Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 11:42, курсовая работа
Проблема стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми.
Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Профессиональная деформация как следствие «эмоционального выгорания» ………………………………………………………………….….…7
1.1. Психическая деформация личности……………………………………..….7
1.2. Подходы к изучению феномена «эмоционального выгорания»……...….10
1.3. Факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания………………………………………………………………………..…..13
1.4. Динамика развития и психологическая симптоматика синдрома эмоционального выгорания……………………………………….………………...18
Глава 2. Результаты и их обсуждение……………………………………….…22
2.1. Диагностика уровня сформированности синдрома «эмоционального выгорания» и ведущих симптомов эмоционального выгорания ………….…22
2.2. Построение личности по методике СМОЛ…………….…………….……27
2.3 Исследование уровня тревожности на момент диагностик………………31
2.4. Анализ и интерпретация результатов исследования……………..………33
Рекомендации ………………………………………………………………..…..35
Заключение ………………………………………………………………………36
Список литературы………………………………………………………..……..40
со стороны «вышестоящих» не соответствует содержанию работы. Администрация может смягчить развитие эмоционального выгорания, если обеспечит работникам возможность профессионального роста, наладит поддерживающие социальные и другие положительные моменты, повышающие мотивацию.
А. Пайнс установил связь эмоционального выгорания с чувством значимости себя на рабочем месте, с профессиональным продвижением, автономией и уровнем контроля со стороны руководителя.
Как отмечает
В. И. Ковальчук, риск возникновения
профессионального выгорания
Распределение
ответственности и
В литературе выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального сгорания — наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные).
Высокая
производственная нагрузка, круглосуточный
режим работы с обязательными
дежурствами, ожидание осложнений в
состоянии больных требуют
Чем больше производственная нагрузка, тем меньше медицинский работник испытывает удовольствие от самого процесса работы. Причинами усталости и нервозности можно назвать превышение нормативного числа пациентов, большой объём канцелярско-оформительской работы, низкая техническая оснащенность рабочего места и постоянный дефицит лекарственных средств.
Медицинский персонал подвержен высокому профессиональному риску заражения парентеральными вирусными гепатитами, ВИЧ-инфекцией, туберкулёзом.
Факторы риска для работников здравоохранения:
1)наличие
лекарств или денег в лечебно-
2)взаимодействие с лицами, злоупотребляющими алкоголем, наркотиками;
3)неукомплектованные
штаты лечебно-
4)изолированная работа с пациентом во время осмотра и ухода;
5)контакт
с пациентами, которые находятся
в состоянии стресса,
6)продолжительное
время ожидания помощи и
Таким образом, существует множество различных факторов, обуславливающих развитие синдрома эмоционального выгорания: особенности личности, особенности поведения в стрессовых ситуациях, процесс адаптации к рабочему месту и должностным обязанностям, организационные факторы
(высокая
производственная нагрузка, низкая
оплата труда, отсутствие
1.4. Динамика развития и психологическая симптоматика синдрома эмоционального выгорания
Развитие синдрома эмоционального выгорания носит стадиальный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты - следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома эмоционального выгорания появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе [17., с. 88]
Сначала
наблюдается приглушение
Симптомы
профессионального выгорания
Изменения
в поведении «выгорающего»
Изменения в чувствах «выгорающего» специалиста: утрата чувства юмора или юмор висельника; постоянное чувство неудачи, вины и самообвинения; часто испытывает гнев, чувство обиды и горечи; повышенная раздражительность, проявляемая на работе и дома; ощущение, как будто к нему придираются; чувство обескураженности и равнодушия; бессилие; снятие стресса, а не творческая деятельность.
В литературе выделяют в развитии эмоционального выгорания, последовательно сменяющие друг друга стадии, различающиеся по степени вовлечённости человека в этот процесс и соответственно по степени обратимости:
1.Невротическая реакция. Это такие проявления истощения нервной системы, как повышенная утомляемость, снижение умственной (и возможно физической) работоспособности, многообразные проявления телесного дискомфорта. Здесь же и раздражительность, и повышенная конфликтность, когда человек срывает собственное дурное настроение на окружающих.
2.Невротическое развитие. Изменяется поведение человека: меняется его отношение к работе, вплоть до появления отвращения к ней, следствием чего становится формальное выполнение профессиональных обязанностей. Это сочетается с социальной отгороженностью - человек воздвигает невидимый барьер между собой и окружающими. При общении с таким собеседником возникает ощущение, что он находится как бы за стеклом.
3.Стойкое изменение личности. Эти изменения укладываются в русло так называемой профессиональной деформации личности. Обычно это проявляется в форме душевной чёрствости, циничности, а также подчёркнутой агрессивности. Всё это протекает на фоне общего эмоционального оскудения, когда человек постепенно утрачивает способность радоваться жизни. Ситуация может усугубляться склонностью к перепадам настроения, появлению кратковременных эпизодов эмоционального спада или затяжных периодов депрессии (нередко скрытой, в состоянии которой человек может пребывать годами).
Согласно концепции М. Буриша, в развитии синдрома профессионального выгорания можно выделить несколько главных фаз:
1.Предупреждающая
фаза - чрезмерное участие (
2.Снижение уровня собственного участия - по отношению к сотрудникам, пациентам (потеря положительного восприятия коллег, переход от помощи к надзору и контролю, приписывание вины за собственные неудачи другим людям), по отношению к остальным окружающим (отсутствие эмпатии, безразличие), по отношению к профессиональной деятельности (нежелание выполнять свои обязанности, искусственное продление перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени, акцент на материальный аспект).
3.Эмоциональные реакции - депрессия (постоянное чувство вины, снижение самооценки, безосновательные страхи, апатия, лабильность настроений), агрессия (защитные установки, обвинение других, отсутствие толерантности и способности к компромиссу, подозрительность, конфликты с окружением).
4.Фаза деструктивного поведения:
- сфера интеллекта (снижение концентрации внимания, отсутствие способности к выполнению сложного задания, ригидность мышления, отсутствие воображения);
- мотивационная сфера (отсутствие собственной инициативы, снижение эффективности деятельности, выполнение заданий строго по инструкции);
- эмоционально-социальная сфера (безразличие, избегание неформальных контактов, отсутствие участия в жизни других либо чрезмерная привя-занность к конкретному лицу, избегание тем, связанных с работой, самодостаточность, одиночество).
5.Психосоматические
реакции - снижение иммунитета, неспособность
к релаксации в свободное
б. Разочарование - отрицательная жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциальное отчаяние.
Изменение отношения к профессиональной деятельности, от положительной до безразличной и отрицательной, можно проследить на примере «выгоревшего» врача, который рассматривает пациента исключительно как медицинский случай. Происходит обезличивание отношений между участниками этого процесса, которое подавляет проявление гуманных форм поведения между людьми и создает угрозу для личностного развития представителей социальной профессии [17., с. 91]
Таким
образом, эмоциональное выгорание проходит
в несколько стадий. Сначала наблюдается
притупление эмоций вследствие чрезмерного
участия, затем появляется чувство усталости,
которое сменяется снижением интереса
к своей работе. Основными психологическими
симптомами эмоционального выгорания
являются: повышенная утомляемость, раздражительность,
постоянное чувство вины, утрата чувства
юмора, формальное выполнение профессиональных
обязанностей, душевная черствость, циничность,
агрессивность, склонность к перепадам
настроения, депрессия. Также наблюдаются
психосоматические реакции: бессонница,
повышенное давление, сексуальные расстройства
и т. д.
Глава 2. Результаты и их обсуждение.
В исследовании принимали участие 10 человек – медицинские работники…. для исследования применялись методики «Эмоциональное выгорание» В. В. Бойко, СМОЛ и «Диагностика уровня реактивной и личностной тревожности» Ч. Д, Спилбергера
2.1. Диагностика уровня сформированности синдрома «эмоционального выгорания» и ведущих симптомов эмоционального выгорания.
Методика направлена на выявление уровня сформированности синдрома эмоционального выгорания и ведущих симптомы эмоционального выгорания у испытуемых.
Методика «Эмоциональное выгорание» В.В.Бойко состоит из опросника, включающего в себя 84 суждения. Интерпретация результатов тестирования проводится по трем фазам, включающих в себя по 4 симптома.
Фаза «напряжения»:
A. Симптом переживания психотравмирующих обстоятельств». Б. Симптом «неудовлетворенности собой».
B. Симптом «загнанности в клетку». Г. Симптом «тревоги и депрессии».
Фаза «резистенции»
Д. Симптом «неадекватного избирательного эмоционального реагирования».
Е. Симптом «эмоционально-нравственной дезориентации».
Ж. Симптом «расширения сферы экономии эмоций».
3. Симптом
«редукции профессиональных
Фаза «истощения»
И. Симптом «эмоционального дефицита».
К. Симптом «эмоциональной отстраненности».