Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:00, курсовая работа
Тема курсовой работы – «Индивидуальный подход к детям старшего дошкольного возраста в процессе воспитания гуманного отношения к сверстникам» – весьма актуальна.
Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей. Наблюдающаяся смена образовательной парадигмы приводит к тому, что на первый план выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, пронизанные уважением к личности каждого дошкольника, учащегося и заботой о развитии их способностей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ
ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Общая характеристика индивидуального подхода
к детям дошкольного возраста 6
1.2. Психолого-педагогический аспект воспитания гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста 12
Выводы 25
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Описание и интерпретация результатов исследования 28
Выводы 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
В таблице 1 приложения 5 приводится обобщенная таблица результатов диагностики по всем методикам после формирующего эксперимента.
Сделаем общие выводы по результатам констатирующего и контрольного эксперимента. Анализируя количественные изменения показателей проявления эмпатии у детей старшего дошкольного возраста можно сказать, что произошли существенные изменения у всех детей, с которыми проводились индивидуальные занятия.
Но работа по развитию эмпатии не должна быть завершена. Необходимо продолжать развивать и закреплять уже достигнутые результаты.
Выводы
Проведенное исследование позволяет нам сделать следующие выводы.
Исходя из понятия гуманность (человечность, человеколюбие, уважение к людям, к человеческому достоинству), и понятия взаимоотношения -взаимная позиция одной личности к другой, позиция личности по отношению к общности. Отношение, идущее от людей к людям, «навстречу друг другу»), мы определили, что гуманные взаимоотношения - это взаимное уважение человеческого достоинства, человеколюбие одной личности по отношению к другой.
Развиваются и формируются гуманные отношения наиболее эффективно в совместной детской деятельности (А.П. Усова, И. Кононова, Т.А. Маркова, Г.И. Радвил). Задача воспитания у ребенка гуманности, чуткого отношения к окружающим людям связана со становлением важнейших характеристик человека. В дошкольном возрасте эти сложные проблемы должны решаться в игровой деятельности.
Формирование гуманных взаимоотношений в дошкольном возрасте носит социальный характер (Н.М. Аксарина, Н.М. Шелованов).
Основой для формирования гуманных отношений является развитие нравственных качеств и сформированность у детей морально-этических норм и представлений (Д.В. Менджерицкая, С.Н. Карпова, Л.Г. Лысюк).
Эффективность формирования гуманных отношений в сюжетно-ролевых играх в первую очередь зависит:
Использование сюжетно-ролевой игры имеет огромное значение для формирования гуманных отношений дошкольников6
Нравственные нормы, даже те, которые ребенок хорошо знает, не сразу начинают руководить его поведением. Первоначально они выполняются только по требованию взрослого или в его присутствии, легко нарушаются ребенком. Причем малыш не замечает этого нарушения и, отрицательно оценивая подобное поведение в целом, к себе отрицательную оценку не относит.
Усвоив норму, ребенок, прежде всего, начинает контролировать сверстника. Ему легче увидеть и оценить наличие нравственных качеств и выполнение норм сверстником, чем самим собой. Очень часто он правильно оценивает выполнение нравственных норм товарищами и ошибается в отношении себя. Стремление утвердиться в знании нравственной нормы приводит к появлению особых высказываний в адрес взрослых - «жалоб-заявлений», которые содержат сообщения о нарушении правил кем-то из детей. Ребенок, обращаясь ко взрослому, хочет утвердиться в том, правильно ли он понимает норму или правило. Постепенно, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, прислушиваясь к оценке своих поступков взрослыми и товарищами, малыш подходит к реальной самооценке [18, с. 56].
У старших дошкольников все чаще наблюдается не прагматическое поведение, когда моральный поступок связан с выгодой для себя, а бескорыстное, когда поведение не зависит от внешнего контроля, а его мотивом является нравственная самооценка.
Заключение
Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития гуманных отношений детей. Однако в процессе работы с детьми было выявлено, что для достижения большей результативности следует целенаправленно обращать внимание на данную проблему уже в младшем дошкольном возрасте.
В нашей работе мы предположили, что формирование гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться более успешно при индивидуальном подходе в процессе специально-организованных сюжетно-ролевых игр. Отсюда следует вывод, что проведенная нами экспериментальная работа позволила повысить эффективность процесса формирования гуманных отношений детей старшего дошкольного возраста. У детей наблюдаются различные гуманные отношения; появляется дифференцировка в основных видах гуманных отношений; отношения детей основываются на чувственных переживаниях.
Материалы нашей опытно-экспериментальной работы можно применять в практике дошкольных учреждений с целью совершенствования работы по формированию гуманных отношений в игровой деятельности, а именно в сюжетно-ролевых играх.
Создание данных условий может способствовать формированию:
Этому также может способствовать разработка специальных сюжетов для использования их детьми в игровой деятельности.
В этом мы и видим перспективы дальнейшей работы по формированию личности дошкольника в целом.
Список использованных источников
Приложение 1
Таблица 1
Индивидуальные
результаты наблюдения
за детьми дошкольного возраста (в баллах)
№ |
Испытуемый |
Пол |
Дни наблюдений | |||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 | |||
1 |
Алеша |
м |
2 |
2 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
Андрей |
м |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
3 |
Вова |
м |
0 |
0 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
4 |
Даша |
ж |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Дима |
м |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
2 |
2 |
6 |
Ира |
ж |
1 |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
0 |
7 |
Катя |
ж |
1 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
Марина |
ж |
2 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
9 |
Сергей |
м |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
10 |
Юля |
ж |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
Таблица 1 (окончание)
Индивидуальные
результаты наблюдения
за детьми дошкольного возраста (в баллах)
№ |
Испытуемый |
Пол |
Дни наблюдений |
Итого | ||||||
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 | ||||
1 |
Алеша |
м |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
0 |
25 |
2 |
Андрей |
м |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
21 |
3 |
Вова |
м |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
21 |
4 |
Даша |
ж |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
23 |
5 |
Дима |
м |
2 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
28 |
6 |
Ира |
ж |
0 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
22 |
7 |
Катя |
ж |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
24 |
8 |
Марина |
ж |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
22 |
9 |
Сергей |
м |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
1 |
22 |
10 |
Юля |
ж |
2 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
25 |