Использование групповых методов в обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:54, реферат

Описание

Воспитывать человека – значит оказывать содействие формированию его личности. Межличностное взаимодействие в группе может значительно повысить эффективность обучения, воспитания и развития каждой отдельной личности и группы в целом. Специфика реализации социально-психологического подхода к проблемам обучения и воспитания заключается в стремлении задействовать позитивный потенциал межличностной активности.

Содержание

Глава 1. Социально-психологическая характеристика групповых методов воздействия и их использование в работе с молодежью
1.1Активные групповые методы социально-психологического обучения и развития, их классификация
Дискуссионные методы.
Игровые методы.
Сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).
Поведенческий подход (бихевноризм)
Деятельностный подход
Когнитивный подход
Психоаналитический подход
Трансактный анализ
Экзистенциально-гуманистический подход
Психодрама
Телесно-ориентированный подход
Психосинтез
Трансперсональный подход
Гештальттерапия
Т-группы(группы тренинга,в том числе и группы сенситивности)
Группы встреч
Гештальттерапия
Психодрама
Телесно-ориентированная терапия
Танцевальная терапия
Терапия искусством
Тренинг умений
Глава 2. Психологическое развитие студентов в условиях применения групповых форм организации учебной деятельности
Содержание и процедура экспериментального исследования.
Программа формирующего эксперимента.
. Методы оценки успешности групповой работы и уровня психологического развития студентов.
Результаты исследования и их анализ.
. Обсуяадение полученных результатов.
Общие выводы из диссертации
Глава 3.Особенности активных групповых методов обучения и их проявление.
Специфические особенности групповых методов
Воздействующие факторы тренинговой группы и условия их проявления
2.1Групповая динамика в СПТ
2.2состав группы
2.3Обратная связь как элемент межличностного общения
2.4Создание доверия в группе
Заключение

Работа состоит из  1 файл

реферат....docx

— 97.28 Кб (Скачать документ)

По-иному  рекомендуется действовать  в случае группового решения дизъюнктивной  задачи. Здесь важно, чтобы хотя бы один из членов микрогруппы успешно справился с решением соответствующей задачи, поэтому рекомендуется, прежде всего, находить и активно помогать тем участникам группы, которые обладают наиболее развитыми способностями и наибольшим интеллектуальным потенциалом, могут лучше и быстрее других справиться с поставленной перед группой задачей, а также настроить остальных членов группы на то, чтобы они оказывали посильную помощь избранным участникам группы.

Наконец, если перед группой  стоит конъюнктивная  задача, то действия членов группы должны быть другими, а именно - направленными на оказание всеми членами  группы помощи друг другу, так как  если хотя бы один член группы с такой  задачей не справиться, то будет считаться, что и вся группа ее не решила.

На  учебных занятиях, причем, не только групповых, но и обычных, необходимо предлагать студентам  различные роли, чтобы, во-первых, они их как следует освоили и научились хорошо исполнять, во-вторых, чтобы студенты научились при необходимости гибко менять свои роли, умело подстраиваться под партнеров по совместной деятельности. Если, к примеру, речь идет о последовательном исполнении студентами тех ролей, которые берут на себя участники группы, работающей по технике брейнсторминга («генератор идей», «критик», «арбитр» и «систематизатор»), то такие роли, кроме прочего, позволяют студентам глубже понять и лучше осознать (освоить) разные точки зрения по обсуждаемому вопросу, то есть, лучше, в конечном счете, освоить и саму учебную программу.

На  стиль лидерства  в процессе организации  совместной учебной  деятельности также  следует обратить внимание, по крайней  мере, по следующим  трем основаниям. Во-первых, студент, как будущий  специалист, должен уже в вузе научиться  трудиться в условиях различных стилей лидерства (если ему  придется исполнять  функцию подчиненного); во-вторых, как вероятный  будущий руководитель, студент должен освоить  роль лидера (руководителя), находясь в стенах вуза (этому, к сожалению, студентов в вузе нигде сейчас не учат); в-третьих, желательно научить студента гибко менять при  необходимости свой стиль лидерства, учитывая сложившуюся  в группе ситуацию и ряд других социально-психологических  факторов.

Еще один вопрос, требующий  обсуждения с точки  зрения возможных  практических рекомендаций, вытекающих из проведенного исследования, это  действия, направленные на формирование коллектива (команды) из учебной студенческой группы. Желательно, чтобы, обучаясь в  вузе, студенты не только научились работать в коллективе (команде), но и умели действовать  так, чтобы превращать свою группу в сплоченный, высокоразвитый, эффективно действующий коллектив (команду).

Это необходимо научиться  уметь делать по нескольким причинам. Во-первых, коллектив (команда) - самая эффективная  группа, и если учебная  студенческая группа достигает такого уровня развития, то она оказывается  в состоянии добиваться высоких результатов  в учебной деятельности. Во-вторых, действия, направленные на коллективообразование командообразование), помогут студентам в будущем, когда они станут работающими специалистами, развивать свой рабочий коллектив (команду), и тем самым повышать успешность его деятельности. Наконец, если студенту предстоит самому стать руководителем какого-либо трудового коллектива (команды), то соответствующие умения и навыки, приобретенные еще в вузе, позволят ему успешно справляться и с решением этой непростой задачи. 
 
 
 
 
 
 

    Используемая  литература:

    1. Клеев, С. А. Педагогическая технология учителя
    2. Бережнова, Е. В. Основы психологии
    3. Климков А. Ю. Групповые методы обучения

Информация о работе Использование групповых методов в обучении