Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:48, дипломная работа
Цель исследования.
Изучить специфику мотивации общения подростков со сверстниками.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были сформулированы следующие теоретические и эмпирические задачи исследования.
Теоретические задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме психических новообразований подросткового возраста;
2. Проанализировать научную литературу по проблеме мотивации общения подростков со сверстниками;
Введение ...................................................................................................................... 3
Глава I. Представления о мотивации в трудах отечественных и зарубежных психологов ..................................................................................................................... 7
§ 1. Общая характеристика потребностно-мотивационной сферы личности . 7
§ 2. Концепции мотивации в трудах отечественных психологов ...................... 9
§ 3. Теории мотивации в трудах зарубежных психологов ................................. 12
Глава II. Социально-психологические особенности подросткового возраста и специфика мотивации общения подростков со сверстниками ......................18
§ 1. Кризис подросткового возраста ........................................................................18
§ 2. Особая напряженность чувств в подростковом возрасте ............................22
§ 3. Особенности формирования мотивационной сферы в подростковом возрасте …………………………………………………………………………........ 24
§ 4. Специфика мотивации общения подростков со сверстниками………..…27
Глава III. Эмпирическое исследование мотивации общения подростков со сверстниками .............................................................................................................. 34
§ 1. Выборка и методики эмпирического исследования .....................................34
§ 2. Процесс проведения и анализ результатов эмпирического исследования...................................………………………………………………… 41
Выводы по эмпирической части исследования ................................................... 56
Выводы по задачам исследования ......................................................................... 60
Заключение ………………………………………….……………………………… 65
Список литературы ....................................................................................................66
Приложения ………………………………………………………………………… 70
Приложение № 1. Психодиагностические методики, использованные в эмпирическом исследовании................................................................................... 70 Приложение № 2. Результаты эмпирического исследования в диаграммах...90
Приложение № 3. Корреляционный анализ психодиагностических данных по 5-ти методикам..........................................................................................................
Список1:
— общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
— развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
Список2:
Методика диагностики
степени удовлетворенности
Методика диагностики
степени удовлетворенности
Инструкция: Перед вами 15 утверждений, которые Вы должны оценить, попарно сравнивая между собой.
Сначала оцените 1-е утверждение с 2-м, 3-м и т.д. и результат впишите в первую колонку. Так, если при сравнении первого утверждения со вторым, предпочтительным для себя вы сочтете второе, то в начальную клеточку впишите цифру 2. если же предпочтительным окажется первое утверждение, то впишите цифру 1. затем то же самое проделайте со вторым утверждением: сравните его сначала с 3-м, потом с 4-м и т. д., и вписывайте результат во вторую колонку.
Подобным же образом работайте с остальными, постепенно заполняя весь бланк.
Во время работы полезно
к каждому утверждению
Интерпретация данных:
А) закончив работу, необходимо посчитать количество баллов, выпавших на каждое утверждение.
Нужно выбрать 5 утверждений, получивших наибольшее количество баллов и расположить их по иерархии. Это - главные потребности человека.
Б) для определения степени удовлетворенности пяти главных потребностей, необходимо посчитать сумму баллов по пяти секциям по следующим вопросам:
1. Материальные потребности: 4, 8, 13
2. Потребности в безопасности: 3, 6, 10
3. Социальные (межличностные) потребности: 2, 5, 15
4. Потребности в признании: 1, 9, 12
5. Потребности в самовыражении: 7, 11, 14
Необходимо посчитать сумму баллов по каждой из 5-ти секций и отложить по вертикальной оси графика результата. По точкам необходимо построить общий график результата, который укажет три зоны удовлетворенности по пяти потребностям.
Необходимо учитывать, что если график находится в области о 0 до 14 баллов – это зона удовлетворенности потребности, от 14 до 28 – зона частичной удовлетворенности, от 29 до 42 – зона неудовлетворенности.
Приложение №2.
Результаты эмпирического исследования в диаграммах.
Полученные нами эмпирические информационные данные по 5-ти психодиагностическим методикам мы отображаем в графическом виде на столбиковых и круговых диаграммах представленных ниже, - в данном приложении к эмпирической части нашего исследования.
1. Методика
изучения потребности в
разработанная Ю.М. Орловым.
Высокий уровень потребности в общении – 44 человека, по отношению ко всей выборке – 70%. Из них у 71% мальчиков, 71% девочек. Среди респондентов 13-ти лет – 77%, 14-ти лет – 60% и 15-ти лет – 73%.
Средний уровень потребности в общении – 18 человек, по отношению ко всей выборке – 28%. Из них у 29% мальчиков, 26% девочек. Среди респондентов 13-ти лет – 18%, 14-ти лет – 40% и 15-ти лет – 27%.
Низкий уровень потребности в общении – 1 человек, по отношению ко всей выборке – 2%. Из них у 0% мальчиков, 3% девочек. Среди респондентов 13-ти лет – 5%, 14-ти лет – 0% и 15-ти лет – 0%.
Мы произвели анализ
результатов
Анализ данных данного теста-опросника показал, что у 70% респондентов наблюдается высокая степень выраженности потребности в общении, у 28% - средняя степень выраженности и у 2% - низкая степень выраженности потребности в общении.
Диаграмма №1.
Можно заметить, что среди респондентов разного пола степень выраженности потребности в общении распределилась равномерно. Среди респондентов мужского пола высокий уровень потребности в общении наблюдается у 71% мальчиков, средний уровень у 29% мальчиков и низкий у 0% респондентов мужского пола. Среди респондентов женского пола высокий уровень потребности в общении наблюдается у 71% девочек, средний уровень у 26% девочек и низкий у 3% респондентов женского пола.
Диаграмма №2.
Мы выделили три возрастные группы из всей выборки наших респондентов.
Высокий уровень потребности в общении преобладает у респондентов в возрасте 13-ти и 15-ти лет, а средний уровень потребности в общении наблюдается больше у респондентов 14-ти лет.
1-я группа – респонденты 13-ти лет, в нашей выборке представлено 22 человека (33%) из 63-х человек (100%) наших испытуемых. Среди респондентов 13-ти лет высокий уровень потребности в общении наблюдается у 77% респондентов, средний уровень у 18% и низкий у 5%.
2-я группа – респонденты 14-ти лет, в нашей выборке представлено 15 человек (24%) из 63-х человек (100%) наших испытуемых. Среди респондентов 14-ти лет высокий уровень потребности в общении наблюдается у 60% респондентов, средний уровень у 40% и низкий у 0%.
3-я группа – респонденты 15-ти лет, в нашей выборке представлено 26 человек (41%) из 63-х человек (100%) наших испытуемых. Среди респондентов 15-ти лет высокий уровень потребности в общении наблюдается у 73% респондентов, средний уровень у 27% и низкий у 0%.
Диаграмма №3.
разработанная Б. Бассом.
Анализ данных данного теста показал, что у 25% респондентов наблюдается направленность «на себя» – ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно работы и сотрудников, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность. У 53% - направленность на общение – стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий или оказанию искренней помощи людям, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. И у 22% - направленность «на дело» – заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность в интересах дела отстаивать собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.
Диаграмма №4.
Среди респондентов мужского пола направленность личности на себя наблюдается у 10% мальчиков, на общение у 57% мальчиков и на дело у 33% респондентов мужского пола. Среди респондентов женского пола направленность личности на себя наблюдается у 33% девочек, на общение у 50% девочек и на дело у 17% респондентов женского пола.
Диаграмма №5.
Среди выделенных возрастных групп из всей выборки наших респондентов результаты следующие.
Наибольшее число респондентов выбрали такую направленность личности как направленность на общение.
1-я группа – респонденты 13-ти лет, в нашей выборке представлено 22 человека (33%) из 63-х человек (100%) наших испытуемых. Среди респондентов 13-ти лет направленность на себя наблюдается у 23% респондентов, направленность на общение у 50% и направленность на дело у 27%.
2-я группа – респонденты 14-ти лет, в нашей выборке представлено 15 человек (24%) из 63-х человек (100%) наших испытуемых. Среди респондентов 14-ти лет направленность на себя наблюдается у 20% респондентов, направленность на общение у 67% и направленность на дело у 13%.
3-я группа – респонденты 15-ти лет, в нашей выборке представлено 26 человек (41%) из 63-х человек (100%) наших испытуемых. Среди респондентов 15-ти лет направленность на себя наблюдается у 31% респондентов, направленность на общение у 46% и направленность на дело у 23%.
Диаграмма №6.
разработанная О.Ф. Потемкиной.
Социально-психологическая уста
Социально-психологическая установка на «результат» - 28 человек, по отношению ко всей выборке – 44%.
Диаграмма №7.
Социально-психологическая уста
В данной паре социльно-психологических установок можно заметить, что у респондентов мужского пола преобладает установка на «результат», а у респондентов женского пола - установка на «процесс».
Диаграмма №8.
1-я группа – респонденты 13-ти лет, в нашей выборке представлено 22 человека (33%) из 63-х человек (100%) наших испытуемых.
Социально-психологическая установка на «процесс» – 55%, социально-психологическая установка на «результат» – 45%, в данной паре социльно-психологических установок можно заметить, что у респондентов результаты распределены равномерно.
Информация о работе Характеристика мотивации общения подростков со сверстниками