Эмоциональное выгорание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:42, курсовая работа

Описание

Проблема стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Профессиональная деформация как следствие «эмоционального выгорания» ………………………………………………………………….….…7
1.1. Психическая деформация личности……………………………………..….7
1.2. Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»……...….10
1.3. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания………………………………………………………………………..…..13
1.4. Динамика развития и психологическая симптоматика синдрома эмоционального выгорания……………………………………….………………...18
Глава 2. Результаты и их обсуждение……………………………………….…22
2.1. Диагностика уровня сформированности синдрома «эмоционального выгорания» и ведущих симптомов эмоционального выгорания ………….…22
2.2. Построение личности по методике СМОЛ…………….…………….……27
2.3 Исследование уровня тревожности на момент диагностик………………31
2.4. Анализ и интерпретация результатов исследования……………..………33
Рекомендации ………………………………………………………………..…..35
Заключение ………………………………………………………………………36
Список литературы………………………………………………………..……..40

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕкурсача.doc

— 270.50 Кб (Скачать документ)

Поведение медицинских работников, работающих в экстремальных условиях, тяготеет к двум крайностям - дистанцирование и полное слияние. Когда дистанция пространственная и эмоциональная между вами и другим человеком слишком мала, вы «заражаетесь» его состоянием, как бы втягиваетесь в него и теряете «чувство себя». Это один вариант возникновения синдрома эмоционального выгорания.

Другой  вариант — человек настолько  жёсток по своей структуре, что просто не подпускает других к себе. На общение  он идет, подстегивая себя словом «должен». В этой группе люди, как будто компенсирующие недостаточность своей личной жизни. Например, у человека нет своих детей или не ладятся отношения с ними, и человек компенсирует то, что у него не складывается в частной жизни, в отношениях с окружающими [17., с. 87]

Таким образом, профессиональная деформация является следствием эмоционального выгорания, которое, в свою очередь, формируется  в результате неуправляемого стресса. Процесс адаптации к новым, а тем более к экстремальным условиям требует больших затрат функциональных резервов организма. Когда требования (внешние и внутренние) преобладают над ресурсами, у человека возникают функциональные нарушения. Затем они сменяются морфологическими изменениями в организме, которые свидетельствуют о возникновении болезни.  
 

1.2. Подходы к изучению  феномена «эмоционального  выгорания»

Термин  «эмоциональное выгорание» введён американским психиатром X. Дж. Фрейденбергом в 1974 году, для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [17., с. 85]

По мнению А. М. Ричардсена, данные современных  исследований наглядно показали, что эмоциональное выгорание отличается от других форм стресса, что это не просто «слабый» синоним более устоявшихся обозначений данных симптомов.

Некоторые из авторов возражали против термина  «выгорание» из-за его неопределенности и частичного совпадения с родственными понятиями, например, посттравматическим стрессовым расстройством, депрессией или «хандрой» (в более корректном психиатрическом термине — дистимией).

В 1981 году вышла работа американских психологов К. Маслач, С. Е. Джексона, в которой  возможность психического выгорания  ограничивается представителями коммуникативных профессий. Эти же авторы разработали опросник «MBI». В соответствии с их подходом, синдром психического выгорания представляет собой трёхмерный конструкт, включающий:

1.  эмоциональное  истощение;

2.  деперсонализацию  (тенденцию развивать негативное отношение к клиентам);

3.  редуцирование  личных достижений проявляется  либо в тенденции к негативному  оцениванию себя в профессиональном  плане, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим, снятие с себя ответственности и перекладывание её на других [12., с. 16]

Структура синдрома эмоционального выгорания, по В. В. Бойко, представляет собой последовательность трёх фаз:

1. напряжение  включает симптомы - переживание  психотравмирую-щих обстоятельств,  неудовлетворённость собой, загнанность  в клетку, тревогу и депрессию;

2.резистенция  включает симптомы - неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственную дезориентацию, расширение сферы экономии эмоций, редукцию профессиональных обязанностей;

3.истощение  включает симптомы - эмоциональный  дефицит, эмоциональную отстранённость, личностную отстранённость (деперсонализацию), психосоматические и психовегетативные нарушения [4., с 154]

Б. Пельман  и Е. Хартман выделили три главных  компонента эмоционального выгорания:

1. Эмоциональное  истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошённости, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов.

2.Деперсонализация  связана с возникновением равнодушного  и даже негативного отношения  к людям, обслуживаемым по роду  работы. Контакты с ними становятся формальными, безличными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.

3.Сниженная  рабочая продуктивность проявляется в снижении самооценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, негативном отношении к себе как личности.

А. Пинес  и Е. Аронсон рассматривают синдром  эмоционального выгорания как одномерную конструкцию. Эмоциональное выгорание - это состояние физического и психического истощения, вызванное длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях [12., с. 17]

А. Чиром  считает эмоциональное выгорание  комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления. Он полагает,

что главный  фактор эмоционального выгорания - это  эмоциональное истощение, а дополнительные компоненты являются следствием либо поведения (купирования стресса), ведущего к деперсонализации, либо собственно когнитивно-эмоционального выгорания, что выражается в редуцировании личных достижений (деформации субъективной оценки собственных возможностей). И то и другое проявляется в деформации личности и имеет непосредственное значение для её социального здоровья.

В исследованиях  российских менеджеров, проводимых Н. Е. Водопьяновой, А. Б. Серебряковой, Е. С. Старченковой изучалось влияние стилей поведения в проблемных ситуациях и личностных характеристик на степень выраженности синдрома психического выгорания. Было обнаружено, что наиболее высокое эмоциональное истощение и редуцирование личных достижений наблюдается у тех менеджеров, которые предпочитают «избегание», а так же чем больше истощение, тем ниже самооценка и больше деформация самоотношения. Эмоциональное истощение часто сопровождается мотива-ционной деформацией, что является защитной реакцией организма на психологические стрессы [7., с.12]

Таким образом, существует множество различных  подходов к изучению феномена эмоционального выгорания. Большинство из них основано на теории стресса Г.Селье. Эмоциональное выгорание является следствием эмоционального напряжения, которое неизбежно сопровождает деятельность, связанную с общением с людьми. Эмоциональное выгорание это состояние физического и психического истощения, которое проявляется в чувстве опустошенности. Следствием этого является равнодушное или негативное отношение к людям, а также снижение рабочей продуктивности. 
 
 
 
 

 1.3. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания

В литературе выделяют три фактора, играющих существенную роль в эмоциональном выгорании: личностный, ролевой и организационный. Среди личностных особенностей, способствующих эмоциональному выгоранию, X. Дж. Фрейденберг выделяет эмпатию, гуманность, увлекаемость, идеализиро-ванность, интровертированность, фанатичность [12., с. 18]

В. И. Ковальчук  отмечает, что люди с низким уровнем  самооценки и экстернальным локусом  контроля больше подвержены эмоциональному выгоранию.

В. В. Бойко  указывает на следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств в профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности [4., с. 157]

Роджерс, Добсон выделяют следующие личностные факторы: склонность к интроверсии (низкая социальная активность и адаптированность), реактивность, жёсткость и авторитарность по отношению к другим, низкий уровень самоуважения, чрезмерно высокая или низкая мотивация успеха, трудоголизм, высокий уровень эмпатии, реакция на стресс по типу «А», возраст, профессиональный стаж.

В связи  с развитием «сгорания» для К. Кондо наиболее важно в человеке то, что является стрессом, и то, как разрешается стрессовая ситуация. Наиболее уязвимы те, кто реагирует на стресс по типу «А»: агрессивно, в соперничестве, любой ценой; стрессогенный фактор вызывает у них чувство подавленности, уныния из-за неосуществления того, что хотелось достичь [8., с. 222]

Часто реакция на трудности наиболее ярко выражена в эмоциональной сфере. Она не редко оказывается основной «мишенью» стрессового воздействия, но главный ресурс для преодоления  стресса может быть найден в других сферах психики. Важную роль здесь играет построение более гармоничных эмоциональных отношений. Поиск такой сферы, её активизация составляют основную задачу психологической поддержки в преодолении жизненных трудностей. Если стоящие перед человеком трудности не превышают его потенциала психологической устойчивости, то их преодоление повышает гибкость адаптационных процессов, расширяет спектр выхода из трудных жизненных ситуаций, обогащает опыт проявления своей активности.

Важнейшим условием защиты человека от психических  стрессов является жизненная стратегия, в частности, система ценностей.

Л. И. Анциферова предлагает следующую классификацию  типов поведения в стрессовых ситуациях:

1)экстерналы - уход от трудных ситуаций, обвинение  в своих трудностях других людей, низкая мотивация достижения, стремление подчиняться другим;

2)интерналы  - предпочитают конструктивную стратегию  совладения с трудностями, стараясь  видеть их источник в себе, уверены в своих силах, отличаются высокой ответственностью и стрессоустойчивостью, любое событие рассматривают как стимул для развития своих возможностей, такой тип формируется в детстве при наличии объекта подражания, предоставлении родителями самостоятельности в решении жизненных проблем [3., с. 35]

В литературе выделяют типы людей подверженных синдрому эмоционального выгорания:

1.Педантичный  - характеризуется добросовестностью,  болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка, излишней привязанностью к прошлому. Симптомы переутомления - апатия, сонливость.

2.Демонстративный - характеризуется стремлением первенствовать во всём, свойственна высокая степень истощаемости при выполнении рутинной

работы. Переутомление выражается в излишней раздражительности, гневливости.

З.Эмотивный - характеризуется чувствительностью, впечатлительностью, склонностью воспринимать чужую боль граничит с патологией, с саморазрушением.

В. Шауфели  обнаружил, что эмоциональное истощение  и сниженный уровень собственного достоинства имеют значимые связи  с желанием социального сходства. При этом субъекты с высоким уровнем эмоционального выгорания и низким уровнем собственного достоинства избегают контактов с более успешными субъектами и ситуаций социального сравнения. То есть ситуации социального сравнения или оценки для определённых лиц выступают в качестве сильных стресс-факторов, оказывающих разрушающее влияние на их личность [6., с. 15]

Синдром эмоционального выгорания рассматривается  К. Кондо как следствие производственных стрессов, как процесс дезадаптации к рабочему месту или профессиональным обязанностям. При этом основным предрасполагающим фактором «выгорания» является продолжительность и чрезмерная рабочая нагрузка в ситуациях напряжённых межличностных отношений. Такая работа сопровождается чрезмерной потерей психологической энергии, приводит к психосоматической усталости и эмоциональному истощению и как результат - беспокойство, раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащённого сердцебиения, одышки, желудочно-кишечных расстройств, головных болей, пониженного давления, нарушений сна, а также семейные проблемы. Такое включение стрессогенных факторов в факторы эмоционального выгорания значительно расширило круг соответствующих профессий [12., с. 20]

Организационный фактор эмоционального выгорания связан с тем, что работа может быть многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющей трудноизмеримое содержание, требующей исключительной продуктивности или соответствующей подготовки, или с тем, что характер руководства

Информация о работе Эмоциональное выгорание