них информация принимается на веру без критического осмысления. Положительный момент данного типа контакта состоит в том, что это самый простой механизм обогащения психологического пространства («все что не Я, становится Я»).
Проекция – механизм приписывания другому того, что изначально является часть внутреннего мира индивида [25]. Дети дошкольного возраста могут передавать ответственность за свое эмоциональное состояние, ошибки другим людям («это из-за тебя», «ты плохой», «ты меня не любишь»). Часто наблюдаются такие ситуации, в которых дети, чувствуя, что они неправы, требуют от родителей извинений. Если их не следует, то дети реагируют очень аффективно. В норме проекция является одним из механизмов понимания другого человека [17]. Интроекция и проекция в норме отражают такую способность границ Я как «гибкость – ригидность».
Дефлексия (вытеснение) – механизм, который позволяет избегать прямого контакта с другим или контролировать интенсивность этого контакта [22]. В норме это служит условием сохранения автономии личности. Конфлюэнция – это состояние контакта, объединения, исчезновения границ Я. Два «слитых» человека могут существовать без четкой границы между ними. Я при этом заменяется на Мы [22]. Такое наблюдается у новорожденных детей и их матерей, когда спящая мать «слышит» дыхание своего ребенка и просыпается до того, как проснулся ребенок. Также такое явление может присутствовать в условиях воспитания по типу гиперопеки, когда ребенок затрудняется выделить свое Я, установить свои границы и не испытывает потребности этого сделать. Конфлюэнция и дефлексия может рассматриваться как «открытость – закрытость» границ. Гипотетически можно предположить формирование каждого типа контакта в онтогенезе и соотнести это с видами суверенности. Первыми формируются конфлюэнция и дефлексия как естественный способ жизни младенца. Ребенок учится контролировать свои границы физически: обнимая и отталкивая мать. Эти действия по регуляции дистанции способствуют развитию суверенности физического тела («я решаю, когда хочу контакта, а когда - нет»). Можно предположить, что следующим этапом в развитии механизмов контакта будут интроекция и проекция, т.е. «вбирание» и «отдавание» ребенком информации об окружающем мире, присваивание и разграничение мира на «мое – не мое». Это может отражаться в том, что по С.К. Нартовой-Бочавер, следующим этапом развития суверенности становится этап развития суверенности вещей. Ребенок учится присваивать и отдавать как в психологическом, так и в физическом плане, т.е. различать «мое – чужое», «нравится – не нравится» как в мире вещей, так и в мире нематериальном. Т.е. психологическое содержание этого этапа развития можно выразить, как формирование активного отношения к жизни, начало «авторства» собственной личности. Представленная картина согласуется с концепцией Э.Эриксона [36] психосоциального развития. Согласно его теории, возраст до 1 года у ребенка заканчивается кризисом «базисное доверие против базисного недоверия». В рамках нашего исследования можно говорить о том, что овладение ребенком собственным телом, установление физических границ Я также вносит вклад в формирование такой стороны личности как «надежда» [36] («мир добр ко мне и помог овладеть телом, я доверяю себе и доверяю миру»). Возраст от 1 года до 3 лет должен закончиться разрешением конфликта «автономия против стыда и сомнения» и способствовать развитию такой черты личности как сила воли. Если следовать логике нашего рассуждения, то механизмы контакта со средой интроекция и проекция обеспечивают развитие самостоятельности. Суверенности вещей, умение пользоваться ими, т.е. операциональная сторона обладания способствует укреплению собственной автономии ребенка.
Таким образом, в норме функционирование этих механизмов обеспечивают творческую адаптацию личности к условиям окружающей среды, позволяют ориентироваться в двух реальностях – бытия мира и бытия собственного Я [1]. Патология же возникает тогда, когда один из типов регуляции начинает доминировать, становится ведущим и теряет свою приспособительную функцию, становится жестким и стереотипным. Детям в такой ситуации приходится прибегать к поиску возможностей построения внешних, физических границ. Д. Хломов [33] предлагает следующую классификацию личностной организации:
Невротическая: границы вынесены наружу, задаются и удерживаются другим, трудность в дифференциации Я и не-Я, в определении, где заканчивается другой и начинается Я. Границы сильно проницаемы, Я смешивается с не-Я. Преобладают конфлюэнция и интроекция. Трудности в понимании собственных мыслей, желаний. Жизненную позицию можно выразить следующим образом: «Чего хочет другой, то хочу Я». Основная проблема у невротика – неспособность к автономии и формирование зависимости от другого;
Шизоидный: границы помещены во внутрь, нет средств для обозначения свих внешних границ. Границы Я жесткие, ригидные, слабопроницаемые. Преобладает дефлексия. Ярким симптомом становится неспособность шизоида к контакту. Слабо переносят изменения в окружающей обстановке;
Нарциссический: слит с идеальным образом Я. Преобладают дефлексия, отрицание, проекция, эготизм. Свойственно отрицание действительного Я, собственных чувств и представлений о мире и себе.
Эту классификацию можно использовать в работе с дошкольниками и младшими школьниками по профилактике психологического здоровья, обучая и развивая у детей способность к пониманию себя, своих желаний, своих чувств и умение регулировать границы своего Я. Мы рассмотрели основные вопросы, связанные с формированием психологической суверенности в норме. Обратимся теперь к такому понятию, как виды нарушений психологического пространства личности.
С.К. Нартова-Бочавер [19] предлагает классифицировать последствия нарушения суверенности личности по следующим основаниям:
По содержанию: «воздействие на тело, лишение человека личнй территории, права на личные вещи, возможности определять режим жизни и последовательность действий, а также выбирать круг знакомых и систему ценностей»;
По силе воздействия: «внедрение, разрушение, жестокое обращение, насилие»;
По времени действия: «хронические (жизнь в коммунальной квартире) и ситуационные».
Любое нарушение психологических границ в определенное мере затрагивает личность человека, отношение его к окружающему миру, нарушаются временные перспективы жизни. Как последствия, могут возникать аффективные, психосоматические, когнитивные и асоциальные ответы личности на стрессор. С.К. Нартова-Бочавер в своей работе «Человек суверенный…» [19] отмечает, что анализ исследований, посвященных это проблеме, позволяет сделать следующую классификацию:
Информация о работе Границы Я у детей дошкольного и младшего школьного возраста