Автор работы: b******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 01:12, реферат
Философы гражданского общества (Гоббс, Кант) утверждали, что человек в естественном состоянии — кровожадный и эгоистичный зверь, добро в таком состоянии существует лишь как возможность или как внутренний задаток, которые реализуются лишь в условиях цивилизации, когда человек становится гражданином (горожанином). В обмен на возможность быть лично свободным гражданином человек должен добровольно поставить себя, свою агрессивную «дикую» природу под контроль закона и общества.
Третий
период – 1920-1950 годы. В это время конфликт
начинает изучаться как самостоятельное
явление в рамках других наук (социальная
философия, психология, педагогика, политология
и социология). Интенсивность исследования
конфликта сначала постоянно увеличивается,
а к концу периода ситуация характеризуется
практически полным отсутствием публикаций.
Это связано с периодом Второй мировой
войной и обстановкой в гуманитарной науке
в этот момент в целом.
Четвёртый
период – 1950-1980 годы. Ежегодно публикуются
работы по проблеме конфликта, защищаются
первые диссертации. Появляются первые
междисциплинарные исследования, конфликтология
начинает выделяться в самостоятельную
науку.
Пятый
период – 1980 год - настоящее время –
наблюдается постоянное увеличение ежегодного
количества публикаций по конфликтологии,
создаются конфликтологические посреднические
центры, региональные и международные
группы по исследованию и урегулированию
конфликтов.
Развитие
представлений о конфликте в
философии, религии, науке, литературе,
СМИ, народном творчестве.
Конфликт
– постоянный спутник человека, по сути
дела – лишь одна из форм борьбы за существование,
один из механизмов естественного отбора
в обществе. История анализа конфликта,
попыток его интерпретации исчисляется
тысячелетиями. Упоминание о конфликтах
встречаются во многих дошедших до нас
источников. Взять, к примеру, сюжет с «яблоком
раздора» и «судом Париса»; библейское
сказание о конфликте между Каином и Авелем
– сыновьями Адама и Евы; можно также вспомнить
русские былины.
Философские
представления о конфликте
Из известных сегодня материалов древнейшие исследования конфликта относятся к VII-VI вв. до н.э. Конфликт лежит в основе построения философской системы Китая, в которой провозглашается противоборство присущих материи положительных (янь) и отрицательных (инь) сторон, приводящее, в свою очередь, к конфронтации их носителей. Еще гораздо раньше – в древнейших законах хеттского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) содержатся десятки способов разрешения конфликтных ситуаций.
Конфуций еще в VI в. до н.э. в своих изречениях утверждал, что злобу и заносчивость, а с ними и конфликты, порождают, в первую очередь, неравенство и непохожесть людей. Сам Конфуций, по словам его многочисленных учеников, был «добр, почтителен и уступчив». Ему были чужды излишняя категоричность, упрямство, себялюбие.
Позднее
конфликтологические вопросы
Отрицательно оценивали конфликты (в основном – войны) философы Платон (ок. 428-348 до н.э.), Геродот (ок. 490-425 до н.э.). Последний полагал, что «никто настолько не безрассуден, чтобы предпочесть войну миру». Отрицательные мысли о войне высказывал Эпикур. Конфликтам уделял внимание и Аристотель (V – IV вв. до н. э.). Он полагал: человек по природе своей существо общественное; отдельный человек представляет собой лишь часть более широкого целого – общества; заложенное в человеке начало придает ему способность к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми. Не исключалась при этом и склонность к вражде, ненависти и насилию. По мнению Аристотеля, источники распрей состоят в неравенстве людей по обладанию имуществом и получению почестей, а так же в наглости, страхе, пренебрежении, происках, несходстве характеров, чрезмерном возвышении одних и унижении других.
Цицерон же (106-43 до н.э.) в трактате «О государстве» предложил разделять насилие на «справедливое» и «несправедливое» и выдвинул тезис о «справедливой и благочестивой войне». Аврелий Августин Гиппонский Блаженный (345-430) в работе «О граде божьем» высказался вполне современно: «...Те, которые нарушают мир, не ненавидят его как таковой, а хотят лишь другого мира, который отвечал бы их желаниям». Тем самым философ определил, что решающим является не сам процесс конфликта, а цель.
В условиях средневековья коллективизм означал подчинение человека феодальному государству, поглощение личности крестьянской общиной, ремесленным цехом, купеческой корпорацией, рыцарским или монашеским орденом. Только на излете средних веков сформировался в мощную силу индивидуализм. Это нашло свое выражение в западноевропейском гуманизме, постулатах христиан-протестантов, учении об естественном праве и общественном договоре, идеях раннего либерализма.
В
Средние века Фома Аквинский (1225-1274)
выдвинул тезис о необходимости
«авторизованной компетенции», т.е.
санкции государства для
Томас Мор, Френсис Бэкон и другие гуманисты выступали с резким осуждением средневековой смуты, социальных беспорядков и кровопролитных междоусобиц. Они ратовали за мир и доброе согласие между людьми, признавая их решающим фактором развития общества. Фрэнсис Бэкон (1561-1626) впервые представил анализ системы причин социальных конфликтов. Мишель Монтень в своих опытах обращался к изучению внутриличностного конфликта и указывал на важность выхода накопившейся в процессе раздражения внутренней энергии, поскольку «страсти души изливаются на воображаемые предметы, когда ей не достает настоящих».
Томас Гоббс (1588-1679) в «Левиафане» обосновал концепцию «войны всех против всех» и считал, что главная причина конфликта заключается в присущем человеку чувстве конкуренции и желании как минимум равенства с остальными людьми. А это порождает соперничество, способное перерасти в открытый конфликт. Джон Локк и Томас Гоббс полагали, что человек есть отдельное самоценное существо, для которого другие люди – только среда обитания. В соотнесении с обществом приоритет принадлежит личности. Естественное состояние общественных связей – это “война всех против всех”, в которой люди выступают в качестве либо врагов, либо партнеров.
В Новое время Жан Жак Руссо (1712-1778) предложил известную теорию общественного договора, суть которой заключалась в предположении о том, что люди в состоянии договориться не предпринимать агрессивных действий друг против друга. Конфликт как многоуровневое социальное явление был проанализирован в работе Адама Смита (1723-1790) «Исследования о природе и причинах богатства народов». В этой работе рассматриваются социальные конфликты, причина которых, с точки зрения автора, кроется в классовой дискриминации. В своей книге «Теория нравственных чувств» он выступил последовательным сторонником некой степени эгоизма, «любви к себе», но при непременной гармонии своекорыстных интересов с общими устремлениями людей к благополучию и счастью. Смит полагал, что причина, которая движет человеком в стремлении улучшить свое положение, повысить социальный статус, состоит в том, чтобы «отличиться, обратить на себя внимание, вызвать одобрение, похвалу, сочувствие или получить сопровождающие выгоды». Он вместо моральных отношений между людьми поставил во главу угла экономические интересы.
Эммануил Кант (1724-1804) считал, что «состояние мира между людьми, живущими по соседству, не есть естественное состояние... Последнее, наоборот, есть состояние войны, т.е. если и не беспрерывные враждебные действия, то постоянная угроза. Следовательно, состояние мира должно быть установлено». Георг Гегель (1770 - 1831) усматривал причину конфликта в социальной поляризации между накоплением богатства и привязанностью к труду в рамках класса.
Размышления
о конфликте Фридриха Ницше проникнуты
мыслью о том, что конфликт свойственен
человеку и всепроникающ, что, может
быть, это одна из плодотворнейших сил
сегодня. Однако в книге «Так говорил Заратустра.
Книга для всех и ни для кого» философ
представит нам другой идеал – своеобразный
итог развития человеческого духа – сверхчеловека,
перешагнувшего тяготение обычных человеческих
пороков и вставшего над конфликтами.
Становление
конфликтологии как
науки
По-настоящему научный подход к анализу социальных конфликтов появился только во второй четверти XIX в. Именно с того времени конфликты выдвигаются в ряд предметов специального изучения. Формирование конфликтологии как особой области знания происходит вместе с развитием социологии, политологии, психологии, права и других социальных наук.
Фундамент конфликтологии закладывался при участии «отцов-основателей» социологии таких, как Огюст Конт, Герберт Спенсер, Карл Маркс. Первые попытки создать социологическую теорию социальной системы, где бы обосновывалась роль конфликта, относятся ко второй половине ХIХ века. В этот период появилась работа английского социолога Герберта Спенсера «Основы социологии», где подчеркивалась мысль об универсальности самого явления конфликта. Конфликт признавался нормальным социальным явлением.
Идеи классиков, заложивших основы конфликтологии, были восприняты и развиты следующими поколениями представителей наук об обществе – Эмилем Дюркгеймом, Максом Вебером, Георгом Зиммелем, Фердинандом Тённисом. Например, Эмиль Дюркгейм – один из основоположников французской социологической школы – ставил знак равенства между общественным состоянием и социальной солидарностью. Он считал, что люди объединяются в общества не ради индивидуальной и групповой вражды, а вследствие взаимной потребности друг в друге.
Для Макса Вебера общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т.е. ориентированных на других людей, действий; это арена, на которой действуют позитивно и негативно привилегированные группы. Они озабочены тем, чтобы в условиях конфликта материальных и идеальных интересов сохранить или даже упрочить свое влияние, отстоять свои экономические позиции, а так же амбиции и жизненные ориентиры. При анализе властных отношений Вебера интересуют не столько причины и характер актов насилия, сколько механизмы согласия с властными полномочиями. Для современного общества, по Веберу, наиболее адекватны рациональная система права, согласие с властью, основанное на законе, наличие конституционных основ правопорядка и развитого гражданского самосознания.
К
началу XX в. интерес ученых, прежде всего
социологов, к исследованию конфликтов
определился со всей отчетливостью.
Однако до сих пор, как в отечественной,
так и в зарубежной науке не сложилась
пока еще одна общепризнанная теория конфликта,
а в нескольких существующих теориях проявляются
значительные несовпадения подходов к
характеристикам конфликта.
Основные
направления теоретической
конфликтологии.
Основной вклад в развитие теоретических конфликтологических знаний внесли социологи, психологи и политологи:
А) Социология конфликта: социал-дарвинизм (Г. Спенсер, У. Самнер, Л. Гумплович); конфликтный функцианализм (Г. Зиммель, Т. Парсонс, Л. Коузер); диалектическая концепция конфликта (К. Маркс, Р. Дарендорф, К. Боулдинг).
Б) Психология конфликта: психоаналитический подход (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм, Г. Салливен); социотропное направление (У. Мак-Дугалл, С. Сигеле); этнологический подход (К. Лоренц, Н. Тинберген); теория групповой динамики (К. Левин, Л. Линдслей); фрустрационно-агрессивная концепция (Л. Берковитц, Д. Доллард, Н. Миллер); поведенческое направление (А. Басс, А. Бандура); теория социометрии (Я. Морено, Г. Гурвич, Э. Дженигс, С. Додд); интеракционистское направление (Д. Мид, Т. Шибутани); теория трансактного анализа (Э. Берн).
В)
Политологические теории конфликта: теории
политических групп (В. Парето, Г. Моска,
Ж. Сорель, Ф. Оппенгеймер, А. Бентли); теории
политической стабильности (Дж. Блондел,
Д. Истон, С. Липсет, Д. Сандерс); этнополитические
теории (М. Гектер, Т. Нейрн, Дж. Ротшильд).
Зарубежные
теории конфликта
Социология
конфликта
Диалектическая
концепция конфликта. К. Марксом
была разработана концепция социально-классового
конфликта. В ней противоречия между уровнем
производительных сил и характером производственных
отношений является главным источником
социального конфликта в обществе. Постепенно
формируется объективная потребность
в разрешении данного противоречия. Дефицит
ресурсов в обществе выступает первопричиной
социальных конфликтов. А социальная революция
– это высший этап развития классовой
борьбы. Теория К. Маркса является классической
диалектической моделью социального конфликта,
основные тезисы которой заключались
в следующем:
·
Глубина конфликта между