Использование групповых методов в обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:54, реферат

Описание

Воспитывать человека – значит оказывать содействие формированию его личности. Межличностное взаимодействие в группе может значительно повысить эффективность обучения, воспитания и развития каждой отдельной личности и группы в целом. Специфика реализации социально-психологического подхода к проблемам обучения и воспитания заключается в стремлении задействовать позитивный потенциал межличностной активности.

Содержание

Глава 1. Социально-психологическая характеристика групповых методов воздействия и их использование в работе с молодежью
1.1Активные групповые методы социально-психологического обучения и развития, их классификация
Дискуссионные методы.
Игровые методы.
Сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).
Поведенческий подход (бихевноризм)
Деятельностный подход
Когнитивный подход
Психоаналитический подход
Трансактный анализ
Экзистенциально-гуманистический подход
Психодрама
Телесно-ориентированный подход
Психосинтез
Трансперсональный подход
Гештальттерапия
Т-группы(группы тренинга,в том числе и группы сенситивности)
Группы встреч
Гештальттерапия
Психодрама
Телесно-ориентированная терапия
Танцевальная терапия
Терапия искусством
Тренинг умений
Глава 2. Психологическое развитие студентов в условиях применения групповых форм организации учебной деятельности
Содержание и процедура экспериментального исследования.
Программа формирующего эксперимента.
. Методы оценки успешности групповой работы и уровня психологического развития студентов.
Результаты исследования и их анализ.
. Обсуяадение полученных результатов.
Общие выводы из диссертации
Глава 3.Особенности активных групповых методов обучения и их проявление.
Специфические особенности групповых методов
Воздействующие факторы тренинговой группы и условия их проявления
2.1Групповая динамика в СПТ
2.2состав группы
2.3Обратная связь как элемент межличностного общения
2.4Создание доверия в группе
Заключение

Работа состоит из  1 файл

реферат....docx

— 97.28 Кб (Скачать документ)
Телесно-ориентированная  терапия. 

Большинство из нас стесняется своего физического  «я», относительно не сознавая, как физическое фугкционирование пересекается с личностными особенностями. Прикосновение, в частности, чуждо многим людям, выросшим в условиях западных культур. Телесная терапия включает физический параметр в групповой опыт и помогает восстановить равновесие подходам, делающим акцент на когнитивные, рациональные методы. Она используется как оригинальный метод или в дополнение к вербально-ориентированным групповым подходам. Все виду телесной терапии восходят к В. Райху, который описал, как защитное поведение выражается в напряжении мышц (мышечная броня) и стесненном дыхании. Основные понятия телесной терапии (по А. Лоуэну): энергия—хронические блокировки ее спонтанного течения отражаются в телесной позе, движении, физическом строении; мышечная броня; почва под ногами как характеристика устойчивости, связанной с уверенностью, раскрепощеностью, свободным течением энергии.  Виды используемых процедур: дыхательные и голосовые упражнения для поощрения течения энергии и высвобождения чувств; напряженные позы для диагностики проблем подвижности; двигательные упражнения, поощряющие освобождение примитивных чувств; массаж для снятия напряжения. 

Танцевальная  терапия. 

Берет свое начало от творческого  танца, но в отличие  от него использует неструктурированные  двигательные формы  и спонтанно освобождающиеся  чувства. Целями танцевальной терапии являются: расширение сферы  осознания собственного тела; расширение и  совершенствование  социальных умений; исследование чувств участников; создание глубокого группового опыта.  Фундаментальными для танцевальной терапии являются взаимоотношения между телом и разумом, спонтанными движениями и сознанием, самовыражение личности. Руководитель группы танцевальной терапии выступает как партнер по танцу, режиссер и катализатор событий, их выражение через движение. Он создает безопасную окружающую среду для исследования себя и других, работает над отражением спонтанных движений членов группы, расширением их репертуара движений. Танцевальная терапия применяет структурированные упражнения на расслабление, дыхание, размещение, управление и движение в пространстве. На большинство подходов танцевальной терапии повлияла психоаналитическая теория. 

Терапия искусством. 

Она опиралась на идею Фрейда о том, что  внутреннее «я» может  быть выражено при  помощи спонтанного  рисования, лепки, живописи. Терапия искусством может служить  способом освобождения от конфликтов и переживаний; ускорителем терапевтического процесса; вспомогательным  средством для  диагностической  работы; средством  развития внимания к  чувствам, усиления ощущения собственной  личностной ценности, расширения способов самовыражения и  сублимации—непрямого удовлетворения антисоциальных импульсов. Руководители групп терапии искусством поощряют свободные ассоциации членов групп, их попытки самостоятельно понять значение собственных работ. Некоторые упражнения заключаются в совместной групповой работе. Руководители групп гуманистической ориентации подчеркивают значимость процесса творческой работы и не придают большого значения конечному результату. Они стимулируют членов группы доверять своему собственному восприятию и исследовать свои творения как самостоятельно, так и с помощью остальных членов группы. В настоящее время терапия искусством широко используется как самостоятельно, так и в комплексе с другими методами и постепенно отдаляется от своей психоаналитической первоосновы. 

Тренинг умений. 

Поведенческая модель обучения была создана в лабораторных условиях и ведет  свое происхождение  от метода условных рефлексов Павлова  и оперантного обуславливания Скиннера. В прошлом поведенческие группы больше полагались на индивидуальные методы, используемые в группе, но за последнее время созданы другие, использующие потенциальные возможности группы для достижения поведенческих изменений у отдельных участников. Группы тренинга умений используют такие бихевиористские понятия, как сосредоточенность на наблюдаемом поведении и учебная модель решения проблем, основанная на усвоении важных для развития участников жизненных умений. Пример процедур, типичных для тренинга умений, дает группа тренинга уверенности в себе. Они включают в себя оценку сильных и слабых сторон уверенности, определение параметров уверенного поведения и репетицию поведения, в которой осуществляется ролевое проигрывание трудных ситуаций. Процедура репетиции поведения состоит из моделирования, инструктажа и подкрепления. Для снижения чрезмерной тревоги часто используют приемы релаксации и десенсибилизации, а также когнитивное переструктурирование, которое включает исследование иррациональных убеждений и систематическое замещение их рациональными представлениями. Также обычной методикой для групп тренинга умений является домашняя работа (дневники, поведенческие задания).

Одним из преимуществ поведенчески ориентированных групп является постоянное использование текущих исследовательских оценок. Существуют доказательства, что группы тренинга уверенности в себе ведут к большей свободе человека, повышению его самооценки, что связано с увеличением поведенческого потенциала членов группы. 

В настоящее время  вышеперечисленные  методы и техники  все чаще используются в работе со здоровыми  людьми, желающими  расширить свой опыт познания себя, других людей, взаимодействия с ними. Особенно неоценим такой опыт в юношеском возрасте, в период, наиболее благоприятный для  личностного развития. И естественно, что  перед специалистом встает задача интеграции заимствуемых из разных подходов средств (и, возможно, изобретаемых самостоятельно) в  некую целостность, кстати, необязательно  непротиворечивую. Этим достигается наиболее эффективный подход к конкретным задачам  и проблемам, которые  приходится решать. Ведь человек предстает  перед психологом в целостности  поведенческих, эмоциональных, когнитивных и  телесных проявлений, а это предъявляет  особые требования к  профессиональной компетенции  практика, так как  он по этой причине  не может порой  ограничиться строгими рамками одного подхода. Эта большая синтетическая  работа может выполняться  стихийно, на эмпирическом уровне. Однако, наверное лучше для дела, если она рефлексируется специалистом-психологом, что позволяет более эффективно осуществлять практическую работу, планировать ожидаемые изменения и прогнозировать результат оказываемого воздействия. Поэтому мы так подробно остановились на классификации и характеристике разнообразных форм и методов группового активного социально-психологического обучения и развития. Высокая эффективность групповых методов основывается на общих социально-психологических механизмах воздействия группы на личность, которые будут рассмотрены далее. 

Глава 2. Психологическое развитие студентов в условиях применения групповых форм организации учебной деятельности

Актуальность  проблемы. Учебная  работа со студентами в вузах традиционно  ведется индивидуально, и, хотя с формальной точки зрения студенты обучаются группами, фактически формы  организации и  проведения занятий  с ними не выходят  за рамки использования  учебных групп  как коактивных (так в социальной психологии называют группы людей, которые выполняют какую-либо работу, находясь рядом, но не взаимодействуя друг с другом). Между тем, данные, которыми располагает современная социальная психология эффективности групповой деятельности, определенно свидетельствуют о том, что совместная деятельность в интерактивных (реально взаимодействующих) группах намного продуктивнее, чем в коактивных, особенно в плане восприятия и переработки информации (В. М. Бехтерев, В. В. Рубцов и другие). Однако до сих пор соответствующие данные в практике организации совместной «учебной деятельности студентов не были полностью использованы. Они нашли применение не в учебной деятельности, а в основном в деятельности групп взрослых людей, занятых профессиональной работой. Что касается групповых форм организации учебной деятельности, то они главным* образом применялись в практике обучении школьников.

В связи с этим желательно ввести интерактивные  формы организации  и проведения учебных  занятий со студентами, особенно на семинарах, и в практикумах (практических занятиях). Здесь  групповые формы  работы являются более  подходящими, чем, например, на лекциях, и ими  можно пользоваться на постоянной основе, варьируя- способы организации таких занятий, вводя определенные правила группового взаимодействия, ставя и решая конкретные учебные, развивающие студентов учебные задачи.

Группа, несомненно, представляет собой нечто целое, обладающее очевидными преимуществами перед  составляющими ее элементами. По сравнению  с отдельными индивидами она приобретает  некоторое новое, системное качество, позволяющее ей добиваться лучших результатов, чем отдельно взятым индивидам. В ходе совместной учебной  деятельности на семинарских  и практических занятиях студенты могут быть разделены на микрогруппы в составе, например от трех до /пяти человек, и их учебное взаимодействие друг с другом может быть 'организовано внутри таких микрогрупп. Выбор учебных микрогрупп именно такой величины объясняется тем, что, по имеющимся социально-психологическим данным, они являются оптимальными по своему размеру. В таких группах сравнительно легко можно распределить обязанности между членами группы, и сделать это таким образом, чтобы все были оптимально загружены. Группы такой величины являются управляемыми со стороны лидера (руководителя). Они сохраняют свою работоспособность в том случае, если кто-либо из членов группы , в данный момент времени отсутствует или не участвует в ее работе. Наконец, в таких группах сравнительно редко проявляется известный эффект групповой поляризации (С. Московичи), препятствующий успешной совместной работе.

В процессе экспериментальной  учебной работы можно  также варьировать  композицию группы, обращая особое внимание на два ее варианта: гомогенный (однородный) и гетерогенный (разнородный). Гомогенная композиция группы делает ее более  сплоченной и работоспособной, и позволяет успешнее решать сравнительно простые, однообразные задачи в течение  длйтельного времени. Гетерогенная композиции предпочтительнее при решении новых, сложных задач, требующих разных подходов к их решению.

Можно также экспериментально менять каналы коммуникаций в группе, делая  это таким образом, чтобы свести к  минимуму время обмена информацией между  членами группы, и  тем самым добиться высокой эффективности  совместной деятельности (устранения непродуктивных затрат времени).

Большие возможности групповая  работа открывает  для варьирования стилей лидерства  и, следовательно, для  выработки у членов группы лидерских  умений и навыков. Такие умения*1 и  навыки студентам  могут понадобиться в их будущей профессиональной деятельности и в  личной жизни. Во время  учебных занятий  студентов можно  поочередно ставить  в позицию лидеров  или ведомых в  группе, причем делать это в разных по составу и иным социально-психологическим характеристикам микрогруппах. Это позволит студентам не только научиться быть лидерами, но, при необходимости, и выступать в роли ведомых.

В совместной групповой  учебной деятельности можно варьировать  роли и межличностные  взаимоотношения, обучая студентов брать  на себя и г умело исполнять различные социальные роли, строить и поддерживать друг с другом определенные личные и деловые взаимоотношения.

Особый  интерес в связи  с применением  групповых форм организации  учебных занятий  со студентами представляет отработка поведения  членов группы в конфликтных  ситуациях. Здесь  студентов можно  будет научить  избегать и умело  разрешать конфликтные  ситуации, что поможет  им в дальнейшей профессиональной и личной жизни.

Таким образом, групповые  формы занятий  со студентами, организованные в соответствие с  данными, которыми располагает  современная социальная психология эффективности  групповой деятельности, могут многое дать как для повышения  результативности самих  учебных занятий, так и для психологического развития студентов. Такие занятия  могут, в частности, способствовать:

1. Освоению студентами  учебной информацией  в большем объеме, чем при индивидуальной  работе.

2. Уточнению и проверке  правильности имеющихся  знаний.

3. Формированию умения  четко ставить  вопросы и умело  отвечать на них. 

4. Развитию способности  убеждать, пу.блично отстаивать свою точку зрения.

5. Приобретению и  развитию способности  к организаторской  деятельности.

6. Более глубокому  познанию студентами  самих себя, как  личностей. 

7. Освоению норм  и форм социально-ролеЬого поведения.

8. Выстраиванию оптимальных  деловых и личных  взаимоотношений  с людьми.

9. Предупреждению и  устранению межличностных  конфликтов.

10. Формированию и  развитию коммуникативных  умений и навыков  (коммуникативной  компетентности).

Цели  исследования:

Теоретические: изучение состояния  дел в области  разработки и применения методов группового обучения студентов. Исследование и обоснование  возможности их дальнейшего  совершенствования  на базе данных, накопленных  в социальной психологии эффективности групповой  деятельности.

Экспериментальные: апробация новых  форм организации  групповой учебной  деятельности, построенных  на основе; социально-психологических  данных, имеющихся  в исследованиях  по эффективности  групповой деятельности. Изучение процесса психологического развития студентов  в условиях применения подобных форм группового обучения.

Объект  исследования: групповые  формы организации  учебной деятельности студентов, их научное  обоснование и  практическое применение. Эмпирическая часть  исследования проводилась  на студентах III-IV курсов факультетов психологии Московского психолого-социального  института и Сахалинского государственного университета в течение двух лет, с 2006 по 2008 годы. В нем приняли  участие 182 студента различных форм обучения: очной, вечерней и  заочной. Они были разделены на две  группы: экспериментальную - 98 студентов, и контрольную - 84 студента.

Предмет исследования: психологическое  развитие студентов  в условиях применения групповых форм обучения.

Гипотезы:

1. Групповые формы  обучения студентов  могут быть построены  на У основе теории и практики социально-психологических исследований эффективности групповой деятельности.

Информация о работе Использование групповых методов в обучении