Индивидуальный подход к детям старшего дошкольного возраста в процессе воспитания гуманного отношения к сверстникам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:00, курсовая работа

Описание

Тема курсовой работы – «Индивидуальный подход к детям старшего дошкольного возраста в процессе воспитания гуманного отношения к сверстникам» – весьма актуальна.
Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей. Наблюдающаяся смена образовательной парадигмы приводит к тому, что на первый план выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, пронизанные уважением к личности каждого дошкольника, учащегося и заботой о развитии их способностей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ
ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Общая характеристика индивидуального подхода
к детям дошкольного возраста 6
1.2. Психолого-педагогический аспект воспитания гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста 12
Выводы 25
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Описание и интерпретация результатов исследования 28
Выводы 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46

Работа состоит из  1 файл

kursa_гум.отнош 2.doc

— 557.00 Кб (Скачать документ)

Автор дает характеристику игровым  действиям по возрастам: «Приобретение опыта совместной практической деятельности, в процессе которой дети усваивают навыки организованного поведения, совместного труда и согласованность действий в игре на основе общего замысла, содействует развитию активности, инициативы, уверенности в своих силах. Однако, еще нередки конфликты, неумение сговариваться, распределять роли в игре [14].

К 6-ти годам проявляется, а к 7-ми крепнет особый интерес детей  к общественно направленной трудовой деятельности, содержательным творческим играм, где ребята получают знания об общественных явлениях. Совместная деятельность доставляет много общих переживаний, сближающих детей, изменяется и характер взаимоотношений дошкольников. Ребенок 5 – 6лет в большинстве случаев играет не один: «мирное соседство» перерастает в устойчивое содружество. Радость совместной игры рождает новые отношения между детьми – товарищество и дружбу. Ребенок как личность развивается в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, в том числе игровой; причем, если она правильно организована, то оказывает положительное влияние на формирование взаимодействий и взаимоотношений между детьми» [12].

Содержанием нравственного  воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Однако методы реализации этих благородных задач значительно более скромные и неконкретные. Среди них можно выделить два направления: создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок.

К методам, обеспечивающим создание у детей практического опыта общественного поведения, относятся [33]:

1. Воспитание нравственных  привычек;

2. Пример взрослого  или других детей; 

3. Целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей;

4. Организация совместной деятельности;

5. Совместная игра.

Нравственное воспитание детей  предлагается осуществлять в самых  разных условиях: в бытовой и повседневной деятельности, в игре и на специально организованных занятиях.

Во вторую группу методов, направленных на формирование нравственных представлений, суждений и оценок, входят беседа воспитателя на этические темы; чтение художественной литературы; рассматривание и обсуждение картин; метод убеждения, метод поощрений и наказаний [33].

Как можно видеть, главный акцент в этой программе делается на формирование коллективистской направленности детей. Задача заключается не в воспитании сопереживания и сочувствия другому, а в формировании чувства своей связи с группой и осознания себя частью коллектива. При таком подходе человеческая личность (как своя, так и другого) не выделяется, а, наоборот, стирается и растворяется в коллективе.

Хотя в задачах и провозглашается  развитие гуманных чувств и положительных взаимоотношений, предлагаемые методы направлены либо на формирование правильного поведения (воспроизведение положительных образцов, формирование положительных привычек), либо на формирование представлений, оценок и суждений [33].

Гуманистическая направленность поведения понимается как обобщенная характеристика поведения ребенка, которая отражает его умение ориентироваться в возникшей социальной ситуации, осознавать суть происходящего, проявлять эмоциональную чувствительность к состоянию сверстников. Авторы предлагают следующие методы и средства воспитания гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников:

  • рассматривание картин, отражающих знакомые для ребенка жизненные ситуации и переживания;
  • чтение художественных произведений с описанием типичных моральных ситуаций и последующее обсуждение поступков героев;
  • игры-упражнения, в которых детям предлагается решить знакомые им моральные проблемы;
  • положительная оценка реальных проявлений гуманистической направленности поведения, пояснение смысла собственного поступка и поступка сверстника [33].

Отзывчивость характеризуется как умение замечать ситуации, в которых его сверстник испытывает неблагополучие, и находить действенные способы, помогающие сверстнику восстановить эмоциональный комфорт. В качестве основных методов воспитания отзывчивости авторы предлагают учить детей обращать внимание на эмоциональное неблагополучие сверстников и преодолевать свое и чужое эмоциональное неблагополучие. Так накапливается опыт практических действий, направленных на оказание помощи другому; дети побуждаются к проявлению отзывчивости и доброжелательности. Воспитатель разъясняет причины, вызывающие эмоциональное неблагополучие сверстника, и непосредственно включается во взаимодействие детей, демонстрируя способы проявления отзывчивости [33].

В настоящее  время, как отмечают работники науки и практики, наблюдается процесс вытеснения из дошкольных учреждений и семей сюжетно-ролевых игр с героями волшебных сказок, борющихся со злыми силами, помогающими слабым, обиженным, спасающими добрых и честных, играми с воинственным содержанием, в которых господствуют агрессивные персонажи популярных мультфильмов – «боевиков». Проблема содержания современных ролевых игр детей и их влияния на развитие ребенка беспокоит многих педагогов-практиков и родителей. Всеми взрослыми, воспитывающими детей, должна осознаваться главная цель воспитания – гуманистическая направленность личности с опорой на общечеловеческие и национальные культурные ценности [16].

Перечислим  группы средств нравственного воспитания:

  • художественные (художественная литература, изобразительное искусство, кино-, мультфильмы, музыка),
  • социально-средовые (события, происходящие в окружении ребенка, обычаи, традиции, субкультура, поступки и оценки взрослых, развивающая среда),
  • деятельностные (разные виды детской деятельности, праздники, развлечения) [22].

Условия, обеспечивающие действенность средств воспитания:

  • соответствие возрасту,
  • эмоциональная насыщенность,
  • адекватность уровню развития детских интересов и др. [22].

Принципы сочетания  средств воспитания: интеграция, изолированность, дифференциация, умеренность, степень воздействия и др. [22].

 

 

Выводы

 

Таким образом, в дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Воспитание гуманных взаимоотношений может осуществляться в разных видах деятельности. На наш взгляд, наиболее эффективной является ведущая деятельность детей дошкольного возраста - игра.

 

 

Глава 2 
Практическое исследование и формирование гуманных взаимоотношений в дошкольном возрасте

 

2.1. Организация и методы исследования

 

Опытно-экспериментальная  работа по диагностике и развитию гуманного отношения к сверстникам в старшем дошкольном возрасте проводилась в старшей группе детского сада. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста. Индивидуальный подход в работе с дошкольниками осуществлялся с учетом их возрастных и половых характеристик, индивидуальных особенностей и характеристик. Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа:

1 этап - констатирующий.

При диагностике гуманного отношения использовались наблюдение и психодиагностические методики (тесты). Исследование проводилось в естественных, привычных условиях (в посещаемой ими группе детского сада) и испытуемые не знали о целях и самом факте проведения наблюдения, поэтому вели себя естественно и раскованно.

Так, в качестве первого метода в работе использовалось наблюдение, целью которого было выявить наличие у детей старшего дошкольного возраста эмпатии в процессе повседневной жизни в детском саду. Наблюдение длилось в течение одного месяца.

В повседневной жизни в детском саду, особенно в процессе игровой деятельности у детей непроизвольно и особенно ярко проявляются те или иные эмоции и чувства. Длительность наблюдения позволяет сделать более объективные выводы. Возникла необходимость разработать схему фиксации результатов. Для этого были использованы оценки в баллах. Баллы выставлялись ежедневно(см.приложение 1).

Обработка результатов:

0 балл – ребенок равнодушен;

1 балл –  проявление эмпатии в отдельных ситуациях;

2 балла –  ребенок отзывчив, проявляет сочувствие, сострадание.

Далее нами использовались 2 психодиагностические методики:

Тест 1. Автор Воропаева  И.П.

Цель: изучить  наличие у детей старшего дошкольного  возраста сочувствия, сострадания к людям, сказочным персонажам.

Проводится  исследование в форме беседы, индивидуально. Описывается ситуация, а ребенок должен рассказать, как бы он поступил в данной ситуации (см. приложение 2).

Обработка результатов:

  • ребенок, проявивший сочувствие, получает 1 балл,
  • ребенок, оставшийся равнодушным, получает 0 баллов.

Суммарное количество баллов считается следующим образом:

  • 0 – 2 балла – низкий уровень;
  • 3 – 4 балла – средний уровень;
  • 5 – 6 – высокий уровень.

Подсчитываются  баллы, и определяется уровень наличия  у детей сочувствия, сострадания к людям, сказочным персонажам (см.приложение 4 табл.1)

Тест 2. Авторы Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер.

Цель: изучить  проявление помощи (сочувствия) у детей  старшего дошкольного возраста другому человеку.

Проводится  индивидуально в двух сериях.

1 серия. Реальный выбор. Готовятся не разукрашенные картинки. Ребенку объясняют, что у начинающего художника скоро состоится первая выставка его работ, а у него сломались все цветные карандаши и ему нужна помощь. Как быть? Ребенок делает выбор: помочь или нет.

Проводится  индивидуально.

Обработка данных.

  • Ребенок, оказавший помощь (сочувствие), получает 1 балл.
  • Ребенок, который отказался помочь, получает 0 баллов.

2 серия. Вербальный  выбор. Испытуемого ставят в условия выбора с помощью рассказа.

Проводится  индивидуально.

Текст ситуации: «Гуляла однажды мама-курица с  цыпленком на поляне. Пока курица доставала для своего цыпленка червячка, цыпленок исчез. Бросилась мама искать своего ребенка и видит: ее цыпленок стоит на другом берегу ручья. Но ни цыпленок, ни его мама не умеют плавать. Как быть?».

Обработка результатов.

  • Ребенок, который оказал помощь (посочувствовал) и помог найти выход из ситуации, получает 2 балла.
  • Ребенок, который помог, посочувствовал, но описание выхода из ситуации было неточным, размытым, получает 1 балл.
  • Ребенок, оставшийся равнодушным, получает 0 баллов.

2 этап  – формирующий.

По результатам  диагностики был составлен план дальнейшей работы по развитию эмпатии  детей старшего дошкольного возраста.

3 этап  – контрольный.

После проведенной коррекционно-развивающей программы с детьми вновь было проведено диагностическое исследование.

 

 

2.2. Описание и интерпретация результатов исследования

 

1 этап - констатирующий

Показатели  по использованию наблюдения представлены в приложении 1 табл. 1. Анализ проводился в течение 21 рабочего дня. Средний уровень развития эмпатии у каждого ребенка представлен в таблице 1.1.

 

 

Таблица 1.1. Показатели эмпатии у каждого ребенка

№ п/п

Испытуемый

Пол

Итого

m

1

Алеша

м

25

1,19

2

Андрей

м

21

1,00

3

Вова

м

21

0,95

4

Даша

ж

23

1,00

5

Дима

м

28

1,33

6

Ира

ж

22

1,05

7

Катя

ж

24

1,14

8

Марина

ж

22

1,05

9

Сергей

м

22

1,00

10

Юля

ж

25

1,19

Информация о работе Индивидуальный подход к детям старшего дошкольного возраста в процессе воспитания гуманного отношения к сверстникам