Экспериментальное исследование выявления наличия внутриличностного конфликта у работников трудового коллектива ОАО «Фружеле»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 15:56, курсовая работа

Описание

Основной целью данной работы является изучение внутриличностного конфликта. Изучение данной темы также дает возможность реально оценить способы преодоления таких конфликтов на практике. Для достижения сформулированной цели работы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие внутриличностного конфликта и его показатели в современной конфликтологии.
2. Изучить основные условия возникновения и показатели такого конфликта.
3. Охарактеризовать виды внутриличностных конфликтов (мотивационный, когнитивный, ролевой).

Содержание

Введение 3
Глава 1. Внутриличностный конфликт 5
1.1. Внутриличностный конфликт 5
1.1.1. Теории внутриличностного конфликта 5
1.1.2. Внутриличностный конфликт и защитные механизмы 9
1.2. Внутриличностный конфликт: понятие, характеристики, виды, показатели 12
1.2.1 Характеристики внутриличностного конфликта 12
1.2.2. Основные виды внутриличностного конфликта 13
1.2.3. Показатели внутриличностного конфликта 16
1.3. Переживание – основа внутриличностного конфликта 17
1.4. Условия предупреждения внутриличностных конфликтов 25
Выводы к главе 30
Глава 2. Экспериментальное исследование выявления наличия внутриличностного конфликта у работников трудового коллектива ОАО «Фружеле» 33
2.1 Характеристика испытуемых и описание методов исследования 33
2.2. Анализ результатов исследования 36
2.3. Рекомендации 38
2.4. Проверка действенности рекомендаций 44
Выводы к главе 45
Заключение 47
Список использованной литературы 49
Приложения 51
Описание методик 51
Результаты «Теста на конфликтность» Кноблоха-Фальконетта 56
Результаты опросника для изучения степени осознания респондентом психологических механизмов своей проблемы 57
Результаты проверки действенности рекомендаций при помощи «Теста на конфликтность» Кноблоха-Фальконетта 59

Работа состоит из  1 файл

курсовая2.docx

— 99.01 Кб (Скачать документ)

Активационные характеристики отражают физиологическую обеспеченность психического состояния. Наряду с активационными часто обращаются к эмоциональным  составляющим психического состояния. Долгое время состояние в психологии изучалось именно как эмоциональное, с которым обычно отождествляется  наличие тех или иных переживаний. Традиционность выделения эмоциональных  характеристик состояния связана  с тем, что именно они придают  психическому состоянию субъективную определенность, тем самым делая  его явлением, доступным непосредственному  изучению.

Во внутриличностном конфликте  эмоциональная составляющая представлена психоэмоциональным напряжением. Его  принято относить к классу эмоциональных  явлений. Психоэмоциональная напряженность  является формой представленности в  психике человека личностного смысла происходящих в его жизни событий  и отражает степень удовлетворения его потребностей. Психоэмоциональное напряжение характеризуется субъективным качеством (модальностью) и предметным содержанием.

По субъективному качеству психоэмоциональное напряжение, как  и другие эмоции, возникающие в  ситуации неудовлетворенности потребностей, является отрицательным эмоциональным переживанием. К нему относят такие модальности эмоций, как неудовлетворенность, раздражение, подавленность, тревога, дискомфорт и т.п. Неблагоприятное эмоциональное состояние может воздействовать на физиологические процессы в организме человека и способствовать развитию многих хронических заболеваний.

Предметное содержание психоэмоционального  напряжения составляют ситуации, условия  и события, происходящие в жизнедеятельности  человека и воспринимаемые им как  препятствие к удовлетворению потребностей. Это, как правило, трудные ситуации деятельности, социального взаимодействия и внутренней жизни человека.

Ф. Василюк рассматривает  переживание как особую внутреннюю деятельность, внутреннюю работу, с  помощью которой человеку удается  перенести те или иные жизненные события восстановить утраченное душевное равновесие, словом, справиться с критической ситуацией.

Автор выделяет четыре типа переживаний: гедоническое, реалистическое, ценностное и творческое. Для внутреннего  конфликта, по его мнению, характерно ценностное переживание.

Существуют два подтипа  ценностного переживания. Первый из них реализуется, когда субъект  еще не достиг высших этапов ценностного  совершенствования, и сопровождается изменением его ценностно-мотивационной  системы. Возможны случаи, когда мотивы, не соответствующие ценностям, отвергаются  сознанием принципиально либо просто снижаются по иерархическому рангу, лишаясь своей значимости.

Ценностные переживания  второго подтипа возможны на высших ступенях развития ценностного сознания. Здесь не ценность принадлежит личности, а, напротив, личность оказывается частью объемлющей ее ценности, принадлежит ей и в ней находит смысл своей жизни[7].

Таким образом, переживание  внутриличностного конфликта отличается от других типов переживаний тем, что: обычно представлено как психоэмоциональное напряжение; в нем выражается осознание личностью трудности данной ситуации; выражает процесс выбора, сомнения и борьбы; отражает перестройку ценностно-мотивационной системы личности.

Внутриличностный конфликт может иметь положительные и  отрицательные последствия. Внутриличностные конфликты могут быть конструктивными (продуктивными, оптимальными) и деструктивными (разрушающими личностные структуры  человека).

Конструктивным является конфликт, который характеризуется  максимальным развитием конфликтующих  структур и минимальными личностными  затратами на его разрешение. Конструктивно  преодолеваемый внутриличностный конфликт — это один из механизмов гармонизации личностного развития.

Психологи В. Афонькова, Л. Божович, анализируя ранние периоды развития ребенка, отмечают, что внутренние конфликты  усложняют психическую жизнь, способствуют ее переходу на новые уровни функционирования.

Оптимальный внутриличностный конфликт рассматривается как основа морального развития. В основе совершения морального поступка находится «больная совесть», которая побуждает человека действовать вопреки собственной  выгоде и подниматься к высшим моральным ценностям.

Индивид осознает себя личностью  на основе разрешения внутриличностных противоречий и конфликтов. Характеристика личности лежит в соотношении  разных систем сложившихся жизненных  отношений,  порождающих борьбу между  ними. По мнению психолога А.Н. Леонтьева, иногда эта борьба проходит во внешне неприметных, обыденно драматических, так сказать, формах и не нарушает гармоничности личности, ее развития; ведь гармоническая личность вовсе  не есть личность, не знающая никакой  внутренней борьбы. Однако иногда эта  внутренняя борьба становится главным, что определяет весь облик человека.

Позитивно разрешенные конфликты  закаляют характер, формируют решительность, устойчивость поведения, независимость  от случайных обстоятельств, способствуют становлению стабильной направленности личности. B.C. Мерлин считал, что психологические  конфликты играют существенную роль в формировании новых черт характера  и в коренной перестройке личности.

Внутриличностный конфликт может способствовать формированию адекватной самооценки, что в свою очередь помогает самопознанию и  самореализации личности.

Деструктивными считаются  внутриличностные конфликты, которые усугубляют раздвоение личности, перерастают в жизненные кризисы или ведут к развитию невротических реакций.

Длительный внутриличностный конфликт угрожает эффективности деятельности.  По мнению русского философа Н.А. Бердяева, рефлектирующий и сомневающийся  не может быть активным, в мире, не может быть воином, - он весь погружен в ослабляющее его самораздвоение, он не уверен в той активной, творческой силе, которой мог бы воздействовать на мир... Рефлексия, раздвоение и сомнение есть расслабленная приспособленность  к дурной множественности мира необходимости. Состояние сомнения есть состояние  несвободы, зависимости, подавленности.

Длительные внутренние конфликты  могут тормозить развитие личности. Как считает Л.И. Божович, человек, постоянно сталкивающийся с внутренними конфликтами, будет отличаться неуверенностью, неустойчивостью поведения, неспособностью добиваться сознательно поставленных целей, т. е. у него будут отсутствовать как раз те черты, которые как основополагающие входят в характеристику психологически зрелой личности.

Частые внутриличностные конфликты могут привести к утрате уверенности человека в своих  силах, формированию устойчивого комплекса  неполноценности, а иногда — и к потере смысла жизни.

Острые внутриличностные конфликты, как правило, приводят к  деструкции существующих межличностных  отношений в семье, на работе. Они  могут быть причиной повышенной агрессивности, тревожности, раздражительности в  общении. Особо следует остановиться на проблеме перерастания внутриличностного  конфликта в невротический. Присущие конфликту переживания становятся источником заболевания в том  случае, когда занимают центральное  место в системе отношений  личности. Человек не может изменить конфликт так, чтобы исчезло патогенное напряжение, и был найден рациональный выход из сложившегося положения. Такой конфликт занимает ведущее место в жизни человека, оказывается для него неразрешимым и, затягиваясь, создает аффективное напряжение, которое обостряет противоречия, усиливает трудности, повышает неустойчивость и возбудимость, углубляет и болезненно фиксирует переживания, снижает продуктивность и самоконтроль. Классификация невротических конфликтов с учетом внутренних механизмов их развития дана В.Н. Мясищевым. Он описывает конфликты истерического, обсессивно-психастенического и неврастенического типов.

Истерический тип характеризуется  завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой  объективных условий или требований окружающих.

Обсессивно-психастенический тип невротического конфликта характеризуется  противоречивыми собственными потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными  привязанностями.

Неврастенический тип  представляет собой противоречие между  возможностями личности и ее завышенными  требованиями к себе. При возникновении  этого конфликта играют роль высокие  требования, предъявляемые напряженностью современной жизни.

Таким образом, невротический  конфликт как личностно неразрешимая проблема «быть собой среди других»  преломляется проблемой «быть» (базальным  уровнем беспокойства при неврозе  страха), проблемой «быть собой» (при неврозе страха), проблемой  «быть собой среди других» (с  акцентом на «быть собой» при истерическом неврозе) или «Быть среди других» (при неврастении).

 

 

 

1.4. Условия предупреждения внутриличностных конфликтов

Жизнь человека так устроена, что вероятность обстоятельств, грозящих нарушением оптимального процесса развития личности, его внутреннего  мира, велика, и плохо, если человек  к ним не подготовлен. Трудно представить  человека, у которого не возникают  внутриличностные конфликты. Однако необходимо избегать деструктивных внутренних конфликтов, а если они возникают, то разрешать их с минимальными издержками для здоровья.

Зная причины и факторы, способствующие возникновению внутриличностных конфликтов, особенности их переживания, можно обосновать условия их предупреждения.

Для сохранения внутреннего  мира личности важно принимать трудные  жизненные ситуации как данность бытия, так как они побуждают  к активности, работе над собой, а  часто и к творчеству.

Большое значение имеет формирование, каждым человеком жизненных ценностей  и следование им в своих делах  и поступках. Жизненные принципы помогают избежать многих ситуаций, связанных  с сомнениями в истинности того дела, которому человек служит. Надо стараться  не быть человеком - «флюгером».

Однако постоянство, верность себе в определенных условиях проявляются  как инертность, консерватизм, слабость, неумение приспособиться к изменившимся требованиям. Если человек находит  в себе силы поломать привычный способ существования, убедившись в его  несостоятельности, то выход из внутриличностного  противоречия будет продуктивным. Необходимо быть гибким, пластичным, адаптивным, уметь  реально оценивать ситуацию и, если необходимо, меняться.

Важно, уступая в мелочах, не превращать это в систему. Постоянная неустойчивость, отрицание стабильных установок и схем поведения приведут к внутриличностным конфликтам.

Необходимо надеяться  на лучшее развитие событий, никогда  не терять надежды на то, что жизненная  ситуация всегда может улучшиться. Оптимистическое отношение к  жизни — важный показатель психического здоровья человека.

Не быть рабом своих  желаний, трезво оценивать свои возможности  по удовлетворению своих желаний  и потребностей.

Необходимо учиться управлять  собой, своей психикой.   Особенно   это   относится   к управлению эмоциональным состоянием.

Развитие волевых качеств во многом способствует предупреждению внутриличностных конфликтов.  Именно воля, представляющая собой достигнутый уровень саморегуляции своей деятельности и поведения, предполагающая способность принимать решение со знанием дела, должна сопровождать все виды жизнедеятельности человека. Велика роль воли во внутриличностном конфликте, где только с ее помощью человек может преодолеть сложности ситуации.

Постоянно уточнять и корректировать для себя иерархию ролей. Стремление реализовать все функции, вытекающие из той или иной роли, учесть все  пожелания окружающих неизбежно  приведет к возникновению внутриличностных конфликтов.

Предупреждению ролевых  внутриличностных конфликтов способствует достаточно высокий уровень личностной зрелости. Он предполагает выход за пределы чисто ролевого поведения  с его шаблонными реакциями, с  жестким следованием принятым стандартам. Подлинная нравственность — это  не слепое выполнение общепринятых норм морали, а возможность собственного морального творчества, «надситуативной» активности» личности[9].

Необходимо стремиться к  тому, чтобы оценка человеком своего «Я» была бы соответствующей его  действительному «Я», т. е. обеспечивать адекватность самооценки. Заниженная или завышенная самооценка часто  связана с нежеланием или неумением признаться себе в чем-либо. Бывает и так, что человек оценивает себя адекватно действительности, но желает, чтобы другие оценивали его иначе. Подобный оценочный диссонанс рано или поздно приведет к внутриличностному конфликту.

Не копить проблемы, которые  требуют разрешения. Сдвигание решения задач «на потом» или позиция «страуса с головой в песке» — далеко не лучший способ избегания трудностей, так как в итоге человек вынужден будет делать выбор, что чревато конфликтами.

Не стоит браться за все сразу, не следует стремиться реализовать все одновременно. Оптимальный  выход — создание приоритетов  в реализуемых программах и выполняемых  задачах. Сложные проблемы лучше  решать по частям. Стараться не лгать. Можно возразить, что нет людей, которые бы никогда никому не лгали. Это действительно так. Но всегда есть возможность в ситуациях, когда нельзя сказать правду, просто уклониться от ответа: изменить тему разговора, промолчать, отделаться шуткой и т.д. Ложь может создать внутриличностные проблемы, неприятные ситуации в общении, которые повлекут переживания, актуализацию чувства вины.

Стараться  по-философски  относиться  к превратностям судьбы, не паниковать, если удача изменяет вам.

Информация о работе Экспериментальное исследование выявления наличия внутриличностного конфликта у работников трудового коллектива ОАО «Фружеле»