Эмоциональное выгорание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:42, курсовая работа

Описание

Проблема стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Профессиональная деформация как следствие «эмоционального выгорания» ………………………………………………………………….….…7
1.1. Психическая деформация личности……………………………………..….7
1.2. Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»……...….10
1.3. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания………………………………………………………………………..…..13
1.4. Динамика развития и психологическая симптоматика синдрома эмоционального выгорания……………………………………….………………...18
Глава 2. Результаты и их обсуждение……………………………………….…22
2.1. Диагностика уровня сформированности синдрома «эмоционального выгорания» и ведущих симптомов эмоционального выгорания ………….…22
2.2. Построение личности по методике СМОЛ…………….…………….……27
2.3 Исследование уровня тревожности на момент диагностик………………31
2.4. Анализ и интерпретация результатов исследования……………..………33
Рекомендации ………………………………………………………………..…..35
Заключение ………………………………………………………………………36
Список литературы………………………………………………………..……..40

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕкурсача.doc

— 270.50 Кб (Скачать документ)

Л. Симптом  «личностной отстраненности, или  деперсонализации».

М. Симптом  «психосоматических и психовегетативных  нарушений». 
 
 

Таблица 1

Результаты  исследования степени «эмоционального выгорания» у медицинских работников

№ исп. А Б В Г Д Е Ж З И К Л М 1ф. 2ф. 3ф.
1 28 8 5 15 18 17 2 17 15 18 18 15 57 54 60
2 22 11 8 12 11 10 17 15 11 19 3 4 53 53 57
3 22 6 3 3 12 17 10 8 11 12 10 10 34 47 43
4 24 15 2 6 15 5 15 10 8 16 15 7 47 35 46
5 15 3 0 11 0 5 10 3 5 10 5 10 29 18 20
6 27 5 10 10 18 7 8 12 18 13 23 5 52 55 59
7 9 8 5 19 23 23 7 23 31 12 8 3 40 76 55
8 2 0 0 3 10 7 5 10 0 5 5 0 5 32 20
9 5 8 5 0 20 15 10 8 10 12 18 7 18 43 47
10 7 2 0 0 21 25 14 20 16 13 8 2 9 80 49
 

Обработав полученные данные можно вывести  следующий результат:

Таблица 2

симптом Стадии  формирования
отсутствует         формируется                  сформировался
кол-во       %          кол-во         %          кол-во            %
А 3 30 2 20 5 50
Б 8 80 2 20 - -
В 8 80 2 20 - -
Г 6 60 4 40 - -
Д 1 10 6 60 3 30
Е 3 30 5 50 2 20
Ж 4 40 6 60 - -
З 3 30 5 50 2 20
И 3 30 6 60 1 10
К 1 10 9 90 - -
Л 5 50 3 30 2 20
М 7 70 3 30 - -
 

Из таблицы 2 , можно сделать такое заключение в группе исследуемых сформировался симптом А- переживание психотравмирующих обстоятельств. Он проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Нарастает раздражение, выливаясь в отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений "выгорания".

Формируются симптомы:

Д - неадекватное избирательное реагирование

Е- эмоционально-нравственная дезориентация

3 - редукция  профессиональных обязанностей

И - эмоциональный дефицит

К - эмоциональная  отстраненность

Ж- расширение сферы экономии эмоций

Их проявления отражаются на неадекватной экономии эмоций, профессионал ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Действует принцип "хочу - не хочу"; сочту нужным - уделю внимание данному партнеру, будет настроение - откликнусь на его состояние и потребности. Самому же человеку кажется, что он поступает должным образом, однако субъект общения фиксирует иное - эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие. В общении с родными, приятелями, на работе, устав от контактов, разговоров человеку не хочется общаться даже с близкими.

Эти симптомы проявляются в попытках облегчить  или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Реагирование без чувств и эмоций - наиболее яркий симптом "выгорания". Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения.

Отрадно то, что практически отсутствуют  симптомы Б, В, Г:

Б - неудовлетворенность собой

В - загнанность  в клетку

Г - тревога  и депрессия

Это говорит  о том, что здесь действительно  работают люди своего дела, что они  не случайны в этой профессии и  довольны ею.

По фазам  «Эмоционального выгорания» складывается следующая ситуация:

  1. Фаза «напряжения»

Тенденция к развитию выявлена у 50 % испытуемых, графически это выглядит так:

Рис. 1 Фаза «Напряжения»

  1. Фаза «Резистенции»

Исходя  из данных получается, что 

у 30% тестируемых  тенденция к развитию этой фазы отсутствует,

- 50% формируется,

- 20% сформировалась,

Графически  это выглядит так: 

Рис. 2 Фаза «Резистенции»

  1. Фаза «истощения»

Выявлены  следующие показатели:

У 80% медицинских  работников склонность к данным показателям  отсутствует,

У 20%- формируется, графически это выглядит так: 

 
рис 3. Фаза «Истощение»
 

Большой процент испытуемых находится во 2 ой фазе - резистентности (сопротивлении). Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента  появления тревожного напряжения. Это  естественно: человек осознанно  или бессознательно стремится к психологическому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств.

2.2. Построение личности по методике СМОЛ.

СМОЛ  (сокращенный многопрофильный опросник личности). Он применяется для построения личности (является сокращенным вариантом теста MMPI). СМОЛ содержит 71 вопрос, 11 шкал, из них 3-оценочные. Первые три оценочные шкалы измеряют искренность испытуемого, степень достоверности результатов тестирования и величину коррекции, вносимую чрезмерной осторожностью. Остальные 8 шкал являются базисными и оценивают свойства личности.

    Шкалы :

    • Ипохондричности
    • Депрессии
    • Истерии
    • Психопатии
    • В этом варианте опросника не используется
    • Паранояльности
    • Психастении
    • Шизоидности
    • Гипомании

Возможна  оценка данных качеств как в рамка психологических особенностях, так и психической патологии. Высокими оценками по всем шкалам являются оценки превышающие оценки 70 т, а низкими меньше 40 т.

Таблица 3

Таблица данных по методике СМОЛ

№ исп. Стаж  Возраст L F K 1 2 3 4 6 7 8 9
1 3г. 24 0 0 3 10 11 13 12 7 16 15 6
2 4г. 26 1 1 6 10 5 13 7 4 13 13 7
3 4г. 35 0 1 4 6 2 9 10 6 12 13 7
4 6л. 39 0 1 6 6 5 7 7 2 10 11 3
5 4г. 27 1 3 5 7 3 10 5 5 11 11 5
6 3г. 24 0 0 7 9 9 8 11 7 14 15 8
7 20л. 48 0 0 8 6 5 9 10 3 14 14 9
8 13л. 36 2 2 7 5 4 4 11 2 10 11 6
9 6л. 26 1 1 8 5 4 5 7 1 8 9 6
10 30л. 50 1 1 6 7 7 7 12 4 9 11 5

Информация о работе Эмоциональное выгорание