Индивидуальный подход к детям старшего дошкольного возраста в процессе воспитания гуманного отношения к сверстникам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:00, курсовая работа

Описание

Тема курсовой работы – «Индивидуальный подход к детям старшего дошкольного возраста в процессе воспитания гуманного отношения к сверстникам» – весьма актуальна.
Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей. Наблюдающаяся смена образовательной парадигмы приводит к тому, что на первый план выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, пронизанные уважением к личности каждого дошкольника, учащегося и заботой о развитии их способностей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ
ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Общая характеристика индивидуального подхода
к детям дошкольного возраста 6
1.2. Психолого-педагогический аспект воспитания гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста 12
Выводы 25
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Описание и интерпретация результатов исследования 28
Выводы 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46

Работа состоит из  1 файл

kursa_гум.отнош 2.doc

— 557.00 Кб (Скачать документ)

В таблице 1 приложения 5 приводится обобщенная таблица результатов диагностики по всем методикам после формирующего эксперимента.

Сделаем общие выводы по результатам констатирующего и контрольного эксперимента. Анализируя количественные изменения показателей проявления эмпатии у детей старшего дошкольного возраста можно сказать, что произошли существенные изменения у всех детей, с которыми проводились индивидуальные занятия.

Но работа по развитию эмпатии не должна быть завершена. Необходимо продолжать развивать и закреплять уже достигнутые результаты.

 

Выводы

 

Проведенное исследование позволяет нам сделать следующие выводы.

Исходя из понятия гуманность (человечность, человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству), и понятия взаимоотношения -взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности. Отношение, идущее от людей к людям, «навстречу друг другу»), мы определили, что гуманные взаимоотношения - это взаимное уважение человеческого достоинства, человеколюбие одной личности по отношению к другой.

Развиваются и формируются гуманные отношения наиболее эффективно в совместной детской деятельности (А.П. Усова, И. Кононова, Т.А. Маркова, Г.И. Радвил). Задача воспитания у ребенка гуманности, чуткого отношения к окружающим людям связана со становлением важнейших характеристик человека. В дошкольном возрасте эти сложные проблемы должны решаться в игровой деятельности.

Формирование гуманных взаимоотношений  в дошкольном возрасте носит социальный характер (Н.М. Аксарина, Н.М. Шелованов).

Основой для формирования гуманных отношений является развитие нравственных качеств и сформированность у детей морально-этических норм и представлений (Д.В. Менджерицкая, С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк).

Эффективность формирования гуманных отношений в сюжетно-ролевых играх в первую очередь зависит:

  • от организации предварительной работы;
  • от умения воспитателя создать благоприятные условия для игровой деятельности;
  • от использования разнообразных методов и приемов руководства сюжетно-ролевыми играми (И. Кононова, Г.И. Радвил).

Использование сюжетно-ролевой игры имеет огромное значение для формирования гуманных отношений дошкольников6

  • расширяется круг представлений детей о проявлении гуманных отношений;
  • формируются и обогащаются чувственные переживания детей, в соответствии с взятой на себя ролью в сюжетно-ролевых играх;
  • осваиваются и закрепляются основные способы эмоционального и практического содействия окружающих

Нравственные  нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.

Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослых - «жалоб-заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей. Ребенок, обращаясь ко взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке [18, с. 56].

У старших  дошкольников все чаще наблюдается  не прагматическое поведение, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а бескорыстное, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом является нравственная самооценка.

 

Заключение

 

Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития гуманных отношений детей. Однако в процессе работы с детьми было выявлено, что для достижения большей результативности следует целенаправленно обращать внимание на данную проблему уже в младшем дошкольном возрасте.

В нашей работе мы предположили, что  формирование гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более успешно при индивидуальном подходе в процессе специально-организованных сюжетно-ролевых игр. Отсюда следует вывод, что проведенная нами экспериментальная работа позволила повысить эффективность процесса формирования гуманных отношений детей старшего дошкольного возраста. У детей наблюдаются различные гуманные отношения; появляется дифференцировка в основных видах гуманных отношений; отношения детей основываются на чувственных переживаниях.

Материалы нашей опытно-экспериментальной работы можно применять в практике дошкольных учреждений с целью совершенствования работы по формированию гуманных отношений в игровой деятельности, а именно в сюжетно-ролевых играх.

Создание данных условий может  способствовать формированию:

    • нравственных качеств;
    • волевых качеств;
    • этических норм и представлений.

Этому также может способствовать разработка специальных сюжетов  для использования их детьми в  игровой деятельности.

В этом мы и видим перспективы  дальнейшей работы по формированию личности дошкольника в целом.

 

 

 

Список использованных источников

 

    1. Абраменкова, В.В. Развитие гуманных отношений ребенка и социальная психология детства // Вопросы психологии. – 1986. – № 4. –  
      С. 27 – 36.
    2. Абраменкова, В.В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. – 1980. – № 5. – С. 60 – 70.
    3. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологического исследования / А.Г. Асмолов. – М., 1984. – 105 с.
    4. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателя дет. сада / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
    5. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников / В.Я. Воронова. – М.: Педагогика, 1981.
    6. Воспитание гуманных чувств у детей. / Под ред. Л.Н. Прокошенко, В.К. Котырло. – Киев: Педагогическая школа, 1987.
    7. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М., 1982. – 420 с.
    8. Газлева, С.А. Нравственное воспитание дошкольников: воспитание справедливого отношения к окружающим / С.А. Газлева. – М.: Просвещение, 1979.
    9. Газман, О.С. В школу с игрой / О.С. Газман, Н.Е. Харитонова. – М., 1991.
    10. Детская психология: учебное пособие / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, А.Н. Белоус и др.; под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. – Минск: Университетское, 1988. – 399 с.
    11. Каминенко, В. Роль оценки в формировании взаимоотношений старших дошкольников / В. Каминенко // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 7.
    12. Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольников / С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк. – М.: Педагогика, 1984.
    13. Ковальчук, Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: пособие для воспитателя дет. сада / Л.И. Ковальчук. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
    14. Кононова, И. О взаимодействии детей пятого года жизни в игровой деятельности / И. Кононова // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 12.
    15. Кошелева, А.Д. О контактах со сверстниками / А.Д. Кошелева // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 11.
    16. Красова, Т.Д. Педагогические основы нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук /, Т.Д. Красова. – Липецк, 2001.
    17. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.
    18. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей / Н.Л. Кряжева. – Ярославль, 1999.
    19. Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками / Л. Лидак // Дошкольное воспитание. – 1990. – № 7.
    20. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина – 5-е изд. – М.: Академия, 2000. – 456 с.
    21. Мясищев, В.Н. Проблема личности и отношения человека / В.Н. Мясищев. – М.: Просвещение, 1957.
    22. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н.К. Ледовских, В.Д. Калишенко и др.; Под ред. С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
    23. Поздняк, Л. Исследователь игры детей дошкольного возраста / Л. Поздняк, Д.В. Менджерицкая // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 12.
    24. Пономаренко, Т.О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей / Т.О. Пономаренко //Дошкольное воспитание. - 2002. - № 4. -С. 10-14.
    25. Практикум по социально-психологическому тренингу. – СПб.: Речь, 1997
    26. Псiхiчнае развiцце дзяцей: Кнiга пра псiхалогiю выхавання: Хрэстаматыя / Склад. Я.Л. Каламiнскi, Л.А. Панько. – Мн.: Нар. асвета, 1994. – 207 с.
    27. Психогимнастика в тренинге / под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб: Речь, институт тренинга, 2001
    28. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста / Под ред. Т.С. Комаровой. – М., 1983.
    29. Радвил, Г.И. Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста: методические рекомендации для воспитателей / Г.И. Радвил. – Орел, 1989.
    30. Радвил, Г.И. Творческие игры детей 6-ти лет / Г.И. Радвил. – Орел: ОГУ, 1986.
    31. Романова, И.В. Сотрудничество ДОУ и семьи по формированию у дошкольников гуманного отношения к сверстникам в режиссерской игре в условиях семьи / И.В. Романова // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 1september.ru. – 2011.
    32. Рудестам, К. Групповая психотерапия / К. Рудестам. – М., 1993
    33. Смирнова, Е.О. Моральное и нравственное развитие дошкольников: Учебный план курса / Е.О.Смирнова  // 1 сентября [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 1septambre.ru
    34. Современный словарь по педагогике – Минск, 2001.
    35. Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир / Е.В. Субботский. – М., 1991.
    36. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова. – М.: Просвещение, 1976.
    37. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М., 1978. – 264 с.
    38. Юркевич, В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек / В.С. Юркевич. – М.: Знание, 1986. – 80 с

 

 

 

 

Приложение 1

Таблица 1

Индивидуальные  результаты наблюдения  
за детьми дошкольного возраста (в баллах)

№ 
п/п

Испытуемый

Пол

Дни наблюдений

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Алеша

м

2

2

0

0

1

1

1

0

0

2

2

2

1

1

2

Андрей

м

2

1

1

1

1

1

0

0

2

2

2

1

1

1

3

Вова

м

0

0

2

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

2

4

Даша

ж

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

Дима

м

1

2

2

1

1

1

1

1

1

0

1

1

2

2

6

Ира

ж

1

1

1

2

1

2

1

0

0

0

1

1

2

0

7

Катя

ж

1

0

2

0

0

0

1

1

1

2

2

2

2

2

8

Марина

ж

2

1

1

0

0

1

1

1

2

2

1

0

0

0

9

Сергей

м

0

0

0

1

1

2

2

1

2

2

1

1

1

1

10

Юля

ж

2

2

2

2

1

1

1

0

0

2

2

1

1

2


 

Таблица 1 (окончание)

Индивидуальные  результаты наблюдения  
за детьми дошкольного возраста (в баллах)

№ 
п/п

Испытуемый

Пол

Дни наблюдений

Итого

15

16

17

18

19

20

21

1

Алеша

м

1

2

2

1

2

2

0

25

2

Андрей

м

0

0

1

1

1

1

1

21

3

Вова

м

0

0

0

1

1

1

1

21

4

Даша

ж

1

1

1

1

1

1

1

23

5

Дима

м

2

1

1

1

2

2

2

28

6

Ира

ж

0

1

1

2

2

2

1

22

7

Катя

ж

1

1

1

1

1

1

2

24

8

Марина

ж

1

1

1

1

2

2

2

22

9

Сергей

м

1

0

0

1

1

2

1

22

10

Юля

ж

2

0

0

1

1

1

1

25

Информация о работе Индивидуальный подход к детям старшего дошкольного возраста в процессе воспитания гуманного отношения к сверстникам