Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:34, курсовая работа
Цель работы: разработать коррекционную программу с использованием игротерапии для детей дошкольного возраста с ТНР по результатам диагностики тревожности.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по теме исследования;
2. Представить типологию игротерапии;
3. Провести эмпирическое исследование с целью выявления уровня тревожности у детей дошкольного возраста с ТНР;
4. Разработать коррекционную программу по преодолению или снижению тревожности у детей дошкольного возраста с ТНР.
Методы исследования:
— теоретический анализ литературы;
— тест тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена;
— анкетирование для выявлению тревожности у детей по Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко.
Диагностический бланк
Ребенок |
Да |
Нет |
1. Не может долго работать не уставая |
||
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то |
||
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство |
||
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован |
||
5. Смущается чаще других |
||
6. Часто говорит о возможных неприятностях |
||
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке |
||
8. Жалуется, что сняться страшные сны |
||
9. Руки обычно холодные и влажные |
||
10. Нередко бывает расстройство стула |
||
11. Сильно потеет, когда волнуется |
||
12. Не обладает хорошим аппетитом |
||
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом |
||
14. Пуглив, многое вызывает у него страх |
||
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается |
||
16. Часто не может сдержать слезы |
||
17. Плохо переносит ожидание |
||
18. Не любит браться за новое дело |
||
19. Не уверен в себе, в своих силах |
||
20. Боится сталкиваться с трудностями |
За каждый ответ «да» начисляется 1 балл.
Протоколы обследования представлены в приложении.
После проведения теста тревожности (Р. Тэммла, В .Амена, М. Дорки) с детьми дошкольного возраста с ТНР были получены результаты, которые отражены в таблицах и диаграмме. Протоколы обследования представлены в приложении.
Результаты определения уровня тревожности дошкольников с ТНР по тесту тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки)
имя ребенка |
возраст |
число негативных выборов |
индекс тревожности |
уровень тревожности |
Самир Г. |
5,2 |
7 |
50% |
Средний |
Артём Г. |
5,1 |
5 |
36% |
Средний |
Никита Д. |
4 |
2 |
14% |
Низкий |
Ярослава К. |
5,6 |
6 |
43% |
Средний |
Артём Л. |
6,1 |
3 |
17% |
Низкий |
Никита Р. |
4,2 |
4 |
29% |
Средний |
Рома Р. |
6,2 |
8 |
57% |
Высокий |
Юля С. |
4,1 |
3 |
21% |
Средний |
Влад Ч. |
5,1 |
7 |
50% |
Средний |
Вова Ч. |
4,11 |
8 |
57% |
Высокий |
Лиза Я. |
5,2 |
2 |
14% |
Низкий |
Ваня С. |
5,2 |
5 |
36% |
Средний |
Диаграмма 2.1
Результаты диагностики: после
количественного анализа
Анализ результатов определения уровня тревожности дошкольников с ТНР по тесту тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки)
Рисунок |
Негативные выборы | ||||||||||||
Самир |
Артём |
Никита |
Ярослава |
Артём |
Никита Р |
Рома |
Юля |
Влад |
Вова |
Лиза |
Иван |
Общее кол-во | |
1. Игра с младшими детьми |
+ |
1 | |||||||||||
2. Ребенок и мать с младенцем |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 | ||||||||
3. Объект агрессии |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 | |||||
4. Одевание |
+ |
+ |
2 | ||||||||||
5. Игра со старшими детьми |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 | ||||||
6. Укладывание спать в одиночестве |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 | ||||
7. Умывание |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 | ||||
8. Выговор |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 | |||||||
9. Игнорирование |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 | |||||||
10. Агрессивность |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 | ||||
11. Собирание игрушек |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 | |||||||
12. Изоляция |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 | ||||
13. Ребенок с родителями |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 | ||||||||
14. Еда в одиночестве |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 |
Исходя из данных таблицы 2.2 наиболее травмирующими ситуациями для детей исследуемой группы были: «Укладывание спать в одиночестве» – 8 негативных выборов; «Умывание» – 8 негативных выборов; «Изоляция» – 8 негативных выборов и «Объект агрессии» – 7 негативных выборов.
Особенно высоким проективным значением обладают Рисунки №4 («Одевание»), №6 («Укладывание спать в одиночестве»), №14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего будут обладать наивысшим индексом тревожности ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рисунках №2 («Ребенок и мать с младенцем»), №7 («Умывание»), №9 («Игнорирование») и №11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним индексом тревожности ИТ.
Как правило, наибольший
уровень тревожности
После заполнения воспитателями исследуемой группы детей дошкольного возраста с ТНР анкет по выявлению тревожности (Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко) были получены результаты, которые отражены в таблице и диаграмме. Протоколы обследования представлены в приложении.
Результаты определения уровня тревожности у дошкольников с ТНР
имя ребенка |
количество баллов |
уровень тревожности |
Самир Г. |
8 |
средний |
Артём Г. |
13 |
средний |
Никита Д. |
2 |
низкий |
Ярослава К. |
5 |
низкий |
Артём Л. |
11 |
средний |
Никита Р. |
13 |
средний |
Рома Р. |
17 |
высокий |
Юля С. |
8 |
средний |
Влад Ч. |
12 |
средний |
Вова Ч. |
19 |
высокий |
Лиза Я. |
5 |
низкий |
Ваня С. |
8 |
средний |
Диаграмма 2.2
Результаты диагностики: после
количественного анализа
Вопрос |
Ответы «ДА» | ||||||||||||
Самир |
Артём |
Никита |
Ярослава |
Артём |
Никита Р |
Рома |
Юля |
Влад |
Вова |
Лиза |
Иван |
Общее кол-во | |
1. Не может долго работать не уставая |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 | ||||
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
8 | ||||
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
7 | |||||
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 | |||||||
5. Смущается чаще других |
+ |
+ |
+ |
+ |
4 | ||||||||
6. Часто говорит о возможных неприятностях |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 | |||||||
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 | |||||||
8. Жалуется, что сняться страшные сны |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 | |||||||
9. Руки обычно холодные и влажные |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 | ||||||
10. Нередко бывает расстройство стула |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 | |||||||
11. Сильно потеет, когда волнуется |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 | |||||||
12. Не обладает хорошим аппетитом |
+ |
+ |
+ |
3 | |||||||||
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 | ||||||
14. Пуглив, многое вызывает у него страх |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 | |||||||
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 | |||||||
16. Часто не может сдержать слезы |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 | ||||||
17. Плохо переносит ожидание |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 | |||||||
18. Не любит браться за новое дело |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
5 | |||||||
19. Не уверен в себе, в своих силах |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
6 | ||||||
20. Боится сталкиваться с трудностями |
+ |
+ |
+ |
3 |
Таблица 2.4
Анализ результатов анкетирования воспитателей в группе
Исходя из данных таблицы 2.4, можно сделать вывод о том, что 8 из 12 обследуемых детей по мнению воспитателей не могут долго работать не уставая, им трудно сосредоточится на чем-либо; у 7 детей любое задание вызывает излишнее беспокойство; половина детей группы (6 детей) спит беспокойно, засыпают с трудом, часто не могут сдержать слёзы, а также не уверены в себе и своих силах.
Сравнение результатов проведения методик диагностики уровня тревожности детей дошкольного возраста
Тест тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки) |
Анкета по выявлению тревожности у детей Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко | ||||
Кол-во детей с высоким уровнем тревожности, в % |
Кол-во детей со средним уровнем тревожности, в % |
Кол-во детей с низким уровнем тревожности, в % |
Кол-во детей с высоким уровнем тревожност, в % |
Кол-во детей со средним уровнем тревожности в % |
Кол-во детей с низким уровнем тревожности, в % |
17 |
66 |
17 |
17 |
58 |
25 |
Данные таблицы 2.5 показывают, что
результаты двух методик по выявлению
уровня тревожности у детей
Сравнение показателей
уровня тревожности у детей
Имя (ребенка) |
Анкета по выявлению тревожности у детей Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко (уровень тревожности) |
Тест тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки) (уровень тревожности) |
Самир Г. |
Средний |
Средний |
Артём Г. |
средний |
Средний |
Никита Д. |
низкий |
Низкий |
Ярослава К. |
низкий |
Средний |
Артём Л. |
низкий |
Средний |
Никита Р. |
средний |
Средний |
Рома Р. |
высокий |
Высокий |
Юля С. |
средний |
Средний |
Влад Ч. |
средний |
Средний |
Вова Ч. |
высокий |
Высокий |
Лиза Я. |
низкий |
Низкий |
Ваня С. |
средний |
Средний |