Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:54, реферат
Воспитывать человека – значит оказывать содействие формированию его личности. Межличностное взаимодействие в группе может значительно повысить эффективность обучения, воспитания и развития каждой отдельной личности и группы в целом. Специфика реализации социально-психологического подхода к проблемам обучения и воспитания заключается в стремлении задействовать позитивный потенциал межличностной активности.
Глава 1. Социально-психологическая характеристика групповых методов воздействия и их использование в работе с молодежью
1.1Активные групповые методы социально-психологического обучения и развития, их классификация
Дискуссионные методы.
Игровые методы.
Сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).
Поведенческий подход (бихевноризм)
Деятельностный подход
Когнитивный подход
Психоаналитический подход
Трансактный анализ
Экзистенциально-гуманистический подход
Психодрама
Телесно-ориентированный подход
Психосинтез
Трансперсональный подход
Гештальттерапия
Т-группы(группы тренинга,в том числе и группы сенситивности)
Группы встреч
Гештальттерапия
Психодрама
Телесно-ориентированная терапия
Танцевальная терапия
Терапия искусством
Тренинг умений
Глава 2. Психологическое развитие студентов в условиях применения групповых форм организации учебной деятельности
Содержание и процедура экспериментального исследования.
Программа формирующего эксперимента.
. Методы оценки успешности групповой работы и уровня психологического развития студентов.
Результаты исследования и их анализ.
. Обсуяадение полученных результатов.
Общие выводы из диссертации
Глава 3.Особенности активных групповых методов обучения и их проявление.
Специфические особенности групповых методов
Воздействующие факторы тренинговой группы и условия их проявления
2.1Групповая динамика в СПТ
2.2состав группы
2.3Обратная связь как элемент межличностного общения
2.4Создание доверия в группе
Заключение
Кори провел анализ взглядов на групповую динамику в СПТ у разных авторов. Количество выделяемых стадий развития отношений в группе у разных авторов различается, но общая логика групповой динамики сходна в большинстве случаев.
Газда замечает, что стадии, которые проходит группа целенаправленной деятельностью, яснее всего заметны в закрытых группах. Таких группах, которые поддерживают постоянное членство за все время существования группы.
Шутц (1973) сообщает о трех стадиях:
Малер (1969) в деталях описывает пять стадий:
Четыре стадии, которые выделил Газда похожи на стадии Малера:
В описании процесса базовых групп встреч, К. Роджерс в 1970 году идентифицирует 15 стадий, которые могут быть классифицированы по 4-5 стадиям, схожим с вышеперечисленными.
Шапиро (1978) описывает 4 общих фазы:
Внутри этой схемы он указывает 37 стадий. Которые характерны для оптимально функционирующей закрытой группы, руководимой компетентным ведущем. Он замечает, однако, что его схема является идеальной моделью и, что не все группы оканчивают эти стадии с успехом. Он также подчеркивает, что успешное завершение каждой стадии является своего рода предпосылкой для стадии, которая затем последует.
Последователи Адлера говорят о четырех стадиях:
К. Левин также уделяет большое внимание анализу 4 фаз в развитии динамики групп:
Хансен, Уорнен и Смит (1980) пишут о пяти стадиях:
И. Ялом (1975) выделяет три стадии:
Инициальная стадия характеризуется конфликтом, несмелым участием и поисками смысла;
Вторая стадия характеризуется конфликтом, доминированием и противодействием;
Третья- это стадия согласия, она характеризуется увеличением морального воздействия, доверием и самораскрытием.
В логике построения последовательности стадий развития группы можно выделить основные общие положения ,разделяемые большинством авторов. Все авторы констатируют возрастание взаимопонимания участников по мере прохождения СПТ, стремления к активной совместной деятельности, но при этом, большинство авторов выделяют стадию конфронтации или разочарования, которая является следствием фрустраций участников по поводу тех или иных обстоятельств группового взаимодействия.
Можно выделить четыре стадии, которые выделяются большинством авторов в сохраняющейся последовательности.
Первая стадия является фазой ориентации, фазой разведки во время первоначальных встреч.
Вторая стадия- переходная. Она характеризуется тем, что в этот период имеет место конфликт, защитная реакция и сопротивление.
Третья стадия может быть названа рабочей стадией и характеризуется сплоченностью, необходимой для продуктивного функционирования группы.
Четвертая
стадия- это стадия консолидации
и она относиться к конечным
фазам деятельности
групп. Здесь основное
внимание обращено на
консолидацию и использование
того, что было получено
в группе, в жизни каждого
члена группы.
Рассматривая вопрос о формировании тренинговой группы в рамках социально-психологического тренинга остановимся на двух важных основаниях отбора участников: однородность группы и стиль коммуникации.
Прежде всего, рассмотрим вопрос, должна ли быть группа однородной или неоднородной? Под однородной группой Кори (1981) понимает группу, которая состоит из людей обладающих общими характеристиками. Это могут быть люди одного возраста, как, например группа детей, подростков, или взрослых людей. Другие однородные группы базируются на каких-то общих интересах или проблемах. Так, существуют группы для людей с проблемами излишка веса или тех, которые слишком зависят от алкоголя или наркотиков, группы людей, которые стремятся привлечь внимание к проблемам женщин или мужчин. Некоторые группы. Организуемые в школьной обстановке, специально предназначены для детей и подростков, которые имеют какие-то трудности с обучением или таких детей, у которых есть серьезные проблемы адаптации к школьному окружению.
По нашему мнению, однородность группы формируется по тому основанию, которое имеет значение в рамках конкретного тренинга. Например, если ведется тренинг, направленный на формирование личностных изменений в области самооценки и восприятия себя людьми с избыточным весом, то работа группы будет более эффективной, если её будут составлять полные люди. С другой стороны, если тренинг направлен на формирование более позитивного восприятия других, то необходимость в отборе тучных участников не возникает, наоборот, разнородная в плане внешних данных группа поможет моделировать более широкий спектр ситуаций в ходе тренинговой сессий.
По мнению кори, однородная группа является более функционально приемлемой для её членов, чем неоднородная группа. Возьмем, для примера, группу подростков. Такая группа может сфокусировать свое внимание на специфических проблемах развития, с которыми встречаются подростки, например, взаимоотношения со сверстниками, идентификация, борьба за самоутверждение. В группе, которая состоит из подростков и предназначена для них, участники побуждаются выражать многие чувства, которые они держали в себе. Через взаимодействие с другими представителями той же возрастной группы. Они могут делиться своими заботами, рассчитывая на поддержку и понимание.
Хотя однородные группы и могут быть более пригодные для части населения, неоднородные группы имеют иногда преимущество для некоторых типов групп развития личности. Гетерогенная группа, представляющая собой как бы в миниатюре социальные структуры, которые существуют в окружающем мире, дает участникам экспериментировать с новым поведением, развивать свои способности к общению с людьми и получать обратную связь от многих разнообразных источников. Особенно желательно подбирать в группу людей разного возраста, образования, социального статуса, интересов и забот, если необходима симуляция обыденной жизни.
Другим важным основанием для формирования тренинговой группы является стиль коммуникации. Каковым бы ни были степень психической зрелости участников группы, их возраст или пол, каждый из них характеризуется определенным стилем коммуникации. Так. Пациент с любым уровнем психической зрелости могут отличаться склонностью к доминированию или подчинению, смелостью или застенчивостью. Для оптимального функционирования группе необходимо наличие участников с разными стилями коммуникации.
Многообразие стилей коммуникации было разделено Тимоти Лири согласно двум основным осям: вертикальная ось образуется качествами доминирования и подчинения; горизонтальная же ось образуется качествами открытости и застенчивости.
Сочетание всех этих качеств формирует четыре стиля коммуникации. Оптимально, если в группе присутствуют участники обладающие четырьмя разными стилями. Группа, состоящая из застенчивых и пассивных участников будет эмоционально невыразительной. Стили в определенной степени отражают психическую организацию человека. Проявляя присущие им стили коммуникации в группе, участники могут осознать ранее скрытые особенности своей личности. Мы полагаем, что межличностные конфликты часто связаны с тем, что члены группы проецируют на других те качества, которые они не могут в себе принять. Включение в группу лиц разным стилем коммуникации дает её членам возможность учиться на основе сравнения индивидуальных особенностей друг друга.
«Оптимальным составом психодинамической группы следует признать такой, при котором участники находятся примерно на одном уровне психического развития . но обладают разными стилями коммуникации. Кроме того, важно, чтобы каждый участник в чем-то повторял особенности хотя бы одного члена группы, с которым он мог бы идентифицироваться»
2.3Обратная связь как элемент межличностного общения
«В контексте социально- психологического тренинга в форме группы самоанализа проблема усвоения, традиционная для процесса обучения, по существу преобразуется, по- первых, в проблему получение участником сведений о том, как он воспринят в различных ситуациях группового взаимодействия, а во-вторых, в проблему принятия этих сведений»
Как показывает опыт повседневного общения, знания, полученные о другом человеке, обычно не остаются достоянием только познающего- вольно или невольно, в той или иной форме он доводит их до сведения других. Этими другими могут быть самый познаваемый либо некоторые третьи лица. Нас интересует ситуации, когда именно субъект восприятия получает от партнера по общению сведения относительного того, каким он воспринят. В этом случае воспринимающий выступает как коммуникатор межличностной обратной связи, а воспринимаемый- как её реципиент.
«Обратная связь должна быть: неотсроченной; специфической, т.е. относящейся к отдельным конкретным проявлениям участника; релевантной потребности и се коммуникатора, и реципиента; представленной в терминах чувств, а не оценок. Открытость в выражении чувств- ключевой аспект поведения в такой группе. Обычно подчеркивается вторичная в данном случае роль когнитивных аспектов обучения, их зависимость от эмоциональных.
Обучение происходит, главным образом, через переживание многогранного группового опыта. При этом указанные характеристики обратно связи должны способствовать созданию климата доверия, «психологической безопасности» - решающей предпосылки достижения группой поставленных целей.
Важной является и роль правильно построенной обратной связи преодоление барьеров общения, связанных с действием механизмов психологической защиты, которые активно участвуют в построении и образа себя, и образа другого. Барьеры возникают из за неосознанного стремления охранять привычное мнение, отторгая, либо искажая информацию, расцениваемую как неблагоприятную, разрушающую первоначальное представление. Организация общения в группе тренинга ориентирована в первую очередь на создание ситуации доверительного общения, поскольку лишь отношения уважения, взаимной поддержки, доверия рождают откровенность, минимизируют закрытость партнеров в общении. Важнейшими предпосылками, и даже образующими такой ситуаций в группе тренинга выступают реализуемые здесь специфические формы межличностной обратной связи.
«Само понятие обратной связи введено в научных обиход Н. Винером, отцом кибернетики, однако в настоящее время принцип обратной связи активно осмысляется в самых различных научных дисциплинах, в том числе науках о человеке- в физиологии, педагогике, психологии и т.д. в социальной психологии феномен обратной связи рассматривается прежде всего в контексте межличностного общения, то есть в контексте субъект- субъектного отношения, в отличие от системы «субъект- объект», имеющейся, как правило, в виду, в технике и кибернетике»
В межличностном общении в качестве обратной связи выступают любого рода сведения: информация прямая или косвенная, которую человек получает от партнера по общению относительно самого себя- своего поведения, своего облика и т.д.
Таким образом, обратная связь оказывается определенным видом социального знания- знанием о человеке, которое возвращается этому человеку партнером(партнерами) по общению.
Информация о работе Использование групповых методов в обучении