Автор работы: b******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 01:12, реферат
Философы гражданского общества (Гоббс, Кант) утверждали, что человек в естественном состоянии — кровожадный и эгоистичный зверь, добро в таком состоянии существует лишь как возможность или как внутренний задаток, которые реализуются лишь в условиях цивилизации, когда человек становится гражданином (горожанином). В обмен на возможность быть лично свободным гражданином человек должен добровольно поставить себя, свою агрессивную «дикую» природу под контроль закона и общества.
Продавая свой труд, интеллигенция, по Грамши, всегда тянется туда, где деньги. Социальный конфликт здесь тесно увязан с моральным. И обычно разрешается либо в пользу одной стороны, либо другой. Согласно Грамши, «интеллигенты всегда служат приказчиками господствующей социальной группы».
Сегодня
есть все основания говорить о
том, что учение Грамши «всесильно,
потому что оно верно». Жизнеспособность
его учения доказана практикой. Но столь
же есть все основания говорить о трагедии
Грамши. Почти все из его гениальных мыслей
и предубеждений, с которыми он обращался
к обществу ради того, чтобы научиться
мобилизовать здравый смысл, поднять массы
до уровня интеллигенции, — все было изучено
и использовано противником в совершенно
противоположных целях: для подавления
здравого смысла, принижения человека,
манипуляции его сознанием, разжигания
социальных конфликтов.
1.2.Отечественные
теории конфликтов
Дореволюционное русское, и особенно советское общество, были мало подготовлены к трезвому пониманию конфликта. Идеалы самодержавия и соборности опирались на идею, что конфликт как таковой — дьявольское проклятие. Но русское общество до 1917 г. хотя бы «говорило на одном языке», и крестьянин, и рабочий, и помещик, и промышленник, имея разные и противоположные интересы, четко их понимали, умели их внятно объяснить, отстаивать, говорить о них. Общество было способно к диалогу. Другой вопрос — смогло оно договориться или нет, просто интересы были настолько взаимоисключающими, что кровавый конфликт в России в 1917 г. был неизбежным.
Иным было положение в СССР. Преодоление несовершенства подразумевает и прекращение всех разногласий и стяжаний. Являясь, во многом неосознанно, выразителями извечной русской крестьянской мечты о всеобщем «просто счастье», большевики именно на такой традиции строили идеал будущего: если уничтожить несовершенное эксплуататорское «бытие», наступит тишь и благодать.
Конфликт допускался лишь между «хорошим и лучшим». Естественно, что трезвое изучение конфликта признавалось идеологически вредным, политически опасным и практически неприемлемым. А так как наука находилась под мощным государственным контролем, то конфликтологические исследования были фактически блокированы. Трудно переоценить ущерб, нанесенный социальной науке.
Когда общественная жизнь стала постепенно «размораживаться», и вспыхнули как тлевшие, так и раздутые искусственно конфликты, страна оказалась не в состоянии ни осознать их суть, ни снизить их накал. Безусловно, многие национальные и социальные проблемы были в Советском Союзе успешно решены. Но это было достигнуто не с помощью специалистов, которых начали привлекать к консультациям на правительственном уровне только на излете брежневского правления, а:
1)
реальными успехами в
2)
мощной пропагандистской
3) «высоким логическим уровнем» коммунистической идеи, отвечающей глубинным чаяниям людей;
4)
сильной государственной
После семидесятилетних славословий о нерушимой дружбе народов мы стали свидетелями таких событий, которые напоминают времена Чингисхана.
До
революции изучение конфликта в
России не сформировало самостоятельного
направления. Но религиозные и анархистские
философы сумели сделать еще до революции
одну очень значительную для социологии
и культуры России вещь.
Русская культура сумела очистить дарвинизм от его идеологической компоненты. Это связано прежде всего с именем П.А. Кропоткина, заявившего, что возможность выживания живых существ возрастает в той степени, в которой они адаптируются к окружающей среде и друг к другу в гармоничной форме. Не война всех против всех, а взаимопомощь является, по Кропоткину, основой выживания.
Эту концепцию Кропоткин изложил в книге «Взаимная помощь: фактор эволюции», изданной в Лондоне в 1902 г. и известной на Западе гораздо больше, чем в СССР. Он так резюмирует эту идею: «Взаимопомощь, справедливость, мораль — таковы последовательные этапы, которые мы наблюдаем при изучении мира животных и человека. Они составляют органическую необходимость, которая содержит в самой себе свое оправдание и подтверждается всем тем, что мы видим в животном мире. Чувства взаимопомощи, справедливости и нравственности глубоко укоренены в человеке всей силой инстинктов. Первейший из этих инстинктов — инстинкт взаимопомощи — является наиболее сильным».
Пионерами отечественной науки в изучении конфликта наряду с правоведами являются социологи. В 1924—1929 гг. они изучали трудовые конфликты в условиях НЭПа. Первой работой явилась брошюра Гриффина и Могилевского «Трудовые конфликты и порядок их разрешения». Разнообразие социальных противоречий этого периода предопределило многообразие форм их разрешения. Одной из них выступал конфликт. Это были забастовки, стачки, крестьянские восстания, бунты, погромы и другие формы борьбы за свои права. Социологами в основном изучались стачки и трудовые споры. Существовавшие в 20-е гг. статистические данные по трудовым конфликтам были открыты для всего управленческого персонала. Это позволяло анализировать происходящие в сфере труда процессы и принимать соответствующие меры по разрешению противоречий.
С 1930 г. социологические исследования трудовых конфликтов и споров прекращаются. После того, как 17-й съезд партии в 1939 г. сделал вывод о социально-политическом единстве советского общества, его развитие стало рассматриваться как бесконфликтное.
К проблеме конфликта социологи вернулись во второй половине 60-х гг., однако опубликованных работ было мало. В период 1973—1981 гг. наблюдается повышение интереса социологов к изучению конфликтов в трудовых коллективах. В последующие годы количество издаваемых работ уменьшилось — ежегодно в среднем по 5 публикаций. С 1989 г. социологи активно разрабатывают проблему конфликта, ежегодно издаются десятки работ, только в 1993 г. было опубликовано 70.
Исследования идут по следующим основным направлениям:
Выводы
Западная социология носит прикладной характер. Проблема конфликта более тщательно разработана западной социологией.
Западная социология конфликта придает ему стабилизирующую общественную функцию.
Пионерами отечественной науки в изучении конфликта являются социологи. По количеству публикаций социология занимает второе место после психологии. Отечественная гуманитарная наука не испытывала влияния социал-дарвинизма, общество провозглашалось бесконфликтным.
Учение Антонио Грамши может служить ценным материалом в изучении технологии и особенностей зарождения и протекания социального конфликта в любом обществе.
Исторические
этапы становления
конфликтологии
Конфликтология - относительно молодая наука. В завершенном виде она появилась лишь к середине XX в. Но конфликты существовали всегда, а первые попытки их осмысления относятся к глубокой древности.
Древние
философы считали, что сам по себе конфликт
не плох и не хорош, он существует повсюду
независимо от мнений людей о нем. Весь
мир полон противоречий, с ними неизбежно
связана жизнь природы, людей и даже Богов.
Правда, сам термин "конфликт" они
еще не употребляли, но уже видели, что
конфликт не исчерпывает собой всей жизни,
а представляет собой лишь ее часть.
Высшей ценностью мыслители древности признавали не войну и борьбу, а мир и согласие. "В сражениях побеждают те, кто скорбит войну, - учил древний китайский философ Лао-цзы (579-499 до н.э.), - главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие." По его мнению, главные первоначала мира Ян (светлое) и Инь (темное) не столько борются между собой, сколько, дополняя друг друга, образуют гармонию Единого.
Этим взглядам китайского мыслителя созвучны идеи и древне-греческого философа Гераклита Эфесского (535-475 до н.э.), который видел источники конфликтов в некоторых универсальных свойствах мира в целом, в его противоречивой сущности. Но вместе с тем он понимал, что кроме противоречий и вражды в мире есть место и для гармонии, согласия.
Однако среди как древних, так и современных философов нет полного единства в понимании роли противоречий, борьбы и конфликтов. Уже некоторые из древних философов высказывали утопические надежды на возможность создания общества, где будут устранены всякие противоречия и конфликты. Древнегреческий философ Эпикур (341-270 до н.э.) считал, что бедствия, связанные с бесконечными войнами, в конце концов, вынудят людей жить в состоянии прочного мира.
Bо времeнa Средневековья, когда утвердилась христианская религия, основанная на идеях человеколюбия, равенства всех перед Богом, добиться прочного мира между людьми опять-таки не удалось. Причем, столкновения продолжались не только между верующими и неверующими, но и между самими единоверцами.
Пытаясь
как-то объяснить и оправдать
бесчисленные проявления зла в мире,
созданном Богом, религиозная философия
разработала специальное
В
объяснении коренных причин существования
в мире различного рода коллизий философами
дохристианского и
О противоречиях в природе, обществе, мышлении, о борьбе между людьми, классами, государствами ученые размышляли особенно много в Новое время, когда социальные конфликты стали наиболее острыми. О природе конфликтов писали Ф. Бэкон и Т. Гоббс. Ж.-Ж. Руссо и И. Кант, Гегель и Маркс, Вл. Соловьев и И. Бердяев.
В ходе обсуждения выявились два различных подхода к пониманию природы социального конфликта, которые можно определить как пессимистический и оптимистический.
1.
Пессимистический подход
2.
Оптимистический подход