Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:00, курсовая работа
Тема курсовой работы – «Индивидуальный подход к детям старшего дошкольного возраста в процессе воспитания гуманного отношения к сверстникам» – весьма актуальна.
Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей. Наблюдающаяся смена образовательной парадигмы приводит к тому, что на первый план выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, пронизанные уважением к личности каждого дошкольника, учащегося и заботой о развитии их способностей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ
ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Общая характеристика индивидуального подхода
к детям дошкольного возраста 6
1.2. Психолого-педагогический аспект воспитания гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста 12
Выводы 25
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Описание и интерпретация результатов исследования 28
Выводы 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
Если принять за норму проявление эмпатии у дошкольников на уровне, соответствующему 2 балла (ребенок отзывчив, проявляет сочувствие, сострадание), то показатели детей в сравнении с нормой представим графически в виде рис. 1.1.
Рис. 1.1. Индивидуальные показатели эмпатии у детей в сравнении с нормой, заложенной в методике
Анализ наблюдения показал, что у большинства детей средний уровень проявления эмпатии и друг к другу, и к героям игр, и к взрослым: дети старшего дошкольного возраста жалеют, оказывают помощь, успокаивают, утешают. Однако происходит это в отдельных ситуациях, нет системности в проявлении эмпатии. Также встречались единичные случаи равнодушия и бездействия детей в ситуации, располагающей к проявлению эмпатии.
Рассмотрим показатели по двум психодиагностическим методикам.
Тест 1 (автор Воропаев И.П.). Количественные результаты обследования занесены в таблицу и представлены в прил. 2, табл. 1. Наглядно индивидуальные показатели детей можно увидеть на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Индивидуальные показатели сочувствия у детей по методике Воропаева И.П.
Затем индивидуальные результаты переведем для исследования выраженности исследуемого качества в уровневые. По результатам проведенного эксперимента можно сделать следующие выводы о наличии у детей сочувствия, сострадания (табл. 1.2).
Таблица 1.2. Показатели сочувствия у детей
№ п/п |
Уровень |
Кол-во |
% |
1 |
Низкий уровень |
0 испытуемых |
0 |
2 |
Средний уровень |
8 испытуемых |
80 |
3 |
Высокий уровень |
2 испытуемых |
20 |
Результаты таблицы 1.2. представим для большей наглядности графически, на рис. 1.3.
Рис. 1.3. Результаты оценки сочувствия по методике Воропаева И.П.
Тест 2 (авторы Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер).
Были последовательно проведены 2 серии.
1 серия. Реальный
выбор. Результаты
Таблица 1.3. Показатели уровней по методике
№ п/п |
Уровень |
Кол-во |
% |
1 |
Низкий уровень |
3 испытуемых |
30 |
2 |
Средний уровень |
7 испытуемых |
70 |
3 |
Высокий уровень |
0 испытуемых |
0 |
Как видно из таблицы 1.3, в группе детей сочувствие развито на среднем уровне: семь из десяти дошкольников (70%) показали средний уровень сочувствия. Низкий уровень характерен трем детям (30%). Высокого уровня не выявлено.
2 серия. Вербальный
выбор. Испытуемого ставят в
условия выбора с помощью
Таблица 1.4. Показатели уровней по методике
№ п/п |
Уровень |
Кол-во |
% |
1 |
Низкий уровень |
1 испытуемый |
10 |
2 |
Средний уровень |
7 испытуемых |
70 |
3 |
Высокий уровень |
2 испытуемых |
20 |
Как видно из таблицы 1.3, в группе детей сочувствие развито также в основном на среднем уровне: семь из десяти дошкольников (70%) показали средний уровень. Низкий уровень характерен одному ребенку (10%). Высокий уровень характерен двум детям (20%).
Обобщив количественные результаты всех методик, определен уровень развития эмпатии каждого ребенка. Индивидуальные результаты по каждому ребенку представлены в приложении 4, табл. 1.
Чтобы сделать вывод об имеющемся уровне развития эмпатии в данной группе дошкольников в целом и у каждого в отдельности, в таблице приведен показатель максимального количества баллов по каждой методике – показатель максимального значения.
Результаты наблюдения за детьми – максимальное значение
42 = 21 день* 2 балла.
Изучение проявления сочувствия по методике Воропаева И.П.
6 = 6 вопросов * 1 балл.
Изучение проявления сочувствия по методике Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера (1 серия) 1 вопрос = 1 балл, означающий фактор наличия исследуемого качества личности и поведения.
Изучение проявления сочувствия по методике Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера (2 серия) 1 вопрос = 2 балла, означающий фактор нормального наличия исследуемого качества личности и поведения.
В строке «Средний уровень по группе» приведен средний показатель по каждой методике для оценки уровня эмпатии всей группы.
Для более наглядного представления картины исследования в табл. 2 приложения 4 приводятся те же самые показатели, но результат указан в процентном отношении к «Показателю max значения».
Рассматривая индивидуальные особенности эмпатии / сочувствия в сгрупе, отметим, что результаты исследования показывают низкий уровень развития эмпатии у старших дошкольников в исследуемой группе. Наглядно данные результаты можно посмотреть на рис 1.4.
Рис. 1.4. Процентное выражение суммарных значений по всем методикам исследования относительно максимума
Как видно из диаграммы, самый высокий уровень в группе у Димы (69%), самый низкий у Вовы (49%).
Для оценки уровня проявления эмпатии у каждого дошкольника и всей группы принято следующее выделение уровней:
Сводные показатели приведены ниже, в табл. 1.5.
Таблица 1.4. Показатели уровней по методике исследования эмпатии
№ п/п |
Уровень |
Кол-во |
% |
1 |
Низкий уровень |
9 испытуемых |
90 |
2 |
Средний уровень |
1 испытуемый |
10 |
3 |
Высокий уровень |
0 испытуемых |
0 |
Данные показывают, что почти по всем методикам исследования имеется одинаковый результат: в целом в группе выявлен средне-низкий уровень эмпатии. Также выявлено, что в детском саду для детей старшего дошкольного возраста целенаправленная и систематическая работа по развитию эмпатии не проводилась. А в логопедической работе задача по развитию сочувствия, сострадания является сопутствующей.
Следовательно, совокупность всех выше перечисленных причин, привела к такому результату, который был получен при исследовании детей.
Поэтому возникла необходимость разработать и провести коррекционно-развивающую программу для развития гуманного отношения у детей старшего дошкольного возраста.
2 этап – формирующий.
Для проведения исследования были использованы методы традиционной группы: наглядные, словесные, практические, игровые. Все они находятся в тесном взаимодействии друг с другом, их четко нельзя дифференцировать. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных присутствует наглядность. Также и практические, и игровые всегда сопровождаются словом и наглядностью. Использовались они еще и потому, что наиболее доступны, просты в использовании, не требуют специального оборудования.
Только при качественной работе дети могут достичь более высоких результатов, нежели были получены в результате проведенного исследования.
Игра – наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. Воспитательное значение игры в развитии дошкольника признано в детской психологии и дошкольной педагогике, как одно из кардинальных положений. В игре проявляются и развиваются все психологические свойства и процессы, формируются качества личности. Л.С. Выготский писал, что игра будит в ребенке сильные и яркие чувства. Но она же учит не слепо следовать эмоциям, а согласовывать их с правилами игры и конечной целью.
Игра – самостоятельная
Анализ значения сюжетно-ролевой игры в формировании у детей гуманных чувств показывает: ни сам по себе сюжет, ни содержание игры не определяют проявления внимания и заботы, доброжелательности и эмоционального содействия другим. Сюжет может разворачиваться нейтрально, не затрагивая чувств детей. Игра выполняет функцию воспитания гуманных чувств, если стимулирует соответствующее актуальное переживание.
Наиболее благоприятны такие игры, в которых гуманные проявления входят в ролевые предписания. Механизм влияния игры состоит не только в прямом воздействии на ребенка, но и выступает в неспецифической функции как средство воздействия, дополняющее или усиливающее другие, например, обучающие приемы.
Сюжетно-ролевая игра всегда отличается самобытной детской деятельностью, или, как принято говорить, формой детской самодеятельности. Сюжетно-ролевая игра может быть средством формирования у детей нравственных представлений вообще и гуманных чувств в частности, поскольку дети воспроизводят в ней человеческие взаимоотношения.
Структура сюжетно-ролевой игры, согласно Д.Б. Эльконину включает следующие взаимосвязанные элементы: роли, которые берут на себя дети; игровые действия, посредством которых эти роли реализуются; игровые употребления предметов. Кроме того, в игре выделяют реальные отношения между играющими, которыми, в отличие от ролевых, определяется избирательность по отношению к партнерам.
И. Кононова считает, что процесс формирования и развития гуманных проявлений в сюжетно-ролевой игре очень сложен и многогранен. Он требует от воспитателей постоянного контроля и руководства. В своих исследованиях автор определяет задачи по достижению определенных результатов в работе по формированию гуманных отношений к окружающим:
Для реализации этих задач, по нашему мнению, необходимо создание педагогических условий:
В исследованиях И. Кононова раскрывает сущность предварительной работы: «Если не уделяется должного внимания созданию условий для игровой деятельности и если знания детей о мире не обогащаются представлениями о разного рода взаимоотношениях между людьми, то они не овладевают умением согласовывать свои действия.
В результате действия носят в основном стереотипный характер, чаще всего они кратковременны, сюжет игры не развивается и не усложняется, а взаимоотношения весьма обеднены» [14].