Экспериментальное исследование выявления наличия внутриличностного конфликта у работников трудового коллектива ОАО «Фружеле»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 15:56, курсовая работа

Описание

Основной целью данной работы является изучение внутриличностного конфликта. Изучение данной темы также дает возможность реально оценить способы преодоления таких конфликтов на практике. Для достижения сформулированной цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие внутриличностного конфликта и его показатели в современной конфликтологии.
2. Изучить основные условия возникновения и показатели такого конфликта.
3. Охарактеризовать виды внутриличностных конфликтов (мотивационный, когнитивный, ролевой).

Содержание

Введение 3
Глава 1. Внутриличностный конфликт 5
1.1. Внутриличностный конфликт 5
1.1.1. Теории внутриличностного конфликта 5
1.1.2. Внутриличностный конфликт и защитные механизмы 9
1.2. Внутриличностный конфликт: понятие, характеристики, виды, показатели 12
1.2.1 Характеристики внутриличностного конфликта 12
1.2.2. Основные виды внутриличностного конфликта 13
1.2.3. Показатели внутриличностного конфликта 16
1.3. Переживание – основа внутриличностного конфликта 17
1.4. Условия предупреждения внутриличностных конфликтов 25
Выводы к главе 30
Глава 2. Экспериментальное исследование выявления наличия внутриличностного конфликта у работников трудового коллектива ОАО «Фружеле» 33
2.1 Характеристика испытуемых и описание методов исследования 33
2.2. Анализ результатов исследования 36
2.3. Рекомендации 38
2.4. Проверка действенности рекомендаций 44
Выводы к главе 45
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложения 51
Описание методик 51
Результаты «Теста на конфликтность» Кноблоха-Фальконетта 56
Результаты опросника для изучения степени осознания респондентом психологических механизмов своей проблемы 57
Результаты проверки действенности рекомендаций при помощи «Теста на конфликтность» Кноблоха-Фальконетта 59

Работа состоит из  1 файл

курсовая2.docx

— 99.01 Кб (Скачать документ)

Вытеснение - устранение мнений, чувств, реально действующих мотивов из сознания. Это, в сущности, забывание о собственных неудачах, страданиях. Однако они не исчезают бесследно. Будучи вытесненными, они могут вновь появляться на «сцене» нашего сознания, причем в самый неподходящий, нежелательный момент.

Регрессия - обращение человека к примитивным уровням поведении, мышления (например: детское поведение, сюсюканье, кривляние, ребячливость у взрослого в сложных для него ситуациях).

Реактивное образование - изменение неприемлемой для Эго тенденции или способа поведения на противоположный.

Фиксация повеления - стремление сохранить привычные, стереотипные модели поведения, мышления, восприятия.

В настоящие время кроме  названных механизмов защиты выделяют:

Психосоматические реакции (истерия, симуляция). Это, в сущности, уход в болезнь, что может быть спровоцировано, например, нежеланием ребенка, ходить в школу, или аналогичная реакция, связанная с разводом родителей;

Уход от действительности. Этот механизм часто используется подростковыми субкультурами, например: хиппи, толкиенисты, стремящиеся переместить в иную, часто нереальную жизнь.

Номализм - бродяжничество, стремление к изменению места жительства.

 

1.2. Внутриличностный  конфликт: понятие, характеристики, виды, показатели

1.2.1 Характеристики внутриличностного  конфликта

Внутриличностный конфликт - это состояние внутренней структуры  личности, характеризующееся противоборством  ее элементов.

  1. Внутриличностный конфликт появляется в результате взаимодействия элементов внутренне структуры личности.
  2. Сторонами внутриличностного конфликта выступают одновременно существующие в структуре личности разноплановые и противоречивые интересы, цели, мотивы и желания.
  3. Внутриличностный конфликт возникает только тогда, когда силы, действующие на личность, являются равновеликими. В противном случае человек из двух зол просто выбирает меньшее, из двух благ - большее, а наказанию предпочитает награду.
  4. Любой внутренний конфликт сопровождается негативными эмоциями.
  5. Основу любого внутриличностного конфликта составляет ситуация, характеризующаяся:
    • Противоречивыми позициями сторон.
    • Противоположными мотивами, целями интересами сторон.
    • Противоположными средствами достижения целей в данных условиях (например, преследуется цель - победить в битве, но вместе с тем необходимо христианские заповеди соблюсти, в том числе - «не убить»).
    • Отсутствием возможности удовлетворения какой-либо потребности и вместе с тем невозможностью ее устранения.

Следует так же добавить, что, как показал 3. Фрейд, внутриличностный конфликт может быть не только осознанным, но и неосознанным, что не делает его менее значимым.

1.2.2. Основные виды внутриличностного конфликта

В большинстве теоретических  концепций представлен один или  несколько видов внутриличностных конфликтов. В психоанализе центральное  место занимают конфликты между  потребностями личности, а также  между потребностями и социальными  нормами. В интеракционизме анализу  подвергаются ролевые конфликты. Однако в реальной жизни происходит множество  других внутриличностных конфликтов. Для того чтобы построить их единую типологию, необходимо основание, в  соответствии с которым можно  объединить это разнообразие внутренних конфликтов в систему. Такой основой  является ценностно-мотивационная  сфера личности. С этой важнейшей  сферой психики человека связана  его внутренняя конфликтность, так  как именно она отражает разнообразные  связи и отношения личности с  окружающим миром.

Исходя из этого, выделяют следующие основные структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт:

  1. Мотивы,  отражающие  стремления  личности  различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения и т.п.). Они могут быть выражены понятием «хочу» («Я хочу»).
  2. Ценности, воплощающие в себе общественные нормы и выступающие благодаря этому как эталоны должного. Мы имеем в виду личностные ценности, т. е. принятые личностью, а также те, которые не принимаются ею, но в силу их общественной или другой значимости личность вынуждена следовать им. Поэтому они обозначаются как «надо» («Я должен»).
  3. Самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Будучи выражением уровня притязания личности, самооценка выступает своеобразным побудителем ее активности, поведения. Выражается как «могу» или «не могу» («Я есть»)[10].

В зависимости от того, какие  стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностного  конфликта.

1.  Мотивационный конфликт. Один из часто изучаемых видов  внутриличностного конфликта, в  частности, в психоаналитическом  направлении. Выделяют конфликты  между бессознательными стремлениями (3. Фрейд), между стремлениями к  обладанию и к безопасности (К.  Хорни), между двумя положительными  тенденциями — классическая дилемма  «буриданова осла» (К. Левин), или  как столкновение различных мотивов.

2. Нравственный конфликт. В этических учениях его часто  называют моральным или нормативным  конфликтом (В. Бакштановский, И.  Арницане, Д. Федорина). Рассматривается  как конфликт между желанием  и долгом, между моральными принципами   и   личными   привязанностями   (В. Мясищев). А. Спиваковская выделяет  конфликт между стремлением действовать  в соответствии с желанием  и требованиями взрослых или  общества. Иногда рассматривается  как конфликт между долгом   и   сомнением   в   необходимости   следовать   ему (Ф. Василюк,  В. Франкл).

3.   Конфликт нереализованного  желания или комплекса неполноценности  (Ю. Юрлов). Это конфликт между  желаниями и действительностью,   которая   блокирует   их   удовлетворение. Иногда его трактуют  как конфликт между «хочу быть  таким, как они» (референтная группа) и невозможностью это реализовать  (А, Захаров). Конфликт может возникать  не только когда действительность  блокирует реализацию желания,  но и в результате физической  невозможности человека его осуществить.  Это конфликты, возникающие из-за  неудовлетворенности своей внешностью, физическими данными и способностями.  К данному виду относятся и  внутриличностные конфликты, в  основе которых лежат сексуальные  патологии (С. Кратохвил, А.  Свядощ, А. Харитонов).

4.  Ролевой конфликт  выражается в переживаниях, связанных  с невозможностью одновременно  реализовать несколько ролей  (межролевой внутриличностный конфликт), а также в связи с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). К этому виду относятся внутриличностные конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни.

5. Адаптационный конфликт  понимается как в широком смысле, т. е. как возникающий на  основе нарушения равновесия  между субъектом и окружающей  средой, так и в узком смысле  — при нарушении процесса социальной  или профессиональной адаптации.  Это конфликт между требованиями  действительности и возможностями  человека — профессиональными,  физическими, психологическими. Несоответствие  возможностей личности требованиям  среды или деятельности может  рассматриваться как временная  неготовность, так и неспособность  выполнить предъявляемые требования.

6.  Конфликт неадекватной  самооценки. Адекватность самооценки  личности зависит от ее критичности,  требовательности к себе, отношения  к успехам и неудачам. Расхождение  между притязаниями и оценкой  своих возможностей ведет к  тому, что у человека возникают  повышенная тревожность, эмоциональные  срывы и др. (А. Петровский, М.  Ярошевский). Среди конфликтов неадекватной  самооценки выделяют конфликты  между завышенной самооценкой  и стремлением реально оценивать  свои возможности (Т. Юферова), между заниженной самооценкой  и осознанием объективных достижений  человека, а также между стремлением  повысить притязания, чтобы одержать  максимальный успех и понизить  притязания, чтобы избежать неудачи  (Д. Хекхаузен)[13].

7.  Кроме того, выделяют невротический конфликт. Он является результатом длительно сохраняющегося «простого» внутриличностного конфликта. Более подробно сущность невротического конфликта будет рассмотрена далее.

1.2.3. Показатели внутриличностного конфликта

В психологии выделяют показатели внутриличностного конфликта.

Когнитивная сфера: противоречивость «образа Я»; снижение самооценки; осознание  своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценностного  выбора, сомнение в истинности мотивов  и принципов, которыми субъект ранее  руководствовался.

Эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные  переживания.

Поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности; снижение удовлетворенности деятельностью; негативный эмоциональный фон общения. Интегральные показатели: нарушение  нормального механизма адаптации; усиление психологического стресса. Как  указывал B.C. Мерлин, длительная и устойчивая дезинтеграция приспособительной  деятельности — характеристика психологического конфликта[19].

 

1.3. Переживание – основа внутриличностного конфликта

Переживание личностью своей  неоднозначности, сложности внутреннего  мира, осознание изменчивости собственных  желаний и притязаний, зачастую невозможности  их реализации, колебания самооценки, борьба мотивов — все это является полем внутриличностных конфликтов. Однако существуют условия, которые  способствуют их возникновению. Рассмотрим их более подробно.

Общепризнано, что внутриличностные конфликты не могут возникать  без влияния на личность окружающей среды, в том числе социальной. «Чистых», возникающих только по причине  внутренних действий, внутриличностных конфликтов нет. Их можно разделить  на две группы исходя из природы  противоречий, лежащих в основе конфликта:

  1. Возникающие как результат перехода объективных противоречий, внешних по отношению к человеку, во внутренний мир (моральные конфликты, адаптационные и др.).
  2. Возникающие из противоречий внутреннего мира личности (мотивационные конфликты, конфликт неадекватной самооценки), которые отражают отношение личности к окружающей среде.

Е. Донченко и Т. Титаренко  выделяют три уровня развития психологического противоречия:

  1. Психологическое равновесие внутреннего мира личности;
  2. Нарушение равновесия, осложнение, затруднение основных видов деятельности, проекция психологического дискомфорта на работу, общение с окружающими (внутриличностный конфликт);
  3. Невозможность реализации планов и программ, «разрыв жизни», невозможность выполнять свои жизненные функции до тех пор, пока не разрешится противоречие (жизненный кризис)[9].

На каждом из этих уровней  возможно разрешение противоречия. Эта  возможность зависит, от того, что  человеку необходимо для нормальной жизнедеятельности, каким его потребностям грозит отказ. Может быть и так, что до внутриличностного конфликта человек так и не доходит, всю жизнь, посвящая удовлетворению элементарных потребностей, живя по схеме: поели, можно и поспать, поспали, можно и поесть. Но нередко противоречие развивается дальше, перерастает во внутренний конфликт. Почему так происходит?

Оказывается, для того чтобы  возник внутриличностный конфликт, необходимо присутствие личностных и ситуативных  условий.

Среди личностных условий  обычно называют наличие у индивида:

  • сложного внутреннего мира и актуализации этой сложности;
  • сложной и развитой иерархии потребностей и мотивов;
  • высокого уровня развития чувств и ценностей;
  • сложно организованной и развитой когнитивной структуры, способности индивида к самоанализу и саморефлексии.

Ситуативные условия, которые  делают внутриличностный конфликт актуальным, исследованы в работах В. Мерлина. Эти условия внешние и внутренние.

  1. Внешние  условия  конфликта сводятся к тому, что удовлетворение каких-либо глубоких и активных мотивов и отношений личности становится вовсе невозможным или находится под угрозой: уже в борьбе с природой возникают трудности и препятствия для удовлетворения мотивов и отношений личности; удовлетворение одних мотивов с неизбежностью порождает возникновение новых, еще не удовлетворенных мотивов; общественная жизнь требует ограничения различных мотивов, иногда очень глубоких, например, стремления к сохранению жизни.

Внутренний  конфликт возникает только тогда, когда  внешние обстоятельства порождают  определенные внутренние условия.

  1. Внутренние  условия   конфликта сводятся к противоречию между различными сторонами личности: эти стороны должны быть значимыми; они должны иметь приблизительно равную значимость для личности; личность осознает субъективную неразрешимость ситуации. Конфликт возникает тогда, когда человеку кажется, что он не в состоянии изменить ситуацию. В результате человек остро переживает ситуацию выбора, эмоционально погружается в нее.

Переживание является формой активности личности, в которой осознается противоречие и идет процесс его  разрешения на субъективном уровне. Переживание  является эмоционально окрашенным состоянием личности. Среди изменяющихся характеристик  субъекта, относимых к переменным состояниям, часто выделяют активационные  и эмоциональные характеристики.

Информация о работе Экспериментальное исследование выявления наличия внутриличностного конфликта у работников трудового коллектива ОАО «Фружеле»