Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 09:48, дипломная работа
Цель исследования.
Изучить специфику мотивации общения подростков со сверстниками.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были сформулированы следующие теоретические и эмпирические задачи исследования.
Теоретические задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме психических новообразований подросткового возраста;
2. Проанализировать научную литературу по проблеме мотивации общения подростков со сверстниками;
Введение ...................................................................................................................... 3
Глава I. Представления о мотивации в трудах отечественных и зарубежных психологов ..................................................................................................................... 7
§ 1. Общая характеристика потребностно-мотивационной сферы личности . 7
§ 2. Концепции мотивации в трудах отечественных психологов ...................... 9
§ 3. Теории мотивации в трудах зарубежных психологов ................................. 12
Глава II. Социально-психологические особенности подросткового возраста и специфика мотивации общения подростков со сверстниками ......................18
§ 1. Кризис подросткового возраста ........................................................................18
§ 2. Особая напряженность чувств в подростковом возрасте ............................22
§ 3. Особенности формирования мотивационной сферы в подростковом возрасте …………………………………………………………………………........ 24
§ 4. Специфика мотивации общения подростков со сверстниками………..…27
Глава III. Эмпирическое исследование мотивации общения подростков со сверстниками .............................................................................................................. 34
§ 1. Выборка и методики эмпирического исследования .....................................34
§ 2. Процесс проведения и анализ результатов эмпирического исследования...................................………………………………………………… 41
Выводы по эмпирической части исследования ................................................... 56
Выводы по задачам исследования ......................................................................... 60
Заключение ………………………………………….……………………………… 65
Список литературы ....................................................................................................66
Приложения ………………………………………………………………………… 70
Приложение № 1. Психодиагностические методики, использованные в эмпирическом исследовании................................................................................... 70 Приложение № 2. Результаты эмпирического исследования в диаграммах...90
Приложение № 3. Корреляционный анализ психодиагностических данных по 5-ти методикам..........................................................................................................
Анализ корреляции информационных данных
по К. Пирсону и Ч. Спирмену.
Мы составили выводы по данным корреляции психодиагностических результатов тестирования всей нашей эмпирической базы (выборки). Результаты проведённой нами корреляции по Пирсону/Спирмену оказались следующие. Была выявлена прямая связь (зависимость) потребности в общении с альтруизмом, в свою очередь альтруизм преобладает у людей, которые направлены на взаимодействие с людьми их одобрение. Имеется так же корреляционная явная взаимосвязь потребности в общении с такой ценностью как дружба. Это подтверждает наше предположение о том, что у подростков в данном возрасте актуализируется потребность в общении с друзьями. Также выявлена корреляционная взаимосвязь потребности в общении с такими ценностями как счастливая семейная жизнь и чуткость. По поводу взаимосвязи потребности в общении и такого личностного качества как чуткость можно сказать о том, что чуткость является одним из важных качеств, влияющих на успешность в общении и на установление доверительных отношений. Кроме того, в результате корреляционного анализа была выявлена прямая корреляционная связь между направленностью личности и социально-психологической установкой альтруизм. Учитывая, что эмпирическое исследование показало, что у 53% респондентов направленность личности на общение является доминирующей, можно сделать вывод, что альтруизм является важным качеством в процессе общения.
Для проверки достоверности полученных информационных данных нами был использован статистический метод t-тест для независимых выборок (тест Стьюдента), который позволяет проверить достоверность различий в полученных данных. Данный критерий оценивает достоверность различий между процентными долями частей выборки, в которых «зарегистрирован» (зафиксирован) интересующий нас психологический эффект (признак). В том случае, если имеющиеся различия недостоверны, то между отдельными частями выборки нет различий в исследуемом признаке.
Используя данный критерий достоверности различий, мы выявили, по 5-ти психодиагностическим методикам - наибольшую выраженность достоверности различий между данными имеют удовлетворенная потребность, ответственность и непримиримость к недостаткам других при уровне (показателе) достоверности p = 0,05, а также здоровье при уровне (показателе) достоверности p = 0,047.
Мы полагаем, что полученные результаты характеризуют вышеперечисленные показатели в качестве наиболее различных по своему внутреннему составу, способу психического действия и психической направленности.
Ответственность и непримиримость к недостаткам являются инструментальными ценностями, которые являются ценностями-средствами, то есть убеждениями в том, что какой-то образ действия или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Здоровье является терминальной ценностью (убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться).5
1 Отметим, что в описываемой методике не производится ненаучное разделение мотивов «на дело» и «на себя», а наоборот, осуществляется интегрированное понимание данного вопроса.
2 Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. Спб., «Речь», 2006.
3 Источник: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Ред-сост. Райгородский Д.Я. Самара, «Бахрах-М», 2006.
4 Источник: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Ред-сост. Райгородский Д.Я. Самара, «Бахрах-М», 2006.
5 Источник: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Ред-сост. Райгородский Д.Я. Самара, «Бахрах-М», 2006.
Информация о работе Характеристика мотивации общения подростков со сверстниками