Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:40, курсовая работа
Цель нашего исследования. Выявить особенности организации процесса консультирования по поводу избавления от комплекса неполноценности у подростков 8 -9 класса.
Для достижения цели в данной работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психологическую картину комплекса неполноценности.
2. Исследовать особенности проявления комплекса неполноценности у подростков.
3. Проведение исследования по проявлению комплекса неполноценности.
4. . Выявить особенности процесса консультирования по проблеме избавления от комплекса неполноценности у подростков.
Введение 2
Глава I Комплекс неполноценности 4
1.1 Подходы к пониманию комплекса неполноценности, характеристики
комплекса неполноценности 4
1.2. Причины развития комплекса неполноценности в подростковом
возрасте 6
1.3 Причины неудачи в избавлении от комплексов в подростковом
возрасте 9
Глава II Экспериментальное исследование 17
2.1 Цели и задачи экспериментального исследования 17
2.2. Результаты исследования: 18
Выводы 25
Заключение 26
Литература 29
Приложения 30
27
Результаты исследования уровня «представления о себе»
(по методике: тест «Представление о себе» В. Стефансон)
Таблица № 3
Шкалы по тесту «Представление о себе» |
Эталонные средние значения
|
Средние значения |
Уровень значимости, p |
Зависимость | 10 | 7,65 | 0,000 |
Независимость | 10 | 13,10 | 0,001 |
Общительность | 10 | 11,85 | 0,000 |
Необщительность | 10 | 9,95 | 0,014 |
Принятие борьбы | 10 | 12,75 | 0,000 |
Избегание борьбы | 10 | 8,60 | 0,000 |
В данном исследовании было определено шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость – независимость, общительность – необщительность, принятие борьбы – избегание борьбы.
Шкала «зависимость» среднее статистическое переменной составляет 7,65 и статистически достоверно отличается от 10 (р < 0,000). Шкала «независимость» среднее статистическое переменной составляет 13,10 и статистически достоверно отличается от 10 (р < 0,001). Полученные результаты показывают, что, тенденция независимость преобладает в данной группе подростков больше, чем тенденция зависимость и это может быть обусловлено тем, что в этом возрасте подростки пытаются выделиться, стать самостоятельными и не зависеть от той группы, в которой они находятся, а также непринятие групповых стандартов и ценностей.
Шкала «общительность» среднее статистическое переменной составляет 11,85 и статистически достоверно отличается от 10 (р < 0,000). Шкала «необщительность» среднее статистическое переменной составляет 9,95 и статистически достоверно отличается от 10 (р < 0,014). Можно сказать, что тенденция общительности преобладает в данной группе над тенденцией необщительности, что свидетельствует о стремлении образовать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за её пределами.
Шкала «принятие борьбы» среднее статистическое переменной составляет 12,75 и статистически достоверно отличается от 10 (р < 0,000). Шкала «избегание борьбы» среднее статистическое переменной составляет 8,60 и статистически достоверно отличается от 10 (р < 0,000). Данные результаты свидетельствуют о том, что тенденция к принятию борьбы преобладает над тенденцией избегания борьбы за счёт активного стремления личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений.
Каждая из этих тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристики, т.е. зависимость, общительность и борьба могут быть истинными, внутренне присущими личности, а могут быть внешними, своеобразной маской, скрывающей истинное лицо человека.
27
Выводы.
Итак, результаты проведенного исследования показали, что в данной группе подростков был выявлен комплекс неполноценности. Это связано с тем, что подростковый возраст является одним из важных моментов в развитии ребенка, так как в этот период происходит становление и выделение подростка как личности в целом. В этот период может формироваться комплекс неполноценности за счет того, что родители, начиная провоцировать подростка в сравнении с другими детьми, а также подростки сами начинают сравнивать себя с другими.
Такими особенностями проявления комплекса неполноценности является: аспект самоотношения, который проявляется в эмоциональном и содержательном плане веры в свои силы, самостоятельность, оценку своих способностей и возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя, ожидание позитивного или негативного отношения к себе от окружающих, проявление интереса к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других, также дружественность или враждебность к собственному «Я», одобрение себя в целом или виденье в себе преимущественно только недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению, а также эмоциональные реакции на себя, как раздражение, презрение, издёвка, вынесение самоприговоров.
Также комплекс неполноценности может развиваться у подростка из-за насмешек сверстников, например, из-за физического недостатка. Подростки в этом возрасте очень жестоки, по отношению к подросткам, имеющим недостатки. Они не понимают, как это больно, когда есть какой-то дефект внешности, над которым все смеются. Подростки, страдающие заиканием, и без того очень стесняются своего дефекта речи, а когда их передразнивают сверстники, - то это может стать непереносимой ситуацией. Издеваются и над ребятами, которые сильно отстают от сверстников в физическом развитии.
Неполноценность и превосходство – общие условия, которые управляют поведением человека, но помимо них, есть различия в физической силе, здоровье и окружении. По этой причине в одинаковых условиях разными людьми совершаются различные ошибки. Например, можно сделать вывод, что мы не найдём ни одного вполне устойчивого и верного способа реагировать на окружающий мир, их реакции индивидуальны. Каждый стремиться к более совершенному стилю жизни, но делает это по – своему, совершая свои собственные ошибки и идя своим путём к успеху.
Заключение.
Целью нашего исследования было изучить особенности процесса психологического консультирования по поводу избавления от комплекса неполноценности, потому что эта тема стала довольно актуальна в данное время. В настоящее время подростки стали очень жестоки по отношению к окружающим их сверстникам.
В этот период подростки достаточно эмоционально чутки и наблюдательны, тонко подмечают все нюансы в отношении окружающих. Если что-то не так, если он не такой, как остальные сверстники, если сверстники его за это дразнят, - то это и может послужить основой для формирования комплексов.
У некоторых подростков комплексы возникают из-за того, что в этом очень трудном возрасте никто не говорит им ободряющих слов, которые могли бы придать им уверенности в себе. Хотя стремление подростка к независимости вполне естественно, - все же мнение родителей и других взрослых людей имеет для него очень большое значение.
Мальчики и девочки, которые слышат в этот момент от родителей не слова ободрения, а одни грубые окрики и попреки, не могут правильно оценить себя и свои способности. У таких ребят вырабатывается низкая самооценка, а это и является основой многих комплексов. Важным для подростков в этом возрасте с самых ранних лет слышать больше добрых и ободряющих слов от своих родителей. Влияние родителей на психику подростка огромно. Если это влияние отрицательное, то вряд ли сформируется гармоничная личность.
Также комплекс неполноценности может развиваться у подростка из-за насмешек сверстников, например, из-за физического недостатка.
Формированию комплекса неполноценности также способствуют такие черты характера, как робость, нерешительность, застенчивость, неуверенность в себе. Основой комплексов является низкая самооценка.
Таким образом, процесс психологического консультирования по поводу избавления от комплекса неполноценности в подростковом возрасте строится с учетом следующих особенностей:
1. Работа с родителями, в процессе которой консультант может столкнуться с определенными трудностями. Так как не все родители точно понимают проблемы своих детей.
2. Процесс консультирования по поводу избавления от комплексов неполноценности можно начать с точной диагностики, имеющихся уже у подростка комплексов.
27
3. Работа по преодолению комплексов неполноценности в подростковом возрасте, которая состоит из следующих пунктов.
1) С объяснения подростку, что такое комплекс вообще, какую роль он играет
в жизни и какое место занимает в структуре личности.
2) Можно доказать подростку , что комплексы есть не только у него,
но и у многих других людей, что в этом отношении он не отличается от большинства людей, ни в худшую, ни в лучшую сторону.
3) Убедить подростка в том, что свои собственные комплексы ему
лучше знать, а не делать вид, что их не существует, и по мере возможности пытаться избавится от них.
4) Очень важно подсказать подростку, что надо делать для того,
чтобы избавится или хотя бы уменьшить их реальное влияние на поведение и на взаимоотношение подростка с окружающими его людьми.
Уточнив, какие комплексы на самом деле проявляются в психологии и поведении подростка, консультант может предложить ему конкретные рекомендации по избавлению от комплекса неполноценности.
Рассмотрим эти рекомендации.
• Комплекс неполноценности человека, возникший по поводу его физических недостатков, полностью не устраним, так как исправить сами недостатки далеко не всегда возможно. Вместе с тем любой человек может убедиться в том, что отношение к нему людей и его популярность среди людей определяются отнюдь не его внешностью. С годами этот фактор, как известно, становится менее значимым, чем в детском и юношеском возрасте. Кроме того, внешность человека можно значительно улучшить за счет специальных физических упражнений, одежды, косметики и т.п. Этого же можно добиться путем тренировки и отработки внешних форм поведения, экспрессивно-выразительных движений, постановки голоса и др.
Комплекс неполноценности устраняется за счет выработки у человека новых, полноценных психических качеств, которые служат хорошей компенсацией соответствующего комплекса. Важно только, чтобы эти качества были достаточно хорошим противовесом тем качествам, которых недостает клиенту.
Желательно в этот момент вести активную параллельную работу, направленную на избавление у подростка от тех качеств личности, которые он считает своими недостатками. Некоторые из них, такие, как отрицательные социальные установки, незнание чего-либо,
■г
неумение, можно сравнительно легко устранить. Другие - такие, как недостатки в способностях, чертах характера, укоренившиеся привычки и т.п., устраняются с большим трудом. Но, и в том и другом случае необходима серьезная работа клиента над собой.
27
Задачи психолога-консультанта в связи с этим сводятся к следующему:
- уточнить вместе с клиентом, о каких конкретных недостатках идет речь;
- выяснить причины этих недостатков и наметить план их устранения;
- предложить клиенту соответствующие практические рекомендации.
Литература.
1. Адлер А. Наука жить. Киев: Port-Royal, 1997. Пер. с англ. Е.О. Любченко.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. -
Изд. 2-е - М: Независимая фирма «Класс», 2000.
3. Большой толковый медицинский словарь. 2001
4. Венгер, А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. М. 1999.
5. Гарбузова В.И. От младенчества до отрочества. Л., 1991.
6. Елизаров, Андрей Николаевич. Основы индивидуального и семейного
психологического консультирования: Учебное пособие для вузов/ А.Н. Елизаров.-
М: Ось-89,2003
7. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М, 1989.
8. Меновщиков И.Ю. Введение в психологическое консультирование. 2-е изд.,
стереотипное. М: Смысл, 2000.
9. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
10. Материал из Википедии — свободной энциклопедии
11. Немов Р. С. Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. -
М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999
12". Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М. 2006.
13. Психологическая проблема юности. //Под ред. А.В.Петровского. М., 1969.
14. Практическое руководство/А. Л. Венгер.-М.Тенезис. Ч. 1.-2001.
15. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 1999.
16. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. -
М., 1994.
17. Тодд Дж., Богарт А.К. Основы клинической и консультативной психологии / пер. с
англ. - СПб.: Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
18. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической
коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский
центр «Академия», 2001.
27
Приложение № 1
Тест - опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев)