Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:48, дипломная работа
Цель исследования.
Изучить специфику мотивации общения подростков со сверстниками.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были сформулированы следующие теоретические и эмпирические задачи исследования.
Теоретические задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме психических новообразований подросткового возраста;
2. Проанализировать научную литературу по проблеме мотивации общения подростков со сверстниками;
Введение ...................................................................................................................... 3
Глава I. Представления о мотивации в трудах отечественных и зарубежных психологов ..................................................................................................................... 7
§ 1. Общая характеристика потребностно-мотивационной сферы личности . 7
§ 2. Концепции мотивации в трудах отечественных психологов ...................... 9
§ 3. Теории мотивации в трудах зарубежных психологов ................................. 12
Глава II. Социально-психологические особенности подросткового возраста и специфика мотивации общения подростков со сверстниками ......................18
§ 1. Кризис подросткового возраста ........................................................................18
§ 2. Особая напряженность чувств в подростковом возрасте ............................22
§ 3. Особенности формирования мотивационной сферы в подростковом возрасте …………………………………………………………………………........ 24
§ 4. Специфика мотивации общения подростков со сверстниками………..…27
Глава III. Эмпирическое исследование мотивации общения подростков со сверстниками .............................................................................................................. 34
§ 1. Выборка и методики эмпирического исследования .....................................34
§ 2. Процесс проведения и анализ результатов эмпирического исследования...................................………………………………………………… 41
Выводы по эмпирической части исследования ................................................... 56
Выводы по задачам исследования ......................................................................... 60
Заключение ………………………………………….……………………………… 65
Список литературы ....................................................................................................66
Приложения ………………………………………………………………………… 70
Приложение № 1. Психодиагностические методики, использованные в эмпирическом исследовании................................................................................... 70 Приложение № 2. Результаты эмпирического исследования в диаграммах...90
Приложение № 3. Корреляционный анализ психодиагностических данных по 5-ти методикам..........................................................................................................
Вклад в психологию мотивации К. Левина, - представителя гештальпсихологии, заключается в рассмотрении ситуативного проявления мотивации. К. Левин рассматривает окружение человека как мотивационное поле, в котором находятся привлекательные или непривлекательные объекты. Объекты, таким образом, обладают валентностью – побуждают человека к тому или иному поведению. Как только человек оказывается в некой ситуации, то у него возникает квазипотребность – потребность, созданная ситуацией. Эта потребность требует своего удовлетворения [21].
Поэтому, в частности, люди стремятся закончить начатое. Проявлением этого является эффект незавершенного, незаконченного действия (эффект Б.В. Зейгарник), который проявляется в том, что люди лучше помнят то, что они начали делать и не закончили, чем то, что они уже до конца сделали.
Побудителем поведения (в данном случае – и мыслительной активности) для когнитивистов (в частности, для К. Левина) является стремление к сохранению согласованной, непротиворечивой картины мира. Когнитивный диссонанс (термин Л. Фестингера), или противоречие в картине мира, сопровождается дискомфортом, и человек стремится к разрешению этого противоречия. Так, например, курящий человек, узнав о том, что курение приводит к раку легких, может ликвидировать диссонанс следующими способами: 1) бросить курить; 2) думать, что имеется много курильщиков и с хорошим здоровьем; 3) думать о том, что курение якобы улучшает самочувствие, и т.п.
Глава II. Социально-психологические особенности
подросткового возраста.
§ 1. Кризис подросткового возраста.
Подростковый период, по мнению многих исследователей, охватывает возраст от 10-11 до 14-15 лет.
Подростковый возраст – остро протекающий переход от детства к взрослости, когда выпукло переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, вызывающий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст и отличается множеством положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и содержательными становятся отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется сфера его деятельности и т.д. Главное, - данный период отличается выходом на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества [45].
Важнейшей особенностью подростков является постепенный отход от прямого копирования оценок взрослых к самооценке, все большая опора на внутренние критерии. Представления, на основании которых у подростков формируется критерии самооценки, приобретаются в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростка является сравнение себя с другими людьми – взрослыми, сверстниками.
Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми. Но самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков.
Подросток во всех отношениях обуреваем жаждой «нормы» - чтобы у него было «как у всех», «как у других». При этом, для этого возраста характерна моральная диспропорция, то есть несформированность «норм».
Именно в этот период происходит интенсивное развитие внутренней жизни; наряду с приятельством возникает дружба, питаемая взаимной конфидентностью (интересом к друг другу).
Подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь наиболее очевидно.
Переживания становятся глубже, появляются более стойкие чувства, эмоциональное отношение к ряду явлений жизни становится более длительным и устойчивым, - значительно более широкий круг явлений социальной действительности становится небезразличен подростку и порождает у него различные эмоции [25].
Ключевыми признаками проявления «чувства взрослости» можно считать следующие:
С 12 до 18 лет человек созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развивается новый взгляд на вещи, новый подход к жизни. Так, важное место в особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают.
Подростки могут создавать мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым проигрывают далеко не совершенные, но реально существующие семьи, религии и общества. Подросток способен перенимать или вырабатывать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоническое целое [56].
Э. Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей – психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.
В отличие от предыдущих стадий развития, где родители могли более или менее воздействовать на течение и исход кризисов развития ребенка, теперь же влияние их оказывается гораздо более косвенным. Если благодаря родителям подросток уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, его шансы на идентификацию, т.е. на опознание собственной индивидуальности, значительно увеличиваются.
Подростковый кризис
На образование подросткового кризиса влияют как внешние, так и внутренние факторы. Внешние факторы: постоянный контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, от которых подросток семи силами пытается освободиться, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать по своему усмотрению. Внутренние факторы состоят в привычках и чертах характера, мешающих подростку осуществить задуманное (внутренние запреты, привычка подчиняться взрослым и другое).
Подростковый кризис, по мнению Л.И. Божович [11], связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающими только ей присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает для себя наиболее ценными) и самовоспитанию. Механизмом развития самосознания является рефлексия. Подростки критично относятся к отрицательным чертам своего характера, переживают из-за тех черт, которые мешают им в дружбе и взаимоотношениях с другими людьми. Переживания особо возрастают в силу замечаний учителей об отрицательных чертах характера. Это приводит к аффективным вспышкам и конфликтам.
Подростки, как правило, претендуют на роль взрослого человека. Их не устраивает отношение к себе как к детям, они хотят полного равноправия со взрослыми, подлинного уважения. Иные отношения их унижают и оскорбляют.
§ 2. Особая напряженность чувств в подростковом возрасте.
Чувства подростка чрезвычайно напряжены. Л.И. Божович и её сотрудники описали характерный для подростка «аффект неадекватности» - бурную неуправляемую реакцию ребенка, не соответствующую по выраженности вызвавшему ее поводу. В основе лежит несоответствие самооценки, как правило, низкой для подростков, высокому уровню притязаний. «Аффект неадекватности» - это неадекватные эмоциональные реакции. Переживание мнимой несправедливости и неадекватной обиды у субъекта в ситуации неуспеха, когда отрицается собственная ответственность за успех, используется защитная форма осознания происшедшего и в неудачах обвиняются либо другие, либо обстоятельства [9].
Подросткам значительно чаще кажется, что родители, учителя и сверстники о них дурного мнения, и это порой вызывает депрессивные состояния [7].
Подростки часто жалуются на то, что родители не слушают их, не интересуются их мыслями и мнениями, не хотят знать их чувства и току зрения. Подростки жаждут встретить со стороны родителей сопереживание и понимание, готовность выслушать без скепсиса. Подростки крайне нуждаются не только в родительской любви, но и в самих ее внешних проявлениях. Подросткам важно чувствовать, что родители их ценят, признают и любят.
Для подростка характерна легкая возбудимость, резкая смена настроений и переживаний, импульсивность.
Резко выраженные психологические
особенности подросткового
Одна из серьезнейших проблем старшего подросткового возраста – одиночество. «Пустота», «изоляция», «скука» - так подростки описывают свое состояние. Подростки испытывают чувство одиночества по целому ряду причин. Кому-то трудно разобраться, как следует вести себя с окружающими, приемлемо ли то или иное поведение, как реагировать на различные ситуации. Кто-то имеет заниженное представление о своей персоне, и очень болезненно реагируют на критику в свой адрес. Боясь быть отвергнутым, такие подростки стараются не совершать ничего, что могло бы привести их в смущение. Молодым людям, склонным испытывать чувство подавленности и тревоги, трудно установить с кем-либо близкие отношения. Как следствие, такие подростки избегают эмоциональных контактов и близости, чтобы никто не мог использовать в собственных интересах. Кроме того, подростки, как правило, острее чувствуют одиночество, чем взрослые люди, т.к. в молодежной культуре считается, что если вам не с кем провести выходные, значит, вы ничего собой не представляете.
§ 3. Особенности формирования мотивационной сферы в подростковом возрасте.
Подростковый возраст традиционно считается одним из наиболее критических моментов в психическом развитии личности, это в первую очередь определяется происходящими глубокими преобразованиями в мотивационно-потребностной сфере.
Одной из важнейших задач, которые необходимо решить в переходном возрасте, является задача достижения подростком некоторой автономии, независимости от родителей. Быть взрослым – значит самостоятельно мыслить, самостоятельно принимать решения, научиться саморегуляции и самоконтролю. Эти задачи невозможно решить до тех пор, пока человек полностью зависит от кого-то, пока он находится под неусыпным контролем и опекой родителей, учителей или других взрослых. Поэтому подростку так важно, чтобы мир взрослых помог обрести ему эту самостоятельность и независимость, иначе ему придется завоевать их самому, и в этом случае конфликты неизбежны.
Обретение автономии в подростковом
возрасте предполагает в числе прочих
постепенную эмоциональную
Стремление осознать и развить свою уникальность, пробуждающееся чувство своей идентичности требует от подростка обособления от семейного МЫ, которое ранее давало ему ощущение защищенности, и начать поиски своего Я. Однако многое здесь зависит от родителей, и некоторые из них блокируют процесс индивидуализации своего ребенка. Поощряя и даже культивируя в своих детях чувство зависимости, такие родители не позволяют стать им полноценными взрослыми людьми. В результате затрудняется формирование внутренней автономии, порождается устойчивая потребность в опеке, зависимость как черта характера, и это надолго затягивает переход к взрослости.
Информация о работе Характеристика мотивации общения подростков со сверстниками