Комплекс неполноценности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание

Цель нашего исследования. Выявить особенности организации процесса консультирования по поводу избавления от комплекса неполноценности у подростков 8 -9 класса.

Для достижения цели в данной работе были поставлены следующие задачи:

1. Изучить психологическую картину комплекса неполноценности.

2. Исследовать особенности проявления комплекса неполноценности у подростков.

3. Проведение исследования по проявлению комплекса неполноценности.

4. . Выявить особенности процесса консультирования по проблеме избавления от комплекса неполноценности у подростков.

Содержание

Введение 2

Глава I Комплекс неполноценности 4

1.1 Подходы к пониманию комплекса неполноценности, характеристики
комплекса неполноценности 4

1.2. Причины развития комплекса неполноценности в подростковом

возрасте 6

1.3 Причины неудачи в избавлении от комплексов в подростковом

возрасте 9

Глава II Экспериментальное исследование 17

2.1 Цели и задачи экспериментального исследования 17

2.2. Результаты исследования: 18

Выводы 25

Заключение 26

Литература 29

Приложения 30

27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая компл.неполноценности №1.doc

— 416.50 Кб (Скачать документ)

О наличии комплексов у клиента можно, в частности, судить по следующим признакам:

-     частые и сильные переживания клиента из-за собственного поведения и собственных
неадекватных реакций на действия других людей;

-     неадекватность реакций клиента на различные жизненные ситуации и на поведение других людей;

-     чувство психологической и физической скованности при решении задач, которые
оцениваются другими людьми;

-     чувство страха или повышенное чувство беспокойства при ожидании предстоящих
встреч и разговоров со значимыми людьми.

Клиент, наблюдая за самим собой, или же психолог-консультант, наблюдая за поведением клиента, могут сделать выводы о наличии комплексов на основе проявлений одного или нескольких из перечисленных выше признаков. Чем больше таких признаков, тем сильнее закомплексован  клиент и тем больше у него может быть разнообразных комплексов.

Следующий шаг в психологической консультационной работе по преодолению комплексов состоит в том, чтобы выяснить, к каким комплексам относятся выявленные признаки, где, когда и как они проявляются. Это позволит определить характер имеющихся у клиента комплексов, отнести их к одной из известных категорий (каждая из них предполагает свои практически рекомендации клиенту).

Комплексы могут быть следующих видов.

Комплекс неполноценности по поводу:

-    внешних,   физических   недостатков   человека,   включая   его   фигуру,  лицо,   руки,         недостатки других частей тела

-   внутренних,  психологических  недостатков,  включая  ум,  речь,  память,  внимание,
знания, способности, умения, навыки, черты характера.

Комплекс превосходства (умеренное проявление так называемой мании величия) в одной из следующих областей:

-    национально-родовая принадлежность к определенной, якобы лучшей, национальности
или к так называемому «лучшему» роду (к примеру, интеллигентское, дворянское, царское и
иное происхождение);

-    принадлежность к определенной, якобы высшей, расе (например, к белой);

  -  принадлежность к определенной социальной группе, якобы по своему положению
     превосходящей другие социальные группы (например, банкиры, бизнесмены, политики     

     и т.п.)

-              обладание особыми, якобы высшими, качествами, культурой,

   способностями, знаниями.

Комплекс враждебности. Он проявляется:

-   в повышенной агрессивности человека, который может иметь силу и быть уверенным в
              том, что обладание силой дает ему право властвовать над другими людьми;

-   в убежденности человека в том, что все люди по природе враги друг другу, коварны и
  злы, и, следовательно, агрессивность - это вынужденное ответное действие одного     человека на коварство другого.

Комплекс вины. Он выражается в том, что человек с сильно развитой совестью и чувством ответственности постоянно переживает за себя, за свои действия и аналогичные поступки других людей, причем без должных на то оснований. Ему часто кажется, что он лично виноват в том, что происходит с ним и вокруг него, а также с другими людьми, хотя на самом деле это не так.

Комплекс защиты. Он проявляется в уверенности человека в том, что все люди вокруг него настроены против, него и желают ему зла. В связи с этим человек постоянно готов защищаться от людей, хотя необходимости в этом на самом деле нет.

Уточнив в соответствии с предложенной классификацией, какие комплексы на самом деле проявляются в психологии и поведении клиента, консультант может предложить ему конкретные рекомендации по избавлению от соответствующих комплексов. Рассмотрим эти рекомендации.

Комплекс неполноценности человека, возникший по поводу его физических недостатков, полностью не устраним, так как исправить сами недостатки далеко не всегда возможно. Вместе с тем любой человек может убедиться в том, что отношение к нему людей и его популярность среди людей определяются отнюдь не его внешностью. С годами этот фактор, как известно, становится менее значимым, чем в детском и юношеском возрасте. Кроме того, внешность человека можно значительно улучшить за счет специальных физических упражнений, одежды, косметики и т.п. Этого же можно добиться путем тренировки и отработки внешних форм поведения, экспрессивно-выразительных движений, постановки голоса и др.

Психологу-консультанту желательно знать и уметь использовать нужную информацию из соответствующих областей для того, чтобы быть в состоянии реально помочь клиенту.

Комплекс неполноценности устраняется за счет выработки у человека новых, полноценных психических качеств, которые служат хорошей компенсацией соответствующего комплекса. Важно только, чтобы эти качества были достаточно хорошим противовесом тем качествам, которых недостает клиенту.

Желательно также вести активную параллельную работу, направленную на избавление клиента от тех качеств личности, которые он считает своими недостатками. Некоторые из них, такие, например, как отрицательные социальные установки, незнание чего-либо, неумение, можно сравнительно легко устранить. Другие - такие, как недостатки в способностях, чертах характера, укоренившиеся привычки и т.п., устраняются с большим трудом. Но, и в том и другом случае необходима серьезная работа клиента над собой.

Задачи психолога-консультанта в связи с этим сводятся к следующему:

-    уточнить вместе с клиентом, о каких конкретных недостатках идет речь;

-    выяснить причины этих недостатков и наметить план их устранения;

-    предложить клиенту соответствующие практические рекомендации.

Работа над ликвидацией комплекса превосходства у клиента должна проводиться несколько иначе. Прежде всего клиенту необходимо будет доказать, что у него действительно имеется соответствующий комплекс. Это, кстати, далеко не, всегда, легко сделать. Но вначале сам консультант должен будет точно определить наличие такого комплекса у клиента.

О его существовании можно, в частности, судить по следующим признакам:

-    по наблюдаемой манере поведения клиента: тот человек, у которого имеется подобный
комплекс,  обычно держится довольно  высокомерно,  старается сохранить между собой  и
другими людьми физическую и психологическую дистанцию;

-    по наблюдаемой манере разговора: клиент, обладающий комплексом превосходства,
обычно разговаривает с психологом-консультантом в назидательном, нравоучительном тоне,
часто перебивает, не дослушав до конца, почти все утверждает в безапелляционной манере,
делает вид, что все знает заранее и все понимает гораздо лучше или так же хорошо, как и
психолог-консультант.  Он обычно держится снисходительно по отношению к психологу-
консультанту, не терпит возражений и заявляет консультанту, что тот вряд ли сможет ему
помочь.  Для того чтобы такого клиента убедить в том, что у него действительно имеется комплекс превосходства и что от этого комплекса ему желательно избавиться, можно, вежливо спросив на то разрешение клиента, провести аудио- или видеозапись его беседы с кем-либо, например, с самим психологом-консультантом. Далее достаточно иногда бывает просто дать возможность клиенту послушать собственный голос или посмотреть в видеозаписи на себя со стороны, чтобы он смог убедиться в том, что в его манере общения с людьми действительно что-то  не  ладно.

Лишь в том случае имеет смысл предлагать клиенту какие-либо практические рекомендации по поводу избавления его от комплекса превосходства, когда сам клиент, во-первых, признает наличие такого комплекса у себя, во-вторых, соглашается от него избавиться.

Есть определенная специфика в процедуре устранения у клиента комплекса превосходства, возникшего на национально-этнической или родовой почве или связанного с социо - культурными факторами. Обсудим эту специфику.

Комплекс превосходства, имеющий национально-родовую основу, весьма живучий и, к сожалению, нередко активно поддерживается той социальной средой, в которой родился и живет человек. Устранить этот комплекс можно лишь при условии, что соответствующий человек на довольно длительный срок окажется в иной социо-культурной среде, обычаи и традиции которой существенно отличаются от тех, которые характерны для прежней среды его обитания. В результате он неизбежно должен будет принять новую культуру, убедиться в том, что эта культура отнюдь не уступает той, в которой вырос он. Это приведет к тому, что данный человек фактически признает, что культура, обычаи, традиции, личное достоинство людей разных национальностей, этносов, родов и т.п. примерно одинаковы, что они имеют свои, также примерно равные, достоинства и недостатки.

Комплекс превосходства социо-культурного характера устраним за счет приобретения человеком нового, более богатого и разнообразного жизненного опыта - такого, который убеждает человека в том, что в любой социальной группе (религиозной, экономической, политической и т.п.) есть немало как положительного, так и отрицательного. Это не позволяет ставить одну социальную группу выше другой социальной группы.

Как избавиться от комплекса враждебности? В большинстве случаев враждебность, или агрессивность, это приобретенное человеком качество, являющееся следствием его не вполне удачного жизненного опыта. Исключение составляют только те случаи, когда агрессивность имеет под собой органическую основу и связана с патологическим функционированием мозга человека, в частности так называемого «центра агрессивности».

Агрессивность поддерживается специфическими внутренними и внешними стимулами, устранив действие которых можно предупредить возникновение и проявление агрессивного поведения у человека.

К числу внутренних стимулов агрессивности относятся следующие:

-    убежденность человека в том, что все без исключения люди враждебно настроены по
              отношению друг к другу;

-    утверждение, что доброты как положительного качества личности, не существует
   вообще, что за соответствующей формой поведения человека на самом деле лежит не    что иное, как просто его неспособность быть сильной личностью и доминировать над другими людьми;

-    вера в то, что только враждебными, или агрессивными, действиями в отношении
             людей можно добиться нужного результата;

-              уверенность человека в том, что все люди вокруг него настроены по отношению к
              нему враждебно и только ждут повода для того, чтобы причинить ему неприятности.

К внешним стимулам агрессивности можно отнести;

             -  наличие рядом с данным человеком немалого числа других, значимых для него и              агрессивно в целом настроенных людей, кому он подражает, и чье агрессивное поведение  рассматривает как вполне нормальное;

-                многократное наблюдение положительных следствий агрессивного поведения;

-    действия    человека,    выполняемые    в    условиях    чрезмерной    эмоциональной
                напряженности;

-              преобладание среди социальных ценностей людей, окружающих данного человека,
               культа так называемой грубой силы.

Все это вместе взятое способствует возникновению в психологии и поведении людей агрессивных тенденций и превращению их в стойкие дурные привычки, которые с психологической точки зрения представляют собой комплексы.

Для того чтобы устранить тенденции агрессивного поведения человека, необходимо сделать следующее. Во-первых, исключить внешние условия проявления агрессивности или хотя бы выработать у человека иммунитет к их отрицательному психологическому влиянию на него. Этого можно добиться путем воспитания у человека такого мировоззрения, такой культуры, которые несовместимы с агрессивным поведением.

То же самое касается выработки у человека своеобразного внутреннего сопротивления, личной неспособности к совершению агрессивных актов по отношению к другим людям. Для этого необходимо, чтобы с детства человека окружали люди, способные на своем примере показать, что практически всего и гораздо легче можно добиться в жизни, исключив из практики поведения агрессивные действия.

Чрезмерная склонность к защитным реакциям как комплекс может быть устранена при обязательном соблюдении следующих условий:

• осознание человеком того, что его защитные реакции на самом деле малоэффективны,     не решают тех проблем, которые его волнуют;

•  создание для человека психологически безопасной ситуации общения с людьми;

•  выработка у человека целесообразных, разумных форм приспособительного поведения,
              отличных от защитных реакций.

Обращаясь к ним, человек мог бы успешнее решать волнующие его проблемы, чем при помощи защитных реакций. Поясним сказанное на конкретных примерах. К использованию защитных реакций человек обычно обращается тогда, когда реально в жизни или только в его воображении создается ситуация, представляющая собой угрозу для его «Я». Речь идет о такой ситуации, которая унижает его человеческое достоинство, отрицательно влияет на самооценку, порождает неприятные переживания, связанные с его собственным поведением и психологическими качествами. Часто, однако, реальной угрозы Я - человека не возникает, или на самом деле она оказывается не столь значительной, какой представлялась в начале, в воображении клиента. Поэтому первая из задач психолога-консультанта будет состоять в том, чтобы выяснить, почему клиент использует защитные реакции, когда он обращается к ним и в чем конкретно эти реакции заключаются. Определить это можно, поставив перед клиентом следующие вопросы:

•                Какими своими поступками, действиями, реакциями на поведение других людей вы не вполне удовлетворены и почему?

• Считаете ли вы, что соответствующие ситуации и поведение в них других           людей действительно создают для вас угрозу и ставят вас в неловкое положение, унижают ваше человеческое достоинство, вынуждают защищаться?

•                Чем конкретно вам угрожают эти люди и ситуации?

Информация о работе Комплекс неполноценности