Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:54, реферат
Воспитывать человека – значит оказывать содействие формированию его личности. Межличностное взаимодействие в группе может значительно повысить эффективность обучения, воспитания и развития каждой отдельной личности и группы в целом. Специфика реализации социально-психологического подхода к проблемам обучения и воспитания заключается в стремлении задействовать позитивный потенциал межличностной активности.
Глава 1. Социально-психологическая характеристика групповых методов воздействия и их использование в работе с молодежью
1.1Активные групповые методы социально-психологического обучения и развития, их классификация
Дискуссионные методы.
Игровые методы.
Сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).
Поведенческий подход (бихевноризм)
Деятельностный подход
Когнитивный подход
Психоаналитический подход
Трансактный анализ
Экзистенциально-гуманистический подход
Психодрама
Телесно-ориентированный подход
Психосинтез
Трансперсональный подход
Гештальттерапия
Т-группы(группы тренинга,в том числе и группы сенситивности)
Группы встреч
Гештальттерапия
Психодрама
Телесно-ориентированная терапия
Танцевальная терапия
Терапия искусством
Тренинг умений
Глава 2. Психологическое развитие студентов в условиях применения групповых форм организации учебной деятельности
Содержание и процедура экспериментального исследования.
Программа формирующего эксперимента.
. Методы оценки успешности групповой работы и уровня психологического развития студентов.
Результаты исследования и их анализ.
. Обсуяадение полученных результатов.
Общие выводы из диссертации
Глава 3.Особенности активных групповых методов обучения и их проявление.
Специфические особенности групповых методов
Воздействующие факторы тренинговой группы и условия их проявления
2.1Групповая динамика в СПТ
2.2состав группы
2.3Обратная связь как элемент межличностного общения
2.4Создание доверия в группе
Заключение
2. Формы организации учебной деятельности, построенные на данной основе, будут способствовать повышению успеваемости студентов, формированию и развитию у них таких психологических свойств, как мотив достижения успехов, мотивация аффилиации, коммуникативные умения и навыки (коммуникативная компетентность), уверенность в себе.
В теоретической части исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучение состояния проблемы по имеющейся научной литературе.
2. Проведение критического анализа существующей практики применения групповых методов обучения студентов. Определение путей дальнейшего совершенствования этой практики.
3. Исследование работ по социальной психологии эффективности групповой деятельности с целью выявления и дальнейшего использования имеющихся в них данных для совершенствования групповых методов обучения студентов.
4.
Разработка методики
организации и
проведения групповых
учебных занятий
со студентами
на современной
научной социально-
5.
Апробация и проверка
эффективности предложенной
методики группового
обучения в психолого-
6. Обсуждение полученных результатов с целью дальнейшего совершенствования методики группового обучения, выработки практических рекомендаций, вытекающих из результатов проведенного исследования.
Исследование
в его опытной
части проводилось
в форме психолого-
1. Формулировка и уточнение эмпирически проверяемых гипотез.
2. Определение содержания, логикц и процедуры экспериментального исследования.
3. Разработка форм организации и проведения групповой учебной работы.
4.
Составление плана
и программы
5. Подбор психодиагностических методик, необходимых для проверки предложенных гипотез.
6. Проведение опытного (экспериментального) исследования.
7. Обработка и анализ полученных результатов. Формулировка вытекающих из них выводов.
В экспериментальной и контрольной группах, участвовавших в эксперименте, проводилось входное и выходное тестирование испытуемых с целью проверки предложенных гипотез. В экспериментальной группе учебные занятия были организованы и проведены по излагаемой далее программе. В контрольной группе обучение осуществлялось традиционными методами, с использованием или фронтального взаимодействия преподавателя со студентами, или персонального общения преподавателя с каждым студентом в отдельности. До начала эксперимента и по его завершению экспериментальная и контрольная группы сравнивались между собой, и это сравнение осуществлялось в следующем порядке:
1. Оценка состояния экспериментальной и контрольной групп испытуемых до начала эксперимента.
2. Оценка состояния экспериментальной и контрольной групп испытуемых после окончания эксперимента.
3. Сравнение данных, полученных'в экспериментальной группе, до и после проведения эксперимента.
4. Оценка результатов, полученные в контрольной группе, до и после эксперимента. i
Все эти сравнения и оценки производились, с одной стороны, для того, чтобы доказать предложенные гипотезы, с другой стороны, для того, чтобы отклонить альтернативные гипотезы, по-иному объясняющие полученные результаты. К примеру, в первом из указанных выше сравнений проверялась альтернативная гипотеза о наличии значимых различий между экспериментальной и контрольной группами студентов до начала эксперимента. Во втором сравнении проверялась основная гипотеза о том, что в результате эксперимента между экспериментальной и контрольной группами студентов возникнут существенные различия, которых не было до начала эксперимента. В третьем сравнении производилась проверка основной гипотезы о том, что в экспериментальной группе в результате эксперимента произошли существенные изменения в изучаемых психологических свойствах студентов. Наконец, четвертое сравнение было предназначено для проверки правильности альтернативного предположения (гипотезы) о том, что в контрольной группе за время проведения эксперимента произошли существенные изменения, аналогичные тем, которые имели место в экспериментальной группе испытуемых.
Основная гипотеза считалась доказанной, если подтверждалась ее правильность, и, вместе с тем, последовательно, одна за другой отклонялись (не получали экспериментального подтверждения) альтернативные гипотезы. Что касается первой из сформулированных выше гипотез, то ее справедливость автоматически вытекала из подтверждения второй гипотезы и, соответственно, эта гипотеза специальной или отдельной опытной проверки не требовала.
Методологические основы исследования.
Методологической основой проведенного исследования явились фундаментальные труды и принципиальные положения, сформулированные известными отечественными психологами, специалистами по общей, педагогической и социальной психологии, в том числе JI. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, Г. М. Андреевой, В. В. Давыдовым, В. В. Рубцовым и другими. Речь, в частности, идет о реализации в данном исследовании деятельностного подхода к пониманию психики и ее развития (А. Н. Леонтьев), о приоритете групповой деятельности над индивидуальной деятельностью (Г. М. Андреева), о развитии высших психических функций и личности в процессе совместной групповой деятельности (Л. С. Выготский), о принципах психологического построения развивающей индивидуальной и групповой деятельности (В. В. Давыдов, В. В. Рубцов).
Методы исследования
В исследовании были использованы следующие методы и методики исследования.
Общие методы исследования:.
1. Теоретический анализ проблемы; - . '
2.
Формирующий психолого-
3. Методы математической статистики, включая t-критерий Стъюдента и %- квадрат критерий.
Конкретные (частные) методики исследования (методики психодиагностики).
1. Методика изучения и оценки коммуникативной компетентности (модифицированный вариант методики И. Р. Алтуниной).
2. Методика оценки удовлетворенности групповой учебной работой (авторская).
3. Методика стандартизированного наблюдения за работой учебной группы (модифицированный вариант методики Р. Бейлза)
4. Методика оценки силы мотивов достижения успехов и избегания неудач (модифицированный вариант методики А. Мехрабиана).
5. Методика оценки силы мотивов аффилиации (стремление к шодям и избегание людей) (модифицированный вариант методики А. Мехрабиана).
6. Методика диагностики личностной и ситуативной тревожности Ч. Спилбергера и Ю. JI. Ханина.
7. Методика оценивания успеваемости студентов.
Новизна исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем поставлен и решен вопрос о социально-психологических основаниях групповой учебной деятельности студентов. Выделены основные параметры малой группы и процессы, происходящие в ней, которые должны приниматься в расчет при организации совместной групповой учебной деятельности. Определены и описаны оптимальные условия проведения такой деятельности с учетом величины, композиции, каналов коммуникаций, типа групповой задачи, распределения ролей и стиля лидерства в группе.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в постановке и решении следующих вопросов:
1.
Разработка научных
оснований (социально-
2. Формулировка и обоснование принципов построения методики группового обучения студентов с учетом современных социально-психологических данных.
Практическая значимость исследования проявляется в следующем:
1. Предложена и апробирована новая методика организации и проведения групповых учебных занятий со студентами.
2. Показано, каким образом и при каких условиях данную методику следует применять в практике для того, чтобы добиться наилучших результатов.
3. Определены (частично подобраны, частично разработаны t самостоятельно) методики психодиагностики успешности группового обучения студентов.
4. Сформулированы практические рекомендации, касающиеся того, как целесообразно использовать предложенную методику в практике, чтобы добиться наилучших результатов. - ■ .'
5. Полученные данные внедрены в практику работы высших учебных заведений, где соответствующее исследование проводилось.
Положения, выносимые на защиту.
1.
Результаты социально-
2. Учебные студенческие группы, включаемые в совместную деятельность, необходимо делать коактивными,'образовывать в составе пяти человек, целенаправленно варьировать их композицию, обеспечивать свободную систему коммуникаций, варьировать стиль лидерства, задавать и систематически изменять роли, которые исполняют отдельные участники учебной группы.
3. Так организованная совместная групповая учебная деятельность повышает успеваемость студентов, способствует развитию коммуникативной компетентности, активизирует учебную активность, повышает удовлетворенность занятиями, способствует развитию мотива достижения успехов, вызывает позитивные изменения в мотивации аффилиации.
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, двух глав - теоретической и экспериментальной, выводов (они имеются к каждой главе и в конце диссертации), заключения, списка использованной литературы и приложения. Всего в диссертации 180 страниц текста, включая приложение.
Общие выводы из диссертации
1. Существенное для педагогической психологии имеет решение проблемы повышения эффективности групповой учебной деятельности на основе данных, накопленных в современной социальной психологии малых групп. Эта проблема до сих пор удовлетворительно не решена по той причине, что в исследованиях, связанных с ее изучением, не полностью используются данные, связанные с эффективностью групповой деятельности. Они недостаточно учитываются как в теории, так и в практике организации групповой учебной деятельности.
2.
Результаты, накопленные
в научных социально-
3. Все, что накоплено в социально-психологических исследованиях эффективности групповой деятельности, требует определенной модификации и адаптации к условиям учебной деятельности студенческих трупп.
4.
Студенческие группы
желательно создавать
в составе примерно
пяти человек,
так как подобные
группы обладают
определенными социально-
5. В студенческих учебных группах нет необходимости целенаправленно варьировать их состав (композицию), делая, например, такие группы однородными или неоднородными.
6. В учебных студенческих группах целесообразно использовать полную (свободную) систему каналов коммуникаций, так как такая система позволяет быстро находить оптимальные решения учебных задач.
7. Стиль руководства (лидерства) в учебных студенческих группах не должен предписываться извне (определяться заранее). Его целесообразно устанавливать и варьировать в ходе совместной учебной деятельности в зависимости от сложившейся в группе ситуации.
Информация о работе Использование групповых методов в обучении