Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 06:10, курсовая работа
Цель исследования: выявление оптимальных методов психологической коррекции и осуществление коррекции депрессивных состояний у подростков.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретическую и научно-практическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить специфику депрессивных состояний в подростковом возрасте.
3. Выявить подростков с депрессивными состояниями.
4. Разработать и реализовать программу коррекции депрессивных состояний в подростковом возрасте и проверить ее эффективность.
Введение
3
Глава 1. Теоретические основы возникновения и коррекции депрессивных состояний у подростков
6
1.1 Депрессия как эмоциональное состояние личности
6
1.2. Характеристика депрессивных состояний в подростковом возрасте
12
1.2.1. Основные причины и факторы, влияющие на возникновение депрессивных расстройств у подростков
12
1.2.2. Особенности протекания депрессивных состояний у подростков
22
1.3. Психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков.
32
Выводы к первой главе
38
Глава 2. Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков и их коррекция
39
2.1. Диагностика депрессивных состояний
39
2.1.1. Применение «клинического опросника» для выявления и оценки невротических состояний
40
2.1.2. Применение опросника «шкала депрессии Бека» для изучения депрессивных состояний у подростков
45
2.1.3. Применение «методики дифференциальной диагностики депрессивных состояний Цунга» с целью подтверждения результатов
47
2.2. Реализация программы коррекционной работы с депрессивными подростками
50
2.3. Анализ коррекционной работы с депрессивными подростками
57
Заключение
61
Библиографический список
«Аукцион». Цель: научить справляться с плохим настроением.
По типу аукциона предлагается как можно больше ситуаций, помогающих справиться с плохим настроением. Все способы фиксируются на доске. Обсуждение: Какие способы более приемлемы? Какие безопасны? Какие следует выбрать?
«Вверх по радуге». Цель: обучить вхождению в ресурсное состояние.
Участников просят встать, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и представить, что вместе с этим вдохом они взлетают вверх по радуге, а выдыхая, съезжают вниз. Повторить 2 раза. Упражнение повторяется с открытыми глазами, а количество повторений увеличивается до 7 раз. Обсуждение: Как пользоваться своим ресурсным состоянием? Ведущий должен убедиться, что участники тренинга поняли, что теперь они смогут справляться со своими проблемами с помощью собственных ресурсов.
«Прогулка доверия». Цели: повысить чувство принадлежности к группе, обсуждая результаты групповой работы; составить представление о важности доверия в группе. Материалы. Повязки на глаза — по одной на каждую пару. Участники группы в этом упражнении разбиваются на пары. Если количество участников нечетное, кто-то может работать втроем. Разбиться на пары участники могут по собственному желанию. Но часто партнеров полезно назначать. Группа начинается с общей беседы о доверии. Прогулка с завязанными глазами следует за дискуссией. Каждый партнер, имеет возможность пройтись с завязанными глазами, будучи ведомым, так и сопровождать того, у кого глаза завязаны, будучи, «зрячим» и ведущим. Помещение большого размера идеально подойдет для проведения этого упражнения. «Зрячий» партнер ведет «незрячего» по имеющемуся пространству, в это время он «знакомит» незрячего с теми предметами, которые находятся вокруг него, например, со стульями, партами. По команде ведущего, участники меняются ролями, и партнер. По окончании этого этапа группа возвращается в круг для обсуждения.
Инструкция. Упражнение начинается с беседы о том, что такое доверие. Примерные вопросы: «Что такое доверие?», «Уверенность в том, что вы можете положиться на силу характера или честность кого-либо?», «Хорошо или плохо быть доверчивым?», «Когда не стоит доверять другим?», «Когда стоит доверять другим?». Представьте упражнение, которое вызовет чувства доверия или недоверия (или и то и другое) прямо сейчас. Разбейте участников на пары и каждой выдайте платки, чтобы завязать глаза. Сообщите группе, что у каждого будет возможность побывать как в роли «слепца», так и в роле «зрячего», быть как ведомым, так и поводырем. Тем, кто завязал глаза, предложите, чтобы они проверили, действительно ли они ничего не видят,
потому что зрение разрушит те переживания, которые можно испытать во время этого задания. Предупредите «зрячих», что им следует бережно обращаться со своими подопечными. Позвольте участникам в парах самим решить, кто первым будет завязывать глаза. Понаблюдайте за тем, как будет проходить процесс обсуждения, и вы будете вознаграждены интересными откровениями об их отношениях. Поведение участников в тот момент, когда они распределяют роли между собой, крайне интересно. Когда вы чувствуете, что времени прошло достаточно, дайте команду о смене ролей. Тот, кто был поводырем, теперь будет ведомым. Закончив упражнение, предложите группе вернуться в круг.
Проработайте результаты упражнения, предложив следующие вопросы для обсуждения: что вам понравилось в этом упражнении? чему вы научились?
кем вам больше понравилось быть — поводырем или ведомым?
Адресуйте этот вопрос всем, чтобы каждый по очереди мог на него ответить. Этот вопрос поможет начать дискуссию о зависимости и независимости. Помните о значении ответа каждого участника. Этот вопрос поможет извлечь интересную информацию.
«Слова, которые причиняют боль». Цель: уменьшить чувство одиночества и уникальности своих проблем при помощи обсуждения в группе своих болезненных воспоминаний, улучшить представления о самом себе, «реконструировав» негативные сообщения.
Материалы: бумага и карандаши или ручки, текст релаксации, текст визуализации «Слова, которые причиняют боль». Визуализация в этом упражнении используется для того, чтобы извлечь воспоминания детства, в которых участнику говорили неприятные слова. Эти «слова, которые причиняют боль», после проведения визуализации записываются на бумаге. После краткого объяснения сообщений и внутреннего диалога слова, которые причиняют боль, трансформируются в слова, которые создают позитивное (а не негативное) представление о себе.
Инструкция: «Скажите группе, что события детства во множестве записываются в нашем сознании, так же как звуки записываются на магнитофонную пленку. Эта запись воспроизводится в нашем сознании снова и снова на протяжении всей жизни. Так же как мы запоминаем слова песни, когда слушаем ее достаточно часто, мы запоминаем и высказывания на «пленке нашей памяти». Иногда эти высказывания болезненны для нас. Негативные высказывания могут быть изменены так же, как может быть изменена запись на кассете. Позитивная запись помогает создать позитивное представление о себе. Чтобы придать особое значение этой идее и проиллюстрировать ее, вы можете продемонстрировать с помощью магнитофона на запись и воспроизведение какого-нибудь сообщения. Запишите несколько высказываний и прослушайте их на занятии. Вы можете использовать следующие высказывания: «Ты идиот! Зачем ты это сказал!» «Думаешь, что ты самый умный. Посмотри, что ты наделал». «Ты что, собираешься опозориться перед всей группой!» Затем запишите вместо этих негативных высказываний позитивные, например, такие: «Твои идеи хороши и нужно, чтобы их услышали». «Ты не хуже, чем кто бы то ни 6ыло!» «Просто сделай это! Ты никогда не узнаешь, если не попробуешь!» Далее объявите, что сейчас группе предстоит принять участие в визуализации. Это упражнение поможет участникам группы встретиться с важными событиями детства, которые были записаны в памяти. Объясните, что визуализацию лучше всего проводить в тишине, в спокойной обстановке. Предложите участникам группы устроиться поудобнее на своих стульях или переместиться на пол или на маты, или найти любое место в комнате, где им будет удобно. Приглушите свет, если это возможно, и прочитайте вслух текст релаксации и текст визуализации «Слова, которые причиняют боль». После завершения визуализации предложите группе записать слова, которые приходили им на ум во время упражнения. Затем, начните с кого-нибудь и идите по кругу, прорабатывая эти слова с каждым участником. Когда участники читают свои списки, предлагайте им переделывать свои высказывания таким образом, чтобы они оставались схожими по звучанию, но приобретали позитивный характер. Например, негативное высказывание «Ты эгоист» может быть преобразовано в позитивное высказывание «Ты оптимист». Оптимист — это человек, который уверен в завтрашнем дне, — этот образ гораздо более позитивен. Один мальчик как-то трансформировал высказывание «Ты кончишь в тюрьме» в «Ты побываешь на Луне». Еще один мальчик, увлекающийся музыкой, изменил высказывание «Тебе ничего не светит» на «В твоих песнях жизнь и трепет». А одна пятнадцатилетняя девочка заменила «Как можно быть такой тупой» на «Скоро станешь ты крутой». Бывает, что некоторым участникам тяжело в одиночку изменять свои сообщения. В этом случае предложите группе помочь таким ребятам. Если трудности возникают у большей части группы, то ведущему следует подключиться и оказать помощь самим. Заключение. Заканчивая упражнение, напомните группе, что, то, как мы о себе думаем, влияет на то, как мы себя чувствуем. Последствия минувшей боли могут быть преодолены силой позитивного мышления. Стимулируйте участников к тому, чтобы они использовали эти новые мысли до тех пор, пока они не «запишутся» поверх старых записей. Убедите их выписать свои переделанные высказывания и поместить их в те места, где они чаще всего их видят, например, приклеить их на зеркало в ванной или туалете или на внутренней стороне обложки в записной книжке.
Текст релаксации. Я надеюсь, что все удобно устроились. Если это так, закройте глаза и обратите внимание на свое тело. Дайте себе почувствовать вес тела, покоящегося на стуле (или на полу, на диване, на ковре). (Пауза.) Сейчас я прошу вас подумать о вашем любимом цвете. Вообразите, что этот цвет — это теплый, мягкий свет, похожий на облако, который окутывает ваши ступни и икры. Почувствуйте, как удобно и приятно вашим ногам находиться в этом свете. Представьте, что сеет начал медленно подниматься по ногам вверх; сначала он проплывает по вашим лодыжкам и икрам, а затем — по коленям и бедрам. По мере того как свет движется, ваши ноги расслабляются. (Пауза.) Теперь мягкий свет струится через вашу поясницу. Пока он движется, позвольте себе расслабиться, расплыться по вашему стулу (полу, дивану). (Пауза.) Цветной свет, похожий на облако, продолжает подниматься по телу, вверх по животу, груди и спине. Теперь он окружает ваши плечи и шею, позволяя мышцам полностью расслабиться. Свет стекает вниз по рукам, и по мере того, как вы чувствуете его прикосновение, ваши руки, предплечья, а затем кисти и пальцы становятся мягкими и тяжелыми. (Пауза.) Свет движется. Он распространяется вверх от кончиков пальцев ног. Он движется через живот, спину и грудь и обвивает плачи. (Пауза.) Он скатывается вниз по рукам, через кисти и капает с кончиков пальцев, забирая с собой весь стресс и все напряжение. Теперь свет находится вокруг вашей шеи. Когда он охватывает ваше лицо, мышцы челюсти (Пауза.) и мышцы головы (Пауза.) полностью расслабляются. Мягкий свет перетекает к самой макушке. (Пауза.) Сейчас, его движение закончено; он проходит по ногам, по телу, через плечи, руки, кисти и самые кончики пальцев. Он поднимается вверх вдоль шеи, по волосам к вашей макушке. Окутанные его мягкостью, вы чувствуете себя безопасно и расслабленно.
Текст визуализации «Слова, которые причиняют боль». Мне бы хотелось, чтобы вы представили себя входящим в большие, богато украшенные ворота. Это ворота в ваши детские воспоминания. Толкните эти ворота и прислушайтесь к звуку, с которым они открываются. Проходя ворота, вы слышите стук щеколды за вашей спиной. Вы оказались на тропинке, которая ведет в дом вашего детства. Теперь вы видите этот дом, (Пауза.) вы поднимаетесь по лесенке и смотрите через окно на сцену из вашего детства. (Пауза.) Может быть, это шумная сцена с проявлением гнева, в которой важный для вас человек с ненавистью кричит на вас; это может быть и безмолвная сцена, где присутствует только малыш, не согласившийся с замечанием, доставившим ему большую боль. Что за слова вас так ошеломили? (Длинная пауза.) Возьмите эти слова с собой и покиньте место ваших детских воспоминаний. Вернитесь по тропинке назад к большим и богато украшенным воротам. Пройдите сквозь ворота, услышьте звук щеколды у себя за спиной. Вернитесь в наше время, в нашу комнату, вернитесь к нам.
«Цикл потерь: модель для обсуждения депрессии и суицида». Цель: получить представление о процессе переживания острого горя, получить представление о подростковых суицидах, начать или продолжить процесс переживания личных потерь, определить факторы, которые могут способствовать депрессии. Материалы: доска. Описание метода. В этом упражнении ведущий выступает как лектор, и информация, которую он дает, обычно является ноной для подростков. В идеале, члены группы принимают активное участие в работе и на всем протяжении занятия их просят поделиться опытом потерь. Предоставляемая модель дает участникам возможность пересмотреть опыт потерь. Инструкция. Попросите членов группы подумать о том времени, когда они чувствовали себя по-настоящему несчастными в течение длительного времени. Но мере того как участники вспоминают, записывайте их ответы на доске. Наиболее часто даются следующие ответы: чья-то смерть, смерть домашнего животного, потеря невинности (путем изнасилования или инцеста), когда я разбил свою машину, когда я потерял работу, когда я провалил алгебру. Объедините эти события общим названием «потери». Объясните, что результатом потери часто является депрессия.
Упомяните, что существуют два типа депрессий. Эндогенная депрессия: вызванная биохимическим состоянием организма; может передаваться по наследству (врожденная); поддается лечению антидепрессантами. Экзогенная депрессия, вызванная ситуацией, пережитой человеком (часто некоторой потерей). Депрессия часто имеет как экзогенные, так и эндогенные черты.
Теперь переходите к модели цикла потери Кюблера-Росса. Нарисуйте на доске скелет модели. Начертите горизонтальную линию и скажите, что жизнь идет вдоль нее. Когда происходит потеря (поставьте крестик на правом конце линии), течение жизни нарушается, и человек начинает выдавать предопределенный цикл реакций (от крестика вниз нарисуйте петлю). Восстановление после потери — болезненный процесс и, тем не менее, этот процесс меняет человека, делает его сильнее и устойчивее (нарисуйте линию, выходящую из петли выше, чем линия, входящая в нее: эта вторая линия символизирует жизнь на более высоком уровне). Попросите участников подумать о потерях, которые они перенесли в своей жизни. Объясните, что это могут быть давние потери, от которых они уже оправились; причины, в силу которых они попали на курс коррекции, еще не пережитые потери. Попросите каждого участника поделиться с группой одной значительной потерей. Пойдите по кругу, чтобы каждый участник получил слово. Выражение уважения и почтения должно подчеркнуть важность этого момента. Ведущий может понижать голос и моделировать торжественность и серьезность. Когда это выполнено, начните представление модели. Частые вопросы участникам включают их в работу, либо предотвращают превращение занятия в монолог. Вопросы не должны быть угрожающими и должны способствовать рассказам о своем опыте. Некоторые полезные вопросы приведены ниже: «Как вы считаете, какая реакция на потерю самая распространенная? Ответ: отрицание, шок, отказ поверить». «Реагировал ли кто-нибудь из вас на свою потерю тем, что отказывался поверить в то, что произошло?», «Следующим шагом в реакции на потерю обычно бывает сделка. Случалось ли такое с вами?», «Как вы думаете, каково основное чувство в период изменений, связанных с потерей? Ответ: гнев». «На кого вы будете сердиться? Ответ: на виновника, на Бога, на себя, на других». Запишите эти ответы на доске, как показано на Модели. Обычно подростки сами приходят к этим ответам, если задала ставится им в подбадривающей манере и дается время на обдумывание реакций. Пройдите различные стадии в подобном стиле, бросая группе вызов и приветствуя самораскрытие и рассказы о своих переживаниях.
Уделите достаточно времени объяснению феномена «пробитого дна» и рассмотрению реакции «отчаяния». Подростки, имевшие по пытки суицида, обычно с готовностью говорят о наличии чувства безнадежности, беспомощности, отчаяния и подавленности.
В этот момент легко рассматривать проблему самоубийства среди подростков. И опять же ваше лучшее действие — задавать вопросы.
«Знаете ли вы кого-то, кто пытался покончить с собой? Как вы думаете, у мальчиков или у девочек попытки самоубийства чаще заканчиваются смертельным исходом? Каковы признаки того, что человек готовится совершить самоубийство? Почему суицид сильнее угрожает подросткам, чем взрослым? Что бы вы сделали, если бы вам показалось, что ваш друг может совершить самоубийство? Что бы вы сделали, если бы ваш друг заставил вас поклясться, что вы никому не выдадите этой тайны? Не забудьте признать ценность этих защитных механизмов, помогающих людям избежать переживания болезненных чувств. Но, вместе с тем объясните эмоциональную цену этих защит; принятию потери может помешать запрет переживать. И выражать сильные чувства, такие как отчаяние.
«Драгоценные качества». Цели: подкрепить позитивное восприятие себя, определяя, пять сильных черт, которые км в себе нравятся; напомнить себе об этих позитивных чертах путем создания символических ювелирных украшений; научиться давать обратную связь. Материалы: бумага и карандаши для составления списков, кожаные ремешки, проволока, струны и другие материалы, подходящие для изготовления браслетов и ожерелий.
«Система личных ценностей и самооценка». Цели: изучить систему ценностей; улучшить понимание особенностей своей самооценки. Формат проведения этого упражнения — управляемая дискуссия, где ведущий выступает в роли учителя.
Ведущий описывает формирование системы личных ценностей. Группа в режиме мозгового штурма рождает список ценностей, которые
руководитель затем выписывает на доску. Изучается рациональность каждой ценности, перечисленной на доске. Затем обсуждается влияние системы личных ценностей на самооценку. Необходимо поговорить о перестройке системы ценностей человека. Начните с того, подростки находятся в процессе формирования и реформирования своих систем ценностей. Вопросы: «Как мы развиваем наши этические ценностные системы? Ответ: «Перерабатывая и усваивая сообщения, полученные нами от важных для нас людей»; «Кем могут быть эти люди?»
Ответ: «Родители, родственники, друзья семьи, учителя, священники, служители закона, общественные лидеры, сверстники». Подумайте о ваших собственных ценностях: о «должен и не должен», о «всегда и никогда». Например, большинство Членов этой группы, скорее всего, согласятся с тем, что вы высоко цените честность. Большинство из вас считают: «Я должен быть честным» - и это является вашей ценностью; «Какие ценности еще существуют? Что ты об этом думаешь (пройдите весь круг, чтобы каждый участник назвал хотя бы одну ценность.) Записывайте на доске ответ каждого участника. Объясните, что как только человек определяет что-то как ценное для себя, ему важно это уважать. Если кто-то изменяет своей ценности, его собственное достоинство падает в его глазах. Следуйте своей системе ценностей, и вы перестанете чувствовать се6я неудачником. Приведите пример. Скажем, девушка, ценностью которой является. «Не вступать в интимные отношения до заключения брака, все-таки занялась любовью со своим приятелем. Чтобы перестать испытывать чувство вины и прочие негативные ощущения, она должна выбрать одно из следующих действий: прекратить заниматься сексом со своим парнем; решить, что эта ценность больше не важна для нее; решить, что занятия сексом до вступления в брак возможны, но только если отношения действительно серьезные. Организуйте дискуссию. Вы можете обратиться к одному или двум членам группы с вопросом о том, какие мысли пришли им в голову по поводу этой ценности. Обычно этот диалог служит началом оживленной беседы. Каждый должен получить слово хотя бы один раз. Прежде чем разговор зайдет слишком далеко станет очевидным, что большинство подростков хотя бы изредка нарушает свой этический кодекс. Теперь вы можете рассмотреть, как это нарушение влияет на самооценку. Нарушение своей системы ценностей наносит самооценке серьезный ущерб. Если вы утвердились в одном убеждении, а
затем пошли против него, образ вашего Я в ваших собственных;
глазах подвергается атаке. Вы кажетесь себе слабым, бесхарактерным, «нехорошим, не заслуживающим хорошего отношения,
нелюбимым и т.» - обо всем этом мы говорим себе, когда у нас не получается соответствовать своим ценностям.
Информация о работе Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков и их коррекция