Эмоциональное выгорание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:42, курсовая работа

Описание

Проблема стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Профессиональная деформация как следствие «эмоционального выгорания» ………………………………………………………………….….…7
1.1. Психическая деформация личности……………………………………..….7
1.2. Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»……...….10
1.3. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания………………………………………………………………………..…..13
1.4. Динамика развития и психологическая симптоматика синдрома эмоционального выгорания……………………………………….………………...18
Глава 2. Результаты и их обсуждение……………………………………….…22
2.1. Диагностика уровня сформированности синдрома «эмоционального выгорания» и ведущих симптомов эмоционального выгорания ………….…22
2.2. Построение личности по методике СМОЛ…………….…………….……27
2.3 Исследование уровня тревожности на момент диагностик………………31
2.4. Анализ и интерпретация результатов исследования……………..………33
Рекомендации ………………………………………………………………..…..35
Заключение ………………………………………………………………………36
Список литературы………………………………………………………..……..40

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕкурсача.doc

— 270.50 Кб (Скачать документ)
 

По данным таблицы  видно, что:

Оценочные шкалы:

Шкала искренности (L)

Высокие показатели показало 50% опрашиваемых,

Средние – 40%,

Низкие- 10%

Шкала достоверности (F)

Высокие показатели составили 80% испытуемых,

Средние -20%,

Низкие  показатели отсутствуют

Шкала коррекции (K)

Высокие показатели показало 20 % тестируемых,

Средние - 40%,

Низкие -20%

Следовательно, можно сделать вывод, что работники  в сфере медицины отвечали достаточно искренне и полученные данные можно считать достоверными.

Базисные  шкалы:

Ипохондричность:

Высокие показатели составили 30%,

Средние- 20%

Низкие- 50%

 Депрессия:

Высокие показатели достигли 10%,

Средние 30%

Низкие 60%

Истерия:

Высокие показатели – 50%

Средние- 30%

Низкие- 20%

Психопатия:

Высокие показатели выросли до 50%,

Средние- 30%

Низкие  – 20%

Паранойяльность:

Высокие показатели составили 30%

Средние- 20%

Низкие 50%

Психоастения:

Высокие показатели выросли до 60%

Средние – 40%

Низкие  – 20%

Шизоидность:

Высокие показатели достигли 60%

Средние 30%

Низкие 10%

Гипомания
Высокие показатели  составили 40%

Средние 50%

Низкие 10% 
 
 
 

В виде графика это выглядит так:

Рис 4. Результаты данных по методике СМОЛ 

Из этих данных в группе испытуемых выделяются доминирующие шкалы: 3,4,7,8, что указывает на выраженность неустойчивости фона настроения, склонности к драматизации событий, чувствительности, возможно обнаружение таких черт, как импульсивность, конфликтность, агрессивность, тревожность.

Со средними значениями преобладают 6 и 9 шкалы. Они  регистрируют такие свойства, как  нерешительность, обидчивость, склонность к прямоте в общении, практичность, оптимизм.

Не свойственна данной группе (шкалы 1 и 2) чувствительность к плохой переносимости смены обстановки, пассивность, медленная приспособляемость, депрессия, пессимистичность.

2.3. Исследование уровня тревожности на момент диагностики.

Данный  тест является надежным и информативным  способом самооценки уровня тревожности  в данный момент: реактивная тревожность (как состояние) и личностная тревожность (как устойчивая характеристика человека). Тест разработан Ч.Д.Спилбергом (США) и адаптирован Ю.Л.Ханиным. Шкала самооценки состоит из 2-х частей, раздельно оценивающих реактивную и личностную тревожность.

до 30    --- низкая тревожность

31 - 45 —  умеренная тревожность

46 и  более - высокая тревожность                     

Таблица 4

Результаты  оценки уровня тревожности по методике Спилбергера

    № исп. Стаж Возраст Реактивная  тревожность Личностная тревожность
    1 3г. 24 54 63
    2 4г. 26 31 52
    3 4г. 35 23 34
    4 6л. 39 40 44
    5 4г. 27 27 45
    6 3г. 24 28 42
    7 20л. 48 27 44
    8 13л. 36 11 38
    9 6л. 26 12 28
    10 30л. 50 42 44
 

Из таблицы  № 4 видно:

Реактивная  тревожность

низкая  составляет 60%

умеренная - 30%

высокая -10%

Графически  это выглядит так: 

Рис. 5 Результаты данных по « Реактивной тревожности»

Личностная  тревожность

Низкая  доходит до 10%

Умеренная- 70%

Высокая- 20%

Графически  можно представить это так:

Рис. 6 Результаты данных по «Личностной тревожности» 

Таким образом, в группе испытуемых преобладает  низкая реактивная тревожность и  умеренная личностная тревожность. Низкая реактивная тревожность требует  повышенного внимания к мотивам  деятельности и повышенного  чувства  ответственности. Высокая личностная тревожность предполагает склонность к появлению тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности.

2.4. Анализ и интерпретация  результатов исследования.

 При  диагностике выяснилось, что работники  в сфере медицины отвечали достаточно искренне и полученные данные можно считать достоверными.

Можно сделать такое заключение: в группе исследуемых присутствует переживание психотравмирующих обстоятельств, проявляющееся в усиливающемся осознании психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. Нарастает раздражение, выливаясь в отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений "выгорания": неадекватному избирательному реагированированию, эмоционально-нравственной дезориентации, редукции профессиональных обязанностей, эмоциональному дефициту,  эмоциональной отстраненности,  расширению сферы экономии эмоций.

Их проявления отражаются на неадекватной экономии эмоций, профессионал ограничивает эмоциональную отдачу за счет выборочного реагирования в ходе рабочих контактов. Самому же человеку кажется, что он поступает должным образом, однако субъект общения фиксирует иное - эмоциональную черствость, неучтивость, равнодушие. В общении с родными, приятелями, на работе, устав от контактов, разговоров человеку не хочется общаться даже с близкими.

Эти симптомы проявляются в попытках облегчить  или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат. Реагирование без чувств и эмоций - наиболее яркий симптом "выгорания". Он свидетельствует о профессиональной деформации личности и наносит ущерб субъекту общения.

В свою очередь за этим следует большой  процент возникновения фазы резистентности. Фактически сопротивление нарастающему стрессу начинается с момента появления тревожного напряжения. Это естественно: человек осознанно или бессознательно стремится к психологическому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств.

Характеризуется фаза резистенции неустойчивостью фона настроения, склонностью к драматизации событий, чувствительностью, возможно обнаружение таких черт, как импульсивность, конфликтность, агрессивность, тревожность.

У обследуемых  низкая реактивная тревожность требует повышенного внимания к мотивам деятельности и повышенного  чувства ответственности. Высокая личностная тревожность предполагает склонность к появлению тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. 
 

С другой стороны выяснилось, что испытуемые не зря выбрали данную сферу работы, так как она подходим им в большой мере, не свойственна медицинским работникам чувствительность к плохой переносимости смены обстановки, пассивность, медленная приспособляемость, депрессия, пессимистичность.

Рекомендации:

Для профилактики эмоционального выгорания медицинских работников:

  • повышение коммуникативных умений с помощью активных методов обучения (социально-психолгоические тренинги, деловые игры);
  • обучение эффективным стилям коммуникаций и разрешению конфликтных ситуаций;
  • тренинги, стимулирующие мотивацию саморазвития, личностного и профессионального роста;
  • антистрессовые программы и группы поддержки, ориентированные на личностную коррекцию самооценки, уверенности, социальной смелости, социальной смелости, эмоциональной устойчивости и психофизической гармонии, путем овладения способами саморегуляции и планирования личной и профессиональной карьеры.
  • Осознания себя, способность брать на себя ответственность, принимать решения и делать выбор, умение строить гармоничнее взаимоотношения с другими людьми, открытость изменениям и принятие своего и чужого опыта во всем его разнообразии.
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Данная  работа посвящена изучению профессиональной психической деформации медицинских  работников, ее взаимосвязь с личностными качествами сотрудников.

В работе выдвинута гипотеза, которая подтвердилась в ходе исследования, о том, что личностные факторы медицинских работников являются предрасполагающими факторами к развитию синдрома эмоционального выгорания.

Первая глава посвящена анализу подходов к изучению феномена эмоционального выгорания, в этой главе психическая деформация рассматривается как следствие эмоционального выгорания.

Во второй главе проводиться анализ полученных данных  по методикам: СМОЛ, «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко, диагностика реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера.

По методике «Эмоциональное выгорание» 70% испытуемых находится во 2-й фазе «эмоционального выгорания». Для них характерны такие черты характера, как тревожность, чувствительность в сочетании с эмоциональной холодностью, неустойчивость настроения, активность: умеренная личностная тревожность.

Лица  с формирующейся 3-ей фазой составляет 20% испытуемых. Наше исследование показывает, что у них преобладает ипохондричность. Она проявляется в медлительности, пассивности, ориентации в поведении на традиции, общепризнанные нормы. Также характерными являются черты истерии, психастении,  шизоидности. У этих людей ярко выражена реактивная тревожность.

Выводы:

  1. профессиональная деформация является следствием эмоционального выгорания, которое, в свою очередь, формируется в результате неуправляемого стресса. Процесс адаптации к новым, а тем более к экстремальным условиям требует больших затрат функциональных резервов организма. Когда требования (внешние и внутренние) преобладают над ресурсами, у человека возникают функциональные нарушения. Затем они сменяются морфологическими изменениями в организме, которые свидетельствуют о возникновении болезни.
  2. существует множество различных подходов к изучению феномена эмоционального выгорания. Большинство из них основано на теории стресса Г.Селье. Эмоциональное выгорание является следствием эмоционального напряжения, которое неизбежно сопровождает деятельность, связанную с общением с людьми. Эмоциональное выгорание это состояние физического и психического истощения, которое проявляется в чувстве опустошенности. Следствием этого является равнодушное или негативное отношение к людям, а также снижение рабочей продуктивности.
  3. существует множество различных факторов, обуславливающих развитие синдрома эмоционального выгорания: особенности личности, особенности поведения в стрессовых ситуациях, процесс адаптации к рабочему месту и должностным обязанностям, организационные факторы (высокая производственная нагрузка, низкая оплата труда, отсутствие профессионального роста и т. д.). К этим факторам можно отнести и психологически трудный контингент, с которым приходиться сталкиваться специалисту в процессе своей деятельности (тяжелые, умирающие больные и их родственники).
  4. эмоциональное выгорание проходит в несколько стадий. Сначала наблюдается притупление эмоций вследствие чрезмерного участия, затем появляется чувство усталости, которое сменяется снижением интереса к своей работе. Основными психологическими симптомами эмоционального выгорания являются: повышенная утомляемость, раздражительность, постоянное чувство вины, утрата чувства юмора, формальное выполнение профессиональных обязанностей, душевная черствость, циничность, агрессивность, склонность к перепадам настроения, депрессия. Также наблюдаются психосоматические реакции: бессонница, повышенное давление, сексуальные расстройства и т. д.

Информация о работе Эмоциональное выгорание