Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:54, реферат
Воспитывать человека – значит оказывать содействие формированию его личности. Межличностное взаимодействие в группе может значительно повысить эффективность обучения, воспитания и развития каждой отдельной личности и группы в целом. Специфика реализации социально-психологического подхода к проблемам обучения и воспитания заключается в стремлении задействовать позитивный потенциал межличностной активности.
Глава 1. Социально-психологическая характеристика групповых методов воздействия и их использование в работе с молодежью
1.1Активные групповые методы социально-психологического обучения и развития, их классификация
Дискуссионные методы.
Игровые методы.
Сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства).
Поведенческий подход (бихевноризм)
Деятельностный подход
Когнитивный подход
Психоаналитический подход
Трансактный анализ
Экзистенциально-гуманистический подход
Психодрама
Телесно-ориентированный подход
Психосинтез
Трансперсональный подход
Гештальттерапия
Т-группы(группы тренинга,в том числе и группы сенситивности)
Группы встреч
Гештальттерапия
Психодрама
Телесно-ориентированная терапия
Танцевальная терапия
Терапия искусством
Тренинг умений
Глава 2. Психологическое развитие студентов в условиях применения групповых форм организации учебной деятельности
Содержание и процедура экспериментального исследования.
Программа формирующего эксперимента.
. Методы оценки успешности групповой работы и уровня психологического развития студентов.
Результаты исследования и их анализ.
. Обсуяадение полученных результатов.
Общие выводы из диссертации
Глава 3.Особенности активных групповых методов обучения и их проявление.
Специфические особенности групповых методов
Воздействующие факторы тренинговой группы и условия их проявления
2.1Групповая динамика в СПТ
2.2состав группы
2.3Обратная связь как элемент межличностного общения
2.4Создание доверия в группе
Заключение
По-иному рекомендуется действовать в случае группового решения дизъюнктивной задачи. Здесь важно, чтобы хотя бы один из членов микрогруппы успешно справился с решением соответствующей задачи, поэтому рекомендуется, прежде всего, находить и активно помогать тем участникам группы, которые обладают наиболее развитыми способностями и наибольшим интеллектуальным потенциалом, могут лучше и быстрее других справиться с поставленной перед группой задачей, а также настроить остальных членов группы на то, чтобы они оказывали посильную помощь избранным участникам группы.
Наконец, если перед группой стоит конъюнктивная задача, то действия членов группы должны быть другими, а именно - направленными на оказание всеми членами группы помощи друг другу, так как если хотя бы один член группы с такой задачей не справиться, то будет считаться, что и вся группа ее не решила.
На учебных занятиях, причем, не только групповых, но и обычных, необходимо предлагать студентам различные роли, чтобы, во-первых, они их как следует освоили и научились хорошо исполнять, во-вторых, чтобы студенты научились при необходимости гибко менять свои роли, умело подстраиваться под партнеров по совместной деятельности. Если, к примеру, речь идет о последовательном исполнении студентами тех ролей, которые берут на себя участники группы, работающей по технике брейнсторминга («генератор идей», «критик», «арбитр» и «систематизатор»), то такие роли, кроме прочего, позволяют студентам глубже понять и лучше осознать (освоить) разные точки зрения по обсуждаемому вопросу, то есть, лучше, в конечном счете, освоить и саму учебную программу.
На стиль лидерства в процессе организации совместной учебной деятельности также следует обратить внимание, по крайней мере, по следующим трем основаниям. Во-первых, студент, как будущий специалист, должен уже в вузе научиться трудиться в условиях различных стилей лидерства (если ему придется исполнять функцию подчиненного); во-вторых, как вероятный будущий руководитель, студент должен освоить роль лидера (руководителя), находясь в стенах вуза (этому, к сожалению, студентов в вузе нигде сейчас не учат); в-третьих, желательно научить студента гибко менять при необходимости свой стиль лидерства, учитывая сложившуюся в группе ситуацию и ряд других социально-психологических факторов.
Еще один вопрос, требующий обсуждения с точки зрения возможных практических рекомендаций, вытекающих из проведенного исследования, это действия, направленные на формирование коллектива (команды) из учебной студенческой группы. Желательно, чтобы, обучаясь в вузе, студенты не только научились работать в коллективе (команде), но и умели действовать так, чтобы превращать свою группу в сплоченный, высокоразвитый, эффективно действующий коллектив (команду).
Это
необходимо научиться
уметь делать по нескольким
причинам. Во-первых,
коллектив (команда) -
самая эффективная
группа, и если учебная
студенческая группа
достигает такого
уровня развития, то
она оказывается
в состоянии добиваться
высоких результатов
в учебной деятельности.
Во-вторых, действия,
направленные на коллективообразование
командообразование),
помогут студентам в
будущем, когда они станут
работающими специалистами,
развивать свой рабочий
коллектив (команду),
и тем самым повышать
успешность его деятельности.
Наконец, если студенту
предстоит самому стать
руководителем какого-либо
трудового коллектива (команды),
то соответствующие
умения и навыки, приобретенные
еще в вузе, позволят
ему успешно справляться
и с решением этой непростой
задачи.
Используемая литература:
Информация о работе Использование групповых методов в обучении