Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 12:12, реферат
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определяют конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.
Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.
Окончание конфликта
не всегда однозначно. Он может быть
исчерпан в случае примирения или
выхода из конфликта одной из сторон,
а также пресечения и прекращения
конфликта в ходе вмешательства
третьих сил.
Относительно внутрисистемных
параметров конфликта необходимо сказать,
что он всегда происходит в определенной
системе: семье, группе сослуживцев, трудовом
коллективе, государстве, международном
сообществе стран. Выявление внутрисистемных
границ конфликта связано с
Было уже отмечено,
что конфликт представляет собой
предельно обостренную форму
противоречия, но он также еще и
служит способом выявления и разрешения
противоречий. В этой связи возникает
вопрос: а что предшествует конфликту,
каковы стадии его развития? Можно
ответить, что предшествует ему объективная
жизненная ситуация, в которой
находятся противоборствующие стороны,
и сами эти стороны имеют определенные
интересы, потребности, цели. Естественно,
что посягательство одной стороны
на какую-либо из таких потребностей
другой стороны создает социально-
Конфликтная ситуация
может складываться объективно, помимо
воли и желания будущих
Предмет конфликта
— это то основное противоречие,
из-за которого и ради разрешения которого
стороны вступают в борьбу.
Поскольку в ходе
конфликта разрешаются
Но при более
внимательном взгляде в существо
этой проблемы вырисовывается другой
подход, другая точка зрения, согласно
которой конфликт не только негативное
социальное явление, но также еще
и позитивное. Ход рассуждений
здесь примерно следующий. Да, конфликт
это нежелательное явление, начинающее
разъедать нормально
Наряду с этим
существует также тенденция рассматривать
конфликт не как отклонение от нормы,
а как норму социальных отношений,
нормальное состояние общества. Это
отчетливо просматривается в
произведениях Аристотеля, Гоббса,
Гегеля, Маркса, Вебера, Дарендорфа.
Мортон Дойч, осуществляя
мотивационный анализ конфликтного
поведения, отмечал, что конфликт —
это такое взаимодействие двух сторон,
когда достижение целей одного препятствует
достижению целей другого, т. е. конкуренция,
соперничество выступает как
объективная ситуация конфликта, а
с другой стороны, эмоциональное
неприятие другого человека, тенденция
к конкурентному взаимодействию
людей, как их психологическая особенность,
способствует конфликтному поведению.
Поскольку конфликты неизбежны
во взаимодействии людей, то они могут
выполнять позитивную конструктивную
функцию:
— конфликт способствует
определенному движению вперед, предотвращает
застой;
— в процессе конфликта
происходит объективация источника
разногласия и возможно его разрешение,
"снятие”, находятся средства предотвращения
будущих конфликтов;
— конфликт — это
определенное отрицание старых, "отживших”
отношений, что приводит к формированию
новых отношений, коррекции взаимодействия;
— в конфликте "изживается”
внутренняя напряженность, "выплескиваются”
агрессивные чувства, "разряжаются”
фрустрации, неврозы;
— конфликт — способ
самоутверждения личности, особенно
у подростка конфликт — необходимая
форма поведения для
— внутригрупповой
конфликт в научной деятельности
создает необходимый уровень
напряженности, нужный для творческой
активности; так, исследование показало,
что продуктивность творческой научной
деятельности выше у конфликтных
личностей;
— межгрупповые конфликты
могут способствовать групповой
интеграции, росту сплоченности, солидарности
группы;
— необходимость
решения конфликта приводит к
кооперации, к концентрации усилий
участников на решение конфликтной
ситуации, к вовлечению членов группы
в общую жизнь группы.
Признаки деструктивного
конфликта:
1) расширение конфликта;
2) эскалация конфликта
(т.е. конфликт становится
3) увеличение затрат,
потерь, которые несут участники
конфликта;
4) рост ситуативных
высказываний, агрессивных действий
участников.
Но вернемся к
вопросу о полезности или вредности
конфликтов. Нами уже было сказано
о том, что конфликт является способом
выявления и разрешения противоречий.
В этом и коренится ответ на
поставленный вопрос. Полезен конфликт
тем, что, так или иначе, разрешает
противоречие. Но из этого вытекает
следующий вопрос: а какова цена
разрешения противоречия путем конфликта?
Она, как правило, очень высокая.
В виде разрушения или серьезного
повреждения системы, а то и вовсе
уничтожения одной из сторон. Налицо
социальный иллюзионизм, о котором
писал Питирим Сорокин. Думается,
что лучшим разрешением объективно
существующего противоречия является
не его конфликтный способ, а мирный,
консенсусный вариант, который происходит
мирными цивилизованными путями
и средствами, когда противостоящие
стороны и все участники
Важным моментом
в изучении проблемы конфликтов и
их природы является выявление их
причин. Анализ социологических и
социально-психологических
— социально-экономические
— конфликты в современном
обществе представляют собой порождение
и проявление объективно существующих
социально-экономических
— социально-психологические
— потребности, мотивы, цели деятельности
и поведения различных людей;
— социально-демографические
— различия в установках, мотивах
поведения, целях и стремлениях
людей, обусловленных их полом, возрастом,
принадлежностью к различным
национальным образованиям.
Люди так или
иначе, реагируют на изменение социально-
Социальный конфликт
всегда сопровождается особой социально-психологической
атмосферой, которая получила название
социальной напряженности. Социальная
напряженность — это особое состояние
общественного сознания и поведения,
специфическая ситуация восприятия
и оценки действительности (см.: Дмипгриев
А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев С.
В. Введение в общую теорию конфликтов
(Юри-дическаяконфликтология,ч.
"БОРЬБА ВСЕХ
ЗА ВСЕХ": ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА
Георга ЗИММЕЛЯ
Степаненкова Валентина
Михайловна – кандидат политических
наук, зав. кафедрой гуманитарных и
социально-экономических
Имя Георга Зиммеля
(1858-1918 гг.) связывается с исследованием
общественных конфликтов как самостоятельной
проблемной области. Теория конфликта
изложена им в главе "Спор" книги
"Социология: Исследование форм обобществления"
("Soziologie. Untersuchungen uber die Formen der Vergesellschaftung")
[1], изданной в 1908 г. Bысказанные в ней
идеи легли в основу современной
конфликтологии.
Причины конфликтов
Конфликты чаще всего
определяются Зиммелем как "борьба",
"спор". Центральным понятием социологии
он считает формы взаимодействия
– одинаковые способы отношений
в различных по целям и назначению
общественных группах, в каждой из которых
обнаруживаются "господство и подчинение,
конкуренция, подражание, разделение труда,
образование партий, представительство,
одновременность сомкнутости
Согласно теории
Зиммеля, конфликты неизбежны. Их неизбежность
заложена в самой природе человека.
Один из основных источников возникновения
и развития конфликтов – изначально
присущая людям агрессивность, "априорный
инстинкт борьбы", первичная потребность
во враждебности [1, S. 196 f.]. Формы проявления
агрессивности ограничены общественными
нормами. Как правило, она канализируется
с помощью социальных эталонов и
выражается в отстаивании групповых
интересов.
Не существует бесконфликтных
обществ, так как принципиально
невозможно устранить исходный конфликт
– между формами
Конфликт и структура
группы
Одной из идей Зиммеля,
получивших последующее развитие, является
идея о влиянии особенностей протекания
конфликта на структуру группы, а
структуры группы – на ход конфликта.
В частности, рассматривалось влияние
конфликта на ориентации, сплоченность
и однородность участвующих в
нем групп.
При анализе структур
интеракции можно использовать шесть
переменных: размер группы, социальная
дистанция, вертикальная позиция, положительные
и отрицательные чувства, самовключенность,
симметрия. Изучение структуры социальной
формы связано, в частности, с
определением количества участников,
степени их сплоченности, предъявляемых
друг к другу требований, характера
взаимных ожиданий.