Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:48, дипломная работа
Цель исследования.
Изучить специфику мотивации общения подростков со сверстниками.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были сформулированы следующие теоретические и эмпирические задачи исследования.
Теоретические задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме психических новообразований подросткового возраста;
2. Проанализировать научную литературу по проблеме мотивации общения подростков со сверстниками;
Введение ...................................................................................................................... 3
Глава I. Представления о мотивации в трудах отечественных и зарубежных психологов ..................................................................................................................... 7
§ 1. Общая характеристика потребностно-мотивационной сферы личности . 7
§ 2. Концепции мотивации в трудах отечественных психологов ...................... 9
§ 3. Теории мотивации в трудах зарубежных психологов ................................. 12
Глава II. Социально-психологические особенности подросткового возраста и специфика мотивации общения подростков со сверстниками ......................18
§ 1. Кризис подросткового возраста ........................................................................18
§ 2. Особая напряженность чувств в подростковом возрасте ............................22
§ 3. Особенности формирования мотивационной сферы в подростковом возрасте …………………………………………………………………………........ 24
§ 4. Специфика мотивации общения подростков со сверстниками………..…27
Глава III. Эмпирическое исследование мотивации общения подростков со сверстниками .............................................................................................................. 34
§ 1. Выборка и методики эмпирического исследования .....................................34
§ 2. Процесс проведения и анализ результатов эмпирического исследования...................................………………………………………………… 41
Выводы по эмпирической части исследования ................................................... 56
Выводы по задачам исследования ......................................................................... 60
Заключение ………………………………………….……………………………… 65
Список литературы ....................................................................................................66
Приложения ………………………………………………………………………… 70
Приложение № 1. Психодиагностические методики, использованные в эмпирическом исследовании................................................................................... 70 Приложение № 2. Результаты эмпирического исследования в диаграммах...90
Приложение № 3. Корреляционный анализ психодиагностических данных по 5-ти методикам..........................................................................................................
1. Методика изучения потребности в общении,
разработанная Ю.М. Орловым.
Общее количество респондентов - 63 человека. 63 чел. =100%.
Первым делом мы осуществили анализ психодиагностических данных всей выборки респондентов: 21 (33%) ученик и 42 (67%) ученицы, из них в возрасте 13 лет – 22 человека (35%), 14-ти лет – 15 человек (24%) и в возрасте 15-ти лет – 26 человек (41%).
Подсчёт мы осуществили по трём степеням (уровням) выраженности потребности в общении. Итак, мы получили следующие данные.
Высокий уровень потребности в общении – 44 человека, по отношению ко всей выборке – 70%. Из них данный уровень наблюдается у 71% мальчиков и так же у 71% девочек. Среди респондентов 13-ти лет – 77% имеют данный уровень выраженности. В 14-т лет – 60% и в 15-ти лет – 73% тестируемых "обладают" высоким уровнем потребности в общении по данной методике. Таким образом, высокий уровень выраженности потребности в общении наблюдается у большинства респондентов.
Средний уровень потребности в общении – 18 человек, по отношению ко всей выборке – 28%. Из них у 29% мальчиков, 26% девочек. Среди респондентов 13-ти лет – 18%, 14-ти лет – 40% и 15-ти лет – 27%. Здесь можно отметить, что среди респондентов разных групп данные распределись неравномерно.
Низкий уровень потребности в общении – 1 человек, по отношению ко всей выборке – 2%. Из них у 0% мальчиков, 3% девочек. Среди респондентов 13-ти лет – 5%, 14-ти лет – 0% и 15-ти лет – 0%. Данный уровень потребности в общении является наименее выраженным.
Мы произвели анализ
результатов
Можно заметить, что
среди респондентов разного
Мы выделили указанные выше три возрастные группы из всей выборки наших респондентов.
1-я группа – респонденты 13-ти лет, в нашей выборке представлено 22 человека (33%) из 63-х человек (100%) наших испытуемых. Среди респондентов 13-ти лет высокий уровень потребности в общении наблюдается у 77% респондентов, средний уровень у 18% и низкий у 5%.
2-я группа – респонденты 14-ти лет, в нашей выборке представлено 15 человек (24%) из 63-х человек (100%) наших испытуемых. Среди респондентов 14-ти лет высокий уровень потребности в общении наблюдается у 60% респондентов, средний уровень у 40% и низкий у 0%.
3-я группа – респонденты 15-ти лет, в нашей выборке представлено 26 человек (41%) из 63-х человек (100%) наших испытуемых. Среди респондентов 15-ти лет высокий уровень потребности в общении наблюдается у 73% респондентов, средний уровень у 27% и низкий у 0%.
Высокий уровень потребности
в общении преобладает у
разработанная Б. Бассом.
Общее количество респондентов - 63 человека. 63 чел. = 100%.
Здесь мы также произвели "процентный" математический анализ полученных результатов всей нашей выборки по всем трём «заложенным» в данном тесте направленностям личности.
Направленность на себя – 16 человек, по отношению ко всей выборке – 25%. Из них у 10% мальчиков, 33% девочек. Среди респондентов 13-ти лет – 23%, 14-ти лет – 20% и 15-ти лет – 31%.
Направленность на общение – 33 человека, по отношению ко всей выборке – 53%. Из них у 57% мальчиков, 50% девочек. Среди респондентов 13-ти лет – 50%, 14-ти лет – 67% и 15-ти лет – 46%. Такие результаты показывают доминирование у респондентов направленности на общение.
Направленность на дело – 14 человек, по отношению ко всей выборке – 22%. Из них у 33% мальчиков, 17% девочек. Среди респондентов 13-ти лет – 27%, 14-ти лет – 13% и 15-ти лет – 23%. Таким образом, видно, что данные по направленности личности на себя и на дело распределены примерно равномерно.
Мы произвели анализ
результатов
Анализ данных данного теста показал, что у 25% респондентов наблюдается направленность «на себя» – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность. У 53% - направленность на общение – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. И у 22% - направленность «на дело» – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность в интересах дела отстаивать собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Среди респондентов мужского пола направленность личности на себя наблюдается у 10% мальчиков, на общение у 57% мальчиков и на дело у 33% респондентов мужского пола. Среди респондентов женского пола направленность личности на себя наблюдается у 33% девочек, на общение у 50% девочек и на дело - у 17% респондентов женского пола. Это говорит нам о том, что у респондентов обеих групп, разделенных по половому признаку, доминирует направленности на общение. В свою очередь, у девочек направленность личности на себя более выражена, чем у мальчиков, а у мальчиков направленность личности на дело более выражена, чем у девочек.
Среди выделенных из всей выборки наших респондентов возрастных групп результаты следующие.
Наибольшее число респондентов имеют такую направленность личности как "направленность на общение".
1-я группа – респонденты 13-ти лет, в нашей выборке представлено 22 человека (33%) из 63-х человек (100%) наших испытуемых. Среди респондентов 13-ти лет направленность на себя наблюдается у 23% респондентов, направленность на общение у 50% и направленность на дело у 27%. Следовательно, в данной возрастной группе доминирует направленность на общение, а результаты двух других «направленностей» распределены равномарно.
2-я группа – респонденты 14-ти лет, в нашей выборке представлено 15 человек (24%) из 63-х человек (100%) наших испытуемых. Среди респондентов 14-ти лет направленность на себя наблюдается у 20% респондентов, направленность на общение у 67% и направленность на дело у 13%.
3-я группа – респонденты 15-ти лет, в нашей выборке представлено 26 человек (41%) из 63-х человек (100%) наших испытуемых. Среди респондентов 15-ти лет направленность на себя наблюдается у 31% респондентов, направленность на общение у 46% и направленность на дело у 23%.
У группы 14-ти-летних респондентов направленность на общение более выражена, чем у других двух групп. В 3-й возрастной группе более выражена направленность на себя, по сравнению с остальными респондентами, как и направленность на дело.
Общее количество респондентов - 63 человека. 63 чел. = 100%.
Мы произвели анализ
результатов
Социально-психологическая уста
Социально-психологическая уста
Социально-психологическая уста
Социально-психологическая уста
Социально-психологическая уста
Социально-психологическая уста
Социально-психологическая уста
Социально-психологическая уста
Среди респондентов мужского пола и женского пола результаты получились следующие.
Социально-психологическая уста
В данной паре социльно-психологических установок можно заметить, что у респондентов мужского пола преобладает установка на «результат», а у респондентов женского пола - установка на «процесс».
Социально-психологическая уста
В данной паре социльно-психологических установок можно заметить, что у респондентов мужского пола преобладает установка на «альтруизм» несколько преобладает над результатами по этой же установке у девочек. В нашей "подростковой" выборке имеет место нехарактерное для большинства других возрастов некоторое "превышение" альтруизма у лиц мужского пола "над альтруизмом" лиц женского пола.
Социально-психологическая уста
Социально-психологическая уста
В данной паре социльно-психологических установок можно заметить, что у респондентов женского пола установка на «свободу» более выражена, чем у респондентов мужского пола.
Среди выделенных возрастных групп из всей выборки наших респондентов результаты следующие.
1-я группа – респонденты 13-ти лет, в нашей выборке представлено 22 человека (33%) из 63-х человек (100%) наших испытуемых.
Социально-психологическая уста
Социально-психологическая уста
Социально-психологическая уста
Социально-психологическая уста
2-я группа – респонденты 14-ти лет, в нашей выборке представлено 15 человек (24%) из 63-х человек (100%) наших испытуемых.
Социально-психологическая уста
Информация о работе Характеристика мотивации общения подростков со сверстниками