Комплекс неполноценности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание

Цель нашего исследования. Выявить особенности организации процесса консультирования по поводу избавления от комплекса неполноценности у подростков 8 -9 класса.

Для достижения цели в данной работе были поставлены следующие задачи:

1. Изучить психологическую картину комплекса неполноценности.

2. Исследовать особенности проявления комплекса неполноценности у подростков.

3. Проведение исследования по проявлению комплекса неполноценности.

4. . Выявить особенности процесса консультирования по проблеме избавления от комплекса неполноценности у подростков.

Содержание

Введение 2

Глава I Комплекс неполноценности 4

1.1 Подходы к пониманию комплекса неполноценности, характеристики
комплекса неполноценности 4

1.2. Причины развития комплекса неполноценности в подростковом

возрасте 6

1.3 Причины неудачи в избавлении от комплексов в подростковом

возрасте 9

Глава II Экспериментальное исследование 17

2.1 Цели и задачи экспериментального исследования 17

2.2. Результаты исследования: 18

Выводы 25

Заключение 26

Литература 29

Приложения 30

27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая компл.неполноценности №1.doc

— 416.50 Кб (Скачать документ)

 

 

Результаты исследования уровня  «представления о себе»

(по методике: тест «Представление о себе» В. Стефансон)

Таблица № 3

 

Шкалы по тесту

«Представление о себе»

 

Эталонные средние значения

 

 

Средние значения

 

Уровень значимости,

p

Зависимость           

10

7,65

0,000

Независимость       

10

13,10

0,001

Общительность        

10

11,85

0,000

Необщительность     

10

9,95

0,014

Принятие борьбы     

10

12,75

0,000

Избегание борьбы    

10

8,60

0,000

 

В данном исследовании было определено шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость – независимость, общительность – необщительность, принятие борьбы – избегание борьбы.

Шкала «зависимость» среднее статистическое переменной составляет  7,65 и статистически достоверно отличается от 10 (р < 0,000). Шкала «независимость» среднее статистическое переменной составляет  13,10 и статистически достоверно отличается от 10 (р < 0,001).  Полученные   результаты  показывают, что, тенденция независимость преобладает в данной  группе подростков больше, чем тенденция зависимость и это может быть обусловлено тем, что в этом возрасте подростки пытаются выделиться, стать самостоятельными и не зависеть от той группы,  в которой они находятся, а также непринятие групповых стандартов и ценностей.

Шкала «общительность» среднее статистическое переменной составляет  11,85 и статистически достоверно отличается от 10 (р < 0,000). Шкала «необщительность» среднее статистическое переменной составляет  9,95 и статистически достоверно отличается от 10 (р < 0,014). Можно сказать, что тенденция общительности преобладает в данной группе над тенденцией необщительности, что свидетельствует о стремлении образовать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за её пределами.

Шкала «принятие борьбы» среднее статистическое переменной составляет  12,75 и статистически достоверно отличается от 10 (р < 0,000). Шкала «избегание борьбы» среднее статистическое переменной составляет  8,60 и статистически достоверно отличается от 10 (р < 0,000). Данные результаты свидетельствуют о том, что тенденция к принятию борьбы преобладает над тенденцией избегания борьбы за счёт активного стремления личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений.

Каждая из этих тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристики, т.е. зависимость, общительность и борьба могут быть истинными, внутренне присущими личности, а могут быть внешними, своеобразной маской, скрывающей истинное лицо человека.

 

 

 

27

 



Выводы.

Итак, результаты проведенного исследования показали, что в данной группе подростков был выявлен комплекс неполноценности. Это связано с тем, что подростковый возраст является одним из важных моментов в развитии ребенка, так как в этот период происходит становление и выделение подростка  как личности в целом. В этот период может формироваться комплекс неполноценности за счет того, что родители, начиная провоцировать подростка в сравнении с другими детьми, а также подростки сами начинают сравнивать себя с другими.

Такими особенностями проявления комплекса неполноценности является: аспект самоотношения, который проявляется в эмоциональном и содержательном плане веры в свои силы, самостоятельность, оценку своих способностей и возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, понимание самого себя, ожидание позитивного или негативного отношения к себе от окружающих, проявление интереса к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей  интересности для других, также дружественность или враждебность к собственному «Я», одобрение себя в целом или виденье в себе преимущественно только недостатков, низкую самооценку, готовность к самообвинению, а также эмоциональные реакции на себя, как раздражение, презрение,  издёвка, вынесение самоприговоров.

Также комплекс неполноценности может развиваться у подростка из-за насмешек сверстников, например, из-за физического недостатка. Подростки в этом возрасте очень жестоки, по отношению к подросткам, имеющим недостатки. Они не понимают, как это больно, когда есть какой-то дефект внешности, над которым все смеются. Подростки, страдающие заиканием, и без того очень стесняются своего дефекта речи, а когда их передразнивают сверстники, - то это может стать непереносимой ситуацией. Издеваются и над ребятами, которые сильно отстают от сверстников в физическом развитии.

Неполноценность и превосходство – общие условия, которые управляют поведением человека, но помимо них, есть различия в физической силе, здоровье и окружении. По этой причине в одинаковых условиях разными людьми совершаются различные ошибки. Например, можно сделать вывод, что мы не  найдём ни одного вполне устойчивого и верного способа реагировать на окружающий мир, их реакции индивидуальны. Каждый стремиться к более совершенному стилю жизни, но делает это по – своему, совершая свои собственные ошибки и идя своим путём к успеху.

 

 

 

 

 

Заключение.

Целью нашего исследования было изучить особенности процесса психологического консультирования по поводу избавления от комплекса неполноценности, потому что эта тема стала довольно актуальна в данное время. В настоящее время подростки стали очень жестоки по отношению к окружающим их сверстникам.

В этот период подростки достаточно эмоционально чутки и наблюдательны, тонко подмечают все нюансы в отношении окружающих. Если что-то не так, если он не такой, как остальные сверстники, если сверстники его за это дразнят, - то это и может послужить основой для формирования комплексов.

У некоторых подростков комплексы возникают из-за того, что в этом очень трудном возрасте никто не говорит им ободряющих слов, которые могли бы придать им уверенности в себе. Хотя стремление подростка к независимости вполне естественно, - все же мнение родителей и других взрослых людей имеет для него очень большое значение.

Мальчики и девочки, которые слышат в этот момент от родителей не слова ободрения, а одни грубые окрики и попреки, не могут правильно оценить себя и свои способности. У таких ребят вырабатывается низкая самооценка, а это и является основой многих комплексов. Важным для подростков в этом возрасте с самых ранних лет слышать больше добрых и ободряющих слов от своих родителей. Влияние родителей на психику подростка огромно. Если это влияние отрицательное, то вряд ли сформируется гармоничная личность.

Также комплекс неполноценности может развиваться у подростка из-за насмешек сверстников, например, из-за физического недостатка.

Формированию комплекса неполноценности также способствуют такие черты характера, как робость, нерешительность, застенчивость, неуверенность в себе. Основой комплексов является низкая самооценка.

Таким образом, процесс психологического консультирования по поводу избавления от комплекса неполноценности в подростковом возрасте строится с учетом следующих особенностей:

1.   Работа с родителями, в процессе которой консультант может столкнуться     с   определенными трудностями. Так как не все родители точно понимают      проблемы своих детей.

2.    Процесс     консультирования     по     поводу     избавления     от     комплексов неполноценности  можно  начать с точной  диагностики,   имеющихся  уже у  подростка комплексов.

 

27

 



3.   Работа    по    преодолению    комплексов    неполноценности    в    подростковом            возрасте, которая состоит из следующих пунктов.

1)     С объяснения подростку, что такое комплекс вообще, какую роль он играет
                 в жизни и какое место занимает в структуре личности.

2) Можно доказать подростку , что комплексы есть не только у него,
  но и у многих других людей, что в этом отношении он не отличается от        большинства людей, ни в худшую, ни в лучшую сторону.

3)     Убедить подростка в том, что свои собственные комплексы ему
лучше знать, а не делать вид, что их не существует, и по мере возможности пытаться  избавится от них.

4)     Очень важно подсказать подростку, что надо делать для того,
чтобы избавится или хотя бы уменьшить их реальное влияние на поведение и на взаимоотношение подростка с окружающими его людьми.

Уточнив, какие комплексы на самом деле проявляются в психологии и поведении подростка, консультант может предложить ему конкретные рекомендации по избавлению от комплекса неполноценности.

Рассмотрим эти рекомендации.

• Комплекс неполноценности человека, возникший по поводу его физических недостатков, полностью не устраним, так как исправить сами недостатки далеко не всегда возможно. Вместе с тем любой человек может убедиться в том, что отношение к нему людей и его популярность среди людей определяются отнюдь не его внешностью. С годами этот фактор, как известно, становится менее значимым, чем в детском и юношеском возрасте. Кроме того, внешность человека можно значительно улучшить за счет специальных физических упражнений, одежды, косметики и т.п. Этого же можно добиться путем тренировки и отработки внешних форм поведения, экспрессивно-выразительных движений, постановки голоса и др.

Комплекс неполноценности устраняется за счет выработки у человека новых, полноценных психических качеств, которые служат хорошей компенсацией соответствующего комплекса. Важно только, чтобы эти качества были достаточно хорошим противовесом тем качествам, которых недостает клиенту.

Желательно в этот момент вести активную параллельную работу, направленную на избавление у подростка от тех качеств личности, которые он считает своими недостатками. Некоторые из них, такие, как отрицательные социальные установки, незнание чего-либо,

■г

неумение, можно сравнительно легко устранить. Другие - такие, как недостатки в способностях, чертах характера, укоренившиеся привычки и т.п., устраняются с большим трудом. Но, и в том и другом случае необходима серьезная работа клиента над собой.

27

 



Задачи психолога-консультанта в связи с этим сводятся к следующему:

-   уточнить вместе с клиентом, о каких конкретных недостатках идет речь;

-   выяснить причины этих недостатков и наметить план их устранения;

-   предложить клиенту соответствующие практические рекомендации.

 

Литература.

1.      Адлер А. Наука жить. Киев: Port-Royal, 1997. Пер. с англ. Е.О. Любченко.

2.      Алешина   Ю.Е.   Индивидуальное   и   семейное    психологическое консультирование. -
Изд. 2-е - М: Независимая фирма «Класс», 2000.

3.      Большой толковый медицинский словарь. 2001

4.      Венгер, А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. М. 1999.

5.      Гарбузова В.И. От младенчества до отрочества. Л., 1991.

6.      Елизаров,   Андрей Николаевич.   Основы индивидуального и семейного
психологического консультирования: Учебное пособие для вузов/ А.Н.   Елизаров.-
М: Ось-89,2003

7.      Кон И.С. Психология юношеского возраста. М, 1989.

8.      Меновщиков И.Ю. Введение в психологическое консультирование. 2-е изд.,
стереотипное. М: Смысл, 2000.

9.      Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

10.  Материал из Википедии — свободной энциклопедии

11.  Немов Р. С.  Основы психологического консультирования: Учеб. для студ. педвузов. -
М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999

12". Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М. 2006.

13.  Психологическая проблема юности. //Под ред. А.В.Петровского. М., 1969.

14.  Практическое руководство/А. Л. Венгер.-М.Тенезис. Ч. 1.-2001.

15.  Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 1999.

16.  Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. -
М., 1994.

17.  Тодд Дж., Богарт А.К. Основы клинической и   консультативной психологии / пер. с
англ. - СПб.: Сова; М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.

18.  Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической
коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский
центр «Академия», 2001.

 

27

 



Приложение № 1

Тест - опросник самоотношения (В. В. Столин, С. Р. Пантелеев)

Информация о работе Комплекс неполноценности