Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:34, курсовая работа
Цель работы: разработать коррекционную программу с использованием игротерапии для детей дошкольного возраста с ТНР по результатам диагностики тревожности.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по теме исследования;
2. Представить типологию игротерапии;
3. Провести эмпирическое исследование с целью выявления уровня тревожности у детей дошкольного возраста с ТНР;
4. Разработать коррекционную программу по преодолению или снижению тревожности у детей дошкольного возраста с ТНР.
Методы исследования:
— теоретический анализ литературы;
— тест тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена;
— анкетирование для выявлению тревожности у детей по Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко.
Исходя из анализа данных теста тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки) были выявлены наиболее травмирующие ситуации для детей исследуемой группы: «Укладывание спать в одиночестве»; «Умывание»; «Изоляция» и «Объект агрессии».
По результатам проведения анкетирования воспитателей (анкета по выявлению тревожности у детей Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко), были сделаны выводы о том, что 8 из 12 обследуемых детей по мнению воспитателей не могут долго работать не уставая; им трудно сосредоточится на чем-либо; у 7 детей любое задание вызывает излишнее беспокойство; половина детей группы (6 детей) спит беспокойно, засыпают с трудом; часто не могут сдержать слёзы, а также не уверены в себе и своих силах.
В связи с выше описанным предложена программа «Тревожность», которая составлена как тренинговая программа для детей 4,5 – 7 лет, испытывающих тревожность в форме устойчивых страхов иррационального характера.
В главе I данной курсовой работе было представлено то, что:
В качестве эмпирического исследования в рамках курсовой работы была проведена диагностика уровня тревожности у детей дошкольного возраста (глава II данной курсовой работы). Исследование проводилось на базе ДОУ №18, в исследовании приняло участие 12 детей среднего и старшего дошкольного возраста с ТНР. Для исследования были выбраны следующие диагностические методики:
Анализ полученных результатов диагностики позволил сделать вывод, что некоторое количество детей имеют высокий уровень тревожности. То есть фактически по результатам исследования у каждого шестого ребенка уровень тревожности превышает средний и, следовательно, эти дети нуждаются в целенаправленной и планомерной психологической коррекции.
В связи с выше описанным предложена программа «Тревожность», которая составлена как тренинговая программа для детей 4,5 – 7 лет, испытывающих тревожность в форме устойчивых страхов иррационального характера. В соответствии с программой коррекционную работу с тревожными детьми проводят в трех направлениях:
В программе представлено тематическое планирование и комплекс коррекционных игр, используемых на занятиях.
Протоколы обследования
Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки)..
Имя: Самир Г. Возраст: 5,2 лет
Рисунок |
Выбор | |
Веселое лицо |
Печальное лицо | |
1. Игра с младшими детьми |
+ |
|
2. Ребенок и мать с младенцем |
+ |
|
3. Объект агрессии |
+ | |
4. Одевание |
+ |
|
5. Игра со старшими детьми |
+ |
|
6. Укладывание спать в одиночестве |
+ | |
7. Умывание |
+ |
|
8. Выговор |
+ | |
9. Игнорирование |
+ |
|
10. Агрессивность |
+ | |
11. Собирание игрушек |
+ | |
12. Изоляция |
+ | |
13. Ребенок с родителями |
+ |
|
14. Еда в одиночестве |
+ |
ИТ= 42 – средний уровень тревожности
Имя: Артём Г. Возраст: 5,10 лет
Рисунок |
Выбор | |
Веселое лицо |
Печальное лицо | |
1. Игра с младшими детьми |
+ |
|
2. Ребенок и мать с младенцем |
+ | |
3. Объект агрессии |
+ |
|
4. Одевание |
+ |
|
5. Игра со старшими детьми |
+ |
|
6. Укладывание спать в одиночестве |
+ | |
7. Умывание |
+ |
|
8. Выговор |
+ |
|
9. Игнорирование |
+ |
|
10. Агрессивность |
+ | |
11. Собирание игрушек |
+ |
|
12. Изоляция |
+ |
|
13. Ребенок с родителями |
+ |
|
14. Еда в одиночестве |
+ |
ИТ=20 – низкий уровень тревожности
Имя: Никита Д. Возраст: 4,0 лет
Рисунок |
Выбор | |
Веселое лицо |
Печальное лицо | |
1. Игра с младшими детьми |
+ |
|
2. Ребенок и мать с младенцем |
+ | |
3. Объект агрессии |
+ | |
4. Одевание |
+ |
|
5. Игра со старшими детьми |
+ |
|
6. Укладывание спать в одиночестве |
+ | |
7. Умывание |
+ | |
8. Выговор |
+ |
|
9. Игнорирование |
+ |
|
10. Агрессивность |
+ |
|
11. Собирание игрушек |
+ | |
12. Изоляция |
+ | |
13. Ребенок с родителями |
+ | |
14. Еда в одиночестве |
+ |
ИТ=56 – высокий уровень тревожности
Имя: Ярослава К. Возраст: 5,6 лет
Рисунок |
Выбор | |
Веселое лицо |
Печальное лицо | |
1. Игра с младшими детьми |
+ |
|
2. Ребенок и мать с младенцем |
+ |
|
3. Объект агрессии |
+ |
|
4. Одевание |
+ |
|
5. Игра со старшими детьми |
+ |
|
6. Укладывание спать в одиночестве |
+ |
|
7. Умывание |
+ | |
8. Выговор |
+ | |
9. Игнорирование |
+ |
|
10. Агрессивность |
+ |
|
11. Собирание игрушек |
+ |
|
12. Изоляция |
+ |
|
13. Ребенок с родителями |
+ |
|
14. Еда в одиночестве |
+ |
ИТ = 14 – низкий уровень тревожности
Имя: Артём Л. Возраст: 6 лет
Рисунок |
Выбор | |
Веселое лицо |
Печальное лицо | |
1. Игра с младшими детьми |
+ |
|
2. Ребенок и мать с младенцем |
+ |
|
3. Объект агрессии |
+ |
|
4. Одевание |
+ |
|
5. Игра со старшими детьми |
+ | |
6. Укладывание спать в одиночестве |
+ | |
7. Умывание |
+ |
|
8. Выговор |
+ |
|
9. Игнорирование |
+ | |
10. Агрессивность |
+ | |
11. Собирание игрушек |
+ | |
12. Изоляция |
+ |
|
13. Ребенок с родителями |
+ |
|
14. Еда в одиночестве |
+ |
ИТ = 35 – средний уровень тревожности
Имя: Никита Р. Возраст: 4,2 лет
Рисунок |
Выбор | |
Веселое лицо |
Печальное лицо | |
1. Игра с младшими детьми |
+ |
|
2. Ребенок и мать с младенцем |
+ |
|
3. Объект агрессии |
+ |
|
4. Одевание |
+ |
|
5. Игра со старшими детьми |
+ | |
6. Укладывание спать в одиночестве |
+ | |
7. Умывание |
+ | |
8. Выговор |
+ |
|
9. Игнорирование |
+ |
|
10. Агрессивность |
+ |
|
11. Собирание игрушек |
+ |
|
12. Изоляция |
+ | |
13. Ребенок с родителями |
+ | |
14. Еда в одиночестве |
+ |
ИТ = 52 – средний уровень тревожности
Имя: Рома Р. Возраст: 6,2 лет
Рисунок |
Выбор | |
Веселое лицо |
Печальное лицо | |
1. Игра с младшими детьми |
+ |
|
2. Ребенок и мать с младенцем |
+ | |
3. Объект агрессии |
+ | |
4. Одевание |
+ |
|
5. Игра со старшими детьми |
+ |
|
6. Укладывание спать в одиночестве |
+ |
|
7. Умывание |
+ | |
8. Выговор |
+ | |
9. Игнорирование |
+ | |
10. Агрессивность |
+ | |
11. Собирание игрушек |
+ |
|
12. Изоляция |
+ |
+ |
13. Ребенок с родителями |
+ | |
14. Еда в одиночестве |
+ |