Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:48, дипломная работа
Цель исследования.
Изучить специфику мотивации общения подростков со сверстниками.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были сформулированы следующие теоретические и эмпирические задачи исследования.
Теоретические задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме психических новообразований подросткового возраста;
2. Проанализировать научную литературу по проблеме мотивации общения подростков со сверстниками;
Введение ...................................................................................................................... 3
Глава I. Представления о мотивации в трудах отечественных и зарубежных психологов ..................................................................................................................... 7
§ 1. Общая характеристика потребностно-мотивационной сферы личности . 7
§ 2. Концепции мотивации в трудах отечественных психологов ...................... 9
§ 3. Теории мотивации в трудах зарубежных психологов ................................. 12
Глава II. Социально-психологические особенности подросткового возраста и специфика мотивации общения подростков со сверстниками ......................18
§ 1. Кризис подросткового возраста ........................................................................18
§ 2. Особая напряженность чувств в подростковом возрасте ............................22
§ 3. Особенности формирования мотивационной сферы в подростковом возрасте …………………………………………………………………………........ 24
§ 4. Специфика мотивации общения подростков со сверстниками………..…27
Глава III. Эмпирическое исследование мотивации общения подростков со сверстниками .............................................................................................................. 34
§ 1. Выборка и методики эмпирического исследования .....................................34
§ 2. Процесс проведения и анализ результатов эмпирического исследования...................................………………………………………………… 41
Выводы по эмпирической части исследования ................................................... 56
Выводы по задачам исследования ......................................................................... 60
Заключение ………………………………………….……………………………… 65
Список литературы ....................................................................................................66
Приложения ………………………………………………………………………… 70
Приложение № 1. Психодиагностические методики, использованные в эмпирическом исследовании................................................................................... 70 Приложение № 2. Результаты эмпирического исследования в диаграммах...90
Приложение № 3. Корреляционный анализ психодиагностических данных по 5-ти методикам..........................................................................................................
§ 2. Концепции мотивации в трудах отечественных психологов.
В отечественной психологии наблюдается огромный разброс мнений относительно природы мотива.
Л.И. Божович определяет «мотив» как переживаемое субъектом побуждение, определяющее направленность активности человека, как осознаваемая им причина своих поступков и действий, как каузальное атрибутирование (приписывание причин поведения) другими поступка данного индивида Согласно Л.И. Божович, «...в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представление, идеи, чувства и переживания, словом, все то, в чем нашла воплощение потребность». Она также пишет: «Личность это ядро мотивов, система мотивов, иерархия мотивов» [11].
Е.П. Ильин определяет мотивацию как процесс формирования мотива, проходящий через определенные стадии и этапы, а мотив как продукт этого процесса, т.е. мотивации [21].
Е.П. Ильин в книге «Мотивация и мотивы» проводит анализ и синтез различных монистических концепций и приходит к выводу, что «принятие в качестве мотива потребности дает возможность получить ответ, почему осуществляется активность человека; принятие за мотив цели позволяет дать ответ, для чего проявляется эта активность; а принятие за мотив устойчивых свойств личности дает ответ, почему выбраны именно эта цель, этот способ ее достижения. Побуждения же и состояния в качестве мотивов раскрывают только их энергетическую сторону.
Е.П. Ильин приводит взгляд С.Л. Рубинштейна на формирование мотива. Мотив как осознанное побуждение для определенного действия, считает С.Л. Рубинштейн [53], формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает; из отношения к ним и рождается мотив в его конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия. «Мотивация» определяется как момент побуждения или как система, или как определенная группа побуждений, вызывающих активность организма и определяющих ее направленность. C.Л. Рубинштейн определяет мотивацию как детерминацию, реализующуюся через психику. «Мотивировка» определяется как рациональное объяснение субъектом причин действия посредством указания на социально приемлемые для него и его референтной группы обстоятельства, побудившие его к выбору данного действия.
В.К. Вилюнас определяет мотивацию как родовое понятие для обозначения всей совокупности факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение на уровне психического отражения побуждений к жизненно необходимым целям, т.е. направляющих поведение на удовлетворение потребностей [14].
А.Н. Леонтьев [32] определял мотив как момент представленности в сознании человека наличия потребности, т.е. как акт переживания субъектом потребности как результата ее опредмечивания. Таким образом, мотив – это опредмеченная потребность. Согласно А.Н. Леонтьеву, предмет потребности – материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане – мы называем мотивом деятельности.
По А.Н. Леонтьеву, направленность побуждению придает именно объект, а точнее его значение для субъекта. Таким образом, он приписывал мотиву смыслообразующую функцию.
Как считает А.В. Герасимов, классическая парадигмальная (основополагающая) позиция в подходе к проблеме мотивации определяет 2 элемента, составляющих содержательные моменты мотива: потребность, как опредмеченная нужда и собственно мотив, который выступает как осознание возможности осуществления сформировавшейся потребности [46].
Д.Н. Узнадзе считает, что процесс мотивации представляет собой поиск наиболее приемлемого поведения в данной ситуации, именно такого, которое бы отвечало собственному «Я», а не только сиюминутному моменту удовлетворения какого-либо влечения. Человек как личность, редко удовлетворяет свою актуальную потребность в импульсивном поведении – считал Д.Н. Узнадзе. Поведение человека, по Д.Н. Узнадзе, всегда должно отвечать многим потребностям, в том числе и тем, которые еще не стали актуальными, т.е. в настоящее время действующими, но которые будут иметь большое значение для личности в будущем. Именно поэтому личности приходится, прежде чем совершать поступок, все взвешивать, выбирать наиболее подходящее поведение. Этот процесс поиска нужного поведения и называется мотивацией [54].
В.Н. Мясищев в мотивационную сферу включает и отношения как устойчивые мотивы деятельности [46].
П.М. Якобсон
отмечает тот факт, что понятие
мотивации используется то как
объяснение конкретных форм
П.М. Якобсон отмечал, что «когда люди общаются друг с другом… то, прежде всего, возникает вопрос о мотивах, побуждениях, которые толкнули их на такой контакт с другими людьми, а также о тех целях, которые с большей или меньшей осознанностью они ставили перед собой». В самом общем плане мотив это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в определяемую этим мотивом деятельность [61].
В психоанализе мотивация рассматривалась как иррациональная и часто вступающая в конфликт с требованиями общества, то есть, социально нежелательная. Основным вкладом психоанализа в изучение мотивации была констатация иррациональной природы человека.
§ 3. Теории мотивации в трудах зарубежных психологов.
А. Маслоу полагал, что
множество различных
1-й уровень - витальные, биологические, физиологические, т.е. потребности организма. Это низший потребностный уровень. Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают в себя потребности в еде, воде, убежище, отдыхе, сне и сексуальные потребности.
2-ой уровень - потребности в безопасности и уверенности в будущем. Включают в себя потребности в защите от психических и физических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. Проявлением потребности уверенности в будущем является, например, покупка страхового полиса или поиск надежной работы с хорошими видами на пенсию. Потребности в безопасности понимаются в широком смысле слова, во-первых, как потребности в физической безопасности. Во-вторых, как потребности в психической безопасности, выражающейся в постоянном стремлении к психологическому комфорту – стремление к равновесию. Это стремление проявляется в поиске значимых других, с которыми, с помощью которых можно достичь душевного покоя и субъективного чувства безопасности.
3-й уровень – потребности в любви, принятии, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе. Это уровень очень тесно связан со стремлением к психологической безопасности. Это личностно-социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности. Причастность это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, т.е. чувство, что тебя принимают другие, а также чувства социального взаимодействия, привязанности и поддержки.
4-ый уровень - потребности в уважении и признании. Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, потребности в макросоциальных личных достижениях, потребности в профессиональной компетентности, потребности в признании всем обществом.
5-ый уровень – потребности в самоактуализации, самореализации и саморазвитии. Это потребности в реализации своих потенциальных возможностей и потребности в своем росте как личности.
По теории А. Маслоу, потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.
Теория А. Маслоу нашла
широкое применение в управлении.
Руководители разных рангов стали понимать,
что мотивация людей
C точки зрения исследователя мотивации Х. Хекхаузена, «...в действительности никаких мотивов не существует». Эта, быть может, озадачивающая формулировка нуждается в двояком разъяснении. Во-первых, как уже отмечалось, мотивы не наблюдаемы непосредственно и в этом смысле они не могут быть представлены как факты действительности. Во-вторых, они не являются фактами в смысле реальных предметов, доступных нашему прямому наблюдению. Они суть условные, облегчающие понимание, вспомогательные конструкты нашего мышления, или, говоря языком эмпиризма, гипотетические конструкты» [60].
По мнению Х. Хекхаузена, слово (понятие) «мотивация» выступает в психологии в качестве понятия, обобщающего многочисленные процессы и явления, «...суть которых сводится к тому, что живое существо выбирает свое поведение, исходя из его ожидаемых последствий, и управляет им в аспекте его направления и затрат энергии» [60].
Мотивы определяются Х. Хекхаузеном как «содержательные классы целей действия, которые существуют в форме устойчивых и относительно постоянных ценностных диспозиций». При этом каждый отдельный мотив охватывает определенный содержательный класс целей действия. По мнению Х. Хекхаузена, мотивы являются относительно стабильными во времени и тем самым обеспечивают согласованность поведения в разных ситуациях; устойчивое различие поведения разных людей в одних и тех же ситуациях объясняется разной степенью выраженности одних и тех же мотивов.
Мотивация, с точки зрения психоанализа, проявляется косвенно: человек редко может адекватно вербализовать то, что им движет, но по тому, что и как он говорит, можно сделать вывод о том, что движет им на самом деле.
С точки зрения З. Фрейда, личность состоит из трех конструктов: Ид, содержащее в себе неосознаваемые инстинкты и мотивы, Суперэго - внутренний цензор, возникающий в процессе усвоения социальных норм, и адаптирующий мотивацию Ид, делая ее более социально приемлемой, и Эго - непосредственно сознание личности [42].
С точки зрения Фрейда, мотивационным центром является Ид, которое находится вне сферы осознания. Люди побуждаемы иррациональными, почти неконтролируемыми инстинктами Ид. Фрейд выделял два основных инстинкта: «Эрос» (инстинкт жизни, - либидо) и «Танатос» (влечение к смерти, - мортидо).
Все инстинктивные побуждения человека проверяются «цензором», в роли которого выступает Суперэго. Роль этой части личности состоит в том, чтобы адаптировать желания и побуждения Ид, делая их более или менее социально желательными. Таким образом, поведение человека лишь косвенно зависит от истинных мотивов субъекта.
Данная мотивационная концепция является энергетической, и, что очень важно, энергия постоянно требует выхода. Подавление выхода энергии приводит к неврозам. При этом наблюдается активация защитных механизмов личности, и истинную причину невроза определить достаточно затруднительно, т.к. как правило, плохое состояние и движущие мотивы рационализируются, проходя через «внутреннего цензора» в лице Суперэго. Однако, следует отметить, что в данной концепции истинный мотив, будучи проговорен и осознан, утрачивает свою движущую силу. На этой особенности основана психоаналитическая терапия неврозов.
Ключевым понятием для объяснения динамики инстинктов является понятие смещенной активности (замещения). Смещенная активность имеет место тогда, когда по тем или иным причинам, выбор нужного объекта для удовлетворения инстинкта невозможен. В подобных случаях инстинкт может сместиться, и таким образом сфокусировать свою энергию на каком-нибудь другом объекте. Не имея возможности получать удовольствия прямо и немедленно, люди научились смещать свою инстинктивную энергию на других людей, другие предметы, и другую деятельность, вместо тех, которые предназначались для прямой разрядки напряжения.
Однако, подход З. Фрейда к мотивации индивида был справедливо критикуем за излишнюю биологизацию и пансексуализм.
Согласно А. Адлеру, - ученику З. Фрейда, создавшему свою теорию, - человек стремится к конечной цели, соответствующей его собственному Я. Движущие им душевные феномены – это не реакции, зависящие от степени напряжения, которое испытывает человек в определенной ситуации, а творческие установки. В основе душевных феноменов лежат не объективные значения, а его индивидуальные впечатления, которые определяются конечной целью. Под влиянием конечной цели все душевные движения упорядочиваются в единую линию активности и каждое отдельное душевное движение подготавливает акт, следующий за ним. В самом действии глубоко заложено стремление к завершенности. Вследствие этого любой шаг на жизненном пути реализует общее стремление к целостности. И поэтому, человек конечной целью своих душевных стремлений ставит уравновешенность, безопасность, приспособление, целостность. Конечная цель - стремление скомпенсировать свои недостатки – определяют движущие душевные феномены, которые в свою очередь обуславливают его поведение, активность, действия (одну из решающих ролей в данной динамике играет ощущение собственной ценности или т.н. чувство собственной личности) [20].
Информация о работе Характеристика мотивации общения подростков со сверстниками