Использование игротерапии в коррекции тревожности у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:34, курсовая работа

Описание

Цель работы: разработать коррекционную программу с использованием игротерапии для детей дошкольного возраста с ТНР по результатам диагностики тревожности.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по теме исследования;
2. Представить типологию игротерапии;
3. Провести эмпирическое исследование с целью выявления уровня тревожности у детей дошкольного возраста с ТНР;
4. Разработать коррекционную программу по преодолению или снижению тревожности у детей дошкольного возраста с ТНР.
Методы исследования:
— теоретический анализ литературы;
— тест тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена;
— анкетирование для выявлению тревожности у детей по Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая измененная.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

Диагностический бланк

Таблица 2.2

Ребенок

Да

Нет

1. Не может долго  работать не уставая

   

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то

   

3. Любое задание вызывает  излишнее беспокойство

   

4. Во время выполнения  заданий очень напряжен, скован

   

5. Смущается чаще других

   

6. Часто говорит о  возможных неприятностях

   

7. Как правило, краснеет  в незнакомой обстановке

   

8. Жалуется, что сняться  страшные сны

   

9. Руки обычно холодные  и влажные

   

10. Нередко бывает расстройство  стула

   

11. Сильно потеет, когда  волнуется

   

12. Не обладает хорошим  аппетитом

   

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом

   

14. Пуглив, многое вызывает  у него страх

   

15. Обычно беспокоен,  легко расстраивается

   

16. Часто не может  сдержать слезы

   

17. Плохо переносит  ожидание

   

18. Не любит браться  за новое дело

   

19. Не уверен в себе, в своих силах

   

20. Боится сталкиваться  с трудностями

   

За каждый ответ «да» начисляется 1 балл.

  1. Высокая тревожность – 15-20 баллов;
  2. Средняя тревожность – 7-14 баллов;
  3. Низкая тревожность – 1-6 баллов.

Протоколы обследования представлены в приложении.

 

2.2 Результаты и анализ полученных данных

После проведения теста тревожности (Р. Тэммла, В .Амена, М. Дорки) с детьми дошкольного возраста с ТНР были получены результаты, которые отражены в таблицах и диаграмме. Протоколы обследования представлены в приложении.

Таблица 2.1

Результаты определения  уровня тревожности дошкольников с  ТНР по тесту тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки)

имя ребенка

возраст

число

негативных выборов

индекс тревожности

уровень тревожности

Самир Г.

5,2

7

50%

Средний

Артём Г.

5,1

5

36%

Средний

Никита Д.

4

2

14%

Низкий

Ярослава К.

5,6

6

43%

Средний

Артём Л.

6,1

3

17%

Низкий

Никита Р.

4,2

4

29%

Средний

Рома Р.

6,2

8

57%

Высокий

Юля С.

4,1

3

21%

Средний

Влад Ч.

5,1

7

50%

Средний

Вова Ч.

4,11

8

57%

Высокий

Лиза Я.

5,2

2

14%

Низкий

Ваня С.

5,2

5

36%

Средний




 

Диаграмма 2.1

Результаты диагностики: после  количественного анализа протоколов обследования было установлено, что  у 17 % детей высокий уровень тревожности, у 17% – средний уровень тревожности  и у 66 %  – низкий уровень тревожности.

Таблица 2.2

Анализ результатов  определения уровня тревожности  дошкольников с ТНР по тесту тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки)

Рисунок

Негативные  выборы

Самир

Артём

Никита

Ярослава

Артём

Никита Р

Рома

Юля

Влад

Вова

Лиза

Иван

Общее кол-во

1. Игра с младшими  детьми

                 

+

   

1

2. Ребенок и мать  с младенцем

 

+

+

     

+

 

+

     

4

3. Объект агрессии

+

 

+

     

+

 

+

+

+

+

7

4. Одевание

                 

+

+

 

2

5. Игра со старшими  детьми

+

   

+

+

+

       

+

+

6

6. Укладывание спать в одиночестве

 

+

+

 

+

+

 

+

+

 

+

+

8

7. Умывание

   

+

+

 

+

+

+

 

+

+

+

8

8. Выговор

+

         

+

+

 

+

 

+

5

9. Игнорирование

       

+

 

+

   

+

+

+

5

10. Агрессивность

+

+

   

+

 

+

 

+

+

+

+

8

11. Собирание игрушек

+

 

+

 

+

     

+

 

+

 

5

12. Изоляция

+

 

+

   

+

+

+

+

 

+

+

8

13. Ребенок с родителями

   

+

   

+

+

 

+

     

4

14. Еда в одиночестве

   

+

   

+

+

   

+

 

+

 

5


Исходя из данных таблицы 2.2 наиболее травмирующими ситуациями для детей исследуемой группы были: «Укладывание спать в одиночестве» – 8 негативных выборов; «Умывание» – 8 негативных выборов; «Изоляция» – 8 негативных выборов и «Объект агрессии» – 7 негативных выборов.

Особенно высоким проективным  значением обладают Рисунки №4 («Одевание»), №6 («Укладывание спать в одиночестве»), №14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего будут обладать наивысшим индексом тревожности ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рисунках №2 («Ребенок и мать с младенцем»), №7 («Умывание»), №9 («Игнорирование») и №11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним индексом тревожности ИТ.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется  в ситуациях, моделирующих отношения  ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок-взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве») [37].

После заполнения воспитателями исследуемой  группы детей дошкольного возраста с ТНР анкет по выявлению тревожности (Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко) были получены результаты, которые отражены в таблице и диаграмме. Протоколы обследования представлены в приложении.

Таблица 2.3

Результаты определения  уровня тревожности у дошкольников с ТНР

имя ребенка

количество баллов

уровень тревожности

Самир Г.

8

средний

Артём Г.

13

средний

Никита Д.

2

низкий

Ярослава К.

5

низкий

Артём Л.

11

средний

Никита Р.

13

средний

Рома Р.

17

высокий

Юля С.

8

средний

Влад Ч.

12

средний

Вова Ч.

19

высокий

Лиза Я.

5

низкий

Ваня С.

8

средний


 

 

 

 

 

 

Диаграмма 2.2

 

Результаты диагностики: после  количественного анализа протоколов обследования было установлено, что  у 17 % детей высокий уровень тревожности, у 25% – средний уровень тревожности и у 58 %  – низкий уровень тревожности.

 

 

Вопрос

Ответы «ДА»

Самир

Артём

Никита

Ярослава

Артём

Никита Р

Рома

Юля

Влад

Вова

Лиза

Иван

Общее кол-во

1. Не может долго  работать не уставая

+

+

+

+

+

   

+

 

+

 

+

8

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то

+

+

+

+

+

   

+

 

+

 

+

8

3. Любое задание вызывает  излишнее беспокойство

 

+

+

+

+

   

+

 

+

 

+

7

4. Во время выполнения  заданий очень напряжен, скован

 

+

+

+

         

+

 

+

5

5. Смущается чаще других

+

 

+

     

+

   

+

   

4

6. Часто говорит о возможных неприятностях

+

     

+

+

+

   

+

   

5

7. Как правило, краснеет  в незнакомой обстановке

+

   

+

+

+

+

         

5

8. Жалуется, что сняться  страшные сны

+

+

 

+

     

+

   

+

 

5

9. Руки обычно холодные  и влажные

+

+

 

+

   

+

 

+

 

+

 

6

10. Нередко бывает расстройство стула

 

+

   

+

 

+

 

+

 

+

 

5

11. Сильно потеет, когда  волнуется

       

+

 

+

 

+

 

+

+

5

12. Не обладает хорошим  аппетитом

+

         

+

       

+

3

13. Спит беспокойно, засыпает  с трудом

+

 

+

+

   

+

+

   

+

 

6

14. Пуглив, многое вызывает  у него страх

+

 

+

+

     

+

   

+

 

5

15. Обычно беспокоен,  легко расстраивается

+

 

+

+

   

+

 

+

     

5

16. Часто не может  сдержать слезы

 

+

+

+

+

     

+

+

   

6

17. Плохо переносит  ожидание

 

+

+

+

+

       

+

   

5

18. Не любит браться  за новое дело

 

+

 

+

+

+

     

+

   

5

19. Не уверен в себе, в своих силах

+

+

 

+

+

+

     

+

   

6

20. Боится сталкиваться  с трудностями

     

+

+

           

+

3




Таблица 2.4

Анализ результатов  анкетирования воспитателей в группе

Исходя из данных таблицы 2.4, можно  сделать вывод о том, что 8 из 12 обследуемых детей по мнению воспитателей не могут долго работать не уставая, им трудно сосредоточится на чем-либо; у 7 детей любое задание вызывает излишнее беспокойство; половина детей группы (6 детей)  спит беспокойно, засыпают с трудом, часто не могут сдержать слёзы, а также не уверены в себе и своих силах.

Таблица 2.5

Сравнение результатов  проведения методик диагностики  уровня тревожности детей дошкольного  возраста

Тест тревожности

(Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки)

Анкета по выявлению  тревожности у детей Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко

Кол-во

детей с высоким уровнем  тревожности, в %

Кол-во

детей со средним уровнем  тревожности, в %

Кол-во детей с низким уровнем тревожности, в %

Кол-во детей с высоким  уровнем тревожност, в %

Кол-во детей со средним  уровнем тревожности в %

Кол-во детей с низким уровнем тревожности, в %

17

66

17

17

58

25


Данные  таблицы 2.5 показывают, что  результаты двух методик по выявлению  уровня тревожности у детей дошкольного  возраста с ТНР практически идентичны: у 17% детей исследуемой группы высокий  уровень тревожности; у большинства детей – средний уровень тревожности и у четверти детей группы – низкий уровень тревожности.

Таблица 2.6

Сравнение показателей  уровня тревожности у детей исследуемой  группы после проведения диагностических  методик

Имя

(ребенка)

Анкета по выявлению тревожности у детей Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко

(уровень тревожности)

Тест тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки)

(уровень тревожности)

Самир Г.

Средний

Средний

Артём Г.

средний

Средний

Никита Д.

низкий

Низкий

Ярослава К.

низкий

Средний

Артём Л.

низкий

Средний

Никита Р.

средний

Средний

Рома Р.

высокий

Высокий

Юля С.

средний

Средний

Влад Ч.

средний

Средний

Вова Ч.

высокий

Высокий

Лиза Я.

низкий

Низкий

Ваня С.

средний

Средний

Информация о работе Использование игротерапии в коррекции тревожности у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи