Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 12:12, реферат
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определяют конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.
Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.
Г. Шлее
ПРОНИЦАЕМОСТЬ ГРАНИЦ
В ТЕОРИИ КОНФЛИКТА
Связи, пересекающие
групповые границы (cross-cutting ties), по крайней
мере в том смысле, в каком они
рассматриваются в данной статье,
всегда предполагают наличие групповой
границы, которую они пересекают.
Вторая компонента - собственно сама пересекающая
границу связь - может быть различного
вида. Это может быть диадическая
родственная связь, скажем, отношения
"дядя - племянник", супружеские
узы или отношения свойства. Однако
это может быть и другой тип
групповой аффилиации, поскольку
число групп, которые можно образовать,
используя различные критерии группового
членства и различные способы
их формирования, практически бесконечно,
а вероятность того, что две
такие группы, выделенные на основании
разных критериев, будут одинаковы,
крайне мала. Таким образом, можно
предположить, что границы групп
пересекаются и что одни и те же
люди могут быть членами разных групп.
Когда о пересекающих
групповые границы связях говорят
в контексте войн и набегов, то
их, рассматривают, главным образом
как факторы, противодействующие этим
формам вражды. Связи, которыми, как
в случае отношений свойства, люди
связаны с представителями
Примером может
послужить ситуация, когда кто-то
берет жену из другой группы. Непохожесть
и отдаленность групп, из которых
произошли супруги, проявляется
тем сильнее, чем шире границы
экзогамных групп, независимо от того,
идет ли речь о географических или
генеалогических критериях. Подобную
ситуацию можно выразить в виде утверждения:
"те, с кем мы вступаем в брак,
- это те, с кем мы воюем", - утверждения,
которое Х. Ланг [2] положил в основу
своей диссертации, посвященной
исследованию экзогамии и внутриусобных
войн в обществах, не имеющих центральной
власти.
Война между группами,
члены которых связаны друг с
другом узами брака, не может быть
объяснена тем, что супружество
приводит к войне. Она объясняется
факторами непрямой причинности: тех,
с кем человек породнился, и
тех, с кем он ведет войну, объединяет
то, что они являются другими или
далекими, и этот общий момент определения
как раз и обусловливает высокую степень
взаимного наложения двух категорий. Люди
вступают в брак за пределами своей группы
и за ее пределами они ведут войну. Вот
то, что касается диадических связей, пересекающих
групповые границы, и трудностей, которые
могут возникать при их образовании.
Другим видом связей,
пересекающих групповые границы, является
тот, который, как мы уже отметили,
включает два типа группового членства,
пересекающих друг друга. Члены одной
и той же однолинейной по своему
происхождению группы могут быть
рассеяны по различным локальным
группировкам, враждебно настроенным
по отношению друг к другу. Примером
этого могут служить нуэры, исследованные
Э. Эванс-Причардом [3]. М. Глакмен был
одним из первых,* кто описал возможные
последствия существования
* Сам М. Глакмен
связывал свои идеи с работами
поэта, драматурга и эссеиста
Т. С. Элиота, который в 1949 г.
писал: "Чем больше конфликтов
и подозрительности, тем лучше:
так все будут союзниками в
одних отношениях и врагами
в каких-то других, и ни один
конфликт, зависть или страх не
возобладает..." (цит. по: [4, p. 2]). Назад
К. Холлпайк [5] описал
то, что Глакмен [4, p. 12] тщетно искал
в работе Эванс-Причарда [3]. Что происходит
с людьми одной группы, оказавшимися
по разные стороны баррикад, и как
это отражается на развитии конфликта?
Но то, что он обнаружил у тауаде,
живущих в высокогорных районах
Папуа-Новой Гвинеи, отличалось от того,
что М. Глакмен утверждает в отношении
нуэров. Он пришел к неожиданному выводу
о том, что связи, пересекающие групповые
границы, вообще не оказывают сдерживающего
или контролирующего влияния
на конфликт, напротив, они ведут
к эскалации противостояния. Локальная
дисперсия групп, принадлежащих
одному роду, приводит к тому, что
очень часто члены группы, совершившие
какое-либо насилие по отношению
к членам другой группы, живут в
непосредственной близости от нее и
тем самым являются легкой добычей
для совершения мести. А поскольку
один акт мести вызывает ответный,
легко можно представить себе
динамику развития событий, вызываемых
наличием пересекающих групповые границы
связей.
Даже это краткое
обсуждение проблемы показывает, что
существование данных связей обусловливает
более чем один вариант мирного
или основанного на применении силы
развития отношений между группами.
Пример, который я хочу здесь привести,
позволяет нам сделать вывод
о том, что связи, пересекающие групповые
границы, могут также оказывать
влияние на внутригрупповые отношения.
Способствуя укреплению солидарности
с сегментами других групп, они могут
нанести ущерб отношениям с другими
сегментами собственной группы. Это
обстоятельство вновь заставляет усомниться,
оказывает ли существование пересекающих
групповые границы связей влияние
на уменьшение вражды между этническими
группами.
Данная статья рассказывает
о племени габбра, проживающем
в районе кенийско-эфиопской границы,
при этом его основная часть живет
(точнее, проводит большую часть
времени, ведя кочевой образ жизни)
в Кении, и об их противниках, рендилле
- племени кочевников на верблюдах,
живущих в низинах северной Кении.
Описанные события произошли
в северной Кении, но их нельзя понять,
не учитывая их связи с событиями
в Эфиопии.
"Сидам" - так
обобщенно называют эфиопских
воинов - играют значительную роль
в устной истории благодаря
набегам, которые они
* Император Эфиопии
в 1889-1919 гг. - прим. переводчиков. Назад
То, что набеги с
целью захвата верблюдов и
убийства в отношениях между габбра
и рендилле имеют многовековую историю
и следуют привычным образцам,
легко доказывают колониальные архивы,
устная история и тексты древних
военных песен. Конфликта, о котором
пойдет речь, возможно, не было бы, не будь
того огромного потока современного
оружия, который наводнил соседнюю
Эфиопию во время падения режима
Менгисту. Это становится очевидным,
если взглянуть на другие конфликты.
По всей Северо-Восточной провинции
Кении, в северной части Восточной
провинции, включающей район Марсабита,
и далее до Западной Кении и
Уганды бандитизм и мелкие войны
распространились после свержения
Менгисту столь быстро, что весьма
трудно отрицать причинную связь
этих событий.
Могут возникнуть вопросы: каким образом количество оружия может влиять на причины и ход конфликта, как это было в Эфиопии в период гражданской войны - войны, в результате которой габбра и рендилле получили большую часть своего оружия, или в случае огаденской войны 1978 г., ради которой развернулась гонка вооружений в регионе Африканского Рога? Очевидно, что Эфиопия и Сомали были вооружены соперничающими сверхдержавами до такой степени, что после падения правящих режимов этих стран и широкого распространения оружия реальное разоружение местного населения едва ли оказалось возможным.* Необходимо также иметь в виду и тот факт, что в Африке до сих пор имеется оружие, оставшееся со времен первой мировой войны, и непохоже, чтобы оно скоро вышло из обращения.
* Цифры и источники,
подтверждающие эту точку
Габбра, живущие на
самом юге Эфиопии и на севере
Кении к востоку от озера Туркана
и живущие чуть южнее рендилле,
являются пастухами-кочевниками, у
которых самым ценным животным считается
верблюд. Однако племена резко отличаются
по языку. Рендилле говорят на языке,
схожем с сомалийским, тогда как
габбра говорят на боранском диалекте
оромо. Хотя оба языка принадлежат
к одной ветви восточно-
Я не буду подробно описывать
один из многих конфликтов местного значения
в Африке, но проанализирую только
один из его специфических аспектов
- главным образом, последствия вооруженных
набегов габбра на одну из групп
рендилле, члены которой заявляют
о своем габбрском
Пример, который я
рассматриваю - субклан элемо из
рендилльского клана
* О других аспектах недавнего конфликта внутри и вокруг Эфиопии см. [7]. Назад
**Исследование, лежащее
в основе книги и многих
других публикаций, в том числе
и этой, было щедро профинансировано
DFG (Немецкий исследовательский
История события: этническое
взаимодействие кланов масса/элемо.
Подсчитывая поколения
и возрастные классы, можно сказать,
что это случилось примерно в
конце XVII в., т.е. 300 лет назад, когда
члены линиджа масса из племени
габбра, как сообщает устная традиция,
обосновались на Бургаабо ― плоском
холме с небольшим количеством
деревьев, которые служили защитой
посреди широкой безлесой равнины
Диид Галгалло. С ними было множество
других габбра. Опасаясь набегов рендилле,
большинство габбра вскоре покинули
это место. Однако одна семья вынуждена
была остаться, так как самки верблюдов
только что принесли потомство и
не могли двигаться дальше. Верблюды
этой семьи были белыми, как и
большинство верблюдов фратрии
галбо племени габбра, которые
использовали только белых самцов-производителей.
До сих пор существует выражение,
воспроизводящее ту ситуацию: "Гаал
дакхан Бургаабо огооге" - "белые
верблюды покрыли Бургаабо". Когда
воины племени рендилле из клана
гаалдейлан наконец пришли, они обнаружили
беззащитную семью с большим
стадом, и им даже не пришлось сражаться.
Они увели всех ― и людей, и
животных.