Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков и их коррекция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 06:10, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявление оптимальных методов психологической коррекции и осуществление коррекции депрессивных состояний у подростков.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать теоретическую и научно-практическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить специфику депрессивных состояний в подростковом возрасте.
3. Выявить подростков с депрессивными состояниями.
4. Разработать и реализовать программу коррекции депрессивных состояний в подростковом возрасте и проверить ее эффективность.

Содержание

Введение
3
Глава 1. Теоретические основы возникновения и коррекции депрессивных состояний у подростков
6
1.1 Депрессия как эмоциональное состояние личности
6
1.2. Характеристика депрессивных состояний в подростковом возрасте
12
1.2.1. Основные причины и факторы, влияющие на возникновение депрессивных расстройств у подростков
12
1.2.2. Особенности протекания депрессивных состояний у подростков
22
1.3. Психологические подходы к диагностике и коррекции депрессивных состояний у подростков.
32
Выводы к первой главе
38
Глава 2. Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков и их коррекция
39
2.1. Диагностика депрессивных состояний
39
2.1.1. Применение «клинического опросника» для выявления и оценки невротических состояний
40
2.1.2. Применение опросника «шкала депрессии Бека» для изучения депрессивных состояний у подростков
45
2.1.3. Применение «методики дифференциальной диагностики депрессивных состояний Цунга» с целью подтверждения результатов
47
2.2. Реализация программы коррекционной работы с депрессивными подростками
50
2.3. Анализ коррекционной работы с депрессивными подростками
57
Заключение
61
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

Курсовая - копия.doc

— 696.00 Кб (Скачать документ)

Апатичность и неспособность закончить работу, а также трудности, возникающие при чтении и изучении, - все это симптомы депрессии. М.Голант отмечает, что при депрессии «…каждый вздох может сопровождаться глубокими стонами. Некоторые люди постоянно заливаются слезами или просто находятся на грани потери самообладания, плача по каждому малейшему поводу. Одни сутулятся и еле волочат ноги, другие, наоборот, возбуждены и нервозны. Некоторые, страдающие депрессией, способны функционировать, несмотря на свой недуг, тогда как другие не способны даже выполнять простые повседневные дела, например, одеться, приготовить еду или поесть, помыться или пойти на работу»[6]. Все эти симптомы взаимодействуют друг с другом и накладываются друг на друга, а не действуют в одиночку. Один симптом может приводить к другому, и в итоге человек начинает "скатываться вниз". Справиться с этим в одиночку сложно, помощь специалиста способна помочь человеку в этой ситуации.

Специалистов интересовали не только проявления депрессии, но и ее причины, среди которых А.Лоуэн выделяет такую как преследование нереальных целей. Основными человеческими потребностями, кроме физиологических, являются любовь, самовыражение и свобода[20].

Преследуя наши иллюзии, мы ставим перед собой нереальные цели, то есть те цеди, достижение которых, по нашему убеждению, сделает нас свободными, и восстановит наше право на самовыражение. и даст нам способность любить. Причем нереальными являются не сами цели, а вознаграждения, которые должны последовать после их достижения. Среди целей, которые многие преследуют, можно выделить следующие: богатство, успех и слава. Никакое количество денег не может обеспечить внутреннего удовлетворения, которое само по себе делает жизнь радостной и ценной. В большинстве случаев стремление приобрести богатство отклоняет энергию от деятельности более творческой, более самовыразительной и ведет к обнищанию духа.

Депрессия стала таким распространенным явлением в наши дни,  потому что мы живем в нереальности, и большая часть энергии уходит на преследование нереальных целей. Человек будет до тех пор подвержен депрессии, пока будет искать источники для самореализации вне себя. Если он будет думать, что, имея все материальные преимущества, которыми обладают его соседи, станет более важным, будет в большей степени человеком, будет жить в мире с собой, то может горько разочароваться. А с разочарованием придет и депрессия.

Людей можно разделить на две категории: сосредоточенных на внешнем мире и его ценностях и живущих своим внутренним миром. В широком смысле внутренне-ориентированный человек обладает сильным и глубоким чувством самости. В отличии от человека внешнего мира его поведение и взгляды мало подвержены влиянию постоянно меняющихся условий внешнего окружения. Его личность имеет внутреннюю стабильность и порядок, находится на твердом фундаменте самоосознания и самопринятия. Он крепко держится на ногах и знает, на чем он стоит. Все эти качества отсутствуют у человека внешне-ориентированного, который в сильной зависимости от окружающих, особенно в своей эмоциональной сфере. Лишенный поддержки других он впадает в депрессию. Еще одним различием между человеком внутреннего и внешнего мира является то, во что они верят. Человек, сосредоточенный на своем внутреннем мире, верит в себя. Человек, сосредоточенный  на внешнем мире, верит в других людей, поэтому он всегда рискует столкнуться с разочарованием.

Итак, при депрессии страдают практически все сферы – эмоциональная, интеллектуальная, волевая и обязательно мотивационная, что проявляется как субъективно в жалобах клиента, так и объективно – в изменении поведения. Стойкое снижение настроения при депрессии сочетается с утратой интереса к тому, что раньше воспринималось как привлекательное, приносящее удовлетворение или радость – различные формы досуга, общения, чтение книг, хобби и пр. Пропадет не только чувство удовлетворения в результате такой деятельности, у страдающего депрессией нет мотивации, не возникает желание приступить к этой деятельности, а интерес к самой деятельности сменяется равнодушием и раздражением, эти нарушения составляют один из главных диагностических признаков депрессии, который обозначается как «утрата интереса и удовольствия».

 

 

 

1.2. Характеристика депрессивных состояний в подростковом возрасте

1.2.1. Основные причины и факторы, влияющие на возникновение депрессивных расстройств у подростков

Биологические изменения в процессе полового созревания, равно как и социальные перемены, связанные с переходом из начальной школы в средние и старшие классы, - все это требует громадных усилий для психологического приспособления у подростков.

Ученые считают, что вероятность возникновения у подростков депрессии повышают следующие факторы:

                  Негативный образ тела (по мнению многих специалистов, может приводить к депрессии и расстройствам пищевого поведения).

                  Возросшая способность к критическому осмыслению развивающейся личностью своего будущего (может повышать риск развития депрессии, когда подростки фиксируются на возможных негативных исходах).

                  Дисфункция семьи или проблемы психического здоровья родителей (могут вызывать стрессовые реакции и приводить к депрессии и поведенческим расстройствам).

                  Супружеские разводы или развод и экономические затруднения в семье (вызывают стресс и депрессию).

                  Низкая популярность среди сверстников (устойчиво связывается с депрессией в подростковом возрасте и служит одним из самых надежных предсказателей депрессии у взрослых).

                  Низкая школьная успеваемость (ведет к развитию депрессии и нарушениям поведения у мальчиков, но не сказывается столь негативно на девочках).

У подростков естественной частью процесса развития являются ролевые переходы. Ролевой переход определяется как проблема в адаптации к жизненным умениям, требующим исполнения новой роли. Изменение роли сопровождает переходы из одной стадии жизни в другую: из детства в период полового созревания, из средней школы в колледж, от роли незамужней девушки к роли жены и т.д.

Для подростков ролевые переходы являются естественной частью процесса их развития (окончание школы, планирование работы или карьеры, романтические отношения). Эти изменения воспринимаются как традиционные, и с ними обычно успешно справляются. Проблемы обычно возникают, если родители не могут принять изменений, сопутствующих переходу (например, желание подростка больше времени проводить с друзьями и меньше – с семьей), или когда подросток не может сам справиться с изменениями. Однако ролевые переходы также могут быть навязаны подростку в результате непредвиденных обстоятельств, как, например, болезнь родителя. Способность подростка справляться с непредвиденными обстоятельствами зависит от предшествующего психологического развития и социальной поддержки в настоящий момент.

Ученые считают, что необходимость изменения исполняемых ролей возникает в результате нескольких причин:

1.ухудшения социальной активности в результате депрессии,

2.психологической и социальной незрелости,

3.проблемы между подростком и родителями,

4.изменений, вызванных неожиданным событием.

Таким образом, депрессия может привести к появлению проблем в ролевом переходе.

Э. Эриксон описал изменения и основные задачи, связанные со стадиями развития подростка и взрослого человека. Естественные для подростка переходы таковы:

1.переход в период полового созревания,

2.сдвиг от групповых отношений к парным,

3.начало сексуальных отношений и проявление желаний,

4.отделение от родителей и семьи для достижения независимости,

5.стремление найти работу, чтобы обеспечивать себя финансами,

6.принятие на себя ответственности за свое будущее, планирование карьеры[39].

Проблемы, возникающие во время этих переходов, связаны с понижением самооценки, неспособностью оправдать ожидания свои и семьи, растущим давлением и ответственностью, давлением ровесников, направленным поведением, соответствующее группе, неспособностью уйти от зависимости от семьи из-за недостаточной уверенности в себе или нежелания семьи отделяться. Подростки, впадающие в депрессию в последние годы учебы в средней школе, обычно обеспокоены растущим давлением и ответственностью за принятие решений о своем будущем.

Депрессия может привести к искажению восприятия подростком и нормального ролевого перехода. Подросток в таком случае начинает воспринимать  свой переход как потерю или неудачу. Подросток может почувствовать неспособность исполнять новую роль или недовольство ограничениями в ней. Депрессия может усугубить проблему и привести к появлению у подростка постоянного чувства безнадежности, к неспособности приспособиться к новой роли или найти способ изменить ее так, чтобы она лучше соответствовала потребностям подростка. В результате переход влияет на понижение самооценки и появление ощущения неудачи вследствие неспособности успешно исполнять новую роль. Таким образом, проблемы в ролевом переходе приводят к депрессии.

Непредвиденные или навязанные ролевые переходы включают переход к исполнению роли родителя и изменение семейной роли, сопровождающееся возрастанием или снижением ответственности. Проблемы, которые возникают в результате совершения навязанных переходов, часто возникают из-за чувства подростка, что он перегружен новой ответственностью, связанной семейной структурой, и ощущения неспособности справляться с новым давлением. Неспособность совершить ролевой переход может привести к появлению чувства потери социальной поддержки и трудностям в рассмотрении сопутствующих чувств – грусти, злости, страха и разочарования.

Неспособность вжиться в новую роль из-за неодобрения родителей или внешних обстоятельств может также привести подростка к депрессии.

В отечественной психологии и педагогике традиционно признается ведущая роль взрослого в психическом развитии подростка (работы Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Л.И.Божович, И.В.Дубровиной, М.И.Лисиной). С первых же дней жизни ребенка социальная среда представлена ему как система семейного взаимодействия. Установлено, что такие распространенные явления, как дисгармоничные виды семейного воспитания, служат фактором высокого риска разнообразных нарушений общего психического и особенно личностного развития. Показана ведущая роль семейного неблагополучия и неправильного воспитания в формировании неврозов у подростков.

В своем труде по психогенным расстройствам у детей и подростков А.Дюрсен высказывает мнение, что в подростковом возрасте возможно развитие достаточно глубоких депрессивных расстройств, которые подчас мало, чем отличаются от таковых у взрослых. Причиной их развития автор называл, прежде всего, неправильное поведение родителей[17].

Как показывают многочисленные исследования, депрессивные подростки чаще выходят из семей с высоким уровнем психопатологий или же из неблагополучных семей того или иного вида. Существует множество возможных механизмов, которые могли бы объяснить такую связь. Это и генетические процессы, и экспозиция семейного нарушения, и моделирование негативных родительских стилей и т.д. Генетическую теорию поддерживают факты, свидетельствующие о том, что подростки депрессивных родителей имеют тенденцию показывать те же самые психические нарушения, что и у их родителей.

Некоторые исследователи отмечают, что организация структуры семьи помогают эффективно преодолевать или переживать проблемы. В семьях, неблагополучных в отношении межличностных взаимодействий, движение подростка к независимости рассматривается как уход от родителей, что еще более усугубляет отношения в семье, ведет к развитию депрессии. В семьях, где принято избегать внешних взаимодействий, и где устанавливаются сверхлояльные отношения друг к другу, развитие подростковых депрессивных синдромов может быть следствием мифа семейного единства. Депрессивные симптомы могут также появляться вследствие того, что подросток зеркально отражает симптомы родителей, или потому, что подростки в таких семьях часто социально изолированы и одиноки. В этом отношении важно заметить, что двунаправленный эффект также очень вероятен. Например, у депрессивных матерей могут быть трудно управляемые дети, что, в конечном счете, ведет к увеличению депрессии у самих материй, или дети могут действовать таким образом, что провоцируют возникновение тех же проблем и неудач, которые привели к депрессии их матерей. Обнаруженное в одном исследовании тесное временное отношение между материнской и детской депрессией поддерживает идею общих факторов риска. Выявлена связь депрессивных симптомов с количеством конфликтов между подростками и родителями.

Значимые для жизни подростка отношения обычно включают отношения с членами семьи, учителями, лучшими друзьями и лицами, а которым подросток испытывает романтическую привязанность. На качество этих отношений может значительно повлиять депрессия, в то время, как и сами эти отношения, точнее, возникшие в них проблемы, могут привести к депрессии. Например, подросток с депрессией часто сталкивается с межличностными проблемами в отношениях с родителями, братьями или сестрами и друзьями даже после того, как их подавленное настроение было успешно устранение. Конфликты с семьей и друзьями могут также повлиять на развитие депрессивного эпизода.

Ролевые споры в семье могут возникать, когда родители ожидают, что подросток будет полностью раскрывать им свои чувства и в подробностях рассказывать о своей жизни, в то время как подросток чувствует потребность отделиться от родителей и раскрывает чувства друзьям, а не в семье.  Один из особенно частых межличностных споров, который возникает между подростком и родителями, это конфликт между консервативным родителем и подростком, который старается вести себя сообразно взглядам своего поколения. Межличностные ролевые споры становиться проблемой, если депрессивный эпизод подростка связан с подобным конфликтом.  Типом спора, который, вероятнее всего, приведет к депрессивному эпизоду, является тот, в котором подросток чувствует свою беспомощность в разрешении конфликта, и спор в отношениях предполагает повторяться, способствуя развитию у подростка этого чувства. Так как  подросток чувствует себя непонятым и теряет надежду на взаимное общение, его самооценка падает, что отражается на социальном отстранении[25].

Развод родителей отражается на спектре отношений в семье. Для детей и подростков самая острая реакция на расставание родителей проявляется в течение первых 6 месяцев или года после развода (Уоллерстейн и Келли, 1980). Первые несколько лет после развода дети в разведенных семьях, независимо от уровня конфликта, проявляют антисоциальное поведение и импульсивное, агрессию, неуступчивость, зависимость, раздражительность. Они испытывают больше трудностей в социальных отношениях, больше проблем в школе. Развод родителей может привести к возникновению у подростка депрессивных состояний. При разводе родителей подростку часто приходиться приспосабливаться к другому типу отношений с ними, особенно с тем из них, кто не является опекуном.  Часто родители, которые периодически общается с подростком, считают, что имеют законное право вмешиваться в занятия своих детей и устанавливать для них правила, даже если находиться далеко. Дети, однако, чувствуют что, если родителя нет, он не имеет права вносить ограничения в их жизнь. Раздражение и злость на родителя, появляющаяся в таких ситуациях, могут также привести к подростковой депрессии и чувству самобеспомощности в создании более продуктивных отношений с родителями. Также часто подросток считает, что он может сохранить отношения родителей, приложить максимум усилий, чтобы они остались вместе, но достигнув желаемого результата, переоценив свои возможности, у подростка приходит разочарование появляются мысли о собственной несостоятельности. Он начинает самоуничижаться, снижается самооценка, а вслед за ней наступает депрессия.

Информация о работе Эмпирическое исследование депрессивных состояний у подростков и их коррекция