Характеристика мотивации общения подростков со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:48, дипломная работа

Описание

Цель исследования.
Изучить специфику мотивации общения подростков со сверстниками.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были сформулированы следующие теоретические и эмпирические задачи исследования.
Теоретические задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме психических новообразований подросткового возраста;
2. Проанализировать научную литературу по проблеме мотивации общения подростков со сверстниками;

Содержание

Введение ...................................................................................................................... 3
Глава I. Представления о мотивации в трудах отечественных и зарубежных психологов ..................................................................................................................... 7
§ 1. Общая характеристика потребностно-мотивационной сферы личности . 7
§ 2. Концепции мотивации в трудах отечественных психологов ...................... 9
§ 3. Теории мотивации в трудах зарубежных психологов ................................. 12
Глава II. Социально-психологические особенности подросткового возраста и специфика мотивации общения подростков со сверстниками ......................18
§ 1. Кризис подросткового возраста ........................................................................18
§ 2. Особая напряженность чувств в подростковом возрасте ............................22
§ 3. Особенности формирования мотивационной сферы в подростковом возрасте …………………………………………………………………………........ 24
§ 4. Специфика мотивации общения подростков со сверстниками………..…27
Глава III. Эмпирическое исследование мотивации общения подростков со сверстниками .............................................................................................................. 34
§ 1. Выборка и методики эмпирического исследования .....................................34
§ 2. Процесс проведения и анализ результатов эмпирического исследования...................................………………………………………………… 41
Выводы по эмпирической части исследования ................................................... 56
Выводы по задачам исследования ......................................................................... 60
Заключение ………………………………………….……………………………… 65
Список литературы ....................................................................................................66
Приложения ………………………………………………………………………… 70
Приложение № 1. Психодиагностические методики, использованные в эмпирическом исследовании................................................................................... 70 Приложение № 2. Результаты эмпирического исследования в диаграммах...90
Приложение № 3. Корреляционный анализ психодиагностических данных по 5-ти методикам..........................................................................................................

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 871.00 Кб (Скачать документ)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, СОЦИОЛОГИИ

и СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Характеристика  мотивации общения 

подростков  со сверстниками

 

 

 

Студентка: Дубровская Елизавета Павловна

5-ый курс, очное отделение

специальность «Психология»

 

Руководитель: доц. Донцов Д.А.

 

 

Допущена к  защите_______________

 

 

 

 

Москва

2008

Оглавление

Введение ...................................................................................................................... 3

Глава I. Представления о мотивации в трудах отечественных и зарубежных психологов ..................................................................................................................... 7

§ 1. Общая характеристика потребностно-мотивационной сферы личности . 7                     

§ 2. Концепции мотивации в трудах отечественных психологов ...................... 9

§ 3. Теории мотивации в трудах зарубежных психологов ................................. 12

Глава II. Социально-психологические особенности подросткового возраста и специфика мотивации общения подростков со сверстниками ......................18

§ 1. Кризис подросткового возраста ........................................................................18

§ 2. Особая напряженность чувств в подростковом возрасте ............................22

§ 3. Особенности формирования мотивационной сферы в подростковом возрасте …………………………………………………………………………........ 24

§ 4. Специфика мотивации общения подростков со сверстниками………..…27

Глава III. Эмпирическое исследование мотивации общения подростков со сверстниками .............................................................................................................. 34

§ 1. Выборка  и методики эмпирического исследования .....................................34

§ 2. Процесс проведения и анализ результатов эмпирического исследования...................................………………………………………………… 41

Выводы по эмпирической части исследования ................................................... 56

Выводы по задачам исследования ......................................................................... 60

Заключение ………………………………………….……………………………… 65

Список литературы ....................................................................................................66

Приложения ………………………………………………………………………… 70

Приложение  № 1. Психодиагностические методики, использованные в                                                                 эмпирическом исследовании................................................................................... 70  Приложение № 2. Результаты эмпирического исследования в диаграммах...90

Приложение  № 3. Корреляционный анализ психодиагностических данных по 5-ти методикам.......................................................................................................... 106

Введение

Общая характеристика работы.

Дипломное исследование посвящено изучению специфики мотивации общения подростков со сверстниками. Подростковый возраст характеризуется перестройкой мотивационной сферы и коммуникативной сферы (взаимоотношений со взрослыми и сверстниками). В дипломе изучены психические новообразования, характерные для подросткового возраста и их влияние на поведение подростков. Главная идея дипломной работы состоит в том, что психологические особенности и изменения, присущие данному возрасту меняют и мотивационную структуру  общения подростков со сверстниками.

Актуальность  исследования.

Актуальность дипломной  работы обусловлена тем, что подростковый возраст – период, когда потребность  в общении со сверстниками становится одной из основных потребностей (А.Н.Леонтьев; А.В. Петровский и др.). Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников. На современном этапе развития нашего общества изучение мотивации подростков  к общению со сверстниками весьма актуально.

Объект исследования.

Объект исследования – подростки в возрасте от 13 до 15 лет, их мотивационная сфера.

Предмет исследования.

Предмет исследования – развитие мотивационной сферы подростков,  характеристика мотивации общения подростков со сверстниками.

Цель исследования.

Изучить специфику мотивации общения  подростков со сверстниками.

Гипотеза исследования.

Мы предположили, что во время подросткового периода развития перестраивается мотивационная сфера личности и у подростков возрастает потребность в общении со сверстниками. Общение со сверстниками является ведущей деятельностью в подростковом возрасте (А.Н.Леонтьев; И.С. Кон; А.В. Петровский и др.) Таким образом, мы предположили, что у современных подростков преобладает высокий уровень мотивации общения и общение является доминирующей направленностью личности подростков.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были сформулированы следующие теоретические и эмпирические задачи исследования.

Теоретические задачи:

    1. Проанализировать научную литературу по проблеме психических новообразований подросткового возраста;
    2. Проанализировать научную литературу по проблеме  мотивации общения подростков со сверстниками;
    3. Выявить мотивационные параметры личности подростков, влияющие на их общение между собой;

Эмпирические задачи:

    1. Подготовить и провести эмпирическое исследование мотивации общения подростков со сверстниками. Выявить потребностно-мотивационную направленность личности подростков. Эмпирически изучить потребности подростков и степень их удовлетворенности.
    2. Эмпирически исследовать выраженность потребности в общении у подростков.
    3. Провести анализ мотивационных атитюдов (социальных мотивационных установок) подростков.
    4. Эмпирически изучить ценностные ориентации подростков.

8. Дать психолого-педагогические рекомендации по решению главной проблемы исследования.

 Методы исследования:

1. Библиографический  метод.

2. Психодиагностический метод. Нами были использованы следующие психодиагностические тестовые методики: методика изучения потребности в общении (Ю.М. Орлов); методика диагностики направленности личности (Б. Басс); методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич); методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф. Потемкина); методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей.

3. Количественный  и качественный методы обработки  данных.

4. Метод сравнительного  системного анализа.

5. Методы математико-статистического   корреляционного  анализа.

6. Интерпретационный  метод.

Эмпирическая  база исследования.

В исследовании приняли участие 63 респондента. Все респонденты являются учащимися 8-10 классов ГОУ СОШ № 1289 САО г. Москвы с углубленным изучением английского языка. Возраст респондентов от 13 до 15 лет.

Достоверность результатов проведённого исследования и сделанных на их основе выводов  достигалась посредством использования методов системного и качественного анализа данных, корреляционного анализа, математико-статистических методов.

Научная новизна  и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в данной работе дан комплексный  анализ мотивационной сферы подростков в отношении их общения со сверстниками. Также изучено влияние на мотивацию общения подростков со сверстниками таких факторов как направленность личности, ценностные ориентации, социально-психологические установки и потребности подростков. Всё это и предопределяет научную теоретическую значимость исследования.

Практическая  значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе него эмпирические данные могут быть использованы в процессе психологического консультирования, - в целях психолого-педагогической  и социально-психологической работы с неадаптивными подростками. Эмпирические результаты исследования могут быть учтены и применены при проведении практических психокоррекционных занятий и коммуникативных тренингов с подростками.

Объем и структура  дипломной работы.

Настоящее исследование состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, библиографического списка и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I.  Представления о мотивации в трудах отечественных и зарубежных психологов.                                                                                                             

§ 1. Общая характеристика потребностно-мотивационной

сферы личности.

Деятельность всегда побуждается определёнными мотивами. Понятие «мотив» означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков. 

Мотивация - совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к действию,  задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована  сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на воздействия со стороны одинаковых сил [13].

Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества  факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.

 Побуждающие факторы  разделяют на два класса: потребностей  и инстинктов как источников  активности и мотивов как причин, которые определяют направленность поведения. Потребность – нужда в каком-либо благе, снабженная механизмами ее обнаружения и устранения. Мотив – раздражитель, который побуждает деятельность по устранению потребности (или, в терминологии создателя теории деятельности А.Н. Леонтьева, предмет потребности). Согласно А.Н. Леонтьеву [32], предмет потребности – материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане – мы называем мотивом деятельности. Потребность – это необходимое условие деятельности, но сама по себе не способна предоставить деятельности чёткого направления. Изменение и развитие потребностей происходит путём изменение и развития предметов, которые им отвечают и в которых они «опредмечиваются» (термин А.Н. Леонтьева) и конкретизируются. Наличие потребности составляет необходимую предпосылку любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна придать деятельности определенную направленность. То, что является единственным побудителем направленной деятельности, есть не сама по себе потребность, а предмет, отвечающий данной потребности.

  По мнению А.Н. Леонтьева [32], потребность побуждает к активности,  а мотив – к направленной деятельности. Таким образом, мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта.

Мотивы имеют личностный характер, зависят от множества внешних  и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что  надо сделать и как будет осуществлено это действие. Мотивы поддаются осознанию. Человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности.

      Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы: сложность задания, требования взрослого, установки окружающих. Ситуативные факторы динамичны, легко меняются, поэтому есть возможность влиять на них и на активность в целом. Таким образом, мотивация – это совокупность всех факторов (личностных и ситуативных), которые побуждают человека к активности.

Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации. Чем  выше уровень мотивации и активности, тем больше мотивов побуждают к деятельности, тем больше усилий субъект склонен прикладывать. Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в деятельности. Таким образом, мотивация – важный фактор, который обеспечивает успех в деятельности [53].

     Смысл деятельности  человека заключается не только  в получении результата. Когда  субъекта побуждает сам процесс  деятельности, это свидетельствует  о наличии процессуального компонента мотивации. Процессуальный  и результативный компонент мотивации тесно связаны.  Результативная мотивационная установка играет организующую роль в детерминации деятельности, особенно если её процессуальный компонент вызывает негативные эмоции. В этом случае на первый план выступают цели, намерения, которые мобилизуют энергию человека.

Группа мотивов, побуждающих  человека к деятельности, образовывают мотивационный комплекс. Одни мотивы в этой системе имеют ведущее  значение и большую побудительную  силу (по А.Н.Леонтьеву действующие); осуществляют большее влияние на деятельность, чаще актуализируются. Влияние других (потенциальных) мотивов меньшее. Мотив проявляется с различной силой в зависимости от ситуационных факторов, времени и возраста. Поэтому иерархия мотивов не является абсолютно устойчивым психическим образованием. Однако, невзирая на динамичность мотивационной сферы, каждому присуща относительная стабильность иерархии мотивов, поскольку личность в целом и мотивы в частности не так уж легко подвергаются изменению [31].

Информация о работе Характеристика мотивации общения подростков со сверстниками