Конфликт и способы его разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 12:12, реферат

Описание

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определяют конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно, как уже отмечалось, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.

Работа состоит из  1 файл

18.docx

— 80.41 Кб (Скачать документ)

Имя того человека из линиджа масса, которого взяли в  плен вместе с людьми и животными, предположительно было Элимма, и его  потомков в племени рендилле продолжали называть элемо. Но он, по всей видимости, не единственный прародитель этого  субклана, потому что позже его  младший брат последовал по пути своей  семьи и присоединился к рендилле, так как он больше не мог жить среди габбра. 

Собственность, конечно  же, является социальным отношением. Это  отношение между людьми по поводу вещей или животных. В привычном  смысле, а также в том, как понимают это рендилле и габбра, собственность  ― это отношения между владельцем и тем, чем он владеет. Если отношения  собственности между кланом-группой  и племенем верблюдов проходят через  поколения, то связь между ними становится все более тесной. Таким образом, у верблюдов тоже есть кланы. Стадо  верблюдов отражает человеческое общество. Очевидное различие заключается  в том, что племена верблюдов  пополняются по материнской линии, а кланы рендилле и габбра ―  по линии отца. 

Таким образом, в  данном случае мы, для простоты, можем  говорить о собственности как  об отношениях между людьми и животными. В случае с элемо и люди и  верблюды были вместе захвачены в  качестве военной добычи и их отношения  не были нарушены. Благодаря этому, элемо до наших дней продолжают сохранять  свою идентичность в качестве субклана гаалдейлана. Если бы были взяты только верблюды, то они стали бы полной собственностью победителей и передали бы свою породу следующим поколениям. Если были бы взяты только люди, то их идентичность рано или поздно растворилась бы в клане захватчиков. В данном же случае была захвачена межвидовая пара ― люди и верблюды. До настоящего времени элемо, живущие среди  рендилле, сохранили свою собственную  породу верблюдов, отличающуюся от пород  других субкланов гаалдейлана и  идентичную породе из клана масса  племени габбра*. Среди их верблюдов  белый цвет также продолжает доминировать, отличая их от красных верблюдов  гаалорра ― самого большого субклана гаалдейлана.

* Изображение этих  пород и другие этнографические  детали, например, генеалогии, см. в  полной версии этой статьи [6]. Назад 

Самый большой субклан  гаалорра, который часто называют просто гаалдейлан, заметно отличается от других кланов рендилле. Причина  может быть в том, что гораздо  раньше они сами были не рендилльского  происхождения. Устная традиция указывает  на дассанеч и арборе, живущих на северной оконечности озера Туркана, а также на саббо ― брачную  половину племени боран, которые  сами, скорее всего, являются сочетанием разнородных элементов. Прически замужних женщин, бисерные украшения девочек, система запретов, проклятия и  благословения, свойственные этому  клану, элементы конструкции домов  и другие черты отличаются от обычной  картины клана рендилле. Элемо  не восприняли эти характеристики. Они не ассимилировались, а обособились  в отдельную единицу. Разумеется, им не позволили продолжать быть габбра и носить среди рендилле отличительные  знаки вражеской группы. Они должны были приспособиться, но вместо того чтобы  вобрать в себя типичные культурные элементы гаалдейлана, она ассимилировали то, что считалось типично рендилльским, восприняв так называемую стандартную  среднюю культуру рендилле, если такая  вообще существует. 

Теперь новые рендилле женились на рендилльских женщинах, и  так продолжалось в течение восьми поколений. Если бы можно было отметить гены тех, кто говорил на языке  оромо в 1700 г., и затем посчитать, сколько из них перешло от говорящих  на рендилле, то можно было бы увидеть, что лишь одна часть из 256 происходит от габбра. Разумеется, важен тот самый предок в восьмом поколении, от которого и ведется патрилинейное происхождение. Поэтому даже в небольших спорах элемо называют "боранто" ― термин, который относится и к габбра и к боран из-за их общего языка и носит уничижительный оттенок, который не может быть оставлен без внимания в подобных ситуациях. 

В 1992 г. были очень  необычные дожди.* Начиная с июня, т.е. в разгар сухого времени, шли  сильные дожди. С другой стороны, во время краткого сезона дождей было сухо. Напротив, в декабре 1992 - январе 1993 гг. снова пошли обильные дожди, достигавшие в Бубисе 100 миллиметров  в сутки. Верблюды рендилльского  субклана элемо, которые вместе с  другими стадами верблюдов клана  гаалдейлан периодически паслись на северных пастбищах, были в июне захвачены  габбра, принадлежавшими, как утверждают, к фратриям алаганна и гаар. В  то время как другие кланы со своими стадами спасались бегством от набегов, уходя на юг, по направлению к  Карги, ближе к центру области  рендилле, стада элемо и двух других субкланов рендилле нашли убежище  в Бубисе, небольшом поселке на территории габбра. Масса, находящиеся  в Бубисе,** т.е. братья по клану рендилльского  субклана элемо, вместе с главой Бубисы с трудом защищали скот от грабежа. Загоны были поставлены довольно близко к поселку, ночью находились под  охраной. Из-за сильных дождей поля вокруг зазеленели, и скот мог пастись  неподалеку от лагеря. За рендилле боялись, даже если они отходили от лагеря по нужде. С пастухами и стадами  двух других субкланов рендилле обращались так же, как и с элемо. Поскольку  все они теперь находились под  защитой жителей Бубисы, масса  не могли сказать: "это наши, а  это не наши". Наконец, возможно в  октябре, назначенный правительством глава рендилле в Карги организовал  перемещение скота остальных  рендилле под охраной резервных  частей полиции Кении назад в  Карги. Элемо отказались идти с ними. Когда остались только животные элемо, все они были распределены по разным стадам, принадлежащим масса, и затем  отправлены в лагеря-спутники с тем, чтобы невозможно было определить их былую принадлежность к рендилле и увести.

* В отношении недавних  событий - я должен поблагодарить  тех, чьи рассказы помогли мне  реконструировать их, в особенности  Конкоро Мамо, Баарова Адичарех, Хассан Т. Муса, Элимма Элемо,  Фарре Элемо. Источники более  ранних событий детально описаны  в [8]. Назад

** Информация об  этих событиях была получена  в начале 1993 г. в Корре, т.е.  от рендилле. Точка зрения масса  на эти события была выражена  членом этого субклана габбра, моим давним знакомым Конкоро  Мамо, навестившим меня там. Назад 

Тем не менее, около 70 голов скота было украдено из стада  одного из элемо, Хаандоонто, причем воры ― 3 человека из Майконы (50 км к западу от Бубисы) ― принадлежали к фратриям габбра одоола и галбо. Масса этого  так не оставили, и им удалось  вернуть животных. В качестве наказания  каждый из 3 воров должен был отдать, в дополнение к украденным животным, 85 голов, так что Хаандоонто оказался достаточно обеспеченным. Одному вору, чтобы выплатить штраф, надо было отдать всех животных, поэтому Хаандоонто милостиво отказался принять  часть животных. Оставшиеся габбра начали упрекать людей масса, что  они заботятся о своих братьях  по клану рендилле больше, чем об остальных габбра. 

Все это время  элемо старались организовать перевоз  своих домов и оставшихся в  Карги членов семей, чтобы полностью  эмигрировать от рендилле к габбра. Несмотря на возражения представителей власти рендилле в Карги, большая  часть субклана элемо, восходящего  к габбра, но вместе со своими верблюдами 300 лет назад захваченного рендилле, с возвращением верблюдов последовали  за ними и, таким образом, воссоединились с габбра. 

Однажды несколько  людей масса наняли старый грузовик помощника главы Бубисы, чтобы  перевезти оставшихся членов семей  элемо из Карги в Бубису. Когда  они прибыли в Карги, то Хаандоонто, который их сопровождал, хотел угостить их чаем, а также заколоть несколько  голов скота, которых он специально для этого получил от Рендилле. Но перед едой габбра хотели посмотреть на торговый центр Карги. Вокруг них  собралась толпа, и помощник главы  Карги Вамбиле приказал им немедленно покинуть город, несмотря на наступление  ночи и неисправность фар грузовика. "Идите и провалитесь в Гооф Чоба (кратер около Марсабита)! Если бы вы пришли из Майконы, мы бы вас убили, но так как вы из Бубисы, мы отпускаем  вас. Убирайтесь немедленно! Сначала  габбра захватили наших верблюдов, а теперь они вернулись за нашими людьми!". 

Хаандоото был очень  обижен; он до сих пор не простил  жителям Карги, что они не дали ему возможности проявить гостеприимство. 

В течение последующих  недель жены тех из элемо, которые  теперь жили среди габбра, постоянно  приходили из области рендилле в  Бубису за деньгами, вырученными от продажи скота. Некоторые из них  остались с мужьями, некоторые вернулись  в свои семьи к Рендилле. Кроме  того, было очень много разговоров по поводу того, как и когда мальчики элемо смогут вернуться к рендилле, чтобы над ними было совершено  обрезание. Так как у них всех брат матери был рендилле и так  как именно брат матери дарит верблюдов  племянникам по случаю обрезания, то лучше всего было совершить этот ритуал среди рендилле. 

В марте 1993 г. местный  сомалийский торговец и член Окружного  совета графства приехал из районной столицы Марсабита в Корр в  область рендилле и привез с собой  Элимма Элемо, моего хорошего знакомого, который теперь живет с габбра. Элимма вынужден был вернуться из Бубисы в связи со смертью своего отца, так как он должен был побрить  своих младших братьев в знак окончания траура. Он собирался сделать  это в безлунный период следующего месяца, фурама. Элимма рассказал мне, что незадолго до этого, чтобы  смягчить горечь утраты, галбо дали ему четырех верблюдов. 

Затем он рассказал, что среди тех, кто устроил  набег на верблюдов клана гаалдейлан, были представители фратрии галбо, принадлежащей габбра (куда входили  и масса). Абудо Гуййо, каллу (священный глава) масса, настоял, что этих верблюдов необходимо считать украденными и вернуть прежним владельцам. 

Такая интерпретация, которая, казалось, удовлетворяла также  и члена Окружного совета, основана на том, что во время набега никто  из рендилле не был убит. Если бы пролилась  кровь, то верблюды стали бы рассматриваться  как военная добыча и, таким образом, стали бы в полной мере собственностью габбра.* Рендилле уже не смогли бы принять  их обратно, так как они стали  бы оод, т.е. приносящими несчастье. Поскольку набег, без сомнения, был  актом вооруженного насилия, интерпретация  его как простой кражи несколько  искусственна. Однако возможно, что  это приведет к политическому  разрешению конфликта.

* Соответствующее  правило говорит, что добытое  копьем принадлежит копью, т.е.  военная добыча принадлежит захватчику. Если бы рендилле увели этих  верблюдов во время ответного  набега, то они достались бы  не их прежним владельцам, а  наиболее удачливым воинам. Если  бы габбра по доброй воле  отдали верблюдов, то они все  равно не стали бы собственностью  рендилле, так как ни рендилле, ни габбра не знают передачи  прав собственности на верблюдиц,  кроме некоторых ритуальных контактов,  например, в качестве награды  убившему врага, которую вручает  брат матери. Рендилле могли бы  принять верблюдов только как  маал (т.е. заем), но на это они  не соглашались. Существует поверье,  что верблюды, неверно считающиеся  собственностью, навлекают несчастье  на стадо, в котором они находятся,  или полностью уничтожают линидж, который неоправданно предъявляет  на них права (см. [8, P. 130 ff]). В  противоположность этому, украденные  вещи нужно возвращать. В этом  и состоит преимущество интерпретации  такого набега как простой  кражи. Назад 

Как бы то ни было, Абудо  Гуйо угрожал тем галбо, в чьей собственности находятся эти  верблюды, что он отнимет у них  ритуальный головной убор высшего возрастного  класса, дабела, который он дарует старейшинам. 

Некоторые члены  элемо твердо решили остаться с рендилли. Так, братья из двух семейств оказались  разделенными между габбра и рендилле. Я нечаянно услышал, как один из них  говорил кому-то, что эмиграция  части элемо вызвана презрительной  кличкой "боранто", которую до сих пор употребляют рендилле. Кроме того, расписание получения  воды из колодца часто нарушалось, и элемо ничего не доставалось. Когда  элемо получали воду, раздавались  жалобы, например, "Почему это животным нахаган (еще один клан рендилле) не дали воды, а стадам элемо, этим боранто, позволили пить?". 

Через 3 года, в начале 1996 г., через 21 год после моего  первого знакомства с некоторыми героями этой истории у меня наконец  появилась возможность посетить поселок элемо в районе габбра около Бубисы. 

В домах, представляющих собой полусферические покрытые циновками палатки, очаг по-прежнему был расположен в правой половине. "Правый", обозначающийся тем же словом, что и "север", определяется по отношению к человеку, который  стоит лицом к двери внутри палатки. Так как дверь всегда указывает на запад, север всегда расположен справа от этого человека. У габбра, наоборот, домашний очаг расположен в левой половине. Один из старейшин  элемо сообщает, что габбра просили  их изменить место очага, но что до сих пор они отказывались это  сделать. Конкоро Мамо, мой помощник и товарищ со стороны масса, клана  габбра, эквивалентного элемо, проявляет  большой оптимизм в отношении  соглашения о переносе домашнего  очага. Он утверждает, что планируется  праздник, на котором предполагается отметить официальное присоединение  элемо к габбра, и тогда элемо  придется изменить место очага. 

Другие элементы домашнего убранства габбра не являются столь значимыми для определения  идентичности и поэтому были переняты как дополнительные удобства: так, например, внутренняя часть домов, а именно, восточная половина, отделена перегородкой, затянутой тканью (динка), препятствующей взглядам входящих; стали использоваться кровати, возвышающиеся над полом (сирре). Ранее, как и у других рендилле, постель, представляющую собой связанные  полосками кожи стебли пальмовых  листьев, просто расстилали на земле  и покрывали шкурой для сна. Две  коровьи шкуры, служащие дверью, согласно обычаю габбра, были заменены на полотняные простыни. 

Информация о работе Конфликт и способы его разрешения