Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 15:56, курсовая работа
Основной целью данной работы является изучение внутриличностного конфликта. Изучение данной темы также дает возможность реально оценить способы преодоления таких конфликтов на практике. Для достижения сформулированной цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие внутриличностного конфликта и его показатели в современной конфликтологии.
2. Изучить основные условия возникновения и показатели такого конфликта.
3. Охарактеризовать виды внутриличностных конфликтов (мотивационный, когнитивный, ролевой).
Введение 3
Глава 1. Внутриличностный конфликт 5
1.1. Внутриличностный конфликт 5
1.1.1. Теории внутриличностного конфликта 5
1.1.2. Внутриличностный конфликт и защитные механизмы 9
1.2. Внутриличностный конфликт: понятие, характеристики, виды, показатели 12
1.2.1 Характеристики внутриличностного конфликта 12
1.2.2. Основные виды внутриличностного конфликта 13
1.2.3. Показатели внутриличностного конфликта 16
1.3. Переживание – основа внутриличностного конфликта 17
1.4. Условия предупреждения внутриличностных конфликтов 25
Выводы к главе 30
Глава 2. Экспериментальное исследование выявления наличия внутриличностного конфликта у работников трудового коллектива ОАО «Фружеле» 33
2.1 Характеристика испытуемых и описание методов исследования 33
2.2. Анализ результатов исследования 36
2.3. Рекомендации 38
2.4. Проверка действенности рекомендаций 44
Выводы к главе 45
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложения 51
Описание методик 51
Результаты «Теста на конфликтность» Кноблоха-Фальконетта 56
Результаты опросника для изучения степени осознания респондентом психологических механизмов своей проблемы 57
Результаты проверки действенности рекомендаций при помощи «Теста на конфликтность» Кноблоха-Фальконетта 59
Следует заметить, что внутриличностный
конфликт довольно специфичен, и его
специфические особенности
1. Особенность структуры конфликта - отсутствие субъектов конфликтного противостояния в лице отдельных личностей или групп, сторонами конфликта становятся различные внутриличностные образования.
2. Специфичность форм протекания и проявления - такой вид конфликта протекает в форме тяжелых внутренних переживаний, сопровождается специфическими состояниями - страхом, депрессиями, стрессом, может вылиться в невроз или психоз.
3. Латентность протекания как для окружения, так зачастую и для самого индивида.
Типологии внутриличностных конфликтов довольно разнообразные, но основные виды – мотивационные, когнитивные и ролевые конфликты.
Способы завершения внутриличностных конфликтов могут быть бессознательные, которые связаны с применением механизмов и сознательные, которые состоят в следующем: переориентация изменение притязаний в отношении проблемного объекта; компромисс в пользу осуществления какого-либо варианта и его реализация и т.д.
В целом, общее значение конфликтов
в жизни личности таково, что в
психологическом
В ходе курсовой работы мы:
1. Раскрыли причины внутриличностного конфликта.
2. Охарактеризовали внутренний конфликт со всех сторон.
3. Провели экспериментальное исследование на строительной фирме ОАО «Фружеле».
4. Выявили работников с внутриличностным конфликтом при помощи методик.
5. Предоставили способы разрешения и диагностики внутриличностного конфликта в рекомендациях.
6. Провели проверку действенности наших рекомендаций.
1. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. - Л., 1969.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999.-551 с.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999– с. 294-295.
4. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология Под. ред..Б.С. Волков, Н.В. Волкова. М.: Академ. Проект, Трикста, 2005
5. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: учеб. – М.: ИНФРА – М, 2001-224с.
6. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций.- М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2000-320 с.
7. Громова О.Н. Конфликтология.-М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», ЭКМОС, 2000. – с. 37.
8. Дмитриев А.В. Конфликтология. - М.: Гардарики, 2000. - 320 с.
9. Дмитриев А.В. Конфликтология. - М.: Гардарики, 2000.- с. 69.
10. Емильянов, С.М. Практикум по конфликтологии.-2-е изд., перераб.-СПб.: Питер, 2001.-400 с.
11. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: курс лекций. – Ростов н/Д.: Феникс, 1998.
12. Ковешников Ю. Урегулирование конфликтов: творческий подход // Учительская газета. - 1996. - № 31. - с.15.
13. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. - Спб.: Лань, 2001. - с. 129 - 130.
14. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. – Спб.: Лань, 2001. – с. 140-141.
15. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. – СПб.: Лань, 2001. – 448 с.
16. Конфликтология: учеб. для вузов /В.П. Ратников, В.Ф. Голубь, Г.С. Лукашова и др.; Под ред. проф В.П. Ратникова. – М .: ЮНИТИ – ДАНА, 2001-512 с.
17. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., Изд-во МГУ, 2004.
18. Мариновская И.Д., Цветков, В.Л. Гришин А.А. Конфликтология. Учебное пособие. – М.: Фит. 2001.
19. Практическая психология/ Под ред. М.К. Тутушкиной. - СПб: Дидактика Плюс, 1998.- с. 186.
20. Практическая психология/ Под ред. М.К. Тутушкиной. - СПб: Дидактика Плюс, 1998. - 336 с.
21. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2 т. - П86 М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Т. 2. -248 с.
22. Хорни К. Наши внутренние конфликты // Психоанализ и культура. М., 1995.
23. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. Учебное пособие, 2 -е изд,, перераб. и доп. М.; Издательская корпорация «Логос», 1996.
24. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. – Спб: Ювента, 1999.
25. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. – Мн.: Элайда, 2000. – 704с.
1. Тест на конфликтность (
Инструкция: ответьте да или нет на следующие вопросы:
Ключ.
№ п/п |
Да |
Нет |
1. |
Гармоничность |
Эгохватание |
2. |
Эгохватание |
Гармоничность |
3. |
Эгохватание |
Гармоничность |
4. |
Эгохватание |
Гармоничность |
5. |
Эгохватание |
Гармоничность |
6. |
Эгохватание |
Гармоничность |
7. |
Гармоничность |
Эгохватание |
8. |
Гармоничность |
Эгохватание |
14. |
Эгохватание |
Гармоничность |
15. |
Эгохватание |
Гармоничность |
16. |
Эгохватание |
Гармоничность |
17. |
Эгохватание |
Гармоничность |
18. |
Гармоничность |
Эгохватание |
19. |
Гармоничность |
Эгохватание |
20. |
Эгохватание |
Гармоничность |
Интерпретация.
Эгохватание – это внутренняя конфликтность личности. Склонность к самообвинениям, нерешительности и неуверенности в себе. Потребность в постоянной опёке.
Гармоничность – спокойствие, уверенность в себе, сбалансированность желаний, стремлений, уровня притязаний. Последовательность поведения.
2. Опросник для изучения степени
осознания респондентом
Ниже Вы найдете утверждения, касающиеся различных проблем и трудностей, с которыми могут сталкиваться люди. Прочтите их и выберите один из вариантов ответа.
Варианты ответов:
1. Не люблю просить у кого-либо совета и хотел бы сам со всем справляться, но одновременно чувствую себя действительно хорошо только тогда, когда знаю, что могу рассчитывать на чью-то помощь и опеку:
2. Часто я противопоставляю себя кому-нибудь, руковожу другими людьми, когда они в этом нуждаются, но часто также отступаю, подчиняюсь:
3. Я ненастойчив и
4. Я хотел бы многого достичь, быть «на уровне» в некоторых областях, но часто отступаю или не берусь за то, что может мне не удаться:
5. Я честолюбив и не
умею удовлетворяться тем,
6. Я хотел бы всегда
делать то, что мне нравится, быть
в согласии со своими
7. Что касается моей половой жизни, то мое половое влечение приводит к тому, что я часто нарушаю (или имею желание нарушить) правила и нормы, которые сам признаю:
8. Я очень бы хотел
быть «хорошим» во всем, что
я делаю, но разные ситуации
и разные люди предъявляют
ко мне столько разных
9. Часто кто-либо раздражает меня или злит, хочется обругать или раскритиковать кого-либо, но я воздерживаюсь, так как знаю, что этого делать не следует:
10. Часто у меня такое
впечатление, будто все, что
я делаю, например, как работник,
подчиненный, мужчина (женщина)
11. Я не сумел, в общем, избежать избытка обязанностей, которые на меня возлагали, а справиться со всем этим я был не в состоянии:
12. Я хотел бы слишком многого добиться, имел замыслы, которые не могли осуществиться при моих возможностях и условиях, в которых я живу:
13. Часто у меня такое
впечатление, что люди
14. Мои эмоциональные и
сексуальные отношения с
Ключ.
Баллы начисляются по следующей схеме:
• «совершенно верно» – 4 балла;
• «скорее верно» – 3 балла;
• «частично верно, частично неверно» – 2 балла.
• «скорее неверно» – 1 балл;
• «совершенно неверно» – 0 баллов.
Каждый из вопросов теста направлен на выявление определенного внутриличностного конфликта:
1. Конфликт между потребностями к независимости и получению помощи, опеки.
2. Конфликт между потребностями к доминированию и подчинению.
3. Конфликт между потребностью
быстрых достижений и
4. Конфликт между потребностью
в достижениях и страхом
5. Конфликт или расхождение между уровнем притязаний и уровнем достижений.
6. Конфликт между стремлением к удовлетворению собственных потребностей и требованиями окружающей среды.
7. Конфликт между нормами и сексуальными потребностями.
8. Конфликт между собственными поступками и нормами.
9. Конфликт между нормами и агрессивными тенденциями.
10. Конфликт между уровнем
доверенных задач и
11. Конфликт между стремлением
к достижению во всех областях
жизни и невозможностью
12. Конфликт между уровнем притязания и возможностями.
13. Конфликт между выраженной потребностью проявить себя и отсутствием позитивных усилий.
14. Конфликт между сильной
потребностью быть полноценным
мужчиной (женщиной) и наличием эмоционально-
Чем выше балл, тем сильнее выражен данный конфликт у респондента.
№ бланка |
Эгохватание |
Гармоничность |
1. |
17 |
3 |
2. |
9 |
11 |
3. |
8 |
12 |
4. |
9 |
11 |
5. |
9 |
11 |
6. |
9 |
11 |
7. |
8 |
12 |
8. |
17 |
3 |
9. |
9 |
11 |
10. |
9 |
11 |
11. |
8 |
12 |
12. |
9 |
11 |
13. |
8 |
12 |
14. |
4 |
16 |
15. |
8 |
12 |