Автор работы: b******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 01:12, реферат
Философы гражданского общества (Гоббс, Кант) утверждали, что человек в естественном состоянии — кровожадный и эгоистичный зверь, добро в таком состоянии существует лишь как возможность или как внутренний задаток, которые реализуются лишь в условиях цивилизации, когда человек становится гражданином (горожанином). В обмен на возможность быть лично свободным гражданином человек должен добровольно поставить себя, свою агрессивную «дикую» природу под контроль закона и общества.
·
Вероятность сомнений подчиненных
классов в справедливости распределения
ресурсов тем более вероятна, чем выше
порог осознания ими собственных интересов.
·
Открытый конфликт между господствующим
и подчиненным классом тем
вероятнее, чем глубже осознание
последним незаконности распределения
ресурсов.
·
Поляризация противостоящих классов
будет тем сильнее, чем более развита структура
политического руководства, которая в
свою очередь зависит от идеологической
унификации членов коллектива.
·
Степень насильственности конфликта
прямопропорциональна степени поляризации
господствующих классов.
·
Уровень насильственности конфликта
определяет уровень структурных
изменений системы и степень
перераспределения недостающих
ресурсов.
В
конце 1950-х годов немецкий социолог
Ральф Дарендорф обосновал
Диалектическая концепция конфликта Ральфа Дарендорфа сформулирована в русле марксистской концепции, но существенно отличается от последней. Конфликтная модель общества строится им на ином социальном основании. Основой деления людей на классы, по мнению Дарендорфа, является участие или неучастие в осуществлении власти. Не только власть предпринимателей (капиталистов) над рабочими создает основу для конфликта. Конфликт может возникнуть в любой организации (в больнице, университете и т.д.), где вообще существуют начальники и подчиненные. Для обозначения этих организаций Р. Дарендорф использует веберовское понятие «императивно-координированной ассоциации» (ИКА), представляющую собой хорошо организованную систему ролей. Разрешение конфликта в ИКА направлено на перераспределение авторитета и власти в ней. Конфликты становятся более многообразными. Вместо общества, которое было резко поляризовано, возникает плюралистическое общество, с пересекающими интересами, а значит с различными конфликтами. В западном посткапиталистическом обществе возникают большие возможности регулирования классового конфликта, который не устраняется, а локализуется в рамках организации.
Для
успешного регулирования
Конфликтный функционализм. Базовыми для функцианалистского направления конфликтологии стали идеи Г. Спенсера о конфликте как неизбежном явлении общественной жизни, проявлением борьбы за существование социальных субъектов, предпосылке развития социального организма. Собственно функционалистское объяснение конфликта предложил Георг Зиммель. Его «Социология» (1908) ознаменовала собой появление этого нового направления изучения конфликта. Зиммель специально занялся разработкой теории конфликта, исходя при этом не только из ее социальной значимости, но и позитивной ценности как стимулирующего средства. Он и ввел в научный оборот сам термин «социология конфликта». Конфликт, по Зиммелю, это форма социации.
Огромное значение для конфликтологии имеют выводы Зиммеля о воздействии конфликта на внутреннюю структуру группы. Ученый первым обратил внимание на такие особенности группового поведения: во время экстремальных ситуаций централизация группы усиливается вплоть до деспотии. Возникнув, такая централизованная структура стремится к выживанию и начинает искать нового противника («внешнего врага»). Порочный круг замыкается.
Зиммель
выделил позитивную функцию конфликта
по отношению к социальной системе
и к участвующим в нем
В дальнейшем, проблема конфликта в структурно-функциональном анализе не получила своего достаточного развития. Общество, согласно Толкотту Парсонсу, находится в равновесии, если ролевые ожидания ясны и выполняются. Однако временами могут возникать отклонения и конфликты. Конфликты преодолеваются благодаря социальному контролю, основывающемуся как на положительных, так и на негативных санкциях. По Парсонсу, конфликт заложен в самом процессе социализации, в ходе которого человек оказывается приобщенным не только к способам функционирования социальной системы, но и к нормам и ценностям соответствующей культуры. Конфликт может перерасти в несоответствие, напряженность, складывающаюся при социализации между внутренними физиологическими потребностями организма и потребностями человека в социальных отношениях. Поэтому главной задачей становится поддержание бесконфликтного существования общества.
Таким образом, конфликт в структурно-функциональной теории Парсонса трактуется преимущественно как фактор повреждения и разрушения социальной системы. Данная теория не могла удовлетворительно объяснить социальные изменения и конфликты, начавшиеся в конце 60-е годов ХХ столетия. Вместе с тем этот подход к исследованию социальных систем является и в настоящее время одним из наиболее влиятельных в социологии. Т. Парсонс заложил основы междисциплинарного подхода к конфликту как к системе.
В середине ХХ века теория позитивно-функционального конфликта стала основой книги Льюиса Коузера «Функции социального конфликта» (1956), в которой автор обосновал и положительную роль конфликта. Модель позитивно-функционального конфликта Льюиса Коузера преодолевает отрицательное отношение структурного функционализма к конфликту. Он считает, что «социальный конфликт это борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьба, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника».
Коузер делает упор на позитивные функции конфликта, на его стабилизирующую роль в поддержании динамического равновесия социальной системы. Социальный конфликт способен стать и средством стабилизации внутригрупповых отношений, и чреват социальным взрывом. Это зависит от характера социальной структуры, под воздействием которой и развивается конфликт. Коузер выделяет следующие функции конфликта: 1) разрядка напряженности, т.е. конфликт служит «выхлопным клапаном» напряжения; 2) коммуникативно-информационная, т.е. люди в результате столкновений проверяют друг друга, получают новую информацию об окружающей среде и узнают свое соотношение сил; 3) созидание, т.е. противоборство помогает группе сплотиться, а не разрушиться в трудную минуту; 4) интеграция социальной структуры, т.е. конфликт не разрушает целостность, а поддерживает ее; 5) нормотворчество, т.е. конфликт способствует созданию новых форм и социальных институтов.
По мнению Коузера, борьба между группами способствует разряжению напряжения, выходу негативных эмоций, люди больше узнают друг друга, конфликт выполняет тестирующую функцию. Однако для этого конфликт должен быть управляем.
В
1962 году появляется работа Н. Смелзера
«Теория коллективного
В
дальнейшем наметилась тенденция интеграции
различных социологических
В начале 1960-х годов американский социолог Кеннет Боулдинг предпринял попытку создать универсальное учение о конфликте – «Общую теорию конфликта». Первоначальную предпосылку появления конфликта он усматривал в природе человека, в его извечном стремлении к борьбе. Ученый выделил две модели конфликта – статическую и динамическую. Статическая модель подвергает анализу все стороны конфликта и отношения между ними. Динамическая модель рассматривает конфликт через изучение интересов сторон. По Кеннету Боулдингу, основу «социальной терапии» по «снятию», предотвращению конфликтов составляют три момента: понимание причин возникающих противоборств; разумный выбор согласованных способов их устранения; нравственное совершенствование людей. Боулдинг видит причину индустриального конфликта (между рабочими и буржуазией) в противоположности идейно-психологических установок.
Концепция согласия и структурного насилия была разработана Йоханом Гальтунгом. Он приводит шесть отличий между различными видами насилия. Важнейшие из различий – это между персональным и структурным насилием. Тип насилия, в котором есть действующее лицо, он обозначает как персональное, или прямое насилие, а насилие без действующего лица – как структурное, или непрямое. Типология персонального и структурного насилия проводится Гальтунгом с точки зрения используемых инструментов. Расширенное понимание насилия приводит к расширенному пониманию согласия: согласие как отсутствие персонального и структурного насилия.
В
1980-е годы разрабатываются различные
варианты синтезирования диалектических
и функционалистских концепций
социального конфликта (Г. Блейлок,
Э. Гидденс, Р. Коллинз, Л. Крайсберг, В.
Лефевр и др.). Происходит Теоретическое
обобщение итогов междисциплинарньгх
эмпирических исследований конфликтов
(Р. Кохен, Р. Даль, М. Крозье, Ф. Перкин, Г.
Райффл, Д. Рекс, Т. Ньюм, К. Бейли и др.).
Формируются среднеуровневые и частные
теории конфликта (модель Анатоля Рапопорта;
теория игр и математический аппарат конфликта
в идеях нобелевских лауреатов Т. Шеллинга
и Р. Аумана; сценарное описание конфликта,
театрализация и карнавализация конфликта).
Психология
конфликта
В рамках этой отрасли науки условно выделяются два этапа: в первой половине XX века конфликт не выделялся как самостоятельный предмет изучения. Психологов интересовали лишь причины и последствия этого явления. На рубеже 1950-х - 1960-х годов появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к этому феномену.
В отличие от социологов психологи, объясняя природу конфликтного поведения, ставят его в зависимость от психологических факторов. Например, хорошо известно, что это послужило Зигмунду Фрейду основанием для того, чтобы в развитии индивида, в формировании характера человека выдвинуть на первый план определенные влечения, в первую очередь сексуальное, предложить идею расчленения личности на три инстанции – “Оно”, “Я” и “Сверх-Я”.
Альфред Адлер утверждал, в противовес Фрейду, что личность нельзя брать в отрыве от общества, ибо человек – прежде всего социальное существо. Карл Юнг, отказавшись от фрейдистской теории сексуальности, придавал огромное значение влечениям и тенденциям индивида, как на «поверхности» сознания, так и на подсознательном уровне, полагая, что поведение и поступки личности определяют психическая энергия человека, ее обращенность на внешнюю среду или во внутрь самой личности.
В
настоящее время исследования конфликтов
в современной зарубежной психологии
ведутся в следующих направлениях:
·
Теоретико-игровое (М. Дойч).
·
Теория организационных систем (Р. Блейк,
Дж. Мутон).
·
Теория и практика переговорного
процесса (Р. Фишер, У. Юри).
Политологические
теории конфликта
Собственно конфликтологические теории и концепции в этой науке практически отсутствуют. Однако в области изучения конфликтов в политологии сделано настолько много, что не сказать ничего об этой отрасли знаний просто невозможно.
Теория
политических групп, создателем которой
считается Вильфредо Парето (1848-1923) раскрывает
концепцию элиты. Борьба за звание элиты
– суть социальных конфликтов. Круговорот
элит обеспечивается именно такими конфликтами
и способствует эволюции общества. Свои
представления о конфликтах и их причинах
дают Гоэтано Моска (один из «отцов-основателей»
политологии), Франц Оппенгеймер (немецкий
историк) и другие. Французский мыслитель
Жорж Сорель (1847-1922) высказал предположение,
что ход истории иррационален. Она вся
состоит из неконтролируемых, спонтанных
конфликтов, которые благо уже потому,
что существуют. В противовес ему некоторые
политологи (Дж.Блондел, Д.Истон, С.Липсет)
попытались сформулировать теорию политической
стабильности, найти те рычаги, которые
способны поддерживать общество в состоянии
покоя.