Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:40, курсовая работа
Цель нашего исследования. Выявить особенности организации процесса консультирования по поводу избавления от комплекса неполноценности у подростков 8 -9 класса.
Для достижения цели в данной работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психологическую картину комплекса неполноценности.
2. Исследовать особенности проявления комплекса неполноценности у подростков.
3. Проведение исследования по проявлению комплекса неполноценности.
4. . Выявить особенности процесса консультирования по проблеме избавления от комплекса неполноценности у подростков.
Введение 2
Глава I Комплекс неполноценности 4
1.1 Подходы к пониманию комплекса неполноценности, характеристики
комплекса неполноценности 4
1.2. Причины развития комплекса неполноценности в подростковом
возрасте 6
1.3 Причины неудачи в избавлении от комплексов в подростковом
возрасте 9
Глава II Экспериментальное исследование 17
2.1 Цели и задачи экспериментального исследования 17
2.2. Результаты исследования: 18
Выводы 25
Заключение 26
Литература 29
Приложения 30
27
Тест опросник самоотношения (ОСО) построен в соответствии с разработанной В. В. Столиным иерархической моделью структуры самоотношения. Данная версия опросника позволяет выявить три уровня самоотношения, отличающихся по степени обобщенности:
1) глобальное самоотношение;
2) самоотношение, дифференцированное по самоуважению, аутсимпатии, самоинтересу
и ожиданиям отношения к себе;
3) уровень конкретных действий (готовностей к ним) в отношении к своему «Я».
В качестве исходного принимается различие содержания «Я-образа» (знания или представления о себе, в том числе и в форме оценки выраженности тех или иных черт) и самоотношения.. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе. Однако знания о себе самом, естественно, ему небезразличны: то, что в них . раскрывается, оказывается объектом его эмоций, оценок, становится предметом его более или менее устойчивого самоотношения.
Опросник включает следующие шкалы
Шкала S - измеряет интегральное чувство «за» или «против» собственно «Я» испытуемого.
Шкала I - самоуважение.
Шкала II - аутосимпатия.
Шкала III - ожидаемое отношение от других.
Шкала IV - самоинтерес.
Опросник содержит также семь шкал направленных на измерение выраженности установки нате или иные внутренние действия в адрес «Я» испытуемого.
Шкала 1 - самоуверенность.
Шкала 2 - отношение других.
Шкала 3 - самопринятие.
Шкала 4 - саморуководство, самопоследовательность.
Шкала 5 - самообвинение.
Шкала 6 - самоинтерес.
Шкала 7 - самопонимание.
Глобальное самоотношение - внутренне недифференцированное чувство «за» и «против» самого себя.
Самоуважение - шкала из 15 пунктов, объединивших утверждения, касающиеся «внутренней последовательности», «самопонимания», «самоуверенности». Речь идет о том аспекте самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя.
Аутосимпатия - шкала из 16 пунктов, объединяющая пункты, в которых отражается дружественность-враждебность к собственному «Я». В шкалу вошли пункты, касающиеся «самопринятие», «самообвинения». В содержательном плане шкала на позитивном полюсе объединяет одобрение себя в целом и в существенных частностях, доверие к себе и позитивную самооценку, на негативном полюсе,- видение в себе по преимуществу недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению. Пункты свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на себя, как раздражение, презрение, издевка, вынесение самоприговоров («и поделом тебе»).
Самоинтерес - шкала из 8 пунктов, отражает меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других.
Ожидаемое отношение от других - шкала из 13 пунктов, отражающих ожидание позитивного или негативного отношения к себе окружающих.
Инструкция испытуемым. Вам предлагается ответить на следующие 57 утверждений. Если Вы согласны с данным утверждением ставьте знак «+», если не согласны то знак «-».
Текст опросника
1. Думаю, что большинство моих знакомых относится ко мне с симпатией.
2. Мои слова не так уж часто расходятся с делом.
3. Думаю, что многие видят во мне что-то сходное с собой.
4. Когда я пытаюсь себя оценить, я, прежде всего, вижу свои недостатки.
5. Думаю, что как личность я вполне могу быть притягательным для других.
6. Когда я вижу себя глазами любящего меня человека, меня неприятно поражает то,
насколько мой образ далек от действительности.
7. Мое «Я» всегда мне интересно.
8. Я считаю, что иногда не грех пожалеть самого себя.
9. В моей жизни есть или, по крайней мере, были люди, с которыми я был чрезвычайно
близок.
10. Собственное уважение мне еще надо заслужить.
11. Бывало, и не раз, что я сам себя остро ненавидел;
12. Я вполне доверяю своим внезапно возникшим желаниям.
13. Я сам хотел во многом себя переделать.
14. Мое собственное «Я» не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.
15. Я искренне хочу, чтобы у меня было все хорошо в жизни.
15. Если я; и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.
16. Случайному знакомому я скорее всего покажусь человеком приятным.
18 Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.
19. Собственные слабости вызывают у меня что-то наподобие презрения.
20. Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим
двойником.
21. Некоторые свои качества я ощущаю как посторонние, чужие мне.
22. Вряд ли кто-либо сможет почувствовать свое сходство со мной.
23. У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.
24. Часто я не без издевки подшучиваю над собой.
25. Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни - это подчиниться
собственной судьбе.
26. Посторонний человек, на первый взгляд, найдет во мне много отталкивающего.
27. К сожалению, если я и сказал что-то, это не значит, что именно так и буду поступать.
28. Свое отношение к самому себе можно назвать дружеским;
29. Быть снисходительным к собственным слабостям вполне естественно.
30. У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.
31. В глубине души я бы хотел, чтобы со мной произошло что-то катастрофическое.
32. Вряд ли я вызываю симпатию у большинства моих знакомых.
33. Мне бывает очень приятно увидеть себя глазами любящего меня человека.
34. Когда у меня возникает какое-либо желание, я прежде всего спрашиваю о себя, разумно
ли это.
35. Иногда мне кажется, что если бы какой-то мудрый человек смог увидеть меня насквозь,
он бы тут же понял, какое я ничтожество.
36. Временами я сам собой восхищаюсь.
37. Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.
38. В глубине души я никак не могу поверить, что я действительно взрослый человек.
39. Без посторонней помощи я мало что могу сделать.
40. Иногда я сам себя плохо понимаю.
41. Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.
42. Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.
43. В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызывать у других
неприязнь.
44. Большинство моих знакомых не принимают меня уж так всерьез.
Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.
45. Я вполне могу сказать, что унижаю себя сам.
46. Даже мои негативные черты не кажутся мне чужими.
47. В целом, меня устраивает то, какой я есть.
48. Вряд ли меня можно любить по-настоящему.
49. Моим мечтам и планам не хватает реалистичности
50. Если бы мое второе «Я» существовало, то для меня это был бы самый скучный партнер
по общению.
51. Думаю, что мог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.
52. То, что во мне происходит, как правило, мне понятно.
53. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.
54. Вряд ли найдется много людей, которые обвинят меня в отсутствии совести.
55. Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: «И поделом тебе».
56. Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.
Способ обработки. Показатель по каждому фактору подсчитывается путем суммирования утверждений, с которыми испытуемый согласен, если они входят в фактор с положительны! знаком; и утвердительный, с которыми испытуемый не согласен, если они входят в фактор с отрицательным знаком. Полученный «сырой балл» по каждому фактору переводится, по приведенным ниже таблицам, в накопленные частоты.
Ключ для обработки.
Номера пунктов и знак, с которым пункт входит в соответствующий фактор.
Шкала S (интегральная):
«+»: 2, 5, 23, 33, 37, 42, 46, 48, 52, 53, 57.
«-»: 6, 9. 13, 14, 16, 18, 30, 35, 38, 39, 41, 43, 44, 45, 49, 50, 56.
Шкала самоуважения (1):
«+»:2, 23, 53,57. -
«-»:8, 13, 25, 27, 31, 35, 38, 39, 40, 41, 50.
Шкала аутосимпатии (II):
«+»: 12, 18. 28. 29,37,46,48. 54.
«-»: 4, 9, 11, 16, 19,24,45,56.
Шкала ожидаемого отношения от других (III):
«+»: 1, 5, 10, 15,42, 55.
«-»: 3, 26. 30, 32, 43, 44, 49.
Шкала самоинтереса (IV):
«+»: 7, 17,20, 33, 34, 52.
«-»: 14, 51.
Шкала самоуверенности (1);
«+»: 2, 23, 37, 42, 46.
«-»: 38, 39. 41.
Шкала отношения других (2):
«+»: 1, 5, 10, 52, 55.
«-»: 32, 4 44.
Шкала самопринятия (3).
«+»: 12, 18, 28, 47, 48, 54
«-»: 21.
Шкала самопоследовательности (саморуководства) (4):
«+»: 50, 57.
«-»: 25,27,31,35,36.
Шкала самообвинения (5):
«+»: 3, 4, 9, 11, 16,24,45, 56.
«-»:
Шкала самоинтерсса (6): ..
«+»:17, 20, 33.
«-»: 26, 30, 49, 51.
Шкала самопонимания (7):
«+»: 53.
«-»: 6, 8, 13, 15,22,40.
Приложение 2
Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки).
Термин "агрессия" чрезвычайно часто употребляется сегодня в самом широком контексте и поэтому нуждается в серьезном "очищении" от целого ряда наслоений и отдельных смыслов.
Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность:
1. как врожденную реакцию человека для "защиты занимаемой территории"
(Лоренд, Ардри);
2. как стремление к господству (Моррисон);
3. реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность
(Хорци, Фромм).
Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию (Маллер, Дуб, Доллард).
Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений. Вероятно, деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как потребности индивидуального развития с неизбежностью формируют в людях способность к устранению и разрушению препятствий, преодолению того, что противодействует этому процессу.
Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Чрезмерное развитие ее начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта сознательно опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а, с другой, сам акт агрессии может не принимать сознательно опасные и неодобряемые формы. В житейском сознании агрессивность является синонимом "злонамеренной активности". Однако само по себе деструктивное поведение "злонамеренностью" не обладает, таковой его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и обладания которыми активность разворачивается. Внешние практические действия могут быть сходны, но их мотивационные компоненты прямо противоположны.
Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый - мотивационная агрессия, как самоценность, второй - инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.
А. Бассе, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия агрессии и враждебность и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Бассе и А.Дарки выделили следующие виды реакций:
1. Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.
2. Косвенная агрессия - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни
на кого не направленная.
3. Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств, при малейшем
возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм - оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до
активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
5. Обида - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные
действия.
6. Подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к
людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг),
так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является
плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".
ОПРОСНИК
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим
2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю
3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь
4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню
5. Я не всегда получаю то, что мне положено
6. Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной