Использование игротерапии в коррекции тревожности у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:34, курсовая работа

Описание

Цель работы: разработать коррекционную программу с использованием игротерапии для детей дошкольного возраста с ТНР по результатам диагностики тревожности.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по теме исследования;
2. Представить типологию игротерапии;
3. Провести эмпирическое исследование с целью выявления уровня тревожности у детей дошкольного возраста с ТНР;
4. Разработать коррекционную программу по преодолению или снижению тревожности у детей дошкольного возраста с ТНР.
Методы исследования:
— теоретический анализ литературы;
— тест тревожности Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена;
— анкетирование для выявлению тревожности у детей по Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая измененная.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

Исходя из данных  таблицы 2.6, показатели уровня тревожности после проведения диагностических методик отличаются у двоих детей исследуемой группы (в таблице 2.6 отмечены курсивом). Следовательно, данные проведенных методик можно считать объективными.

 

2.3 Программа игровой коррекции  «Тревожность»

Одной из актуальных задач в системе дошкольного образования на современном этапе является совершенствование психологической помощи детям.

Программа “Тревожность”  составлена как тренинговая программа  для детей 4,5 – 7 лет, испытывающих тревожность  в форме устойчивых страхов иррационального характера.

Необходимо отличать тревогу от тревожности. Если тревога  – это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность  – это устойчивое состояние. Тревожность  не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности.

До настоящего времени  еще не выработано определенной точки  зрения на причины возникновения  тревожности.

Считается, что у старших  дошкольников и младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима. [6]

Коррекционную работу с  тревожными детьми проводят в трех направлениях:

    1. Повышение самооценки ребенка.
    2. Обучение ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения.
    3. Отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Работа по коррекции  тревожности проводится в тесной взаимосвязи с родителями и педагогами.

Цель программы: коррекция тревожности у детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

    1. Снять эмоциональное напряжение.
    2. Развивать способность детей определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям.
    3. Учить детей понимать свои чувства, чувства других людей и рассказывать о них.
    4. Развивать коммуникативные способности детей, эмпатию.
    5. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятию страхов.

Осуществить поведения  детей с помощью ролевых игр.

Работа по программе:

Программа состоит из 7 занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня с подгруппой детей, длительностью: 25 мин. с детьми старшей группы; 30 мин. с детьми подготовительной группы.

Занятия организуются в  форме тренинга.

Структура занятия включает в себя следующие элементы:

  1. Приветствие ( позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия).
  2. Разминка ( воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Позволяет активизировать детей, поднять их настроение).
  3. Основная часть занятия (совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данной программы. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуального к релаксационной технике).
  4. Рефлексия ( детьми даются две оценки: эмоциональная и смысловая).
  5. Ритуал прощания [10].

Тематическое  планирование

Занятие 1 “Знакомство”

Цель: раскрепощение участников

Задачи:

  • объединение детей в группу;
  • идентификация себя со своим именем;
  • формирование позитивного отношения детей к своему “Я”

Занятие 2. “Мое имя”

Цель: раскрытие своего “Я”

Задачи:

  • создание положительного эмоционального фона;
  • разгадывание характеров с опорой на художественное изображение;
  • повышение уверенности в себе;

Занятие 3 “Мое настроение”

Цель: развивать способность понимать эмоциональное состояние другого и умение выразить свое.

Задачи:

  • создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;
  • снизить эмоциональное напряжение;
  • развивать способность понимать эмоциональное состояние и умение выразить свое.

Занятие 4. “Настроение”

Цель: снизить эмоциональное  напряжение.

Задачи:

  • снижение эмоционального напряжения;
  • рефлексия с опорой на художественное изображение;
  • снятие мышечных зажимов, тревожности;

Занятие 5. “Страхи”

Цель: выявление реальных страхов детей.

Задачи:

  • создание положительного эмоционального фона;
  • формирование социального доверия;
  • осознание и снятие страхов;

Занятие 6. “Преодолеваем  страхи”

Цель: развивать умение находить конструктивный выход из ситуации.

Задачи:

  • уменьшить тревожность, развивать уверенность в себе;
  • оказать помощь в преодолении негативных переживаний;
  • ощущать эмоциональное состояние своего персонажа.

Задание 7. “Я больше не боюсь”

Цель: развитие социального  доверия.

Задачи:

  • преодоление негативных переживаний, воспитание уверенности в себе;
  • снятие страха перед темнотой;
  • снятие эмоционального напряжения, мышечных зажимов;
  • развитие внимания друг к другу, социального доверия;
  • развитие чувств эмпатии [11, 22, 23].

Коррекционные игры, используемые на занятиях:

"Драка"

Цель: расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

Вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-накрепко сожмите челюсти. Пальцы рук зафиксируйте в кулаках, до боли вдавите пальцы в ладони. Затаите дыхание на несколько секунд. Задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади!"

"Воздушный шарик"

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Психолог дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу". Упражнение можно повторить 3 раза [36].

"Корабль и ветер"

Цель: настроить группу на рабочий лад, особенно, если дети устали.

"Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!" Упражнение можно повторить 3 раза.

"Подарок под елкой"

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг глаз.

"Представьте себе, что скоро Новогодний праздник. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к елке, крепко-крепко зажмуриваете глаза и делаете глубокий вдох. Затаите дыхание. Что же лежит под елкой? Теперь выдохните и откройте глаза. О, чудо! Долгожданная игрушка перед вами! Вы рады? Улыбнитесь" [35].

"Дудочка"

Цель: расслабление мышц лица, особенно вокруг губ. 
"Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы. в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!"

"Штанга"

Цель: расслабить мышцы спины.

"Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз".

"Сосулька"

Цель: расслабить мышцы рук.

"Ребята, я хочу загадать вам загадку:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!" [33].

"Винт"

Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.  
"Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде "Начали" будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали! ...Стоп!" Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова "Пляска скоморохов" из оперы "Снегурочка".

"Водопад"

Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове... Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд).

Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза".

После этой игры стоит заняться чем-нибудь спокойным [31].

"Танцующие руки"

Цель: если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст им (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

"Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось" (2-3 минуты).

"Слепой танец"

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

"Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку".

В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1- 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению [28].

ВЫВОДЫ

В ходе эмпирического исследования была проведена диагностика тревожности детей дошкольного возраста с ТНР на базе ДОУ №18 по тесту тревожности (Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки). Эта методика позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми, где соответствующее свойство личности проявляется в наибольшей степени. Указанная методика предназначена для диагностики детей в возрасте от 4 до 7 лет.

Также было проведено анкетирование воспитателя, работающего в группе исследуемых детей. Была использована анкета по выявлению тревожности у детей Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко.

Полученные данные говорят о том, что некоторое  количество детей имеют высокий уровень тревожности. То есть фактически у каждого шестого ребенка уровень тревожности превышает средний и, следовательно, эти дети нуждаются в целенаправленной и планомерной психологической коррекции. В первой главе уже отмечалось, что высокий уровень тревожности отрицательно влияет на развитие ребенка и на результативность его деятельности. Поэтому необходимость коррекции уровня тревожности не вызывает сомнений.

Информация о работе Использование игротерапии в коррекции тревожности у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи