Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:00, курсовая работа
Тема курсовой работы – «Индивидуальный подход к детям старшего дошкольного возраста в процессе воспитания гуманного отношения к сверстникам» – весьма актуальна.
Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей. Наблюдающаяся смена образовательной парадигмы приводит к тому, что на первый план выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, пронизанные уважением к личности каждого дошкольника, учащегося и заботой о развитии их способностей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ
ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Общая характеристика индивидуального подхода
к детям дошкольного возраста 6
1.2. Психолого-педагогический аспект воспитания гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста 12
Выводы 25
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Описание и интерпретация результатов исследования 28
Выводы 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
Автор дает характеристику игровым действиям по возрастам: «Приобретение опыта совместной практической деятельности, в процессе которой дети усваивают навыки организованного поведения, совместного труда и согласованность действий в игре на основе общего замысла, содействует развитию активности, инициативы, уверенности в своих силах. Однако, еще нередки конфликты, неумение сговариваться, распределять роли в игре [14].
К 6-ти годам проявляется, а к 7-ми крепнет особый интерес детей к общественно направленной трудовой деятельности, содержательным творческим играм, где ребята получают знания об общественных явлениях. Совместная деятельность доставляет много общих переживаний, сближающих детей, изменяется и характер взаимоотношений дошкольников. Ребенок 5 – 6лет в большинстве случаев играет не один: «мирное соседство» перерастает в устойчивое содружество. Радость совместной игры рождает новые отношения между детьми – товарищество и дружбу. Ребенок как личность развивается в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, в том числе игровой; причем, если она правильно организована, то оказывает положительное влияние на формирование взаимодействий и взаимоотношений между детьми» [12].
Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Однако методы реализации этих благородных задач значительно более скромные и неконкретные. Среди них можно выделить два направления: создание условий для практического опыта и формирование правильных моральных оценок.
К методам, обеспечивающим создание у детей практического опыта общественного поведения, относятся [33]:
1. Воспитание нравственных привычек;
2. Пример взрослого или других детей;
3. Целенаправленные наблюдения за трудом взрослых или игрой детей;
4. Организация совместной
5. Совместная игра.
Нравственное воспитание детей предлагается осуществлять в самых разных условиях: в бытовой и повседневной деятельности, в игре и на специально организованных занятиях.
Во вторую группу методов, направленных на формирование нравственных представлений, суждений и оценок, входят беседа воспитателя на этические темы; чтение художественной литературы; рассматривание и обсуждение картин; метод убеждения, метод поощрений и наказаний [33].
Как можно видеть, главный акцент в этой программе делается на формирование коллективистской направленности детей. Задача заключается не в воспитании сопереживания и сочувствия другому, а в формировании чувства своей связи с группой и осознания себя частью коллектива. При таком подходе человеческая личность (как своя, так и другого) не выделяется, а, наоборот, стирается и растворяется в коллективе.
Хотя в задачах и
Гуманистическая направленность поведения понимается как обобщенная характеристика поведения ребенка, которая отражает его умение ориентироваться в возникшей социальной ситуации, осознавать суть происходящего, проявлять эмоциональную чувствительность к состоянию сверстников. Авторы предлагают следующие методы и средства воспитания гуманных чувств и дружеских отношений дошкольников:
Отзывчивость характеризуется к
В настоящее время, как отмечают работники науки и практики, наблюдается процесс вытеснения из дошкольных учреждений и семей сюжетно-ролевых игр с героями волшебных сказок, борющихся со злыми силами, помогающими слабым, обиженным, спасающими добрых и честных, играми с воинственным содержанием, в которых господствуют агрессивные персонажи популярных мультфильмов – «боевиков». Проблема содержания современных ролевых игр детей и их влияния на развитие ребенка беспокоит многих педагогов-практиков и родителей. Всеми взрослыми, воспитывающими детей, должна осознаваться главная цель воспитания – гуманистическая направленность личности с опорой на общечеловеческие и национальные культурные ценности [16].
Перечислим группы средств нравственного воспитания:
Условия, обеспечивающие действенность средств воспитания:
Принципы сочетания средств воспитания: интеграция, изолированность, дифференциация, умеренность, степень воздействия и др. [22].
Выводы
Таким образом, в дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Воспитание гуманных взаимоотношений может осуществляться в разных видах деятельности. На наш взгляд, наиболее эффективной является ведущая деятельность детей дошкольного возраста - игра.
Глава 2
Практическое исследование и формирование
гуманных взаимоотношений в дошкольном
возрасте
2.1. Организация и методы исследования
Опытно-экспериментальная работа по диагностике и развитию гуманного отношения к сверстникам в старшем дошкольном возрасте проводилась в старшей группе детского сада. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста. Индивидуальный подход в работе с дошкольниками осуществлялся с учетом их возрастных и половых характеристик, индивидуальных особенностей и характеристик. Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа:
1 этап - констатирующий.
При диагностике гуманного отношения использовались наблюдение и психодиагностические методики (тесты). Исследование проводилось в естественных, привычных условиях (в посещаемой ими группе детского сада) и испытуемые не знали о целях и самом факте проведения наблюдения, поэтому вели себя естественно и раскованно.
Так, в качестве первого метода в работе использовалось наблюдение, целью которого было выявить наличие у детей старшего дошкольного возраста эмпатии в процессе повседневной жизни в детском саду. Наблюдение длилось в течение одного месяца.
В повседневной
жизни в детском саду, особенно
в процессе игровой деятельности
у детей непроизвольно и
Обработка результатов:
0 балл – ребенок равнодушен;
1 балл – проявление эмпатии в отдельных ситуациях;
2 балла – ребенок отзывчив, проявляет сочувствие, сострадание.
Далее нами использовались 2 психодиагностические методики:
Тест 1. Автор Воропаева И.П.
Цель: изучить наличие у детей старшего дошкольного возраста сочувствия, сострадания к людям, сказочным персонажам.
Проводится исследование в форме беседы, индивидуально. Описывается ситуация, а ребенок должен рассказать, как бы он поступил в данной ситуации (см. приложение 2).
Обработка результатов:
Суммарное количество баллов считается следующим образом:
Подсчитываются баллы, и определяется уровень наличия у детей сочувствия, сострадания к людям, сказочным персонажам (см.приложение 4 табл.1)
Тест 2. Авторы Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер.
Цель: изучить проявление помощи (сочувствия) у детей старшего дошкольного возраста другому человеку.
Проводится индивидуально в двух сериях.
1 серия. Реальный выбор. Готовятся не разукрашенные картинки. Ребенку объясняют, что у начинающего художника скоро состоится первая выставка его работ, а у него сломались все цветные карандаши и ему нужна помощь. Как быть? Ребенок делает выбор: помочь или нет.
Проводится индивидуально.
Обработка данных.
2 серия. Вербальный выбор. Испытуемого ставят в условия выбора с помощью рассказа.
Проводится индивидуально.
Текст ситуации: «Гуляла однажды мама-курица с цыпленком на поляне. Пока курица доставала для своего цыпленка червячка, цыпленок исчез. Бросилась мама искать своего ребенка и видит: ее цыпленок стоит на другом берегу ручья. Но ни цыпленок, ни его мама не умеют плавать. Как быть?».
Обработка результатов.
2 этап – формирующий.
По результатам диагностики был составлен план дальнейшей работы по развитию эмпатии детей старшего дошкольного возраста.
3 этап – контрольный.
После проведенной коррекционно-развивающей программы с детьми вновь было проведено диагностическое исследование.
2.2. Описание и интерпретация результатов исследования
1 этап - констатирующий
Показатели по использованию наблюдения представлены в приложении 1 табл. 1. Анализ проводился в течение 21 рабочего дня. Средний уровень развития эмпатии у каждого ребенка представлен в таблице 1.1.
Таблица 1.1. Показатели эмпатии у каждого ребенка
№ п/п |
Испытуемый |
Пол |
Итого |
m |
1 |
Алеша |
м |
25 |
1,19 |
2 |
Андрей |
м |
21 |
1,00 |
3 |
Вова |
м |
21 |
0,95 |
4 |
Даша |
ж |
23 |
1,00 |
5 |
Дима |
м |
28 |
1,33 |
6 |
Ира |
ж |
22 |
1,05 |
7 |
Катя |
ж |
24 |
1,14 |
8 |
Марина |
ж |
22 |
1,05 |
9 |
Сергей |
м |
22 |
1,00 |
10 |
Юля |
ж |
25 |
1,19 |