Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:48, дипломная работа
Цель исследования.
Изучить специфику мотивации общения подростков со сверстниками.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были сформулированы следующие теоретические и эмпирические задачи исследования.
Теоретические задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме психических новообразований подросткового возраста;
2. Проанализировать научную литературу по проблеме мотивации общения подростков со сверстниками;
Введение ...................................................................................................................... 3
Глава I. Представления о мотивации в трудах отечественных и зарубежных психологов ..................................................................................................................... 7
§ 1. Общая характеристика потребностно-мотивационной сферы личности . 7
§ 2. Концепции мотивации в трудах отечественных психологов ...................... 9
§ 3. Теории мотивации в трудах зарубежных психологов ................................. 12
Глава II. Социально-психологические особенности подросткового возраста и специфика мотивации общения подростков со сверстниками ......................18
§ 1. Кризис подросткового возраста ........................................................................18
§ 2. Особая напряженность чувств в подростковом возрасте ............................22
§ 3. Особенности формирования мотивационной сферы в подростковом возрасте …………………………………………………………………………........ 24
§ 4. Специфика мотивации общения подростков со сверстниками………..…27
Глава III. Эмпирическое исследование мотивации общения подростков со сверстниками .............................................................................................................. 34
§ 1. Выборка и методики эмпирического исследования .....................................34
§ 2. Процесс проведения и анализ результатов эмпирического исследования...................................………………………………………………… 41
Выводы по эмпирической части исследования ................................................... 56
Выводы по задачам исследования ......................................................................... 60
Заключение ………………………………………….……………………………… 65
Список литературы ....................................................................................................66
Приложения ………………………………………………………………………… 70
Приложение № 1. Психодиагностические методики, использованные в эмпирическом исследовании................................................................................... 70 Приложение № 2. Результаты эмпирического исследования в диаграммах...90
Приложение № 3. Корреляционный анализ психодиагностических данных по 5-ти методикам..........................................................................................................
Приложения
Приложение№1
Психодиагностические методики, использованные в эмпирическом исследовании
«Потребность в общении»
Методика изучения потребности в общении, разработанная Ю.М. Орловым.2 Эта методика представляет собой психодиагностический тест-опросник, содержащий 33 содержательных утверждения, с которыми испытуемый соглашается или не соглашается. Тест направлен на выявление степени выраженности потребности испытуемых в общении. В тесте выделяются высокая, средняя и низкая степень выраженности потребности в общении.
Инструкция: «Внимательно прочитайте утверждения, если вы согласны с утверждением, то ответьте «да», если вы не согласны с утверждением – то «нет».
Обработка и интерпретация результатов.
За каждый ответ ставится 1 балл: при ответе «Да» на вопросы 1, 2, 7, 8, 11-14, 17-24, 26, 28, 30-33; при ответе «Нет» - на вопросы 3-6, 9, 10, 15, 16, 25, 27, 29.
Высчитывается сумма полученных баллов при ответах «да» и «Нет». Чем больше сумма, тем больше потребность в общении.
Определение направленности личности (Б. Басса)
Для определения личностной направленности в настоящее время используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967г. Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ "наиболее" получает 2 балла, "наименее" - 0, оставшийся невыбранным - 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.
С помощью методики выявляются следующие направленности:
1. Направленность на
себя (Я) - ориентация на прямое
вознаграждение и
2. Направленность на
общение (О) - стремление при любых
условиях поддерживать
3. Направленность на
дело (Д) - заинтересованность в решении
деловых проблем, выполнение
Инструкция: Опросный лист соcтоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.
1. Больше всего удовлетворения
в жизни дает:
А. оценка работы;
Б. сознание того, что работа выполнена хорошо;
В. сознание, что меня окружают друзья.
2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:
А. тренером, который разрабатывает тактику игры;
Б. известным игроком;
В. выбранным капитаном команды.
3. Лучшими преподавателями
являются те, которые:
А. имеют индивидуальный подход;
Б. увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему;
В. создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения.
4. Мне нравится, когда люди:
А. радуются выполненной работе;
Б. с удовольствием работают в коллективе;
В. стремятся выполнить свою работу лучше других.
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
А. помогали другим, когда для этого представляется случай;
Б. были верны и преданы мне;
В. были умными и интересными людьми.
6. Лучшими друзьями считаю тех:
А. с которыми хорошо складываются взаимные отношения;
Б. на которых всегда можно положиться;
Б. кто может многого достичь в жизни.
7. Больше всего мне не нравится:
А. когда у меня что-то не получается;
Б. когда портятся отношения с товарищами;
В. когда меня критикуют.
8. По-моему, хуже всего, когда педагог:
А. не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны;
Б. вызывают у всех дух соревнования;
В. недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.
9. Когда я был ребенком, я любил:
А. игры с друзьями;
Б. успехи в делах;
В. когда меня хвалят.
10. Я хотел
бы быть похожим на тех:
А. кто добился успеха
в жизни;
Б. по-настоящему увлечен своим делом;
В. кто отличается дружелюбием и доброжелательностью.
11. В первую очередь школа должна:
А. научить решать задачи, которые ставит жизнь;
Б. в развитии индивидуальных способностей и самостоятельности;
В. в воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.
12. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:
А. для общения с людьми;
Б. для отдыха и развлечений
В. для любимых дел и самообразования;
13. Мне кажется, что я способен
на максимальное, когда:
А. работаю с симпатичными людьми;
Б. у меня работа, которая меня удовлетворяет;
В. мои усилия достаточно вознаграждены.
14. Я люблю, когда:
А. другие ценят меня;
Б. чувствую удовлетворение от выполненной работы;
В. приятно провожу время с друзьями.
15. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы:
А. отметили дело, которое я выполнил;
Б. меня похвалили за мою работу;
В. обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
16. Лучше всего я учился бы, когда
преподаватель:
А. имел ко мне индивидуальный подход;
Б. сумел вызвать у меня интерес к предмету;
В. вызывал дискуссию по разбираемым вопросам
17. Нет ничего хуже, чем:
А. оскорбление личного достоинства;
Б. неуспех при выполнении важной задачи;
В. потеря друзей.
18. Больше всего я ценю:
А. успех;
Б. возможности хорошей совместной работы;
В. Здравый практичный ум и смекалку.
19. Я не люблю людей, которые:
А. Считают себя хуже других;
Б. Часто ссорятся и конфликтуют;
В. Возражают против всего нового.
20. Приятно, когда:
А. Работаешь над важным для всех делом;
Б. Имеешь много друзей;
В. Вызываешь восхищение и всем нравишься
21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:
А. доступным;
Б. авторитетным;
В. требовательным.
22. В свободное время я хотел бы прочитать книгу:
А. об искусстве хорошо уживаться с людьми;
Б. о жизни известного человека;
В. о последних достижениях науки и техники.
23. Если бы
у меня были музыкальные
А. дирижером;
Б. солистом;
В. композитором.
24. Мне бы хотелось:
А. выдумать интересный конкурс;
Б. выиграть бы в конкурсе;
В. организовать бы конкурс и руководил бы им.
25. Для меня важнее всего знать:
А. что я хочу сделать;
Б. как достичь цели;
В. как привлечь других к достижению моей цели.
26. Человек должен вести себя так, чтобы:
А. другие были довольны им;
Б. выполнить прежде всего свою задачу;
В. не нужно было укорять его за работу.
27. Свободное
время с наибольшим
А. в общении с друзьями;
Б. просматривая развлекательные фильмы
В. занимаясь своим увлечением (хобби).
Ключ:
№ |
Я |
О |
Д |
№ |
Я |
О |
Д |
1 |
А |
В |
Б |
15 |
Б |
В |
А |
2 |
Б |
В |
А |
16 |
А |
В |
Б |
3 |
А |
В |
Б |
17 |
А |
В |
Б |
4 |
В |
Б |
А |
18 |
А |
Б |
В |
5 |
Б |
А |
В |
19 |
А |
Б |
В |
6 |
В |
А |
Б |
20 |
В |
Б |
А |
7 |
В |
Б |
А |
21 |
Б |
А |
В |
8 |
А |
Б |
В |
22 |
Б |
А |
В |
9 |
В |
А |
Б |
23 |
В |
А |
Б |
10 |
А |
В |
Б |
24 |
Б |
В |
А |
11 |
Б |
А |
В |
25 |
А |
В |
Б |
12 |
Б |
А |
В |
26 |
В |
А |
Б |
13 |
В |
А |
Б |
27 |
Б |
А |
В |
14 |
А |
Б |
В |
|
|
|
Информация о работе Характеристика мотивации общения подростков со сверстниками