Комплекс неполноценности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание

Цель нашего исследования. Выявить особенности организации процесса консультирования по поводу избавления от комплекса неполноценности у подростков 8 -9 класса.

Для достижения цели в данной работе были поставлены следующие задачи:

1. Изучить психологическую картину комплекса неполноценности.

2. Исследовать особенности проявления комплекса неполноценности у подростков.

3. Проведение исследования по проявлению комплекса неполноценности.

4. . Выявить особенности процесса консультирования по проблеме избавления от комплекса неполноценности у подростков.

Содержание

Введение 2

Глава I Комплекс неполноценности 4

1.1 Подходы к пониманию комплекса неполноценности, характеристики
комплекса неполноценности 4

1.2. Причины развития комплекса неполноценности в подростковом

возрасте 6

1.3 Причины неудачи в избавлении от комплексов в подростковом

возрасте 9

Глава II Экспериментальное исследование 17

2.1 Цели и задачи экспериментального исследования 17

2.2. Результаты исследования: 18

Выводы 25

Заключение 26

Литература 29

Приложения 30

27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая компл.неполноценности №1.doc

— 416.50 Кб (Скачать документ)

Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:

1)   глобальное самоотношение;

2)   самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу
                   и ожиданиям отношения к себе;

3)   уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».

В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения.. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них . раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.

Опросник включает следующие шкалы

Шкала S - измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого.

Шкала I - самоуважение.

Шкала II - аутосимпатия.

Шкала III - ожидаемое отношение от других.

Шкала IV - самоинтерес.

Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки нате или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого.

Шкала 1 - самоуверенность.

Шкала 2 - отношение других.

Шкала 3 - самопринятие.

Шкала 4 - саморуководство, самопоследовательность.

Шкала 5 - самообвинение.

Шкала 6 - самоинтерес.

Шкала 7 - самопонимание.

Глобальное самоотношение - внутренне недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя.

Самоуважение - шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся «внутренней последовательности», «самопонимания», «самоуверенности». Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.

Аутосимпатия - шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному «Я». В шкалу вошли пункты, касающиеся «самопринятие», «самообвинения». В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе,- видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров («и поделом тебе»).

Самоинтерес - шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других.

Ожидаемое отношение от других - шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.

Инструкция испытуемым. Вам предлагается ответить на следующие 57 утверждений. Если Вы согласны с данным утверждением ставьте знак «+», если не согласны то знак «-».

Текст опросника

1.   Думаю, что большинство моих знакомых относится ко мне с симпатией.

2.   Мои слова не так уж часто расходятся с делом.

3.   Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.

4.   Когда я пытаюсь себя оценить, я, прежде всего, вижу свои недостатки.

5.   Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других.

6.              Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то,
         насколько мой образ далек от действительности.

7.   Мое «Я» всегда мне интересно.

8.   Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.

9.   В моей жизни есть или, по крайней мере, были люди, с которыми я был чрезвычайно
         близок.

10.   Собственное уважение мне еще надо заслужить.

11.   Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел;

12.   Я вполне доверяю своим внезапно возникшим желаниям.

13.   Я сам хотел во многом себя переделать.

14.   Мое собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.

15.   Я искренне хочу, чтобы у меня было все хорошо в жизни.

15.   Если я; и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.

16.   Случайному знакомому я скорее всего покажусь человеком приятным.
18   Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.

19.              Собственные слабости вызывают у меня что-то наподобие презрения.

20.              Если  бы  я  раздвоился,  то  мне было  бы  довольно  интересно  общаться  со  своим
             двойником.

21.    Некоторые свои качества я ощущаю как посторонние, чужие мне.

22.    Вряд ли кто-либо сможет почувствовать свое сходство со мной.

23.    У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.

24.    Часто я не без издевки подшучиваю над собой.

25.   Самое   разумное,   что   может  сделать  человек   в  своей  жизни  -  это  подчиниться
             собственной судьбе.

26.    Посторонний человек, на первый взгляд, найдет во мне много отталкивающего.

27.    К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так и буду поступать.

28.    Свое отношение к самому себе можно назвать дружеским;

29.    Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно.

30.    У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.

31.    В глубине души я бы хотел, чтобы со мной произошло что-то катастрофическое.

32.    Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых.

33.    Мне бывает очень приятно увидеть себя глазами любящего меня человека.

34.    Когда у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спрашиваю о себя, разумно
            ли это.

35.    Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог увидеть меня насквозь,
             он бы тут же понял, какое я ничтожество.

36.    Временами я сам собой восхищаюсь.

37.    Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.

38.    В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек.

39.    Без посторонней помощи я мало что могу сделать.

40.    Иногда я сам себя плохо понимаю.

41.    Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.

42.    Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.

43.              В  моей личности есть,  наверное,  что-то такое,  что способно  вызывать у других
            неприязнь.

44.              Большинство моих знакомых не принимают меня уж так всерьез. 

       Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.

45.    Я вполне могу сказать, что унижаю себя сам.

46.    Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими.

47.    В целом, меня устраивает то, какой я есть.

48.    Вряд ли меня можно любить по-настоящему.

49.    Моим мечтам и планам не хватает реалистичности

50.    Если бы мое второе «Я» существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер
            по общению.

51.    Думаю, что мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.

52.    То, что во мне происходит, как правило, мне понятно.

53.    Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.

54.    Вряд ли найдется много людей, которые обвинят меня в отсутствии совести.

55.    Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: «И поделом тебе».

56.    Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.

Способ обработки. Показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительны! знаком; и утвердительный, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком. Полученный «сырой балл» по каждому фактору переводится, по приведенным ниже таблицам, в накопленные частоты.

Ключ для обработки.

Номера пунктов и знак, с которым пункт входит в соответствующий фактор.

Шкала S (интегральная):

«+»: 2, 5, 23, 33, 37, 42, 46, 48, 52, 53, 57.

«-»: 6, 9. 13, 14, 16, 18, 30, 35, 38, 39, 41, 43, 44, 45, 49, 50, 56.

Шкала самоуважения (1):

«+»:2, 23, 53,57.   -

«-»:8, 13, 25, 27, 31, 35, 38, 39, 40, 41, 50.

Шкала аутосимпатии (II):

«+»: 12, 18. 28. 29,37,46,48. 54.

«-»: 4, 9, 11, 16, 19,24,45,56.

Шкала ожидаемого отношения от других (III):

«+»: 1, 5, 10, 15,42, 55.

«-»: 3, 26. 30, 32, 43, 44, 49.    

Шкала самоинтереса (IV):

«+»: 7, 17,20, 33, 34, 52.

«-»: 14, 51.

Шкала самоуверенности (1);

«+»: 2, 23, 37, 42, 46.

«-»: 38, 39. 41.

Шкала отношения других (2):

«+»: 1, 5, 10, 52, 55.

«-»: 32, 4 44.

Шкала самопринятия (3).

«+»: 12, 18, 28, 47, 48, 54

«-»: 21.

 

Шкала самопоследовательности (саморуководства) (4):

«+»: 50, 57.

«-»: 25,27,31,35,36.

Шкала самообвинения (5):

«+»: 3, 4, 9, 11, 16,24,45, 56.

«-»:

Шкала самоинтерсса (6): ..

«+»:17, 20, 33.

«-»: 26, 30, 49, 51.

Шкала самопонимания (7):

«+»: 53.

«-»: 6, 8, 13, 15,22,40.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки).

Термин "агрессия" чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном "очищении" от целого ряда наслоений и отдельных смыслов.

Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность:

1.        как врожденную реакцию человека для "защиты занимаемой территории"
(Лоренд, Ардри);

2.        как стремление к господству (Моррисон);

3.        реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность
(Хорци, Фромм).

           Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард).

Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.

Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый - мотивационная агрессия, как самоценность, второй - инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.

А. Бассе, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Бассе и А.Дарки выделили следующие виды реакций:

1.   Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

2.   Косвенная агрессия - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни
                 на кого не направленная.

3.              Раздражение   -   готовность   к   проявлению   негативных   чувств,   при   малейшем
                  возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4.    Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до
                активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5.    Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные
                действия.

6.    Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к
               людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7.    Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг),
                так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8.    Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является
               плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".

ОПРОСНИК

1.   Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

2.   Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю

3.   Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

4.   Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню

5.   Я не всегда получаю то, что мне положено

6.   Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

Информация о работе Комплекс неполноценности