Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:48, дипломная работа
Цель исследования.
Изучить специфику мотивации общения подростков со сверстниками.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были сформулированы следующие теоретические и эмпирические задачи исследования.
Теоретические задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме психических новообразований подросткового возраста;
2. Проанализировать научную литературу по проблеме мотивации общения подростков со сверстниками;
Введение ...................................................................................................................... 3
Глава I. Представления о мотивации в трудах отечественных и зарубежных психологов ..................................................................................................................... 7
§ 1. Общая характеристика потребностно-мотивационной сферы личности . 7
§ 2. Концепции мотивации в трудах отечественных психологов ...................... 9
§ 3. Теории мотивации в трудах зарубежных психологов ................................. 12
Глава II. Социально-психологические особенности подросткового возраста и специфика мотивации общения подростков со сверстниками ......................18
§ 1. Кризис подросткового возраста ........................................................................18
§ 2. Особая напряженность чувств в подростковом возрасте ............................22
§ 3. Особенности формирования мотивационной сферы в подростковом возрасте …………………………………………………………………………........ 24
§ 4. Специфика мотивации общения подростков со сверстниками………..…27
Глава III. Эмпирическое исследование мотивации общения подростков со сверстниками .............................................................................................................. 34
§ 1. Выборка и методики эмпирического исследования .....................................34
§ 2. Процесс проведения и анализ результатов эмпирического исследования...................................………………………………………………… 41
Выводы по эмпирической части исследования ................................................... 56
Выводы по задачам исследования ......................................................................... 60
Заключение ………………………………………….……………………………… 65
Список литературы ....................................................................................................66
Приложения ………………………………………………………………………… 70
Приложение № 1. Психодиагностические методики, использованные в эмпирическом исследовании................................................................................... 70 Приложение № 2. Результаты эмпирического исследования в диаграммах...90
Приложение № 3. Корреляционный анализ психодиагностических данных по 5-ти методикам..........................................................................................................
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, СОЦИОЛОГИИ
и СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Характеристика мотивации общения
подростков со сверстниками
Студентка: Дубровская Елизавета Павловна
5-ый курс, очное отделение
специальность «Психология»
Руководитель: доц. Донцов Д.А.
Допущена к защите_______________
Москва
2008
Оглавление
Введение ..............................
Глава I. Представления о мотивации
в трудах отечественных и зарубежных психологов
..............................
§ 1. Общая характеристика потребностно-мотивационной сферы личности . 7
§ 2. Концепции мотивации в трудах отечественных психологов ...................... 9
§ 3. Теории мотивации в трудах
зарубежных психологов ..............................
Глава II. Социально-психологические особенности подросткового возраста и специфика мотивации общения подростков со сверстниками ......................18
§ 1. Кризис подросткового возраста
..............................
§ 2. Особая напряженность чувств в подростковом возрасте ............................22
§ 3. Особенности формирования
мотивационной сферы в подростковом возрасте
…………………………………………………………………………..
§ 4. Специфика мотивации общения подростков со сверстниками………..…27
Глава III. Эмпирическое исследование
мотивации общения подростков со сверстниками
..............................
§ 1. Выборка
и методики эмпирического исследования ..............................
§ 2. Процесс проведения и анализ
результатов эмпирического исследования..................
Выводы по эмпирической
части исследования ..............................
Выводы по задачам исследования
..............................
Заключение ………………………………………….……………………………… 65
Список литературы ..............................
Приложения …………………………………………………
Приложение
№ 1. Психодиагностические методики, использованные в
эмпирическом исследовании..................
Приложение
№ 3. Корреляционный анализ психодиагностических
данных по 5-ти методикам.....................
Введение
Общая характеристика работы.
Дипломное исследование посвящено изучению специфики мотивации общения подростков со сверстниками. Подростковый возраст характеризуется перестройкой мотивационной сферы и коммуникативной сферы (взаимоотношений со взрослыми и сверстниками). В дипломе изучены психические новообразования, характерные для подросткового возраста и их влияние на поведение подростков. Главная идея дипломной работы состоит в том, что психологические особенности и изменения, присущие данному возрасту меняют и мотивационную структуру общения подростков со сверстниками.
Актуальность исследования.
Актуальность дипломной работы обусловлена тем, что подростковый возраст – период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из основных потребностей (А.Н.Леонтьев; А.В. Петровский и др.). Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников. На современном этапе развития нашего общества изучение мотивации подростков к общению со сверстниками весьма актуально.
Объект исследования.
Объект исследования – подростки в возрасте от 13 до 15 лет, их мотивационная сфера.
Предмет исследования.
Предмет исследования – развитие
мотивационной сферы подростков
Цель исследования.
Изучить специфику мотивации общения подростков со сверстниками.
Гипотеза исследования.
Мы предположили, что во время подросткового периода развития перестраивается мотивационная сфера личности и у подростков возрастает потребность в общении со сверстниками. Общение со сверстниками является ведущей деятельностью в подростковом возрасте (А.Н.Леонтьев; И.С. Кон; А.В. Петровский и др.) Таким образом, мы предположили, что у современных подростков преобладает высокий уровень мотивации общения и общение является доминирующей направленностью личности подростков.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были сформулированы следующие теоретические и эмпирические задачи исследования.
Теоретические задачи:
Эмпирические задачи:
8. Дать психолого-педагогические рекомендации по решению главной проблемы исследования.
Методы исследования:
1. Библиографический метод.
2. Психодиагностический метод. Нами были использованы следующие психодиагностические тестовые методики: методика изучения потребности в общении (Ю.М. Орлов); методика диагностики направленности личности (Б. Басс); методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич); методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере (О.Ф. Потемкина); методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей.
3. Количественный
и качественный методы
4. Метод сравнительного системного анализа.
5. Методы математико-
6. Интерпретационный метод.
Эмпирическая база исследования.
В исследовании приняли участие 63 респондента. Все респонденты являются учащимися 8-10 классов ГОУ СОШ № 1289 САО г. Москвы с углубленным изучением английского языка. Возраст респондентов от 13 до 15 лет.
Достоверность результатов проведённого исследования и сделанных на их основе выводов достигалась посредством использования методов системного и качественного анализа данных, корреляционного анализа, математико-статистических методов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в том, что в данной работе дан комплексный анализ мотивационной сферы подростков в отношении их общения со сверстниками. Также изучено влияние на мотивацию общения подростков со сверстниками таких факторов как направленность личности, ценностные ориентации, социально-психологические установки и потребности подростков. Всё это и предопределяет научную теоретическую значимость исследования.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе него эмпирические данные могут быть использованы в процессе психологического консультирования, - в целях психолого-педагогической и социально-психологической работы с неадаптивными подростками. Эмпирические результаты исследования могут быть учтены и применены при проведении практических психокоррекционных занятий и коммуникативных тренингов с подростками.
Объем и структура дипломной работы.
Настоящее исследование состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, библиографического списка и приложений.
Глава I. Представления о мотивации в
трудах отечественных и зарубежных психологов.
§ 1. Общая характеристика потребностно-мотивационной
сферы личности.
Деятельность всегда побуждается определёнными мотивами. Понятие «мотив» означает побуждение к деятельности, побудительную причину действий и поступков.
Мотивация - совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к действию, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на воздействия со стороны одинаковых сил [13].
Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека.
Побуждающие факторы
разделяют на два класса: потребностей
и инстинктов как источников
активности и мотивов как
По мнению А.Н. Леонтьева [32], потребность побуждает к активности, а мотив – к направленной деятельности. Таким образом, мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта.
Мотивы имеют личностный
характер, зависят от множества внешних
и внутренних по отношению к человеку
факторов, а также от действия других,
возникающих параллельно
Мотивы являются относительно устойчивыми образованиями личности, однако мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы: сложность задания, требования взрослого, установки окружающих. Ситуативные факторы динамичны, легко меняются, поэтому есть возможность влиять на них и на активность в целом. Таким образом, мотивация – это совокупность всех факторов (личностных и ситуативных), которые побуждают человека к активности.
Успех в любой деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации. Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше мотивов побуждают к деятельности, тем больше усилий субъект склонен прикладывать. Высокомотивированные индивиды больше работают и, как правило, достигают лучших результатов в деятельности. Таким образом, мотивация – важный фактор, который обеспечивает успех в деятельности [53].
Смысл деятельности
человека заключается не
Группа мотивов, побуждающих человека к деятельности, образовывают мотивационный комплекс. Одни мотивы в этой системе имеют ведущее значение и большую побудительную силу (по А.Н.Леонтьеву действующие); осуществляют большее влияние на деятельность, чаще актуализируются. Влияние других (потенциальных) мотивов меньшее. Мотив проявляется с различной силой в зависимости от ситуационных факторов, времени и возраста. Поэтому иерархия мотивов не является абсолютно устойчивым психическим образованием. Однако, невзирая на динамичность мотивационной сферы, каждому присуща относительная стабильность иерархии мотивов, поскольку личность в целом и мотивы в частности не так уж легко подвергаются изменению [31].
Информация о работе Характеристика мотивации общения подростков со сверстниками