Характеристика мотивации общения подростков со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:48, дипломная работа

Описание

Цель исследования.
Изучить специфику мотивации общения подростков со сверстниками.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были сформулированы следующие теоретические и эмпирические задачи исследования.
Теоретические задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме психических новообразований подросткового возраста;
2. Проанализировать научную литературу по проблеме мотивации общения подростков со сверстниками;

Содержание

Введение ...................................................................................................................... 3
Глава I. Представления о мотивации в трудах отечественных и зарубежных психологов ..................................................................................................................... 7
§ 1. Общая характеристика потребностно-мотивационной сферы личности . 7
§ 2. Концепции мотивации в трудах отечественных психологов ...................... 9
§ 3. Теории мотивации в трудах зарубежных психологов ................................. 12
Глава II. Социально-психологические особенности подросткового возраста и специфика мотивации общения подростков со сверстниками ......................18
§ 1. Кризис подросткового возраста ........................................................................18
§ 2. Особая напряженность чувств в подростковом возрасте ............................22
§ 3. Особенности формирования мотивационной сферы в подростковом возрасте …………………………………………………………………………........ 24
§ 4. Специфика мотивации общения подростков со сверстниками………..…27
Глава III. Эмпирическое исследование мотивации общения подростков со сверстниками .............................................................................................................. 34
§ 1. Выборка и методики эмпирического исследования .....................................34
§ 2. Процесс проведения и анализ результатов эмпирического исследования...................................………………………………………………… 41
Выводы по эмпирической части исследования ................................................... 56
Выводы по задачам исследования ......................................................................... 60
Заключение ………………………………………….……………………………… 65
Список литературы ....................................................................................................66
Приложения ………………………………………………………………………… 70
Приложение № 1. Психодиагностические методики, использованные в эмпирическом исследовании................................................................................... 70 Приложение № 2. Результаты эмпирического исследования в диаграммах...90
Приложение № 3. Корреляционный анализ психодиагностических данных по 5-ти методикам..........................................................................................................

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 871.00 Кб (Скачать документ)

Подростки склонны считать, что развлечение и статус –  наиболее важные основания для встреч. Они полагают, что надо встречаться с физически привлекательными, хорошо одетыми людьми и теми, кто нравится другим. Пятнадцатилетние считают, что важны совместимость и личные качества.

Интерес к противоположному полу проявляется задолго до подросткового возраста. Желание нравиться, интерес к собственной внешности, забота о привлекательности возникает уже в младшем школьном возрасте. Но там интерес к противоположному полу носит скорее диффузный характер – мальчики дергают девочек за косы, задирают их. Напускное равнодушие, амбивалентность – это начальный этап активного интереса к противоположному полу. Шестиклассников обычно начинает интересовать вопрос кто кому нравится и почему. В 7-8 классах возникает действенная направленность на другого – мальчики с девочками посещают кино, выставки, дискотеки, гуляют по парку. Подросток начинает замечать изменения, произошедшие в сверстниках противоположного пола, отмечают их в себе. Интерес к ровесникам изменяет отношение и к самому себе – появляется желание стать лучше. Безответная симпатия становится источником сильных переживаний. Если же симпатия взаимная, отношения становятся более близкими [56].

Таким образом, общение  со сверстниками открывает подростку  самые разные перспективы – от благополучной жизни, в которой раскрывается потенциал, до болезненных разочарований. Это касается не только общения между мальчиками и девочками, но и взаимодействия подростков одного пола, которое может способствовать как конструктивной деятельности, так и деструктивной.

 

 

 

 

 

Глава III. Эмпирическое исследование особенностей мотивации общения подростков со сверстниками.

§ 1. Выборка и методики эмпирического исследования.

Психологическая научная  проблема данного эмпирического  исследования – изучение особенностей мотивации общения подростков со сверстниками. Подразумевается, что во время подросткового периода развития перестраивается мотивационная сфера личности и у подростков возрастает потребность в общении со сверстниками. Общение со сверстниками является ведущей деятельностью в подростковом возрасте (А.Н.Леонтьев; И.С. Кон; А.В. Петровский и др.).  Принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников. Поэтому, в данном эмпирическом исследовании, в частности, изучена степень выраженности  потребности в общении в подростковом возрасте. В представленном исследовании так же эмпирически проанализированы направленность личности, социально-психологические установки в мотивационной сфере, ценностные ориентации и доминирующие потребности личности. Главная идея, "проверяемая" в данном эмпирическом исследовании состоит в том, в подростковом возрасте возрастает потребность в общении со сверстниками. Таким образом, в представленном эмпирическом исследовании изучается то, действительно ли, на современном этапе, у подростков потребность в общении со сверстниками становится одной из основных потребностей, является ведущей мотивационной тенденцией.

Все названные психически-поведенческие  феномены рассмотрены в контексте  социально-психологических характеристик подростков 13-ти – 15-ти лет, так как именно эта группа составила собою генеральную совокупность испытуемых данной работы.

Объект исследования. Совокупным объектом эмпирического исследования выступают подростки в возрасте от 13 до 15 лет. Эмпирически изучаются их мотивационные личностные характеристики.

Предмет исследования. Предмет эмпирического исследования – содержательные аспекты выраженности мотивации общения подростков со сверстниками.

Цель исследования. Цель эмпирического исследования – изучить особенности мотивации общения подростков со сверстниками

Гипотеза эмпирического  исследования. Во время подросткового периода развития перестраивается мотивационная сфера личности и у подростков возрастает потребность в общении со сверстниками. В этой связи в подростковом возрасте актуализируются мотивационно-деятельностные параметры развития личности, а основной деятельностью является общение со сверстниками. Мы предположили, что мотивация общения подростков со сверстниками является ведущей и на современном историческом этапе. Так же мы предположили, что мотивация общения подростков со сверстниками имеет специфические особенности.

В соответствии со смысловым  значением объекта, предмета, цели и  гипотезы нашего эмпирического исследования, нами были поставлены следующие основные задачи  эмпирического исследования:

    1. Выявить потребностно-мотивационную направленность личности подростков. Эмпирически изучить потребности подростков и степень их удовлетворенности.
    2. Эмпирически исследовать выраженность потребности в общении у подростков.
    3. Провести анализ мотивационных атитюдов (социальных мотивационных установок) подростков.
    4. Эмпирически изучить ценностные ориентации подростков.

5. Дать психолого-педагогические рекомендации по решению главной проблемы исследования.

 

Для решения поставленных нами в эмпирическом исследовании основных задач, мы применили следующие методы  эмпирического исследования: 

I. Психодиагностический метод. Нами были использованы следующие психодиагностические тестовые методики: 1) "Методика изучения потребности в общении", - автор Ю.М. Орлов [19]; 2) "Методика диагностики направленности личности", - автор Б. Басс [48]; 3) методика «Ценностные ориентации», - автор М. Рокич [48]; 4) "Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере", - автор О.Ф. Потемкина [48]; 5) "Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей", - автор-составитель Д.Я. Райгородский.[48] II. Описательный метод. III. Метод сравнительного системного анализа. IV. Метод корреляционного математико-статистического анализа. V. Интерпретационный метод.

Достоверность результатов проведённого эмпирического исследования и сделанных на их основе выводов достигалась с помощью (посредством) использования методов системного и качественного анализа данных, корреляционного анализа, математико-статистических методов. Применён математико-статистический коэффициент корреляции информационных данных Пирсона/Спирмена. Для проверки «истинности» информационных данных был использован критерий Стьюдента, позволивший проверить достоверность различий полученных данных.

Практическая  значимость эмпирического исследования определяется тем, что полученные в ходе него эмпирические данные могут быть использованы в процессе психологического консультирования, - в целях психолого-педагогической  и социально-психологической работы с неадаптивными подростками. Эмпирические результаты исследования могут быть учтены и применены при проведении практических психокоррекционных занятий и коммуникативных тренингов с подростками.

Структура эмпирического  исследования. Настоящее эмпирическое исследование состоит из одной главы, выводов, заключения и ряда приложений.

Выборка (эмпирическая база) исследования.

В исследовании приняли участие 63 респондента. Все респонденты являются учениками 8-10-х классов ГОУ СОШ № 1289 САО г. Москвы с углубленным изучением английского языка. Возраст всех респондентов: от 13-ти лет до 15-ти лет. В возрасте  13-ти лет – 22 человека (33%) из 63-х человек (100%) наших испытуемых. В возрасте  14-ти лет – 15 человек (24%) из 63-х человек (100%) наших испытуемых. В возрасте  15-ти лет – 26 человек (41%) из 63-х человек (100%) наших испытуемых. В исследовании приняли участие 21 (33%) ученик и 42 (67%) ученицы. Здесь представлена сводная Таблица № 1, отражающая данный контингент респондентов.

Таблица № 1. Контингент респондентов (выборка) эмпирического исследования.

Фамилия Имя

Пол

Возраст

Класс

  1. Авчиян Олег

муж

14

  1. Алексеенко Станислав

муж

14

  1. Алпатова Анастасия

жен

13

  1. Андреева Татьяна

жен

14

  1. Барышева Александра

жен

13

  1. Боков Денис

муж

15

10А

  1. Боровикова Светлана

жен

14

  1. Грибовская Дарья

жен

15

10А

  1. Голиков Евгений

муж

13

  1. Дарчиева Анжела

жен

13

  1. ДоильницынаЕлизавета

жен

14

  1. Егиазаров Евгений

муж

14

  1. Елашвили Илья

муж

15

10А

  1. Жогина Людмила

жен

13

  1. Зайдин Всеволод

муж

13

  1. Злотников Илья

муж

13

  1. Золоев Георгий

муж

13

  1. Измайлов Станислав

муж

15

10А

  1. Клыкова Анастасия

жен

15

10А

  1. Кабирова Яна

жен

13

  1. Козлова Наталья

жен

15

10А

  1. Козырева Надежда

жен

15

10А

  1. Коршунов Петр

муж

13

  1. Корытин Игорь

муж

13

  1. Лаас Алена

жен

15

10А

  1. Лаушкина Татьяна

жен

15

10А

  1. Ли Ника

жен

14

  1. Лихачева Ксения

жен

14

  1. Мальцев Григорий

муж

14

  1. Мельникова Ольга

жен

15

10А

  1. Михеева Наталья

жен

14

  1. Насирова Сабина

жен

15

10А

  1. Никитина Екатерина

жен

15

10А

  1. Никитина Екатерина

жен

13

  1. Новаковский Евгений

муж

13

  1. Огиенко Артем

муж

15

10А

  1. Пичугина Анжелика

жен

15

10А

  1. Плахотная Марьяна

жен

13

  1. Просунцова Дарья

жен

13

  1. Путято Екатерина

жен

15

10А

  1. Ратникова Карина

жен

15

10А

  1. Румянцева Александра

жен

13

  1. Сейтанова Екатерина

жен

15

10А

  1. Созин Олег

муж

15

10А

  1. Солонина Ольга

жен

13

  1. Степаненко Яна

жен

15

10А

  1. Таеб Вадим

муж

15

10А

  1. Тандилова Кристина

жен

15

10А

  1. Тарасов Константин

муж

13

  1. Торохова Любовь

жен

13

  1. Трошин Иван

муж

14

10А

  1. Угарова Вера

жен

15

10А

  1. Уткина Дарья

жен

15

10А

  1. Холиков Абдумалик

муж

15

10А

  1. Цибизова Анна

жен

15

10А

  1. Черджиева Лаура

жен

14

  1. Чернова Ненси

жен

13

  1. Шаля Полина

жен

14

  1. Шачин Алексей

муж

15

10А

  1. Шихмурзаева Екатерина

жен

14

  1. Яворская Александра

жен

13

  1. Яковлева Александра

жен

13

  1. Якубина Юлия

жен

14


 

Психодиагностические  тестовые

методики  эмпирической части исследования.

  1. Методика изучения потребности в общении, разработанная Ю.М. Орловым [19]. Эта методика представляет собой психодиагностический тест-опросник, содержащий 33 содержательных утверждения, с которыми испытуемый соглашается или не соглашается. Тест направлен на выявление степени выраженности потребности испытуемых в общении. В тесте выделяются высокая, средняя и низкая степень выраженности потребности в общении. Полный текст данной психодиагностической тестовой методики приведен в Приложении № 1.
  2. Методика диагностики направленности личности, разработанная Б. Басом [48]. Эта методика представляет собой т.н. ориентационный тест, состоящий из 27-ми пунктов (утверждений), по каждому из которых возможны три варианта (направления) ответа. Эти ответы (направления) соответствуют трем видам направленности личности. С помощью данной методики выявляются следующие личностные направленности: а) направленность «на себя» – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность; б) направленность на общение – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми; в) направленность «на дело» – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение деятельности как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность в интересах дела отстаивать собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.1 Полный текст этой диагностической тестовой методики приведен в Приложении № 1.
  3. Методика «Ценностные ориентации», разработанная М. Рокичем [48]. Данная методика направлена на выявление тех ценностей, которые человек считает для себя наиболее важными. Эта методика основывается на ранжировании основополагающих ценностей.  Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу её отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, - основу мировоззрения и ядро мотивационной жизненной активности. М. Рокич различает 2 вида ценностей: терминальные (ценности-цели) – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные (ценности-средства) – убеждения в том, что какой-то образ действия или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Выделение «терминальных» и «инструментальных» ценностей соответствует традиционному делению ценностей на ценности-цели и ценности-средства. Полный текст данной психодиагностической тестовой методики приведен в Приложении №1.
  4. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере, разработанная  О.Ф. Потемкиной [48]. Цель методики: выявить степень выраженности социально-психологических установок. Автор выделяет такие социально-психологические установки (ориентации личности в социуме) как: как «альтруизм – эгоизм», «процесс – результат», «свобода – власть» и «труд – деньги». Именно по этим параметрам и оценивается личность по данной методике. Полный текст данной психодиагностической тестовой методики приведен в Приложении № 1.
  5. Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей [48]. В этой методике выделяется 5-ть основных видов потребностей: материальные потребности, потребности в безопасности, социальные (межличностные) потребности, потребности в признании, потребности в самовыражении. Цель методики: определить степень удовлетворения (реализации) основных потребностей. В методике выделено три зоны выраженности «реализации» потребностей – зона удовлетворенности, зона частичной удовлетворенности и зона неудовлетворенности. Также в данной методике выявляется доминирующая потребность конкретной личности. Полный текст данной психодиагностической тестовой методики приведен нами в Приложении №1.

§ 2. Процесс проведения и анализ результатов эмпирического исследования.

Процесс проведения эмпирического исследования.

Эмпирическая база (выборка) исследования указана нами выше. Психодиагностика исследуемой выборки проводилась нами в декабре 2007-го года и в январе-феврале 2008-го года.

Все респонденты были опрошены нами по всем пяти психодиагностическим методикам, задействованным в нашем исследовании (описание данных методик приведено выше, а полный текст методик приведён в Приложении № 1).

Психодиагностическое обследование наших тестируемых производилось  групповым методом, только в светлое  время суток (утром и днём), исключительно с полного добровольного согласия самих обследуемых, которым предварительно объяснялись общие научные цели и задачи настоящего исследования.

Всем респондентам подробно разъяснялась инструкция к каждому используемому  психодиагностическому тесту-опроснику. Мы детально отвечали каждому испытуемому нашей выборки на все, возникающие в ходе тестирования вопросы. Все тестируемые не ограничивались нами во времени ответов на вопросы тестов-опросников, так как ограничение тестируемых по времени не входило в инструктивные требования применённых нами тестовых методик.

Анализ результатов  эмпирического исследования.

   Сначала мы подсчитали процентное выражение информационных психодиагностических данных всей нашей выборки по проведённым нами 5-ти психодиагностическим методикам, затем мы осуществили корреляционный анализ психодиагностических показателей всей нашей выборки, также по 5-ти проведённым нами  методикам.

Производя анализ полученных нами информационных данных, мы вначале  проанализировали психодиагностические показатели всей нашей выборки по каждой методике.

Затем мы проанализировали психодиагностические показатели выделенных нами по разным возрастам и по полу групп нашей выборки, - по каждой методике. Мы выделили три возрастные группы из всей выборки наших респондентов: 1-я группа респонденты в возрасте 13-ти лет (в нашей выборке представлено 22 респондента такого возраста, - 35% от общей выборки); 2-я группа респонденты в возрасте 14-ти лет (в нашей выборке представлено  15-ть респондентов такого возраста, - 24% от общей выборки); 3-я группа респонденты в возрасте 15-ти лет (в нашей выборке представлено 26 респондентов такого возраста, - 41% от общей выборки).

Также мы произвели "подсчёт" психодиагностических показателей по "половому признаку", - так же по каждой методике. Выборка респондентов по данному параметру представлена следующим образом:  21 ученик - 33% от общей выборки и 42 ученицы - 67% от общей выборки.

Информация о работе Характеристика мотивации общения подростков со сверстниками