Комплекс неполноценности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание

Цель нашего исследования. Выявить особенности организации процесса консультирования по поводу избавления от комплекса неполноценности у подростков 8 -9 класса.

Для достижения цели в данной работе были поставлены следующие задачи:

1. Изучить психологическую картину комплекса неполноценности.

2. Исследовать особенности проявления комплекса неполноценности у подростков.

3. Проведение исследования по проявлению комплекса неполноценности.

4. . Выявить особенности процесса консультирования по проблеме избавления от комплекса неполноценности у подростков.

Содержание

Введение 2

Глава I Комплекс неполноценности 4

1.1 Подходы к пониманию комплекса неполноценности, характеристики
комплекса неполноценности 4

1.2. Причины развития комплекса неполноценности в подростковом

возрасте 6

1.3 Причины неудачи в избавлении от комплексов в подростковом

возрасте 9

Глава II Экспериментальное исследование 17

2.1 Цели и задачи экспериментального исследования 17

2.2. Результаты исследования: 18

Выводы 25

Заключение 26

Литература 29

Приложения 30

27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая компл.неполноценности №1.doc

— 416.50 Кб (Скачать документ)

•              Что  думают  другие  люди  по  поводу  вашего  поведения?  Считают ли  они  его
              оправданным?

•                Что, по-вашему, произойдет, если вы не будете защищаться?
Опрос клиента с помощью этих вопросов преследует троякую цель:

•  во-первых, выяснить, какие ситуации и действия людей в соответствующих ситуациях
вызывают у клиента защитные реакции;

•  во-вторых, определить, что конкретно представляют собой эти ситуации;

• в-третьих, как-то успокоить клиента, убедив его в том, что на самом деле серьезной
угрозы его «Я» соответствующие люди и ситуации не представляют.

Если, выполнив всю эту работу, психолог-консультант все же не сможет успокоить клиента и добиться того, чтобы он впредь не прибегал к использованию защитных реакций, то необходимо будет перейти к следующему этапу психологического консультирования.

На данном этапе психолог-консультант должен будет объяснить клиенту, что его защитные реакции в действительности малоэффективны, так как не достигают главной цели: обеспечения полной личностной безопасности клиента и предупреждения возникновения ситуаций, угрожающих его «Я». Для того чтобы этого добиться, необходимо заменить защитные реакции другими, более разумными формами поведения, которые исключали бы или сводили к минимуму действия других людей, несущих в себе угрозу Я - клиента. На заключительном этапе проведения психологического консультирования желательно подсказать клиенту соответствующие формы поведения и помочь ему выработать их у себя как действенную альтернативу защитным реакциям. Решение этой задачи, однако, требует проведения психокоррекции, иногда достаточно длительной по времени.

Консультирование по поводу комплекса вины проводится следующим образом. Вначале выясняется, что представляет собой этот комплекс и в чем он конкретно проявляется в психологии и поведении клиента. Для этого клиенту задают следующие вопросы:

•              Когда,   в   каких   ситуациях   вы   особенно   часто   чувствуете   себя   виноватым   за
                происходящее с вами, с другими людьми и вокруг вас?

•  В чем у вас это чувство вины проявляется? Что вы при этом переживаете? Какие мысли
             и чувства у вас возникают?

•  Перед кем и за что вы чувствуете себя виновным?

•  Когда и по каким причинам появилось у вас это чувство вины?

•  Считают ли окружающие люди вас виновным в том, в чем вы сами вините себя?

•  Считаете ли вы сами себя виновным и если да, то в чем конкретно и перед кем?

•  Хотите ли вы избавиться от преследующего вас чувства вины?

Прояснив для себя ситуацию по ответам клиента на эти вопросы, психолог-консультант
вместе с клиентом должен будет объективно разобраться в том, виновен или не виновен на
самом деле клиент в происходящем и если да, то в какой мере. При этом очень важно
определить объективные обстоятельства, знание которых клиентом способно снять чувство
вины.

Конечная цель этой процедуры состоит в том, чтобы, непредвзято разобравшись в ситуации, точно выяснить, что в ней зависит и что практически не зависит от клиента, в чем он действительно виновен. Без этого невозможно будет решать проблему дальше и пытаться

устранить субъективное чувство вины, так как клиент вынужден будет невольно лично отвечать за то, что от него практически не зависит.

На следующем этапе работы с клиентом по поводу комплекса вины необходимо выяснить, все ли, что от него действительно зависит, практически сделал клиент для того, чтобы снять с себя чувство вины. Для этого клиенту можно задать такие, например, вопросы:

1. Что вы реально сделали уже для того, чтобы снять с себя чувство вины? 

2. Что бы еще, по вашему мнению, можно было предпринять для того, чтобы полностью снять с себя чувство вины за происходящее ?

Акцент в разговоре с клиентом на эту тему должен быть сделан на последнем из вопросов, так как в ходе беседы с клиентом обычно выясняется, что он в действительности не предпринял еще все от него зависящее, чтобы снять с себя чувство вины. Если это окажется на самом деле так, то психолог-консультант далее должен будет договориться с клиентом о том, чтобы тот в ближайшее время попытался предпринять новые шаги, направленные на избавление от комплекса вины.

Задача консультанта здесь состоит в том, чтобы реально помочь клиенту определить все возможные действия, которые он мог бы предпринять в сложившейся обстановке для устранения не оправданного объективными обстоятельствами чувства вины. После выполнения клиентом соответствующих действий желательно, чтобы психолог-консультант оценил их последствия вместе с клиентом. Как правило, в итоге такой совместной акции психолога-консультанта с клиентом чувство вины последнего исчезает полностью, или значительно уменьшается.

 

Глава II Экспериментальное исследование.

2.1 Цели и задачи экспериментального исследования.

Целью  нашего исследования являлось: выявление особенностей организации процесса консультирования по поводу избавления от комплекса неполноценности у подростков  8 -9 класса.

 

Для достижения цели в данной работе были поставлены и осуществлены следующие задачи:

1.       Изучить психологическую картину комплекса неполноценности.

2.       Исследовать особенности проявления комплекса неполноценности у подростков.

3.              Проведение исследования по проявлению комплекса неполноценности.

4.              Выявить особенности процесса консультирования по проблеме избавления от
комплекса неполноценности у подростков.

Гипотезой данного исследования является, предположение, что представление о себе, самоотношение и состояние агрессии формируют комплекс неполноценности в подростковом возрасте.

Выборку составили лица подросткового возраста, в возрасте от 14 до 15 лет и в количестве 20 человек.

Предметом данного исследования явилось исследование особенностей проявления комплекса неполноценности у подростков.

Выборка испытуемых состояла из лиц подросткового возраста от 14 до 15 лет.

 

2.2. Результаты исследования.

В ходе исследования получены следующие результаты, которые представлены в таблице №1, №2, №3.

 

Результаты исследования уровня самоотношения

( по методике: тест «Самоотношение» В.В.Столин, С.Р.Пантелеев)

Таблица № 1

 

Шкалы по тесту

«Самоотношение»

 

Эталонные средние значения (балл)

 

Средние значения

(балл)

 

Уровень значимости,

p

Шкала S (измерение интегрального

чувства «за» и «против» собственно «Я» испытуемого )

 

14

22,20

0,000

Шкала I   (самоуважение) 

15

10,80

0,000

 

Шкала II  (аутосимпатия) 

16

11,35

0,000

 

Шкала III (ожидаемое отношение

от других)

13

10,15

0,000

 

Шкала IV (самоинтерес) 

8

7,15

0,000

 

Шкала 1   (самоуверенность) 

8

6,40

0,000

 

Шкала 2   (отношение других) 

8

5,90

0,000

 

Шкала 3   (самопринятие) 

 

7

5,10

0,000

 

Шкала 4   (самопонимание)  

7

4,05

0,000

 

Шкала 5   (самообвинение)  

8

3,75

0,000

 

Шкала 6   (самоинтерес)  

7

6,35

0,000

 

Шкала 7   (саморуководство,

самопоследовательность)

7

 

 

5,05

0,000

 

 

 

«Шкала S» (измерение интегрального чувства «за» и «против» собственно «Я» испытуемого) среднее значение переменной составляет 22,20 и статистически достоверно отличается от 14  (р < 0,000). Можно сказать о внутреннем недифференцированном чувстве «за» и  «против» самого себя.

Шкала I (самоуважение) среднее значение переменной  составляет 10,80 в  группе подростков и статистически достоверно отличается от 15 (р < 0,000), что говорит об объединивших утверждения, касающиеся «внутренней последовательности»,   шкалу 7 «саморуководство», шкалу 1 «самоуверенность».  Здесь прослеживается тот аспект самоотношения, который эмоционально и содержательно объединяет веру в свои силы, способности, энергию, самостоятельность, оценку своих возможностей, контроль собственной жизни, самопоследовательность, понимание самого себя.

Шкала II (аутосимпатия) в группе подростков среднее значение переменной составляет 11,35  и статистически достоверно отличается от 16 (р < 0,000). Это говорит о дружественности и враждебности к собственному «Я». Также в эту шкалу вошли шкала 3 «самопринятие» и шкала 5 «самообвинение». То есть на позитивном уровне в этой шкале объединяется одобрение подростком себя в целом, доверие к себе и позитивную самооценку, а на негативном уровне – виденье в себе недостатков, низкая самооценка, готовность к самообвинению. Эти уровни свидетельствуют о таких эмоциональных реакциях на самого себя, как раздражение, презрение и вынесение самоприговора.

Шкала III (ожидаемое отношение от других) и шкала 2 «отношение других» среднее значение переменной составляет  10,15 и статистически достоверно отличается  13 (р < 0,000). Данные  значения указывают на то, что подростки ожидают позитивного отношения к себе от окружающих.

Шкала  IV (самоинтерес) и шкалы 4,6  среднее значение переменной составляет  7,15 и статистически достоверно отличается  от 8 (р < 0,000). Полученные данные отражают у подростков меру близости к самому себе, в частности интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность  общаться с собой «на  равных», уверенность в своей интересности для других.

Результаты исследования уровня агрессии

( по методике: тест диагностики состояния  «агрессии» А.Бассе,  А.Дарки)

Таблица № 2

Шкалы по тесту

диагностики

состояния «агрессии»

 

Эталонные  средние значения

 

 

Средние значения

 

Уровень значимости,

p

Физическая агрессия 

10

7,60

0,000

Косвенная агрессия    

9

6,80

0,000

Раздражение                      

11

5,50

0,051

Негативизм                  

5

4,85

0,000

Обида                             

8

4,55

0,000

Подозрительность        

12

5,10

0,000

Вербальная агрессия  

13

8,90

0,000

Чувство вины                

9

4,35

0,000

 

Шкала «Физическая агрессия» среднее значение переменной составляет 7,60 и статистически достоверно отличается от 10 (р < 0,000). Можно сказать о том, что у данной группы подростков активно используется применение физической силы против других лиц.

Шкала «Косвенная агрессия» среднее значение переменной составляет  6,80 и статистически достоверно отличается от 9 (р < 0,000). Это указывает на то, что такая агрессия выражается скрытыми путями и направлена на другое лицо.

Шкала «Раздражение» среднее статистическое переменной составляет 5,50 и статистически достоверно отличается от 11 (р < 0,000). Это свидетельствует о проявлении у подростков  негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Шкала «Негативизм» среднее статистическое переменной составляет 4,85 и статистически достоверно отличается  от 5 (р < 0,051). По этим данным можно судить о том, что «негативизм» занимает оппозиционную манеру в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся правил и законов.

Шкала «Обида» среднее статистическое переменной составляет  4,55 и статистически достоверно отличается от 8 (р < 0,000). В этом случае «обида» зависит от зависти и ненависти к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Шкала «Подозрительность» среднее статистическое переменной составляет  5,10 и статистически достоверно отличается от 12 (р < 0,000). Данные  значения указывают на то, что в этом случае проявляется некоторое недоверие и осторожность по отношению к людям до того момента, пока подростки не убедятся в том, что другие люди планируют и приносят им вред.

Шкала «Вербальная агрессия» среднее статистическое переменной составляет   8,90 и статистически достоверно отличается от 13 (р < 0,000). По этим  данным  можно судить о выражении негативных чувств подростками через визги, крики, так и через содержание словесных ответов в виде угрозы, проклятий и т.д.

Шкала «Чувство вины» среднее статистическое переменной составляет  4,35 и статистически достоверно отличается от 9 (р < 0,000). Данные результаты свидетельствуют о  том, что подросток убеждён в том, что он плохой человек, что поступает зло, в тоже время испытывает угрызения совести. Таким образом  «индекс враждебности» включает в себя   шкалу «обиды» и шкалу «подозрительности», которая выражается в зависти и ненависти к окружающим, в недоверии и осторожности  по отношению к другим людям, до того момента, пока не убедятся, что эти люди им ничего плохого не сделают. «Индекс агрессивности» включает в себя шкалу «физической агрессии», шкалу «раздражение» и шкалу «вербальной агрессии» и выражается в применении физической силы против других людей, проявление негативных чувств, при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость), а также проявление негативных чувств через форму крика, визга, также через словесные высказывания в виде угроз, проклятий.

Информация о работе Комплекс неполноценности