Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 12:43, курсовая работа
Целью данной работы является теоретический анализ эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного возраста и использование проективной методики «Моя семья».
Введение
Глава 1.Теоретические аспекты проблемы эмоциональных нарушений детей старшего дошкольного возраста.
1. Характеристика эмоциональных нарушений детей
старшего дошкольного возраста в научной
литературе………………………………………………………….5
2. Влияние семьи на эмоциональные нарушения детей………….17
3. Применение проективных методов в исследовании эмоциональных нарушений детей………………………………………………………...26
Глава 2. Выявление эмоциональных нарушений детей
старшего дошкольного возраста при помощи
проективного метода «Рисунок семьи».
1. Использование рисуночного теста «Моя семья»……………….33
2. Анализ полученных результатов………………………………...39
Заключение.
Литература.
«С птичьего полета». Авторы таких рисунков смотрят на свое семейное прибежище как бы с высоты. При этом выделяются два весьма различающихся из подтипа. Одному свойственна центробежная тенденция в отношении семейной системы, другому – центростремительная. Но и в том и в другом случае границы семьи четко очерчены и отделяют ее от внешнего мира. В обоих случаях дети отстраненно наблюдают за обитателями своего домашнего гнезда и за собой в их кругу.
«Осколочная семья». В рисунках этого типа раскрываются семейные ситуации разной степени тяжести. В графическом, а значит, и психологическом пространстве семьи как будто бы отсутствуют признаки межличностной изолированности, не видно явных барьеров и преград. Но их не может быть, поскольку семья разбита, она воспринимается ребенком фрагментарно, бессвязно. Отчуждение, иногда намеренно подчеркнутое, проявляется и по признаку пола, что достаточно характерно для изображения семей младшими подростками. Семейное пространство на таких рисунках выглядит каким-то разреженным, опустело-безрадостным, нереальным. Невольный лаконизм выразительных средств свидетельствует о некоторой общей онтологической обедненности, печать, которой лежит на всей жизни ребенка. Вообще многие особенности рисунков детей при их поверхностной оценке свидетельствует о дефектах развития, интеллектуальной недостаточности их авторов (примитивизм, схематизм, неполнота изображения фигур, причудливость форм, расположение частей тела не там, где им положено быть). Однако при этом разные планы рисунков выполняются по-разному, отличаясь степенью совершенства: искажаются, как правило, только люди, а предметный план изображается технично. Все это позволяет предположить, что регресс развития является результатом не столько мозговых дисфункций, сколько длительного, хронического дистресса.
Сами
по себе типы изображения семьи, за
исключением, пожалуй, последнего и
«капсулирования», не дают повода для
оценочного подхода: они не являются
плохими, ни хорошими и могут быть
как-то интерпретированы только в совокупности
с другими, логически связанными
фрагментами рисунка, то есть в целом смысловом
контексте. Вместе с тем материалы рисунков
раскрывают особенности личностного развития
детей в семье, одновременно выявляя восприятие
ими семейной ситуации. Организация расшифровки
рисунков может помочь истолковать их
символику и получить дополнительную
информацию об их смысле. Для этого используется
беседа с ребенком по поводу рисунка сразу
после того, как он был нарисован; сочинение
родителей (только по их согласию); разговор
с родителями тех детей, чьи рисунки вызывают
наибольшую тревогу.
.
Изучение характера взаимоотношений в семье.
Для изучения эмоциональных проблем в семье были рассмотрены следующие факторы:
1. Типовые состояние семьи:
- эмоциональный комфорт;
Исследование проводилось в г. Чите на базе МДОУ №68 «Звездочка». Были диагностированы 15 детей старшей группы. Вся система работы направлена на выявление эмоциональных проблем в семьях. Исследование направлено на ребенка старшего дошкольного возраста. Следовательно, данные и результаты, полученные при проведении различных методов с детьми, имеют субъективную оценку детей, т.е. отражают точку зрения детей дошкольного возраста.
Первым методом, использованным в исследовании, было «Рисунок семьи».
Цель: исследование межличностных отношений в семье (глазами ребёнка);
Методика проведения: рисуночный тест «Моя семья»
Ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие: необходимо нарисовать свою семью.
Предмет исследования: эмоциональные проблемы детей в семьях.
Объект исследования: группа детей старшего дошкольного возраста –
15-человек.
Формативными
особенностями считается
Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу и к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а также соотношение людей и вещей на рисунке.
Анализ результатов рисунков осуществлялся по следующим показателям:
1.Наличие
беспокойства у детей об
2.Эмоциональное напряжение и дистанция.
3.Дискомфорт.
4.Наличие враждебности по отношению к взрослым.
На основании этих показателей выявили уровни влияния семейных отношений на ребёнка.
К высокому уровню детско-родительских отношений относим рисунки, где ребёнку комфортно в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка – сам ребёнок в окружении родителей; изображает себя и родителей нарядными, тщательно прорисовывает каждую линию, на лицах взрослых и ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.
Средний уровень детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).
Низкий уровень детско-родительских отношений: наличие одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование в рисунке тёмных красок.
Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные пальцы, оскаленный рот и т.д.
Проанализируем,
рисунок Степа Д. помещает себя в центр
в окружении папы и мамы. Изображает себя
и родителей весёлыми, счастливыми, все
линии чётко прорисовывает, на рисунке
много цветов. Всё это свидетельствует
о благополучии в детско-родительских
отношениях.
На
работе Ангелины К. не нарисован папа,
на мой вопрос почему, она не нарисовала,
ответила «не хочу». Как известно, неполный
состав семьи на рисунке наблюдается в
тех случаях, когда автор недоволен семейной
ситуацией. Пропускаются те члены семьи,
которые наименее эмоционально привлекательны,
или те, с кем существуют конфликтные отношения.
На своей работе
Иван Ч. не нарисовал себя, это говорит
об отсутствии чувства общности, в семье
отвержение неприятие. Родителей изобразил
с длинными руками, и пальцами символизирующие
агрессию, не нарисовал рот, возможно,
есть проблемы в сфере общения. Свою работу
он начал с рисования солнца, такая последовательность
рисования связана с негативными эмоциональными
переживаниями.
Артем Ю. на своей
работе, постарался увеличить состав
своей семьи, это связано с
неудовлетворенными психологическими
потребностями в семье, и не нарисовал
папу, сказав, что «он не получится». Себя
он нарисовал очень маленьким, и без рук,
скорее всего он чувствует незначительность,
ненужность, бессилие, от собственной
незначительности в семье.
Рисунок Саши К.
все члены семьи разобщены, это
указывает на низкий уровень эмоциональных
связей. Цветовое решение, говорит о тревожности
ребенка, Саша использует черный, красный,
фиолетовый. Как дополнение к семье, она
нарисовала «пугало». Все члены семьи
нарисованы схематично, это говорит, что
ребенок испытывает отрицательные эмоции
к членам семьи. Эти проблемы в семье необходимо
корректировать.
Вика П. нарисовала
папу отдельно верхнем углу листа, это
свидетельствует о негативном отношении
к нему, либо отчуждении папы от семьи,
выделив при этом рот и зубы, выразив этим
чувство страха, враждебность папы к ребенку.
При этом возле себя нарисовала свою собаку,
что символизирует неудовлетворенность
психологическим потребностям в семье.
Себя нарисовала больше, чем другие члены
семьи, выражая силу, превосходство, значимость,
доминирование. У мамы отсутствует рот,
это символизирует проблемы в общении.
Можно сказать, о том, что в семье есть
эмоциональные проблемы.
Кирилл С. нарисовал
свою семью на одной линии, при
этом маму нарисовал выше, показав
её значимость, доминирование в семье.
Из всех членов семьи только у брата нарисовал
длинные пальцы, что свидетельствует об
восприятие ребенком агрессивности этого
члена семьи, а все остальные члены семьи
стоят с поднятыми руками, значит, присутствует
агрессия, также об этом свидетельствует
заштрихованное лицо одного из члена семьи.
Кроме того, все члены семьи стоят на расстоянии
друг от друга это воспринимается как
слабость в позитивных эмоциональных
отношений между членами семьи. Об эмоциональных
проблемах свидетельствует цветовая гамма.
Данил. Б. нарисовал
себя на одном уровне с мамой, первым изобразив
маму, значит мама для него значимый человек,
но он не изобразил папу и брата с сестрой,
тем самым выразив негативное отношение
к ним. У мамы нет рта, это проблемы в сфере
общения, и себя нарисовал без рук, значит,
существует ограничение его активности.
В своей работе он использовал красный
цвет, значит, в этой семье есть определенные
эмоциональные проблемы.
Влад К. не нарисовал
не одного из членов семьи, в своей
работе, он нарисовал балкон, дверь,
компьютер. Эта работа заслуживает особого
внимания. Ребенку не хочется рисовать
маму и папу, возможно, это вызывает у него
отрицательные эмоции.
Анализ показал, что из 15 детей, только 3 рисунка можно отнести к высокому уровню (20%), у 4 детей рисунки относятся к среднему уровню (26%), и к низкому уровню 8 рисунков (53%) .
После чего, детям мы предложили ряд вопросов, ответы на которые позволили нам выявить причины, вызывающие эмоциональных проблем в системе детско-родительских отношений:
- физическое наказание;
- отсутствие общения с родителями;
- неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм одного из родителей);
- общение с ребёнком на повышенных тонах.
Рис.
1. Диаграмма исследования № 1
Заключение
В курсовой работе мы раскрыли теоретические вопросы эмоциональных проблем детей старшего дошкольного возраста, и провели исследование детей дошкольного возраста по проективной методике «Рисунок семьи».
Теоретический анализ показал, что изучение эмоциональных проблем детей старшего дошкольного возраста, является актуальной, так как исследование в данном направление могут решить ряд проблем детей старшего дошкольного возраста, в том числе развития личности в период кризиса 7 лет, трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешной учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология.
Во второй главе проведено исследование на базе детского сада №68 «Звездочки» в г. Чите, где принимали участие 15 детей старшего дошкольного возраста.
Проективная
методика «Моя семья», позволяет
в непроизвольной форме
Результаты исследования нам показали, что из 15 детей, только 3 рисунка можно отнести к высокому уровню (20%), у 4 детей рисунки относятся к среднему уровню (26%), и к низкому уровню 8 рисунков (53%) .
После чего, детям мы предложили ряд вопросов, ответы на которые позволили нам выявить причины, вызывающие эмоциональных проблем в системе детско-родительских отношений:
- физическое наказание;
- отсутствие
общения с родителями;
- неблагополучная обстановка в семье (алкоголизм одного из родителей);
- общение с ребёнком на повышенных тонах.