Искусство речи. Метапрограммы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 14:02, курс лекций

Описание

Все мы чего-то достигаем в жизни, все к чему-то идем, и цели у всех разные настолько, что порой объединяет двух разных людей с разными устремлениями только тот факт, что оба они принадлежат к homo sapiens.

Содержание

Метапрограммы
Мета – модель
Три универсальных процесса моделирования

Работа состоит из  1 файл

Тема 7 нлп.doc

— 300.00 Кб (Скачать документ)

Испытайте это  на себе. Бегло запишите несколько целей, желаний и надежд, не задумываясь о точности формулировок. Если окажется, что список включает отрицательные термины, перепишите соответствующие пункты в утвердительных выражениях. Если изменение порядка слов не помогает, вернитесь к размышлениям о том, чего же вы в действительности хотите, и именно это желание сделайте своим планируемым результатом, только выраженным в утвердительной форме. Лучше думать о том, чего хочется, даже если оно не приходит в голову, чем о том, чего так не хочется, что оно не выходит из головы.

Вопросы для  оценки цели

Перечисленные ниже вопросы помогут вам прояснить  поставленные цели и выразить их в  утвердительной форме. При работе с  партнером спрашивайте «чего  ты хочешь?» и так далее. Со временем у вас появится привычка думать в утвердительной форме. Это один из принципов правильной формулировки результата.

Чего я хочу? Что я хочу изменить прямо сейчас? Какого результата я хочу добиться?

Чего я хочу достичь? Что я хотел бы изменить? Что я хотел бы делать иначе?

Представляю ли я себе результат? Какой именно результат я себе представляю?

Что бы мне хотелось сделать? Стало быть: я хочу...

2. Соотносите  свою цель с контекстом.

Теперь, закончив с первым этапом, спросите себя: когда, где и с кем вы хотите добиться намеченного результата? Для выбора четкой цели недостаточно ограничиться тем, чтобы просто записать ее на бумаге. Ваша цель образует целостную внутреннюю реальность, мулътисенсорный (вовлекающий и активизирующий все органы чувств) план того, что вы собираетесь создать.

То, что вы видите, слышите  и чувствуете в  воображении, дает представление  о реальных событиях в будущем Намеченный результат должен «пройти регистрацию» как нечто реальное.

Вам не удастся  обмануть целеустремленный разум туманными  абстракциями или расплывчатыми образами. Кроме того, зрение, слух и ощущения проявляются не в полной пустоте, а в определенном контексте. Где происходят события, дома или на работе? Возможно, рядом есть другие люди. Что они говорят? Как выглядит здание или комната?

Если вы не можете точно определить обстоятельства, ставьте самому себе вопросы: что? кто? где? когда? Воображайте сцену, «мысленно проигрывайте» ее, когда даете ответы.

Дерево обретает большее содержание, когда вписывается  в окружающий пейзаж. Сходным образом, намечаемые результаты становятся намного более конкретными и содержательными, если воображать их в контексте реальной жизни. Вы можете обнаружить, что в некоторых обстоятельствах не так уж хотели бы, чтобы вписанное в их контекст желание осуществилось. Итак, как можно скорее постарайтесь определить обстоятельства намеченного результата.

Вопросы для  оценки цели

Задайте себе приведенные  ниже вопросы. Они перенесут намеченный результат в контекст реальной жизни  и помогут прояснить его. Кроме  того, они помогут вам кое-что ощутить, получить представление о том, что произойдет при достижении цели, то есть укрепят мотивацию и настойчивость. Наконец, вы сможете внутренне настроиться на четкую картину, к которой должна быть устремлена ваша система достижения целей.

К чему меня приведут эти перемены?

В каких обстоятельствах  я воспользуюсь полученным результатом?

Когда бы лучше  этому произойти? Где бы лучше  этому случиться?

Хочу ли я  этого в любых взаимоотношениях? В любых ли обстоятельствах?

Рядом с кем  мне хотелось бы находиться?

В каких обстоятельствах  намеченный результат не принесет мне  пользы?

Есть ли иные обстоятельства, в которых намеченный результат тоже окажется полезным? Хочу ли я, чтобы он проявлялся всегда, во всех сферах моей жизни?

Как долго мне  хотелось бы пользоваться полученным результатом?

Когда у меня может возникнуть желание воспользоваться  этим результатом?

В каких обстоятельствах  это станет неуместным?

В каких обстоятельствах  достижение этого результата принесет мне пользу?

3. Выражайте  свою цель точно, в сенсорных категориях.

Что именно вы увидите, услышите и почувствуете, когда добьетесь  намеченного результата? Попытки  представить это могут принести подлинное удовольствие. Какие ощущения вам особенно понравятся? Перенеситесь в будущее, чтобы заранее извлечь удовольствие из осуществления задуманного.

Если задумывалось, например, приобретение нового ковра, то какого он будет цвета? Если одна из деталей картины задуманного  — голос другого человека, то как он будет звучать? Какие чувства  возникнут у вас, когда вы займете желанное кресло? Такая практика визуализации подготовит вас к некоторым упражнениям, которые предстоит выполнить позже, а пока вы можете приступить к знакомству с миром внутренних ощущений, где зарождаются ваши цели и переживания.

Возможно, на первых порах вам будет непросто увидеть мысленные картины, хотя с голосами и звуками это удается довольно легко. Не исключено и обратное: услышать звуки окажется намного сложнее, чем создать зрительные образы.

Однако со временем вы научитесь наслаждаться всеми гранями своего богатейшего мира внутренних ощущений. Начните с простых упражнений: внешнего вида и голоса людей, которых хорошо знаете, воспоминаний о тех временах, когда вы делили с ними радость. Начинать нужно с простого, переходя к сложному лишь постепенно. Прикройте глаза и представьте, что сидите в соседней комнате и видите оттуда самого себя. Мысленно перенеситесь в прошлое: в день веселого праздника, в общество интересного вам человека или к любимому занятию. Насколько отчетливо вам удается вспомнить эти сцены?

Вскоре вы сможете  не только воссоздавать воспоминания, но и творить совершенно отчетливые образы новых переживаний, которые  станут богатым «сырьем» для будущих  результатов. Эти переживания образуют ваши личные, внутренние ресурсы и саму основу грядущего.

Все вокруг нас, что было создано человеком, первоначально возникло у кого-то в мыслях Переходите к тем результатам, которые легко перевести на язык чувственных переживаний. Развивайте врожденные способности своих органов чувств и займитесь творчеством, «сотворением» в самом буквальном смысле.

Этот процесс  не только помогает прояснить свои цели и добиться их осуществления  — по существу, он «настраивает»  нейросистему, оживляет те ассоциативные  цепочки в деятельности мозга, которые  потребуются для достижения результата. Живое, богатое ощущениями представление намеченного результата устанавливает последовательность нейронных ассоциаций, которые затем «подталкивают» вас от внутренних переживаний к внешней действительности.

В любой истории достижения успеха одна маленькая мысль становится толчком для новых идей. Временами мысли, казалось бы, появляются просто из ниоткуда, но в действительности четко сформулированная цель становится неким каналом, куда таинственным образом устремлены все ассоциации. Они не только укрепляют поставленную цель, или место назначения, но и приносят озарения по пути, помогают понять, как достичь желаемого. И все это начинается с ясных, изобилующих ощущениями образов намеченного результата.

Седьмой урок будет  посвящен тому, как развивать умение создавать желаемые результаты с помощью самых мощных сенсорных характеристик.

Вопросы для  оценки цели

Теперь вам  предстоит самостоятельно сформулировать те вопросы, которые стимулируют  ваше воображения. Мы просто дадим несколько примеров. Ответами на эти вопросы должны стать не только слова, но и мысленные картины, звуки, ощущения. Такой подход поможет вам создать желаемый результат.

Что я увижу, услышу и почувствую, когда достигну своей цели?

Как я узнаю, что уже достиг цели? Что даст мне знать об этом?

4. Выбирайте  такую цель, которой сможете достичь  своими силами.

Определить нужный результат и двигаться к нему нужно самостоятельно, не позволяя себе сваливать вину за собственные неудачи на других или на обстоятельства. Конечно, нам нередко кажется, что именно внешний мир диктует то или иное развитие событий. Иногда мы чувствуем себя пешками в какой-то большой игре, исход которой не в нашей власти. И все же те, кто добиваются больших успехов, всегда берут на себя ответственность за собственную роль и делают все, чтобы не зависеть от других.

Не занимайтесь  целями других людей. Любую цель, которой  вы хотите достичь, сделайте своей личной, независимо от того, кто получит  пользу от ее достижения. Несомненно, у  вас есть достойные цели, связанные с окружающими (например, с вашими детьми), либо такие цели, достижение которых зависит от других. Однако вам нужно прежде всего добиться контроля над осуществлением ваших собственных интересов, даже если вы исходите из заботы о других. Не обязательно пытаться самостоятельно осуществить желания своих детей, но вы можете поставить перед собой те цели, достижение которых поможет детям достичь их целей. Например, вы можете содействовать их обучению, уделять им больше времени, предоставить средства для начала собственного дела и так далее. Вы можете уяснить свои возможности в сопоставлении с этими целями, разобраться, способны ли вы сами сделать что-либо по отношению к ним и что именно.

Это не значит, что  вы должны отказаться от собственных  целей ради заботы о других. Однако вы можете обдумать цели других, сформулировать их таким образом, чтобы сыграть, может быть, главную роль в их достижении.

Достигнуть цели означает достигнуть своей цели

Конечно, вы можете сделать своими цели других (начальника или партнера), то есть перенимать чужие цели, но результат может быть правильно сформулирован лишь в том случае, если у вас имеются реальные возможности способствовать их достижению.

Иногда вы можете оказаться в «пограничных» ситуациях. Например, руководитель опирается на своих подчиненных, которые помогают ему достигать множества его целей. Все мы понимаем, что руководителям (особенно в крупных организациях) просто приходится распределять груз задач. Означает ли это, что такие цели не отвечают требованиям в данном случае, поскольку мы ведь уже не можем считать их личными? Нет, не означает. Цель можно считать своей до тех пор, пока вы способны оказывать влияние на результат — пусть даже косвенно, пользуясь в ее достижении своим авторитетом, знаниями и прочими ресурсами. Все зависит от обстоятельств.

Например, если вы младший сотрудник в группе разработчиков, то определение сроков завершения проекта и критериев  его качества не в вашей власти. Кроме того, вы не несете прямой ответственности  за окончательный результат. Однако если вы руководитель такой группы, то должны обладать достаточным авторитетом, властью и всеми необходимыми умениями, которые позволят вам добиться своего результата, хотя его достижение в определяющей степени зависит от совокупных усилий ваших подчиненных.

Сходным образом  вы можете составить отчет, рекомендующий  определенные изменения в устройстве вашей организации, но при этом еще  не несете ответственности за их проведение. Цель заканчивается там, где исчезают ответственность и сфера влияния, то есть в тот миг, когда вы уже не способны лично участвовать в достижении этой цели. Вы можете написать книгу, но не в силах определить, насколько ходовым товаром она окажется. Впрочем, это не должно становиться проблемой. Временами нужно просто внести в формулировку своей цели поправки или ограничить ее той ролью, которую вы в состоянии сыграть лично. Спросите себя, в какой мере можете считать этот успех своим.

Какое участие  вы принимали в замысле и достижении этой цели? Возможно, применяя эти критерии на практике, вам придется несколько сузить свои горизонты. Однако в конечном итоге вы сможете добиться намного большего, если ограничитесь разумными, подвластными вам целями.

Те же соображения  применимы к работе в группе. Лишь вы можете судить, какое влияние  оказываете на результат коллективного труда. Вам совсем не обязательно делать все самому, но вы должны способствовать достижению успеха. Спросите себя: смогу ли я найти себе разумные оправдания в случае провала, смогу ли кого-то в этом обвинить? Если вы даете утвердительный ответ, то лучше еще раз обдумайте намеченный результат, прежде чем приступать к его достижению.

Иногда на вашу цель могут влиять обстоятельства, а не другие люди.

Например, если ее достижение зависит от валютного  курса или процентной ставки, уровня цен на товары, качества снабжения или погодных условий, то эти факторы едва ли в вашей власти.

Управляйте тем, чем можно управлять, и не тревожьтесь  об остальном.

Это означает, что  нужно выбирать те цели, достижение которых доступно «разумному» контролю с вашей стороны (степень «разумности» определяется скорее интуитивно, чем логически).

Вопросы для  оценки цели

Информация о работе Искусство речи. Метапрограммы