Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 15:56, курсовая работа
Основной целью данной работы является изучение внутриличностного конфликта. Изучение данной темы также дает возможность реально оценить способы преодоления таких конфликтов на практике. Для достижения сформулированной цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие внутриличностного конфликта и его показатели в современной конфликтологии.
2. Изучить основные условия возникновения и показатели такого конфликта.
3. Охарактеризовать виды внутриличностных конфликтов (мотивационный, когнитивный, ролевой).
Введение 3
Глава 1. Внутриличностный конфликт 5
1.1. Внутриличностный конфликт 5
1.1.1. Теории внутриличностного конфликта 5
1.1.2. Внутриличностный конфликт и защитные механизмы 9
1.2. Внутриличностный конфликт: понятие, характеристики, виды, показатели 12
1.2.1 Характеристики внутриличностного конфликта 12
1.2.2. Основные виды внутриличностного конфликта 13
1.2.3. Показатели внутриличностного конфликта 16
1.3. Переживание – основа внутриличностного конфликта 17
1.4. Условия предупреждения внутриличностных конфликтов 25
Выводы к главе 30
Глава 2. Экспериментальное исследование выявления наличия внутриличностного конфликта у работников трудового коллектива ОАО «Фружеле» 33
2.1 Характеристика испытуемых и описание методов исследования 33
2.2. Анализ результатов исследования 36
2.3. Рекомендации 38
2.4. Проверка действенности рекомендаций 44
Выводы к главе 45
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложения 51
Описание методик 51
Результаты «Теста на конфликтность» Кноблоха-Фальконетта 56
Результаты опросника для изучения степени осознания респондентом психологических механизмов своей проблемы 57
Результаты проверки действенности рекомендаций при помощи «Теста на конфликтность» Кноблоха-Фальконетта 59
Вытеснение - устранение мнений, чувств, реально действующих мотивов из сознания. Это, в сущности, забывание о собственных неудачах, страданиях. Однако они не исчезают бесследно. Будучи вытесненными, они могут вновь появляться на «сцене» нашего сознания, причем в самый неподходящий, нежелательный момент.
Регрессия - обращение человека к примитивным уровням поведении, мышления (например: детское поведение, сюсюканье, кривляние, ребячливость у взрослого в сложных для него ситуациях).
Реактивное образование - изменение неприемлемой для Эго тенденции или способа поведения на противоположный.
Фиксация повеления - стремление сохранить привычные, стереотипные модели поведения, мышления, восприятия.
В настоящие время кроме названных механизмов защиты выделяют:
Психосоматические реакции (истерия, симуляция). Это, в сущности, уход в болезнь, что может быть спровоцировано, например, нежеланием ребенка, ходить в школу, или аналогичная реакция, связанная с разводом родителей;
Уход от действительности. Этот механизм часто используется подростковыми субкультурами, например: хиппи, толкиенисты, стремящиеся переместить в иную, часто нереальную жизнь.
Номализм - бродяжничество, стремление к изменению места жительства.
Внутриличностный конфликт
- это состояние внутренней структуры
личности, характеризующееся
Следует так же добавить, что, как показал 3. Фрейд, внутриличностный конфликт может быть не только осознанным, но и неосознанным, что не делает его менее значимым.
В большинстве теоретических
концепций представлен один или
несколько видов
Исходя из этого, выделяют следующие основные структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт:
В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностного конфликта.
1. Мотивационный конфликт.
Один из часто изучаемых видов
внутриличностного конфликта,
2. Нравственный конфликт.
В этических учениях его часто
называют моральным или
3. Конфликт нереализованного
желания или комплекса
4. Ролевой конфликт выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей (межролевой внутриличностный конфликт), а также в связи с различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). К этому виду относятся внутриличностные конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни.
5. Адаптационный конфликт
понимается как в широком
6. Конфликт неадекватной
самооценки. Адекватность самооценки
личности зависит от ее
7. Кроме того, выделяют невротический конфликт. Он является результатом длительно сохраняющегося «простого» внутриличностного конфликта. Более подробно сущность невротического конфликта будет рассмотрена далее.
В психологии выделяют показатели внутриличностного конфликта.
Когнитивная сфера: противоречивость «образа Я»; снижение самооценки; осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался.
Эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания.
Поведенческая сфера: снижение
качества и интенсивности деятельности;
снижение удовлетворенности
Переживание личностью своей неоднозначности, сложности внутреннего мира, осознание изменчивости собственных желаний и притязаний, зачастую невозможности их реализации, колебания самооценки, борьба мотивов — все это является полем внутриличностных конфликтов. Однако существуют условия, которые способствуют их возникновению. Рассмотрим их более подробно.
Общепризнано, что внутриличностные конфликты не могут возникать без влияния на личность окружающей среды, в том числе социальной. «Чистых», возникающих только по причине внутренних действий, внутриличностных конфликтов нет. Их можно разделить на две группы исходя из природы противоречий, лежащих в основе конфликта:
Е. Донченко и Т. Титаренко выделяют три уровня развития психологического противоречия:
На каждом из этих уровней возможно разрешение противоречия. Эта возможность зависит, от того, что человеку необходимо для нормальной жизнедеятельности, каким его потребностям грозит отказ. Может быть и так, что до внутриличностного конфликта человек так и не доходит, всю жизнь, посвящая удовлетворению элементарных потребностей, живя по схеме: поели, можно и поспать, поспали, можно и поесть. Но нередко противоречие развивается дальше, перерастает во внутренний конфликт. Почему так происходит?
Оказывается, для того чтобы возник внутриличностный конфликт, необходимо присутствие личностных и ситуативных условий.
Среди личностных условий обычно называют наличие у индивида:
Ситуативные условия, которые
делают внутриличностный конфликт актуальным,
исследованы в работах В. Мерлина.
Эти условия внешние и
Внутренний конфликт возникает только тогда, когда внешние обстоятельства порождают определенные внутренние условия.
Переживание является формой
активности личности, в которой осознается
противоречие и идет процесс его
разрешения на субъективном уровне. Переживание
является эмоционально окрашенным состоянием
личности. Среди изменяющихся характеристик
субъекта, относимых к переменным
состояниям, часто выделяют активационные
и эмоциональные