Характеристика мотивации общения подростков со сверстниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:48, дипломная работа

Описание

Цель исследования.
Изучить специфику мотивации общения подростков со сверстниками.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были сформулированы следующие теоретические и эмпирические задачи исследования.
Теоретические задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме психических новообразований подросткового возраста;
2. Проанализировать научную литературу по проблеме мотивации общения подростков со сверстниками;

Содержание

Введение ...................................................................................................................... 3
Глава I. Представления о мотивации в трудах отечественных и зарубежных психологов ..................................................................................................................... 7
§ 1. Общая характеристика потребностно-мотивационной сферы личности . 7
§ 2. Концепции мотивации в трудах отечественных психологов ...................... 9
§ 3. Теории мотивации в трудах зарубежных психологов ................................. 12
Глава II. Социально-психологические особенности подросткового возраста и специфика мотивации общения подростков со сверстниками ......................18
§ 1. Кризис подросткового возраста ........................................................................18
§ 2. Особая напряженность чувств в подростковом возрасте ............................22
§ 3. Особенности формирования мотивационной сферы в подростковом возрасте …………………………………………………………………………........ 24
§ 4. Специфика мотивации общения подростков со сверстниками………..…27
Глава III. Эмпирическое исследование мотивации общения подростков со сверстниками .............................................................................................................. 34
§ 1. Выборка и методики эмпирического исследования .....................................34
§ 2. Процесс проведения и анализ результатов эмпирического исследования...................................………………………………………………… 41
Выводы по эмпирической части исследования ................................................... 56
Выводы по задачам исследования ......................................................................... 60
Заключение ………………………………………….……………………………… 65
Список литературы ....................................................................................................66
Приложения ………………………………………………………………………… 70
Приложение № 1. Психодиагностические методики, использованные в эмпирическом исследовании................................................................................... 70 Приложение № 2. Результаты эмпирического исследования в диаграммах...90
Приложение № 3. Корреляционный анализ психодиагностических данных по 5-ти методикам..........................................................................................................

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 871.00 Кб (Скачать документ)

Список1:

  • активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
  • жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
  • здоровье (физическое и психическое);
  • интересная работа;
  • красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
  • любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
  • материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
  • наличие хороших и верных друзей;

— общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

  • познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
  • продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
  • развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

— развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

  • свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
  • счастливая семейная жизнь;
  • счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
  • творчество (возможность творческой деятельности);
  • уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от 
    внутренних противоречий, сомнений).

Список2:

  • аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
  • воспитанность (хорошие манеры);
  • высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
  • жизнерадостность (чувство юмора);
  • исполнительность (дисциплинированность);
  • независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
  • непримиримость к недостаткам в себе и других;
  • образованность (широта знаний, высокая общая культура);
  • ответственность (чувство долга, умение держать слово);
  • рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
  • самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
  • смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов;
  • твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
  • терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
  • широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
  • честность (правдивость, искренность);
  • эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
  • чуткость (заботливость).

Методика диагностики  степени удовлетворенности основных потребностей

Методика диагностики  степени удовлетворенности основных потребностей.4 В этой методике выделяется 5-ть основных видов потребностей: материальные потребности, потребности в безопасности, социальные (межличностные) потребности, потребности в признании, потребности в самовыражении. Цель методики: определить степень удовлетворения (реализации) основных потребностей. В методике выделено три зоны выраженности «реализации» потребностей – зона удовлетворенности, зона частичной удовлетворенности и зона неудовлетворенности. Также в данной методике выявляется главная потребность.

Инструкция: Перед вами 15 утверждений, которые Вы должны оценить, попарно сравнивая между собой.

Сначала оцените 1-е утверждение  с 2-м, 3-м и т.д. и результат впишите  в первую колонку. Так, если при сравнении  первого утверждения со вторым, предпочтительным для себя вы сочтете второе, то в начальную клеточку впишите цифру 2. если же предпочтительным окажется первое утверждение, то впишите цифру 1. затем то же самое проделайте со вторым утверждением: сравните его сначала с 3-м, потом с 4-м и т. д., и вписывайте результат во вторую колонку.

Подобным же образом  работайте с остальными, постепенно заполняя весь бланк.

Во время работы полезно  к каждому утверждению проговорить  фразу «В своей профессиональной деятельности я хочу…»

  1. добиться признания и уважения;
  2. иметь теплые отношения с людьми;
  3. обеспечить свое будущее;
  4. зарабатывать на жизнь;
  5. иметь хороших собеседников;
  6. упрочить свое положение;
  7. развивать свои силы и способности;
  8. обеспечить себе материальный комфорт;
  9. повышать уровень мастерства и компетентности;
  10. избегать неприятностей;
  11. стремиться к новому и неизведанному;
  12. обеспечить себе положение влияния;
  13. покупать себе хорошие вещи;
  14. заниматься делом, требующим полной отдачи;
  15. быть понятым другими.


Интерпретация данных:

А) закончив работу, необходимо посчитать количество баллов, выпавших на каждое утверждение.

Нужно выбрать 5 утверждений, получивших наибольшее количество баллов и расположить их по иерархии. Это  - главные потребности человека.

Б) для определения  степени удовлетворенности пяти главных потребностей, необходимо посчитать сумму баллов по пяти секциям по следующим вопросам:

1. Материальные потребности: 4, 8, 13

2. Потребности в безопасности: 3, 6, 10

3. Социальные  (межличностные)  потребности: 2, 5, 15

4. Потребности в признании: 1, 9, 12

5. Потребности в самовыражении: 7, 11, 14

Необходимо посчитать  сумму баллов по каждой из 5-ти секций и отложить по вертикальной оси графика  результата. По точкам необходимо построить  общий график результата, который  укажет  три зоны удовлетворенности  по пяти потребностям.

Необходимо учитывать, что если график находится в области  о 0 до 14 баллов – это зона удовлетворенности потребности, от 14 до 28 – зона частичной удовлетворенности, от 29 до 42 – зона неудовлетворенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение  №2.

 

Результаты эмпирического исследования в диаграммах.

Полученные нами эмпирические информационные данные по 5-ти психодиагностическим методикам мы отображаем в графическом виде на столбиковых и круговых диаграммах представленных ниже, - в данном приложении к эмпирической части нашего исследования.

 

1. Методика  изучения потребности в общении,

 разработанная  Ю.М. Орловым.

Высокий уровень потребности в общении – 44 человека, по отношению ко всей выборке – 70%. Из них у 71% мальчиков, 71% девочек. Среди респондентов 13-ти лет – 77%, 14-ти лет – 60% и 15-ти лет – 73%.

Средний уровень потребности в общении – 18 человек, по отношению ко всей выборке – 28%. Из них у 29% мальчиков, 26% девочек. Среди респондентов 13-ти лет – 18%, 14-ти лет – 40% и 15-ти лет – 27%.

Низкий уровень потребности в общении – 1 человек, по отношению ко всей выборке – 2%. Из них у 0% мальчиков, 3% девочек. Среди респондентов 13-ти лет – 5%, 14-ти лет – 0% и 15-ти лет – 0%.

Мы произвели анализ результатов психодиагностического  тестирования наших респондентов по данной методике. Мы выделили тестовые показатели респондентов по 3-м выявленным в данном тесте-опроснике степеням выраженности потребности в общении.

Анализ данных данного теста-опросника показал, что у 70% респондентов наблюдается высокая степень выраженности потребности в общении, у 28% - средняя степень выраженности и у 2% - низкая степень выраженности потребности в общении.

 

 

 

Диаграмма №1.

 

 

Можно заметить, что среди  респондентов разного пола степень  выраженности  потребности в общении распределилась равномерно. Среди респондентов мужского пола высокий уровень потребности в общении наблюдается у 71% мальчиков, средний уровень у 29% мальчиков и низкий у 0% респондентов мужского пола. Среди респондентов женского пола высокий уровень потребности в общении наблюдается у 71% девочек, средний уровень у 26% девочек   и низкий у 3% респондентов женского пола.

Диаграмма №2.

 

Мы выделили три возрастные группы из всей выборки  наших респондентов.

Высокий уровень потребности  в общении преобладает у респондентов  в возрасте 13-ти и 15-ти лет, а средний уровень потребности в общении наблюдается больше у респондентов 14-ти лет.

1-я группа – респонденты 13-ти лет, в нашей выборке представлено 22 человека (33%) из 63-х человек (100%) наших испытуемых. Среди респондентов 13-ти лет высокий уровень потребности в общении наблюдается у 77% респондентов, средний уровень у 18% и низкий у 5%.

2-я группа – респонденты 14-ти лет, в нашей выборке представлено 15 человек (24%) из 63-х человек (100%) наших испытуемых. Среди респондентов 14-ти лет высокий уровень потребности в общении наблюдается у 60% респондентов, средний уровень у 40% и низкий у 0%.

3-я группа – респонденты 15-ти лет, в нашей выборке представлено 26 человек (41%) из 63-х человек (100%) наших испытуемых. Среди респондентов 15-ти лет высокий уровень потребности в общении наблюдается у 73% респондентов, средний уровень у 27% и низкий у 0%.

Диаграмма №3.

 

 

 

 

 

    1. Методика диагностики направленности личности,

разработанная Б. Бассом.

 

Анализ данных данного теста показал, что у 25% респондентов наблюдается направленность «на себя» – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность. У 53% - направленность на общение – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. И у 22% - направленность «на дело» – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность в интересах дела отстаивать собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.

Диаграмма №4.

 

Среди респондентов мужского пола направленность личности на себя наблюдается у 10% мальчиков, на общение у 57% мальчиков и на дело у 33% респондентов мужского пола. Среди респондентов женского пола направленность личности на себя наблюдается у 33% девочек, на общение у 50% девочек   и на дело у 17% респондентов женского пола.

Диаграмма №5.

Среди выделенных возрастных групп из всей выборки наших респондентов результаты следующие.

Наибольшее число респондентов выбрали такую направленность личности как направленность на общение.

1-я группа – респонденты 13-ти лет, в нашей выборке представлено 22 человека (33%) из 63-х человек (100%) наших испытуемых. Среди респондентов 13-ти лет направленность на себя наблюдается у 23% респондентов, направленность на общение у 50% и направленность на дело у 27%.

2-я группа – респонденты 14-ти лет, в нашей выборке представлено 15 человек (24%) из 63-х человек (100%) наших испытуемых. Среди респондентов 14-ти лет направленность на себя наблюдается у 20% респондентов, направленность на общение у 67% и направленность на дело у 13%.

3-я группа – респонденты 15-ти лет, в нашей выборке представлено 26 человек (41%) из 63-х человек (100%) наших испытуемых. Среди респондентов 15-ти лет направленность на себя наблюдается у 31% респондентов, направленность на общение у 46% и направленность на дело у 23%.

Диаграмма №6.

 

    1. Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере,

 разработанная   О.Ф. Потемкиной.

Социально-психологическая установка на «процесс» - 35 человек, по отношению ко всей выборке – 56%.

Социально-психологическая установка на «результат» - 28 человек, по отношению ко всей выборке – 44%.

Диаграмма №7.

 

 

Социально-психологическая установка на «процесс» - 29% мальчиков, 69% девочек. Социально-психологическая установка на «результат» - у 71% мальчиков, 31% девочек.

В данной паре социльно-психологических  установок можно заметить, что  у респондентов мужского пола преобладает установка на «результат», а у респондентов женского пола - установка на «процесс».

Диаграмма №8.

 

 

1-я группа – респонденты 13-ти лет, в нашей выборке представлено 22 человека (33%) из 63-х человек (100%) наших испытуемых.

Социально-психологическая  установка на «процесс» – 55%, социально-психологическая установка на «результат» – 45%, в данной паре социльно-психологических установок можно заметить, что у респондентов результаты распределены равномерно.

Информация о работе Характеристика мотивации общения подростков со сверстниками