Автор работы: b******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 01:12, реферат
Философы гражданского общества (Гоббс, Кант) утверждали, что человек в естественном состоянии — кровожадный и эгоистичный зверь, добро в таком состоянии существует лишь как возможность или как внутренний задаток, которые реализуются лишь в условиях цивилизации, когда человек становится гражданином (горожанином). В обмен на возможность быть лично свободным гражданином человек должен добровольно поставить себя, свою агрессивную «дикую» природу под контроль закона и общества.
Конфликтологическая
практика
Становление
конфликтологической практики происходит
в 1980-е годы ХХ столетия. В этот пе6риод
Горовиц и Бордман создают
программу конфликтологического тренинга,
направленного на обучение конструктивному
поведению в конфликтном взаимодействии.
Ч. Освуд разработал методику ПОИР (Постепенные
и обоюдные инициативы по разрядке напряженности),
предназначенную для разрешения международных
конфликтов. Сегодня за рубежом теория
и практика конфликта растут большими
темпами. В 1986 году Австралийская ассоциация
содействия ООН основала организацию
по разрешению конфликтов – Программу
Мира. Задача организации – разрабатывать
и внедрять навыки по разрешению конфликта
для их эффективного применения в личной
жизни, на работе и в международных отношениях.
Сегодня западная конфликтология распространяет
значительное влияние и на Россию.
История
отечественной конфликтологии
Существуют несколько обстоятельств, отличающих зарубежную (преимущественно западную) конфликтологию от отечественной. Во-первых, за рубежом теорию конфликта начала формироваться ещё в ХIХ веке. Во-вторых, зарубежная конфликтология представлена значительно более широким спектром подходов к изучаемому предмету. Только в США с конца 1960-х годов конфликтами занимаются десятки исследовательских центров и кафедр в крупнейших университетах. Готовятся специалисты уровня бакалавра и магистра по конфликтологии. Издается несколько специализированных журналов. Но, пожалуй, самое главное отличие – сама западная конфликтология имеет преимущественно прикладной характер развития.
Первые отечественные публикации, посвященные непосредственно проблеме конфликта относятся к периоду только 1915-1920-х годов. Отечественные социальные мыслители, испытывая влияние зарубежных течений, вместе с тем отразили своеобразие российского общества начала XX в.
Петр Лавров и Николай Михайловский, представители так называемого субъективного идеализма, главным движителем и, следовательно, мерилом прогресса признавали личность, ее всестороннее развитие в кооперации с другими людьми. Отсюда ими выводилась необходимость предотвращать конфликты между личностью и обществом. Авторами утверждалось, что прогрессу способствует не борьба за существование, а взаимопомощь и солидарность людей. Схожие теоретические положения лежали в основе социологических концепций идеологов народничества – Михаила Бакунина, Петра Кропоткина, Петра Ткачева.
Максим Ковалевский, опираясь на ставший популярным в России сравнительно-исторический метод, также усматривал сущность социального прогресса в упрочении солидарности между людьми. При этом он ориентировался больше не на личность, а на социальные группы и классы, стремился выявить идеи равенства и справедливости. Свое видение проблемы социального конфликта высказывали российские сторонники марксизма – представители и ортодоксального – Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и «легального» направления – П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский.
Заметный
вклад в область
Первые отечественные публикации, посвященные исследованию непосредственно предмета конфликта, появились в начале 1920-х годов. В них проблема конфликта впервые выделяется как самостоятельная, в названиях работ появляется сама категория «конфликт» и его производные (К.М. Тахтарев, В.М. Бехтерев, А.С. Звоницкая, Л.П. Карсавин). В 1924 году была опубликована работа П.О. Гриффина и М.И.Могилевского, посвященная трудовым конфликтам в наших организациях, носившая в большей степени психологический характер. По политическим причинам в последующие годы наблюдается реальное уничтожение российской конфликтологии и установление господства идеологии «бесконфликтности» социалистического общества.
Как
самостоятельная наука