Характеристика мотивации общения подростков со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:48, дипломная работа

Описание

Цель исследования.
Изучить специфику мотивации общения подростков со сверстниками.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были сформулированы следующие теоретические и эмпирические задачи исследования.
Теоретические задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме психических новообразований подросткового возраста;
2. Проанализировать научную литературу по проблеме мотивации общения подростков со сверстниками;

Содержание

Введение ...................................................................................................................... 3
Глава I. Представления о мотивации в трудах отечественных и зарубежных психологов ..................................................................................................................... 7
§ 1. Общая характеристика потребностно-мотивационной сферы личности . 7
§ 2. Концепции мотивации в трудах отечественных психологов ...................... 9
§ 3. Теории мотивации в трудах зарубежных психологов ................................. 12
Глава II. Социально-психологические особенности подросткового возраста и специфика мотивации общения подростков со сверстниками ......................18
§ 1. Кризис подросткового возраста ........................................................................18
§ 2. Особая напряженность чувств в подростковом возрасте ............................22
§ 3. Особенности формирования мотивационной сферы в подростковом возрасте …………………………………………………………………………........ 24
§ 4. Специфика мотивации общения подростков со сверстниками………..…27
Глава III. Эмпирическое исследование мотивации общения подростков со сверстниками .............................................................................................................. 34
§ 1. Выборка и методики эмпирического исследования .....................................34
§ 2. Процесс проведения и анализ результатов эмпирического исследования...................................………………………………………………… 41
Выводы по эмпирической части исследования ................................................... 56
Выводы по задачам исследования ......................................................................... 60
Заключение ………………………………………….……………………………… 65
Список литературы ....................................................................................................66
Приложения ………………………………………………………………………… 70
Приложение № 1. Психодиагностические методики, использованные в эмпирическом исследовании................................................................................... 70 Приложение № 2. Результаты эмпирического исследования в диаграммах...90
Приложение № 3. Корреляционный анализ психодиагностических данных по 5-ти методикам..........................................................................................................

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 871.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение№1

Психодиагностические методики, использованные в эмпирическом исследовании

«Потребность  в общении»

Методика изучения потребности  в общении, разработанная Ю.М. Орловым.2 Эта методика представляет собой психодиагностический тест-опросник, содержащий 33 содержательных утверждения, с которыми испытуемый соглашается или не соглашается. Тест направлен на выявление степени выраженности потребности испытуемых в общении. В тесте выделяются высокая, средняя и низкая степень выраженности потребности в общении.

Инструкция: «Внимательно прочитайте утверждения, если вы согласны с утверждением, то ответьте «да», если вы не согласны с утверждением – то «нет».

  1. Мне доставляет удовольствие участвовать в различного рода торжествах.
  2. Я могу подавить свои желания, если они противоречат желаниям моих товарищей.
  3. Мне нравится высказывать кому-либо свое расположение.
  4. Я больше сосредоточен на приобретении влияния, чем дружбы.
  5. Я чувствую, что в отношении к моим друзьям у меня больше прав, чем обязанностей.
  6. Когда я узнаю об успехе своего товарища, у меня почему-то ухудшается настриение.
  7. Чтобы быть удовлетворенным собой, я должен кому-то в чем-то помочь.
  8. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди товарищей по работе.
  9. Мои друзья мне основательно надоели.
  10. Когда я делаю плохую работу, присутствие людей меня раздражает.
  11. Прижатый к стене, я говорю лишь ту долю правды, которая, по моему мнению, не повредит моим друзьям и знакомым.
  12. В трудной ситуации я думаю не столько о себе, сколько о близком человеке.
  13. Неприятности у друзей вызывают у меня такое состояние, что я могу заболеть.
  14. Мне приятно помогать людям, даже если это приносит мне значительные хлопоты.
  15. Из уважения к другу я могу согласиться с его мнением, даже если он не прав.
  16. Мне больше нравятся приключенческие рассказы, чем рассказы о любви.
  17. Сцены насилия в кино внушают мне отвращение.
  18. В одиночестве я испытываю тревогу и напряженность больше, чем когда нахожусь среди друзей.
  19. Я считаю, что основной радостью в жизни является общение.
  20. Мне жалко брошенных собак и кошек.
  21. Я предпочитаю иметь поменьше друзей, но более мне близких.
  22. Я люблю бывать среди друзей.
  23. Я долго переживаю ссоры с близкими.
  24. У меня определенно больше близких людей, чем у многих других.
  25. Во мне больше стремления к достижениям, чем к дружбе.
  26. Я больше доверяю собственной интуиции и воображению во мнениях о людях, чем суждениям о них других людей.
  27. Я придаю больше значения материальному благополучию и престижу, чем радости общения с приятными мне людьми.
  28. Я сочувствую людям, у которых нет близких людей.
  29. По отношению ко мне люди часто неблагодарны.
  30. Я люблю рассказы о бескорыстной любви и дружбе.
  31. Ради друга я могу пожертвовать всем.
  32. В детстве я входил в компанию, которая держалась вместе.
  33. Если бы я был журналистом, мне нравилось бы писать о дружбе.

Обработка и  интерпретация результатов.

За каждый ответ ставится 1 балл: при ответе «Да» на вопросы 1, 2, 7, 8, 11-14, 17-24, 26, 28, 30-33; при ответе «Нет» - на вопросы 3-6, 9, 10, 15, 16, 25, 27, 29.

Высчитывается сумма  полученных баллов при ответах «да» и «Нет». Чем больше сумма, тем  больше потребность в общении.

Определение направленности личности (Б. Басса)

Для определения личностной направленности в настоящее время  используется ориентационная анкета, впервые опубликованная Б. Бассом в 1967г. Анкета состоит из 27 пунктов-суждений, по каждому из которых возможны три варианта ответов, соответствующие трем видам направленности личности. Респондент должен выбрать один ответ, который в наибольшей степени выражает его мнение или соответствует реальности, и еще один, который, наоборот, наиболее далек от его мнения или же наименее соответствует реальности. Ответ "наиболее" получает 2 балла, "наименее" - 0, оставшийся невыбранным - 1 балл. Баллы, набранные по всем 27 пунктам, суммируются для каждого вида направленности отдельно.

С помощью методики выявляются следующие направленности:

1. Направленность на  себя (Я) - ориентация на прямое  вознаграждение и удовлетворение  безотносительно работы и сотрудников,  агрессивность в достижении статуса,  властность, склонность к соперничеству,  раздражительность, тревожность,  интровертированность.

2. Направленность на  общение (О) - стремление при любых  условиях поддерживать отношения  с людьми, ориентация на совместную  деятельность, но часто в ущерб  выполнению конкретных заданий  или оказанию искренней помощи  людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

3. Направленность на  дело (Д) - заинтересованность в решении  деловых проблем, выполнение работы  как можно лучше, ориентация  на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Инструкция: Опросный лист соcтоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

1.  Больше всего удовлетворения в жизни дает: 
А. оценка работы;

Б.  сознание того, что работа выполнена хорошо;

В.  сознание, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:

А.  тренером, который разрабатывает тактику  игры;

Б.  известным  игроком;

В.  выбранным  капитаном команды.

3. Лучшими преподавателями являются те, которые: 
А.  имеют индивидуальный подход;

Б. увлечены своим  предметом и вызывают интерес  к нему;

В.  создают  в коллективе атмосферу, в которой  никто не боится высказать свою точку зрения.

4. Мне нравится, когда люди:

А. радуются выполненной  работе;

Б. с удовольствием  работают в коллективе;

В. стремятся выполнить  свою работу лучше других.

5. Я хотел  бы, чтобы мои друзья:

А.  помогали другим, когда для этого представляется случай;

Б.  были верны  и преданы мне;

В.  были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями считаю тех:

А.  с которыми хорошо складываются взаимные отношения;

Б. на которых  всегда можно положиться;

Б.  кто  может многого достичь в жизни.

7. Больше всего  мне не нравится:

А.  когда  у меня что-то не получается;

Б.  когда  портятся отношения с товарищами;

В.  когда  меня критикуют.

8. По-моему,  хуже всего, когда педагог:

А.  не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны;

Б. вызывают у  всех дух соревнования;

В.  недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.

9. Когда я был ребенком, я любил: 
А.  игры с друзьями;

Б.  успехи в делах;

В.  когда  меня хвалят.

10. Я хотел  бы быть похожим на тех: 
А.  кто добился успеха в жизни;

Б.  по-настоящему увлечен своим делом; 

В.  кто  отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую  очередь школа должна:

А. научить  решать задачи, которые ставит жизнь;

Б.  в развитии индивидуальных способностей и самостоятельности;

В.  в воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.

12. Если бы  у меня было больше свободного  времени, я бы использовал его:

А.  для  общения с людьми;

Б. для отдыха и развлечений

В.  для  любимых дел и самообразования;

13.  Мне кажется, что я способен на максимальное, когда: 
А.  работаю с симпатичными людьми;

Б.  у меня работа, которая меня удовлетворяет;

В.  мои  усилия достаточно вознаграждены.

  14. Я люблю, когда:

А.  другие ценят меня;

Б.  чувствую удовлетворение от выполненной работы;

В.  приятно  провожу время с друзьями.

15. Если бы  обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы:

А.  отметили дело, которое я выполнил;

Б. меня похвалили  за мою работу;

В.  обязательно  рассказали о коллективе, в котором  я работаю.

16.  Лучше всего я учился бы, когда преподаватель: 
А.  имел ко мне индивидуальный подход;

Б.  сумел  вызвать у меня интерес к предмету;

В.  вызывал  дискуссию по разбираемым вопросам

17. Нет ничего  хуже, чем:

А.  оскорбление  личного достоинства;

Б. неуспех  при выполнении важной задачи;

В.  потеря друзей.

18. Больше всего я  ценю:

А. успех;

Б. возможности хорошей  совместной работы;

В. Здравый практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей,  которые:

А. Считают себя хуже других;

Б. Часто ссорятся и  конфликтуют;

В. Возражают против всего  нового.

20. Приятно, когда:

А. Работаешь над важным для всех делом;

Б. Имеешь много друзей;

В. Вызываешь восхищение и всем нравишься 

21. По-моему,  в первую очередь руководитель  должен быть:

А.  доступным;

Б.  авторитетным;

В.  требовательным.

22. В свободное время я хотел бы прочитать книгу:

А.  об искусстве хорошо уживаться с людьми;

Б.  о жизни  известного человека;

В.  о последних  достижениях науки и техники.

23. Если бы  у меня были музыкальные способности,  я хотел бы быть:

А.  дирижером;

Б.  солистом;

В.  композитором. 

24. Мне бы  хотелось:

А.  выдумать интересный конкурс; 

Б.  выиграть бы в конкурсе;

В.  организовать бы конкурс и руководил бы им.

25. Для меня важнее всего знать:

А.  что  я хочу сделать;

Б.  как  достичь цели;

В.  как  привлечь других к достижению моей цели.

26. Человек  должен вести себя так, чтобы:

А.  другие были довольны им;

Б.  выполнить  прежде всего свою задачу;

В.  не нужно  было укорять его за работу.

27. Свободное  время с наибольшим удовольствием  провожу: 
  А.  в общении с друзьями;

Б. просматривая развлекательные фильмы

В.  занимаясь  своим увлечением (хобби).

 

 

Ключ:

Я

О

Д

Я

О

Д

1

А

В

Б

15

Б

В

А

2

Б

В

А

16

А

В

Б

3

А

В

Б

17

А

В

Б

4

В

Б

А

18

А

Б

В

5

Б

А

В

19

А

Б

В

6

В

А

Б

20

В

Б

А

7

В

Б

А

21

Б

А

В

8

А

Б

В

22

Б

А

В

9

В

А

Б

23

В

А

Б

10

А

В

Б

24

Б

В

А

11

Б

А

В

25

А

В

Б

12

Б

А

В

26

В

А

Б

13

В

А

Б

27

Б

А

В

14

А

Б

В

 

 

 

 

 

 
 

Информация о работе Характеристика мотивации общения подростков со сверстниками