Комплекс неполноценности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 20:40, курсовая работа

Описание

Цель нашего исследования. Выявить особенности организации процесса консультирования по поводу избавления от комплекса неполноценности у подростков 8 -9 класса.

Для достижения цели в данной работе были поставлены следующие задачи:

1. Изучить психологическую картину комплекса неполноценности.

2. Исследовать особенности проявления комплекса неполноценности у подростков.

3. Проведение исследования по проявлению комплекса неполноценности.

4. . Выявить особенности процесса консультирования по проблеме избавления от комплекса неполноценности у подростков.

Содержание

Введение 2

Глава I Комплекс неполноценности 4

1.1 Подходы к пониманию комплекса неполноценности, характеристики
комплекса неполноценности 4

1.2. Причины развития комплекса неполноценности в подростковом

возрасте 6

1.3 Причины неудачи в избавлении от комплексов в подростковом

возрасте 9

Глава II Экспериментальное исследование 17

2.1 Цели и задачи экспериментального исследования 17

2.2. Результаты исследования: 18

Выводы 25

Заключение 26

Литература 29

Приложения 30

27

Работа состоит из  1 файл

Курсовая компл.неполноценности №1.doc

— 416.50 Кб (Скачать документ)

7.   Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

8.   Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести

9.   Мне кажется, что я не способен ударить человека

10.   Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

11.   Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

12.   Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его

13.   Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами

14.              Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более
           дружественно, чем я ожидал

15.   Я часто бываю, не согласен с людьми

16.   Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

17.   Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

18.   Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями

18.    Я гораздо более раздражителен, чем, кажется

19.    Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор

20.    Меня немного огорчает моя судьба

21.    Я думаю, что многие люди

27

 



22.                 не любят меня

23.                 Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

24.                 Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

25.                 Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

26.                 Я не способен на грубые шутки

27.                 Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются

28.                 Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались

29.                 Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится

30.                 Довольно многие люди завидуют мне

31.                 Я требую, чтобы люди уважали меня

32.                 Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

33.                 Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их "щелкнули по носу"

34.                 Я никогда не бываю, мрачен от злости

3.5. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь

36.    Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

37.    Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

38.    Иногда мне кажется, что надо мной смеются

39.    Даже если я злюсь, я не прибегаю к "сильным" выражениям

40.    Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

41.    Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

42.    Когда получается не, по-моему, я иногда обижаюсь

43.    Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

44.    Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел

45.    Мой принцип: "Никогда не доверять "чужакам"

46.    Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю

47.    Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею

48.    Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

49.    С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

50.    Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

51.    Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко
     работать.

52.    Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь
      приятное для меня

52.    Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

53.    Неудачи огорчают меня

54.    Я дерусь не реже и не чаще чем другие

55.    Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под
       руку вещь и ломал ее

56.    Иногда я чувствую, что готов первым начать драку

57.    Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

58.    Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю

59.    Я ругаюсь только со злости

60.    Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

61.    Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее

62.    Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

63.    Я бываю, грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

64.    У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить

65.    Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает

66.    Я часто думаю, что жил неправильно

67.    Я знаю людей, которые способны довести меня до драки

68.    Я не огорчаюсь из-за мелочей

69.    Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня

70.    Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение

71.    В последнее время я стал занудой.

72.    В споре я часто повышаю голос.

73.    Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям.

74.    Я лучше соглашусь: с чем-либо, чем стану спорить.

При составлении опросника использовались принципы:

1.              Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2.              Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить
                влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

1.              Физическая агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0; 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68, "нет" = 1, "да" = 0: 9, 7

2.              Косвенная агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63, "нет" = 1, "да" = 0: 26,49

3.              Раздражение:

"да"=1, "нет"= 0: 3,19, 27, 43, 50, 57, 64, 72, "нет" = 1, "да" = 0: 11, 35, 69

4.              Негативизм:

"да" = 1, "нет" = 0: 4, 12, 20,28, "нет" = 1, "да" = 0: 36

5.              Обида:

"да"= 1,

"нет" = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58

27

 



6.              Подозрительность:

"да"=1, "нет"= 0: 6,14, 22, 30, 38, 45, 52, 59, "нет" = 1, "да" = 0: 33,66, 74, 75

7.              Вербальная агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, "нет" = 1, "да" = 0: 33,66, 74, 75

8.              Чувство вины:

"да" = 1,"нет"= 0:8, 16,24, 32,40,47, 54,61,67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности - 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность, как свойство личности, и агрессия, как акт поведения, могут быть поняты в контексте психологического анализа мотивационно - потребностной сферы личности. Поэтому опросником Басса-Дарки следует пользоваться в совокупности с другими методиками: личностными тестами психических состояний (Кэттелл, Спилберг), проективными методиками (Люшер) и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Опросник «Представление о себе» (В.Стефансона)

Данная методика используется для изучения представлений о себе. Разработана В. Стефансоном и опубликован в 1958 г. Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, реальное «я», а не «соответствие — несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей. Возможна и повторная сортировка того же набора карточек, но в других отношениях: социальное «я» (каким меня видят другие?);

1.             идеальное «я» (каким бы я хотел быть?);

2.             актуальное «я» (какой я в разных ситуациях?);

3.             значимые другие (каким я вижу своего партнера?);

4.             идеальный партнер (каким бы я хотел видеть своего партнера?).

Методика позволяет определить шесть основных тенденций поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие борьбы и избегание борьбы.

Тенденция к зависимости определена как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических.

Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за ее пределами.

Тенденция к борьбе — активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений; в противоположность этой тенденции — избегание борьбы — показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям.

Каждая из этих тенденций имеет внутреннюю и внешнюю характеристики, т. е. зависимость, общительность и борьба могут быть истинными, внутренне присущими личности, а могут быть внешними, своеобразной маской, скрывающей истинное лицо человека.

Если число положительных ответов в каждой сопряженной паре (зависимость — независимость, общительность — необщительность, принятие борьбы — избегание борьбы) приближается к 20, то мы говорим об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.

Процедура исследования.

Испытуемому предъявляется карточка утверждений и предлагается ответить «да», если оно соответствует его представлению о себе как члене данной конкретной группы, или «нет», если оно противоречит его представлению, и только в исключительных случаях разрешается ответить: «сомневаюсь», т. е. разложить натри группы ответов.

Обработка результатов.

Ответы испытуемого разносятся по соответствующим ключам и подсчитываются тенденции по каждой из сопряженных пар. Так как отрицание одного качества является признанием полярного качества, число ответов «да» складывается с числом ответов «нет» противоположных тенденций. В результате получается суммарное числовое определение для каждой из перечисленных тенденций. Для сведения результатов в границы от +1 до -1 полученное число делится на 10. Предполагается, что ответ «да» имеет положительный знак, а ответ «нет» — отрицательный. Три-четыре ответа «сомневаюсь» по отдельным тенденциям расцениваются нами как признак нерешительности, уклончивости, астеничности, однако в других случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гибкости, стеничности. Эти качества можно верифицировать, анализируя их в совокупности с другими личностными особенностями.

Возможна и нулевая оценка, когда суммы ответов «да» и «нет» совпадают. Именно такое положение может явиться источником внутреннего конфликта личности, находящейся во власти имеющих одинаковую выраженность противоположных тенденций.

Определенный интерес представляет использование данной методики в качестве взаимооценки для сравнения представлений о самом себе с мнением каждого о каждом внутри группы.

Текст опросника

1.   Критичен к окружающим товарищам.

2.   Возникает тревога, когда в группе начинается конфликт.

3.   Склонен следовать советам лидера.

4.   Не склонен к слишком близким отношениям с товарищами.

5.   Нравится дружественность в группе.

6.   Склонен противоречить лидеру.

7.   Испытывает симпатии к одному -двум членам группы.

8.   Избегает встреч и собраний в группе.

9.   Нравится похвала лидера.

10.    Независим в суждениях и манере поведения.

11.    Готов встать на чью- .либо сторону в споре.

12.    Склонен руководить товарищами.

13.    Радуется общению с одним- двумя друзьями.

14.    Внешне спокоен при проявлении враждебности со стороны членов группы.

15.    Склонен поддерживать настроение своей группы.

16.    Не придает значения личным качествам членов группы.

17.    Склонен отвлекать группу от ее целей.

18.    Испытывает удовлетворение, противопоставляя себя лидеру.

19.    Хотел бы сблизиться с некоторыми членами группы.

20.    Предпочитает оставаться нейтральным в споре.

21.    Нравится, когда лидер активен и хорошо руководит.

21.    Предпочитает хладнокровно обсуждать разногласия.

22.    Недостаточно сдержан в выражении чувств.

23.    Стремится сплотить вокруг себя единомышленников.

24.    Недоволен слишком формальными отношениями.

25.    Когда обвиняют — теряется и молчит.

26.    Предпочитает соглашаться с основными направлениями в группе.

27.    Привязан к группе в целом больше, чем к определенным товарищам.

28.    Склонен затягивать и обострять спор.

29.    Стремится быть в центре внимания.

30.    Хотел бы быть членом более узкой группировки.

31.    Склонен к компромиссам.

32.    Испытывает внутреннее беспокойство, когда лидер поступает вопреки его ожиданиям.

33.    Болезненно относится к замечаниям товарищей.

34.    Может быть коварным и вкрадчивым.

35.    Склонен принять на себя руководство в группе.

36.    Откровенен в группе.

38.. Возникает нервное беспокойство во время группового разногласия.

39.    Предпочитает, чтобы лидер брал на себя ответственность при планировании работ.

40.    Не склонен отвечать на проявление дружелюбия.

41.    Склонен сердиться на товарищей.

42.    Пытается вести других против лидера.

43.    Легко находит знакомства за пределами группы.

44.    Старается избегать быть втянутым в спор.

45.    Легко соглашается с предложениями других членов группы.

46.    Оказывает сопротивление образованию группировок в группе.

47.    Насмешлив и ироничен, когда раздражен.

48.    Возникает неприязнь к тем, кто пытается выделиться.

49.    Предпочитает меньшую, но более интимную группу.

50.    Пытается не показывать свои истинные чувства.

51.    Становится на сторону лидера при групповых разногласиях.

52.    Инициативен в установлении контактов в общении.

53.    Избегает критиковать товарищей.

54.    Предпочитает обращаться к лидеру чаще, чем к другим.

55.    Не нравится, что отношения в группе слишком фамильярны.

56.    Любит затевать споры.

57.    Стремится удерживать свое высокое положение в группе.

Информация о работе Комплекс неполноценности