Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 18:00, курсовая работа
Тема курсовой работы – «Индивидуальный подход к детям старшего дошкольного возраста в процессе воспитания гуманного отношения к сверстникам» – весьма актуальна.
Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей. Наблюдающаяся смена образовательной парадигмы приводит к тому, что на первый план выдвигаются гуманистические идеи и ориентиры, пронизанные уважением к личности каждого дошкольника, учащегося и заботой о развитии их способностей.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ
ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Общая характеристика индивидуального подхода
к детям дошкольного возраста 6
1.2. Психолого-педагогический аспект воспитания гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста 12
Выводы 25
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Описание и интерпретация результатов исследования 28
Выводы 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
Приложение 6
Вопросы теста:
Приложение 7
Беседа по стихотворению В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
…Если бьёт дрянной драчун
Слабого мальчишку,
Я такого не хочу
Даже вставить в книжку.
- О ком эта часть стихотворения?
- Кто такой драчун?
-А хотели бы вы дружить с такими ребятами?
- Послушайте следующий отрывок:
Этот вот кричит: «Не трожь
Тех, кто меньше ростом!»-
Этот мальчик так хорош,
Загляденье просто!
- О ком эта часть стихотворения?
- Хорошо поступает этот мальчик?
- А как бы вы поступили?
- Кому бывает нужна наша защита?
Беседа по сказке С.Михалкова.
- Как вы думаете, почему Бобёр не захотел идти дальше вместе с Лисой и Кабаном?
- Почему Кабан сказал: «Ты иди первым, ты старше, тебе почёт»?
- Помогла ли Лиса хоть чем-
- Почему же она закричала: «Кабан, спасай Бобра, пропадёт наш Бобёр»?
- Как же поступают настоящие друзья? (заботятся друг о друге, не ссорятся, делятся игрушками..).
- А вы хотели бы иметь таких друзей?
Приложение 8
Игры с превращением:
1-ая ситуация.
Ведущий: Я буду бабушкой, а кто-то из вас моим внуком или внучкой. Внимательно наблюдайте за поведением внука. Интересно, сможет ли он понять и выполнить желание другого? (На столе лежат спицы, газеты. Бабушка ходит по комнате и что-то ищет, заглядывает под стол.)
Бабушка: Внучек ты не видел мои очки?
Внук: Нет не видел.(Не спешит помочь найти очки.)
Бабушка: Нет? Тогда давай поищем вместе. (Ищут)
Внук: Бабушка, вот они!
Бабушка: Спасибо тебе, дорогой внучек, вдвоём мы их быстрей нашли.
2-ая ситуация.
Выбирается другой внук. Бабушка сидит за столом. Она расстроена, всхлипывает, старается не смотреть на внука. На столе – тарелка, ложка, кастрюля.
Бабушка: Ты, может есть хочешь? Я суп сварила. Садись, пообедай.(Ставит тарелку перед внуком.) Не обожгись: горячий!
Когда внук не спрашивает у бабушки, почему она плачет, игра останавливается. Дети обсуждают поведение внука. В том случае, когда внук интересуется настроением бабушки, она обнимает его и улыбается: «Умный ты мой внучек, вот видишь… соседка утром меня обидела, вот слёзы сами и катятся. Но ничего, пройдёт…».
Приложение 9
Сюжетно-ролевая игра «День рождения»
Роли и ролевые действия:
Официанты – накрывают на стол, вежливо встречают посетителей, предлагают меню, вежливо и культурно обслуживают и т.д.
Гости - вежливо здороваются, дарят подарки имениннику , говорят приятные слова, во время приёма пищи вежливо общаются, благодарят.
Именинник – встречает гостей, благодарит за подарки, вежливо приглашает за стол.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, скажите, как ваши родители готовятся к проведению дня рождения? (Убирают, накрывают на стол, готовят подарки, нарядно одеваются и т.д.) Сегодня мы будем праздновать День рождения Кати.
Распределяются роли. Официанты накрывают на стол. Гости надевают красивые костюмы, именинница также нарядно одевается, встречает гостей. Гости поздравляют именинницу, обняв за плечи, заглядывая в глаза, дарят подарки. Девочка приглашает всех к столу.
Воспитатель напоминает, что мальчики должны отодвинуть стулья и помочь девочкам сесть. Напоминает, что все должны быть вежливыми и внимательными друг к другу. Дальше организовывается развлекательная программа.