Использование игротерапии в коррекции тревожности у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:34, курсовая работа

Описание

Цель работы: разработать коррекционную программу с использованием игротерапии для детей дошкольного возраста с ТНР по результатам диагностики тревожности.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по теме исследования;
2. Представить типологию игротерапии;
3. Провести эмпирическое исследование с целью выявления уровня тревожности у детей дошкольного возраста с ТНР;
4. Разработать коррекционную программу по преодолению или снижению тревожности у детей дошкольного возраста с ТНР.
Методы исследования:
— теоретический анализ литературы;
— тест тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена;
— анкетирование для выявлению тревожности у детей по Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая измененная.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

Экслайн впервые отметила значение ограничений для чувства  безопасности и стабильности терапевтических  отношений у ребенка, а также  для повышения чувства ответственности  у ребенка за собственные поступки. Она определила перечень ограничений и требования к ним.

В 1960-е годы усилиями Л. Герни и  Б. Герни как особое направление  сформировалась игровая терапия  детско-родительских отношений (ДРО), которая  была ориентирована на решение социальных, эмоциональных и поведенческих  проблем детей. Л. Герни отмечала, что данное направление объединяет две важные стратегии: 1) игровую терапию, с детьми и 2) обучение родителей посредством прямого вовлечения их в процесс происходящих изменений. Терапевт ДРО обучает родителей психологически компетентному поведению с детьми и проведению игровых сессий, осуществляя при этом супервизорскую поддержку и помогая использовать приобретенный родителями опыт проведения игровых занятий с детьми в домашних условиях. Обычно терапия ДРО используется в работе с детьми в возрасте от 3 до 12 лет, однако заполнение игровыми занятиями времени, уделяемого ребенку родителями, может распространяться и на общение с подростками [34, c.170-171].

Принципиальными основаниями для  терапии ДРО является признание  важного значения игры в развитии ребенка и в терапевтических отношениях с ним, признание способности родителей к овладению умением проводить игровые сессии со своими детьми и, наконец, предпочтение обучающей модели во взаимоотношениях с родителями и детьми, так как, признавая наличие биологически обусловленных проблем, специалисты в области терапии ДРО «рассматривают социальные, эмоциональные и поведенческие трудности детей как социально обусловленные проблемы, возникающие преимущественно из-за недостатка знаний и умений».

Таким образом, игровая  терапия имеет долгую историю и существует в разнообразных формах. На данном этапе продолжают существовать и развиваться разнообразные виды активной и пассивной игровой терапии. Одновременно сохраняет статус самостоятельного направления недирективная игротерапия, включившая в себя терапию отношениями [15].

ВЫВОДЫ

В главе I данной курсовой работе было рассмотрено следующее:

1. Дети с тяжелыми  нарушениями речи – это особая  категория детей с отклонениями  в развитии, у которых сохранен  слух, первично не нарушен интеллект,  но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.

У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям  присущи  нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи  отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.

Указанные особенности  в развитии детей  с тяжелыми нарушениями речи спонтанно  не преодолеваются. Они требуют  от педагогов специально организованной  коррекционной работы.

 

2. Тревожность – переживание  эмоционального неблагополучия, связанное  с предчувствием опасности или неудачи. Субъективно ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство и связана с чувствами беспомощности, неопределенности. На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в учащении дыхания и сердцебиения, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.

Повышенная тревожность  влияет на все сферы психики ребенка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную. Исследования В.В. Лебединского позволяют сделать вывод, что дети с повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, аддитивному поведению, эмоциональным нарушениям личности.

Тревожный ребенок с ТНР имеет неадекватную самооценку: заниженную, завышенную, часто противоречивую, конфликтную. Он испытывает затруднения в общении, редко проявляет инициативу, поведение – приневротического характера, с явными признаками дизадаптации. Ему свойственна неуверенность, боязливость, минимальная самореализация [32].

3. Игровая терапия  представляет собой трудную психотерапевтическую  работу, облеченную в форму игры. Поскольку дети ведут себя  и думают иначе, чем взрослые, метод работы с ними должен  учитывать эту особенность.

Игровая терапия имеет  долгую историю и существует в  разнообразных формах.

 

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР

2.1 Методика констатирующего эксперимента

В качестве эмпирического исследования в рамках курсовой работы была проведена диагностика уровня тревожности у детей дошкольного возраста с ТНР. Исследование проводилось на базе ДОУ №18, в исследовании приняло участие 12 детей среднего и старшего дошкольного возраста с ТНР (9 мальчиков, 3 девочки). Для исследования были выбраны следующие диагностические методики:

  • Тест тревожности (авторы: Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки).
  • Анкета по выявлению тревожности у детей Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко.

Тест тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки)

Эта методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен.

Задача состоит в том, чтобы исследовать и оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. При этом сама тревожность рассматривается как черта личности, функция которой состоит в обеспечении безопасности человека на психологическом уровне и которая вместе с тем имеет отрицательные следствия. Они заключаются, в частности, в торможении активности ребёнка, направленной на достижение успехов.

Высокая тревожность сопровождается обычно высокоразвитой потребностью избегания неудач, что существенно препятствует стремлению к достижению успехов. Тревожность, испытываемая человеком по отношению к определенной ситуации, не обязательно будет точно так же проявляться в другой социальной ситуации, и это зависит от отрицательного эмоционального опыта, приобретенного ребёнком в данной и иных жизненных ситуациях. Именно отрицательный эмоциональный опыт повышает и порождает тревожность как черту личности и тревожное, беспокойное поведение ребёнка.

Повышенный уровень личностной тревожности свидетельствует о недостаточно хорошей эмоциональной приспособленности, адаптированности ребёнка жизненным ситуациям, вызывающим беспокойство. Психодиагностика тревожности оценивает внутреннее отношение данного ребёнка к определённым социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у данного ребёнка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду. Психодиагностический изобразительный материал в этой методике представлен серией рисунков размером 8,5 х 11 см . Каждый рисунок сюжетно представляет собой некоторую типичную для жизни ребёнка-дошкольника ситуацию. Каждый из описанных рисунков выполнен в двух вариантах: для мальчиков (на рисунке изображён мальчик) и для девочек (на рисунке представлена девочка). В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребёнком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребёнка не прорисовано полностью, дан лишь общий контур его головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными изображениями детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица ребёнка на рисунке. На одном из дополнительных изображений представлено улыбающееся лицо ребёнка, а на другом — печальное. Предлагаемые рисунки изображают типичные жизненные ситуации, с которыми сталкиваются дети-дошкольники и которые могут вызывать у них повышенную тревожность. Предполагается, что выбор ребёнком того или иного лица будет зависеть от его собственного психологического состояния в момент проведения тестирования. Двусмысленные рисунки в методике имеют основную «проективную» нагрузку. То, какой смысл придаёт ребёнок именно этим рисункам, указывает на типичное для него эмоциональное состояние в подобных жизненных ситуациях.

Показав ребёнку рисунок, экспериментатор к каждому из них даёт инструкцию — разъяснение следующего содержания.  Выбор ребёнком соответствующего лица фиксируются в специальном протоколе.

Цель методики: Определить уровень тревожности детей.

Экспериментальный материал: 14 рисунков (8,5x11 см) выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом - печальное.

Проведение исследования: Рисунки показывались ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходила в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, давалась инструкция.

Инструкция:

    1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами»
    2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»
    3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное?»
    4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается»
    5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»
    6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»
    7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной»
    8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
    9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого бенка: веселое или печальное?»
    10. Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
    11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки»
    12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое?»
    13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой»
    14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Во избежание навявывания  выборов у ребенка в инструкции чередовались название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задавались.

Выбор ребенком соответствующего лица зафиксированы в специальном  протоколе (см. Приложения).

Количественный анализ

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности  ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = 

Число эмоциональных  негативных выборов 

 х 100%

14


 

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);

б) средний уровень  тревожности (ИТ от 20 до 50%);

в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Качественный  анализ

Каждый ответ ребенка  анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера  эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают Рисунки №4 («Одевание»), №6 («Укладывание спать в одиночестве»), №14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего будут обладать наивысшим индексом тревожности ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рисунках №2 («Ребенок и мать с младенцем»), №7 («Умывание»), №9 («Игнорирование») и №11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним индексом тревожности ИТ.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется  в ситуациях, моделирующих отношения  ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра  со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве») [37].

Анкета по выявлению  тревожности у детей Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко

Цель: Определить уровень тревожности детей

Экспериментальный материал: бланки анкет.

Проведение исследования: воспитатели заполняют бланки, руководствуясь наблюдением за детьми в течении длительного времени.

Информация о работе Использование игротерапии в коррекции тревожности у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи