Искусство речи. Метапрограммы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 14:02, курс лекций

Описание

Все мы чего-то достигаем в жизни, все к чему-то идем, и цели у всех разные настолько, что порой объединяет двух разных людей с разными устремлениями только тот факт, что оба они принадлежат к homo sapiens.

Содержание

Метапрограммы
Мета – модель
Три универсальных процесса моделирования

Работа состоит из  1 файл

Тема 7 нлп.doc

— 300.00 Кб (Скачать документ)

«Третий процесс  моделирования – искажение. Искажение  – это процесс, позволяющий нам  преобразовать восприятие сенсорных данных» (Гриндер и Бендлер). Без этого процесса мы не могли бы строить планы на будущее или воплощать мечты в действительность. Мы даем искаженное представление реальности в беллетристике, искусстве и даже науке. Микроскоп, роман, картина – все это примеры нашей способности искажать и иначе представлять реальность. Процесс искажения также может во многих отношениях ограничивать нас. Представьте себе, например, человека, искажающего все критические замечания в свой адрес реакцией: «Меня невозможно любить». В результате такого искажения пропадает вся ценность критики, а часто и всякая возможность изменения и развития. Или представьте себе такое обычное искажение, как превращение процесса в «вещь». Когда «взаимоотношения» отделяются от процесса отношений, участвующим в них людям наносится ущерб. Отношения становятся чем-то «вне нас», рассматриваются так, будто это не выбор, будто они не поддаются контролю, не имеют динамики.

Поскольку эти  три универсальные процесса моделирования  выражаются в языковых образах, то набор лингвистических приемов, называемый Мета-моделью, можно использовать для изменения этих процессов в тех случаях, когда они ограничивают, а не расширяют выборы в поведении человека. Мета-модель достигает этого, связывая язык с представляемым им опытом. Этот набор приемов создан на основе образцов человеческой речи и поэтому может быть полезен в любой деятельности, связанной с языком.

Мета-модель имеет  целью научить слушателя обращать внимание и реагировать на форму  сообщения его собеседника. Содержание может меняться бесконечно, но в зависимости от формы воспринимаемой информации слушатель получает возможность реагировать так, чтобы извлечь из общения наибольший смысл. С помощью Мета-модели можно быстро выявить разнообразие и ограничения как предлагаемой информации, так и самих процессов моделирования, используемых собеседником.

Вопросы по теме:

1. Что такое метапрограмма?  Какие метапрограммы вы знаете?

2. Что такое метамодель?

3.Какие виды искажений  вы можете назвать? 

4.Какую роль играют вопросы при работе с метамоделью?

Литература.

  1. 1.Коннер Р. Семинары Изменение ограничивающих представлений.-Новосибирск.:,1999.
  2. 2.Проценко Н. Что такое метапрограммы нашего сознания?/публикация.-2009.
  3. Олдер Г., Хэзер Б. NLP. Полное практическое руководство.- К.: «София», 2000. -224 с.
  4. http://figureoutpeople.ru/.
 
 

Тема 8: Коммуникация.

 План

  1. Смысл коммуникации.
  2. Установка раппорта с помощью подстройки
  3. Присоединение и ведение
  4. Метод «разрыва шаблонов»
  5. Шесть речевых стратегий (рефрейминг)
1. Смысл общения — в реакции  собеседника.

Преподаватели мастерства общения, как правило, уделяют  основное внимание передаче сведений, форме сообщения и прочим деталям  его правильной формулировки, правильного  представления, но при этом совершенно забывают о самом результате —  о том, чего, собственно, вы ждете от общения, чего вы в нем хотите достичь. Например, изучение языка телодвижений связано с определением точного смысла разнообразных жестов и поз. Однако, каким бы приемом вы ни пользовались, общение, которое не приносит желаемого результата и не вызывает предполагаемого отклика, окажется для вас пустой потерей времени и сил. С другой стороны, высокоэффективным общением может стать даже молчаливо брошенный взгляд, несущий в себе огромное содержание и способствующий взаимопониманию обеих сторон. По этой причине НЛП уделяет большое внимание наблюдательности, остроте органов чувств. Только наблюдения за следствиями своих действий позволят вам довести подобные умения до уровня совершенства.

Важность подстройки явствует из того, что в первую очередь именно она помогает установить раппорт, который, как об этом свидетельствует множество исследований, в общении незаменим. Иными словами, подстройка вызывает реакцию собеседника — и приводит к результату. Это и есть указанная пресуппозиция: эффективность общения определяет вызываемая им реакция.

Чего вы хотите достичь в общении: передать какие-то сведения, произвести впечатление, увлечь или ошеломить собеседника? Чтобы  добиться этого, вам нужно «влезть  в шкуру» этого человека и представить, какое влияние оказали бы на него те или иные слова, образы или поступки. Это означает, что вы должны перейти к его «карте». Такой подход безотказен при установке раппорта, даже в нетрадиционных процессах общения. В свою очередь, установленный раппорт поможет вам весьма сократить путь к успеху в достижении цели общения.

2. Установка раппорта с помощью подстройки

Обычно нам нравятся те, кто похож на нас самих. С такими людьми проще ладить, то есть общаться более эффективно. В свою очередь, мы тоже нравимся этим людям — по той же причине. Таким образом, хороший раппорт подразумевает соответствие, подстройку. Те, кто пребывают в раппорте, склонны вести себя сходным образом.

Чтобы совершенствоваться, вам прежде всего нужно научиться  определять, когда возникает и  когда исчезает раппорт. Это умение подразумевает развитие «восприимчивости», чувствительности к тому, что происходит с вами и с окружающими. Такие навыки могут служить примером того, что НЛП называет неосознанной компетентностью, так как некоторые пользуются ими с легкостью и совершенством. В основе нормального общения лежат, помимо прочего, те навыки, которые на первый взгляд кажутся врожденными. Вы можете найти примеры этого в области торговли, заключения договоров, консультирования и других сферах межличностного общения. Поначалу освоение этих навыков может показаться тяжким трудом, требующим большой сосредоточенности, но неосознанная компетентность в любой области (например, умение водить машину) всегда приходит с опытом. Чтобы научиться достигать устойчивого раппорта, нужно пытаться делать это (в соответствии с четырехступенчатой моделью успеха, описанной на втором занятии).

Понимание того, что происходит при установке  раппорта, позволит вам выбирать наиболее мобильное и адекватное поведение. Вы сможете вступать в общение по собственному выбору, а не просто полагаться на неосознаваемые умения. Обучаясь вождению машины, вы отсеиваете неправильные навыки и развиваете правильные. То же самое происходит при освоении мастерства общения. Временами вам может казаться, что вы теряете какие-то навыки и мастерство, но общие итоги за продолжительный срок покажут, что вы действительно учитесь более эффективным приемам.

Умение устанавливать  раппорт приносит пользу не только в области профессиональной деятельности. Оно может оказать благотворное влияние на поставленные вами цели, особенно если они связаны с общением. Секрет кроется в подстройке. Вы можете установить раппорт, добиваясь подстройки по нескольким параметрам:

1. Физиология: поза  и телодвижения.

2. Голос: тон,  темп речи и прочие характеристики.

3. Язык и образ  мышления: используемый словарь  и соответствующая «система представления» (зрение, слух, ощущения).

4. Убеждения  и ценности: то, во что люди  верят и что считают важным.

5. Личный опыт: поиск общей основы в профессиональной деятельности и интересах.

6. Дыхание: утонченное, но очень мощное средство подстройки.

Прежде всего, никогда не забывайте о том, сколь  важно соблюдать такт и выказывать уважение к собеседнику. Не стоит  резко менять позу или интонацию, а также копировать его жесты. Любые нужные вам изменения вносите постепенно и как можно незаметнее. Старайтесь не привлекать внимание собеседника к языку своих телодвижений, но всячески способствуйте тому, чтобы и с его стороны был подсознательно установлен раппорт. В противном случае вы рискуете вызвать у него раздражение, задеть его и даже оскорбить— и уж конечно, тогда ни о каком раппорте не может быть и речи. Хотя при установлении раппорта вам вначале придется отслеживать каждое из своих действий, со временем они станут непринужденными и вполне естественными. При этом ваше уважение к собеседнику как к одному из множества неповторимых индивидуальностей должно быть искренним, особенно в тех случаях, когда его поведение и манеры явно отличаются от ваших.

Во-вторых, столь же искренним должно быть ваше уважение к собственному телу. Все мы стоим и сидим каждый по-своему. Весьма разнятся и другие наши привычные телодвижения. Это, в частности, означает, что в некоторых случаях вы будете испытывать явные неудобства при попытках подстройки, и собеседник это заметит. Вы можете столкнуться с обстоятельствами, в которых отступление от привычной позы и жестов уже физически окажется почти неисполнимым.

Имея дело с  незнакомцем (например, с новым потенциальным  покупателем), вы без труда сможете скрыть от него то, что ваше поведение в данном случае для вас не характерно, однако любой, кто знает вас достаточно хорошо, непременно заметит, что вы «вышли из роли», и уже одно это разрушит раппорт, который вы смогли бы установить, если бы вели себя как обычно. Итак, старайтесь оставаться в «зоне комфорта», то есть в естественных границах своей личности. Это не значит, что вам не удастся подстроиться под собеседника, — просто выбирайте те особенности поведения, которые помогут подстраиваться с удобством для вас или вообще лишь частично.

Рассмотрим несколько  способов подстройки.

1. Подстройка  к физиологии.

Люди, которые  хорошо ладят друг с другом, склонны  при общении принимать похожие  позы. Взгляните на поглощенных разговором, и вы заметите, что их силуэты нередко выглядят как зеркальные отражения. После долгих лет совместной жизни пожилые супруги часто выглядят похожими друг на друга.

Сходство проявляется  не только в общей позе тела, но также  в жестах и манерах. Например, оба  собеседника могут сидеть откинувшись и сцепив руки за головой, либо скрестив ноги или руки. Такое подражание происходит совершенно естественно, и мы его почти не замечаем. Когда раппорт установлен, наши интересы сосредоточиваются на собеседнике и содержании разговора, а не на внешних признаках. Подобная физиологическая подстройка служит свидетельством раппорта, а это значит, что он поддается измерению, или калибровке.

Физиологическую подстройку можно применять не только для измерения раппорта, но и для  самой его установки и последующего закрепления. Чтобы подстроиться к собеседнику, вы можете:

  • сидеть или стоять в той же позе, изменить осанку или склонить голову набок;
  • скрестить либо, напротив, освободить руки или ноги;
  • повторять его жесты движениями рук, головы и тела.

Если собеседник принял совершенно неподражаемую или слишком своеобразную позу, для подстройки вам достаточно лишь частично изменить положение тела, не доводя данное его движение до конца. Чтобы установить и сохранить раппорт, вам не обязательно в точности подражать собеседнику.

Что можно сказать  о выражении лица? Если человек  активно пользуется мимикой —  вскидывает брови, выкатывает или закатывает глаза, надувает губы и так далее, — ему вряд ли легко общаться с пассивным, не выдающим своих чувств собеседником, чье лицо непроницаемо, словно он играет в покер. Люди ожидают сходной реакции, и такому собеседнику отклик в виде мимики покажется вполне нормальным. Вы весьма вскоре обнаружите, что подобные выражения лица трудно подделать, так что оставайтесь в своей «зоне комфорта», то есть не подстраивайтесь к мимике в точности, повторяйте ее лишь отчасти.

При подстройке к слишком заметным особенностям позы — например, скрещенным ногам  или рукам, — помогает некоторая  задержка. Нужно выждать некоторое  время и провести подстройку так, чтобы эти движения выглядели вполне естественными.

Вы можете воспользоваться  вариантом частичной подстройки — так называемой «перекрестной  подстройкой»: если собеседник складывает руки на груди, вы скрещиваете ноги, и наоборот; если он сплетает пальцы рук, вы можете просто сложить ладони вместе; если он потирает руки, вы шаркаете ногой, а когда собеседник комкает в руке пластмассовый стаканчик, щелкаете кнопкой авторучки. Как и при частичной подстройке, в этих случаях вы не пытаетесь совершенно точно воспроизвести действия другого человека.

Рис. 4.1. Варианты взаимного  пространственного  расположения при  раппорте.

2. Подстройка  к голосу.

Иногда (например, при телефонном разговоре, когда вы не видите собеседника) физиологическая настройка окажется невозможной или неуместной.

Однако высота и тон вашего голоса тоже составляют немаловажный параметр общения. Согласно многим исследованиям, сам по себе голос  нередко оказывает большее влияние, чем произносимые слова. В любом случае, чем больше параметров вы учитываете при подстройке, тем эффективнее установленный вами раппорт. Это означает, что в сущности вам нужно постараться понять собеседника и подстроиться к нему во всех сферах, по всем параметрам.

К индивидуальным особенностям, которые вы можете выявить  в голосе собеседника, относятся:

  • Громкость (Как он говорит — громко или тихо?)
  • Темп (Быстро или медленно?)
  • Ритм (Удается ли вам уловить в его словах единую мелодию?
  • Возможно, он произносит их отрывисто, в ритме стаккато?)
  • Высота (Какой у него голос, высокий или низкий?)
  • Тембр (Какие в его голосе имеются особенности? Голос звонкий или хриплый?)
  • Интонация (Какие чувства собеседник подчеркивает голосом?)
  • Произношение (Использует ли собеседник какие-либо характерные слова или диалектические выражения?)

Информация о работе Искусство речи. Метапрограммы