Использование проективного метода «Рисунок семьи» в работе психолога с детьми старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 12:43, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является теоретический анализ эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного возраста и использование проективной методики «Моя семья».

Содержание

Введение
Глава 1.Теоретические аспекты проблемы эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного возраста.

1. Характеристика эмоциональных нарушений детей
старшего дошкольного возраста в научной
литературе………………………………………………………….5
2. Влияние семьи на эмоциональные нарушения детей………….17
3. Применение проективных методов в исследовании эмоциональных нарушений детей………………………………………………………...26

Глава 2. Выявление эмоциональных нарушений детей
старшего дошкольного возраста при помощи
проективного метода «Рисунок семьи».
1. Использование рисуночного теста «Моя семья»……………….33
2. Анализ полученных результатов………………………………...39
Заключение.
Литература.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 251.00 Кб (Скачать документ)

Забайкальский государственно педагогический университет

им. Н.Г. Чернышевского

Факультет психологии

Практическая  психология в сфере образования 
 
 
 
 
 
 

      Курсовая  работа 

студента     3      курса заочного отделения 

Жабровец  Юлия Владимировна

 

             «Использование проективного метода «Рисунок семьи» в  

            работе психолога с детьми  старшего дошкольного возраста»

 
 
 
 
 
 
 
 

      Научный руководитель 

 
 
 

Допустить к  защите:

Заведующий  кафедрой   
 
 

Чита -2011 

       

     ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

          Введение 

          Глава 1.Теоретические аспекты проблемы эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного возраста.

                                                 

    1. Характеристика эмоциональных нарушений детей

              старшего дошкольного возраста в научной   

              литературе………………………………………………………….5

    1. Влияние семьи на эмоциональные нарушения детей………….17
    2. Применение проективных методов в исследовании эмоциональных нарушений детей………………………………………………………...26
 

              Глава 2. Выявление эмоциональных нарушений детей

                  старшего дошкольного возраста при помощи

               проективного метода «Рисунок семьи». 

    1. Использование рисуночного теста «Моя семья»……………….33
    2. Анализ полученных результатов………………………………...39

                  Заключение.

      Литература.

      Приложения. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

     ВВЕДЕНИЕ 

     На сегодняшний день увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременной её коррекции на сегодняшний день является весьма актуальной.

     Недостаточное исследование мира детских эмоций в дошкольном возрасте не позволяет эффективно определить её влияние на дальнейшее развитие личности ребёнка и результаты его деятельности.

     На наш взгляд, исследования в данном направлении могут решить ряд проблем старшего дошкольного возраста, в том числе развития личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя ребёнком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология.

    Проблемы  эмоциональных нарушений детей  могут проявляться  в агрессивном  поведение, она может быть как физическая, так и вербальная вспыльчивости, пассивности, застенчивости.

    Отечественные исследователи, такие как А.И. Захаров, М.И. Буянов, А.В. Запорожец, Л.С. Выготский, Мухина  и др., которые подчёркивали, что при планировании коррекционных и психотерапевтических мер, упор следует делать на ведущие в данном возрасте деятельность.

      Поэтому при работе с дошкольниками большое распространение получили различные проективные методики, а именно рисуночные тесты.

     Целью данной работы является теоретический анализ эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного возраста и использование проективной методики «Моя семья».

     Объектом  исследования эмоционально волевая сфера. 

     Предметом исследования использование проективного метода «Рисунок семьи» в исследование эмоциональных проблем детей старшего дошкольного возраста.

     Гипотеза исследования: Известно, что эмоционально- волевая сфера старшего дошкольного возраста играет важную роль в становление личности ребенка. Мы предполагаем, что применение проективной методики «Рисунок семьи» позволит выявить эмоциональные проблемы старших дошкольников.

     Задачи  работы:

     1. Анализ научной литературы по проблеме исследования.

     2. Раскрыть характеристику эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного возраста.

     3. Определить влияние семьи на эмоциональные проблемы детей.

     4. Выявить возможности применения проективной методики «Рисунок семьи» при диагностике эмоциональных проблем в семьях.

     5.Проведение  проективной методики «Рисунок семьи» и анализ полученных данных.

           Методы и организация исследования:

На первом этапе исследования мы применили теоретический анализ научных источников по проблеме эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного возраста, проводили подбор методов диагностики.

На втором этапе исследования использовали метод наблюдения, методику «Рисунок семьи», анализ рисунков и результатов исследования.

            База исследования МДОУ №68, г. Чита, в исследование участвовали 15 детей старшей группы в возрасте 5-6 лет. 

             Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что собран и систематизирован материал по проблеме эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного возраста и использован проективный метод «Рисунок семьи» для выявления эмоциональных проблем детей старшего дошкольного возраста. Результаты данного исследования могут быть использованы в работе психологов и педагогов с родителями и детьми в детских дошкольных учреждениях.

Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. 
 
 
 

          Глава 1.Теоретические аспекты проблем эмоциональных

          нарушений детей старшего дошкольного  возраста. 

1.1. Характеристика эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного возраста в научной литературе. 

Эмоциональные нарушения у старших дошкольников – это одна из важнейших проблем  современного общества. Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик.

В литературе по психологии, эмоциональное неблагополучие у детей, рассматривается как  отрицательное состояние, возникающее  на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов.

К собственно психологическим причинам возникновения эмоционального неблагополучия у детей относят особенности эмоционально – волевой сферы, в частности нарушения адекватности его реагирования на воздействия из вне, недостаток в развитии навыков самоконтроля поведения и др.

Психологическая диагностика эмоциональных нарушений  очень сложна и 

требует тщательного  дифференцированного подхода к  этой проблеме.

Анализ эмоциональных  нарушений у детей с точки  зрения нарушения 

системы отношений, предложенный В.Н. Мясщевым и продолженный в

работах его  учеников, позволяет нам выделить три основные группы детей с 

эмоциональными  нарушениями.

В первую группу входят дети, эмоциональные проблемы которых в основном

проявляются в  рамках межличностных отношений. Они  отличаются

повышенной возбудимостью, что выражается в бурных аффективных

вспышках в  процессе общения, особенно со сверстниками. 

Негативные эмоциональные  реакции у этих детей могут  возникнуть по

любому незначительному  поводу.

Вторая группа детей отличается выраженными внутриличностными

конфликтами. В  их поведении прослеживается повышенная тормозимость,

слабовыраженная общительность. Эти дети глубоко  переживают обиду,

большинство из них подвержено необоснованным страхам.

Третья группа детей характеризуется выраженными  внутриличностными и

межличностными  конфликтами. В поведении детей  этой группы преобладали 

агрессивность, импульсивность.

Рассмотрим некоторые  узловые проблемы психологии развития ребёнка, и 

прежде всего  то, какую роль играют в данном процессе биологические

предпосылки, социальная среда и воспитательные воздействия.

Современные научные  данные говорят о том, что органические предпосылки 

не только важны, но и совершенно необходимы для духовного  развития.

Мозг новорождённого существенно отличается от мозга  взрослого человека

как размерами  так и структурой. На протяжении детства происходит

созревание организма  ребёнка вообще и его мозга  в частности. Масса 

последнего возрастает примерно в три с половиной  раза, изменяется его 

строение, совершенствуются функции. Иначе говоря, психическое развитие

происходит в  условиях непрерывного органического  взросления, что создаёт 

различные возможности  для психической деятельности ребёнка  на разных

возрастных этапах.

Помимо природных  свойств и хода их созревания, на протяжении онтогенеза

существуют индивидуальные различия в задатках, т.е. во врождённых

анатомо-физиологических  свойствах организма.

Признав значение природных особенностей человека, мы должны

подчеркнуть, что  они являются условиями, предпосылками  но не движущими

причинами психического развития ребёнка. Ни одно из специфических  для 

человека психических  качеств не может возникнуть путём  созревания

органических  задатков. Для этого требуются  соответствующие социальные

условия жизни  и воспитания.

Однако мало указать на важное значение социально – педагогических

факторов, необходимо более конкретно представить  себе роль этих факторов

в психическом  развитии.

Психическое развитие ребёнка идёт своеобразным путём. Этот путь в общем 

философским плане  был рассмотрен классиками марксизма. К Маркс

говорил о том, что духовное развитие человеческого  индивида происходит в 

процессе присвоения продуктов материальной и духовной культуры,

созданной обществом; Ф. Энгельс называл этот процесс социальным

наследованием.

Психологи и  педагоги показали, что так называемые высшие, специфические 

человеческие  психические функции осуществляются с помощью 

Информация о работе Использование проективного метода «Рисунок семьи» в работе психолога с детьми старшего дошкольного возраста