Конфликт и способы его разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 12:12, реферат

Описание

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определяют конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.

Работа состоит из  1 файл

18.docx

— 80.41 Кб (Скачать документ)

Окончание конфликта  не всегда однозначно. Он может быть исчерпан в случае примирения или  выхода из конфликта одной из сторон, а также пресечения и прекращения  конфликта в ходе вмешательства  третьих сил. 

Относительно внутрисистемных  параметров конфликта необходимо сказать, что он всегда происходит в определенной системе: семье, группе сослуживцев, трудовом коллективе, государстве, международном  сообществе стран. Выявление внутрисистемных  границ конфликта связано с определением конфликтующих сторон, выступающими его главными участниками, а также  выделением других лиц или организаций, прямо в конфликте не замешанных, но являющимися элементами системы. В таком случае границы конфликта  в системе будут зависеть от того, какое число участников в него вовлечено. 

Было уже отмечено, что конфликт представляет собой  предельно обостренную форму  противоречия, но он также еще и  служит способом выявления и разрешения противоречий. В этой связи возникает  вопрос: а что предшествует конфликту, каковы стадии его развития? Можно  ответить, что предшествует ему объективная  жизненная ситуация, в которой  находятся противоборствующие стороны, и сами эти стороны имеют определенные интересы, потребности, цели. Естественно, что посягательство одной стороны  на какую-либо из таких потребностей другой стороны создает социально-психологическую  основу конфликта. Это и есть структура  противоречия, пока еще не перешедшего  в конфликт, — конфликтная ситуация. Таким образом, конфликтная ситуация — это такое совмещение человеческих потребностей и интересов, которое  объективно создает почву для  реального противоборства между  различными социальными субъектами. 

Конфликтная ситуация может складываться объективно, помимо воли и желания будущих противоборствующих сторон (сокращение штатов в трудовом коллективе), а может быть создана  или намеренно спровоцирована одной  или обеими сторонами. Но каждая ситуация определяется действительными событиями  и ее субъективное значение зависит  от того, какое объяснение дает этим событиям каждая сторона, в соответствии с которыми она и начинает действовать  в ходе развития конфликта. Главная  черта этой ситуации — возникновение  предмета конфликта. 

Предмет конфликта  — это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в борьбу. 

Поскольку в ходе конфликта разрешаются противоречия, происходит поиск путей выхода из тупиковой ситуации, то возникает  вопрос о его функции — положительной  или отрицательной, плохой или хорошей. Другими словами, плохо это или  хорошо, что происходит конфликт? С  обыденной точки зрения здесь  может быть дан только отрицательный  ответ, потому что конфликт связан с  такими явлениями, как бытовые ссоры  и неурядицы, служебные неприятности, межнациональные, территориальные, общественно-политические противостояния и противоборства, связанные  со страданиями и потерями. Отсюда и оценка конфликта в качестве явления нежелательного. 

Но при более  внимательном взгляде в существо этой проблемы вырисовывается другой подход, другая точка зрения, согласно которой конфликт не только негативное социальное явление, но также еще  и позитивное. Ход рассуждений  здесь примерно следующий. Да, конфликт это нежелательное явление, начинающее разъедать нормально функционирующую  социальную систему, но в его ходе появляются такие силы, которые смогут вернуть ее в состояние баланса  и стабильности, а также поддержания  ее в устойчивом состоянии. 

Наряду с этим существует также тенденция рассматривать  конфликт не как отклонение от нормы, а как норму социальных отношений, нормальное состояние общества. Это  отчетливо просматривается в  произведениях Аристотеля, Гоббса, Гегеля, Маркса, Вебера, Дарендорфа. 

Мортон Дойч, осуществляя  мотивационный анализ конфликтного поведения, отмечал, что конфликт —  это такое взаимодействие двух сторон, когда достижение целей одного препятствует достижению целей другого, т. е. конкуренция, соперничество выступает как  объективная ситуация конфликта, а  с другой стороны, эмоциональное  неприятие другого человека, тенденция  к конкурентному взаимодействию людей, как их психологическая особенность, способствует конфликтному поведению. Поскольку конфликты неизбежны  во взаимодействии людей, то они могут  выполнять позитивную конструктивную функцию: 

— конфликт способствует определенному движению вперед, предотвращает  застой; 

— в процессе конфликта  происходит объективация источника  разногласия и возможно его разрешение, "снятие”, находятся средства предотвращения будущих конфликтов; 

— конфликт — это  определенное отрицание старых, "отживших”  отношений, что приводит к формированию новых отношений, коррекции взаимодействия; 

— в конфликте "изживается”  внутренняя напряженность, "выплескиваются”  агрессивные чувства, "разряжаются” фрустрации, неврозы; 

— конфликт — способ самоутверждения личности, особенно у подростка конфликт — необходимая  форма поведения для поддержания  статуса в группе; 

— внутригрупповой  конфликт в научной деятельности создает необходимый уровень  напряженности, нужный для творческой активности; так, исследование показало, что продуктивность творческой научной  деятельности выше у конфликтных  личностей; 

— межгрупповые конфликты  могут способствовать групповой  интеграции, росту сплоченности, солидарности группы; 

— необходимость  решения конфликта приводит к  кооперации, к концентрации усилий участников на решение конфликтной  ситуации, к вовлечению членов группы в общую жизнь группы. 

Признаки деструктивного конфликта: 

1) расширение конфликта; 

2) эскалация конфликта  (т.е. конфликт становится независимым  от исходных причин и, даже  если причины конфликта устранены,  сам конфликт продолжается); 

3) увеличение затрат, потерь, которые несут участники  конфликта; 

4) рост ситуативных  высказываний, агрессивных действий  участников. 

Но вернемся к  вопросу о полезности или вредности  конфликтов. Нами уже было сказано  о том, что конфликт является способом выявления и разрешения противоречий. В этом и коренится ответ на поставленный вопрос. Полезен конфликт тем, что, так или иначе, разрешает  противоречие. Но из этого вытекает следующий вопрос: а какова цена разрешения противоречия путем конфликта? Она, как правило, очень высокая. В виде разрушения или серьезного повреждения системы, а то и вовсе  уничтожения одной из сторон. Налицо социальный иллюзионизм, о котором  писал Питирим Сорокин. Думается, что лучшим разрешением объективно существующего противоречия является не его конфликтный способ, а мирный, консенсусный вариант, который происходит мирными цивилизованными путями и средствами, когда противостоящие стороны и все участники конфликта  приходят к пониманию необходимости  этого раньше, прежде чем развитие событий пойдет по конфликтному руслу. Поэтому следующая наша задача будет  и состоять в том, чтобы рассмотреть  объективные причины и психологию участников зарождающихся конфликтов. 

Важным моментом в изучении проблемы конфликтов и  их природы является выявление их причин. Анализ социологических и  социально-психологических исследований позволяет выделить следующие основные причины конфликтов: 

— социально-экономические  — конфликты в современном  обществе представляют собой порождение и проявление объективно существующих социально-экономических противоречий; 

— социально-психологические  — потребности, мотивы, цели деятельности и поведения различных людей; 

— социально-демографические  — различия в установках, мотивах  поведения, целях и стремлениях  людей, обусловленных их полом, возрастом, принадлежностью к различным  национальным образованиям. 

Люди так или  иначе, реагируют на изменение социально-экономической  ситуации, преследуя при этом свои интересы и потребности. Естественно, что посягательство на какую-либо из таких потребностей является социально-психологической  причиной конфликтов. Неравенство в  уровне доходов и потребления  между самыми богатыми и самыми бедными, отсутствие практически средних  слоев общества, нестабильность экономического, социального и политического  развития неизбежно ведут к конфликтам на самых различных уровнях: межличностном, в масштабах всего общества. Острота  социальной напряженности, уровень  конфликтности проявляются в  различных факторах: повышенном эмоционально-психологическом фоне взаимодействия между людьми, усилении неудовлетворенности жизнью и экономическим положением, учащении локальных конфликтов, превращении девиантного поведения людей в своеобразную социальную "норму” (разбой, рэкет, терроризм, наркомания, проституция и т. д.), поиске "виноватого” (что делать? и кто виноват?). В свою очередь, такого рода негативные психологические факторы не лучшим образом воздействуют на развитие социально-экономической и политической обстановки в целом. 

Социальный конфликт всегда сопровождается особой социально-психологической  атмосферой, которая получила название социальной напряженности. Социальная напряженность — это особое состояние  общественного сознания и поведения, специфическая ситуация восприятия и оценки действительности (см.: Дмипгриев  А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев С. В. Введение в общую теорию конфликтов (Юри-дическаяконфликтология,ч.1). М.,1993.

"БОРЬБА ВСЕХ  ЗА ВСЕХ": ТЕОРИЯ КОНФЛИКТА  Георга ЗИММЕЛЯ 

Степаненкова Валентина  Михайловна – кандидат политических наук, зав. кафедрой гуманитарных и  социально-экономических дисциплин  Вяземского филиала Московского  государственного заочного института  пищевой промышленности. Адрес: 215100 Смоленская обл., г. Вязьма, ул. Ленина, 54. Телефон: (08131) 57050. 

Имя Георга Зиммеля (1858-1918 гг.) связывается с исследованием  общественных конфликтов как самостоятельной  проблемной области. Теория конфликта  изложена им в главе "Спор" книги "Социология: Исследование форм обобществления" ("Soziologie. Untersuchungen uber die Formen der Vergesellschaftung") [1], изданной в 1908 г. Bысказанные в ней  идеи легли в основу современной  конфликтологии. 

Причины конфликтов 

Конфликты чаще всего  определяются Зиммелем как "борьба", "спор". Центральным понятием социологии он считает формы взаимодействия – одинаковые способы отношений  в различных по целям и назначению общественных группах, в каждой из которых  обнаруживаются "господство и подчинение, конкуренция, подражание, разделение труда, образование партий, представительство, одновременность сомкнутости внутри и замкнутости извне" и др. [2, c. IX]. Общество представлено как бесчисленное множество взаимодействий. Наиболее важной из них Зиммель считает  борьбу. История культуры, по его  мнению, может быть осмыслена как  история конфликтов и примирений, сходств и различий между людьми и социальными группами. При этом большее практическое значение имеют  различия.  

Согласно теории Зиммеля, конфликты неизбежны. Их неизбежность заложена в самой природе человека. Один из основных источников возникновения  и развития конфликтов – изначально присущая людям агрессивность, "априорный  инстинкт борьбы", первичная потребность  во враждебности [1, S. 196 f.]. Формы проявления агрессивности ограничены общественными  нормами. Как правило, она канализируется с помощью социальных эталонов и  выражается в отстаивании групповых  интересов. 

Не существует бесконфликтных обществ, так как принципиально  невозможно устранить исходный конфликт – между формами индивидуализации и формами социализации, между  индивидом и культурой. По мнению Зиммеля, источником социальных конфликтов служит противоречие между формами  общественной жизни и индивидами, составляющими общество. Во-первых, общество "приобретает своих собственных  носителей и органы, которые как  чужая отдельному лицу сторона предъявляют  ему свои требования для немедленного исполнения" [3, с. 52]. Формы социализации, создаваемые индивидами для удовлетворения своих потребностей, затем создают  угрозу единству личности. Этот конфликт Зиммель называет "социологической  трагедией". Во-вторых, то, что сам  человек рассматривает себя как  общественное существо, часто ставит его во враждебное отношение к  импульсам и интересам Я, лежащим  вне общественной сферы. Индивид, стремясь к самоопределению и развитию своих способностей, независимо от потребности в них общества, вступает в противоречие с общественными  требованиями, согласно которым он должен использовать силы на выполнение определенной функции. "Конфликт между  обществом и отдельной личностью  развертывается в самом индивиде в виде борьбы его сущностных элементов" [3, c. 53], то есть интересов, лежащих в  рамках выполняемой общественной деятельности и вне их, в виде противоречия между внутренними импульсами и  внешними силами. Формы социализации могут создавать угрозу личности, блокируя ее творческую энергию и  заставляя наперекор собственной  воле принимать логику культурных форм. 

Конфликт и структура  группы 

Одной из идей Зиммеля, получивших последующее развитие, является идея о влиянии особенностей протекания конфликта на структуру группы, а  структуры группы – на ход конфликта. В частности, рассматривалось влияние  конфликта на ориентации, сплоченность и однородность участвующих в  нем групп. 

При анализе структур интеракции можно использовать шесть  переменных: размер группы, социальная дистанция, вертикальная позиция, положительные  и отрицательные чувства, самовключенность, симметрия. Изучение структуры социальной формы связано, в частности, с  определением количества участников, степени их сплоченности, предъявляемых  друг к другу требований, характера  взаимных ожиданий. 

Информация о работе Конфликт и способы его разрешения