Консультирование родителей по вопросам непослушания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2011 в 19:46, курсовая работа

Описание

Психологическое консультирование родителей применяется при широком спектре возникающих проблем с их детьми. Многие психологические проблемы детского возраста со временем полностью проходят, но при отсутствии должного содействия могут длиться несколько лет, причиняя ребенку значительные страдания и вызывая отклонения в развитии. В таких случаях целью консультирования обычно является создание условий для возможно более быстрого выздоровления, а в некоторых случаях – устранение проблемы, которая сама по себе не может исчезнуть.

Содержание

Глава 1. Теоретические основы к пониманию проблемы детского непослушания.
Введение……………………………………………………………………..3
1.1. Детское непослушание……………………………………………….5
1.2. Психологические особенности периода детства…………………..7
1.2.1.Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет..7
1.2.2.Характеристика кризиса дошкольного детства………...9
1.3.Особенности консультирования родителей по проблеме детского непослушания……………………………………………………………….11
Выводы………………………………………………………………………19
Глава 2. Классификация запросов и консультационных сценариев по проблеме
2.1. Классификатор запросов….....................................................................21
2.2. разработка консультационных сценариев
2.2.1.Сценарий №1……………………………………………..22
2.2.2. Сценарий №2…………………………………………….32
2.2.3. Сценарий №3……………………………………………40
Библиография для консультанта…………………………………………....48
Библиография для клиента………………………………………………….50

Работа состоит из  1 файл

Консультирование родителей по проблеме детского непослушания.doc

— 287.50 Кб (Скачать документ)

    Минестерство  образования и науки РФ

    Федеральное агенство по образованию

    Государственное образовательное учреждение

    Высшего профессионального образования

    Череповецкий  государственный университет

    Институт  педагогики и психологии

    Кафедра психологии 
 

    Курсовая работа

      на тему: «Консультирование родителей по проблеме детского непослушания» 

          Выполнила:

          Феофанова Е.В.

          группа 4ПС-31

          Проверила:

                          Апуневич О. А.   
                     
                     
                     

Череповец

2008-2009 учебный  год

 Содержание. 

Глава 1. Теоретические  основы к пониманию проблемы детского непослушания.

Введение……………………………………………………………………..3

    1. Детское непослушание……………………………………………….5
    2. Психологические особенности периода детства…………………..7

         1.2.1.Развитие  личности в раннем детстве. Кризис трех лет..7

         1.2.2.Характеристика кризиса дошкольного детства………...9

1.3.Особенности  консультирования родителей по  проблеме детского непослушания……………………………………………………………….11

Выводы………………………………………………………………………19

Глава 2. Классификация  запросов и консультационных сценариев  по проблеме

2.1. Классификатор  запросов….....................................................................21

2.2. разработка  консультационных сценариев

            2.2.1.Сценарий №1……………………………………………..22

            2.2.2. Сценарий №2…………………………………………….32

            2.2.3.  Сценарий №3……………………………………………40

Библиография  для консультанта…………………………………………....48

Библиография  для клиента………………………………………………….50 

Введение.

  Непослушание в толковом словаре определяется как отказ слушаться кого-либо. Отказ ребенка слушаться родителей. Это проблема с которой сталкиваются многие семьи, и далеко не всегда они могут самостоятельно справиться с ситуацией и найти правильный выход.

  Психологическое консультирование родителей применяется  при широком спектре возникающих  проблем с их детьми. Многие психологические  проблемы детского возраста со временем полностью проходят, но при отсутствии должного содействия могут длиться несколько лет, причиняя ребенку значительные страдания и вызывая отклонения в развитии. В таких случаях целью консультирования обычно является создание условий для возможно более быстрого выздоровления, а в некоторых случаях – устранение проблемы, которая сама по себе не может исчезнуть.

  Внимательная  оценка природы психологических  трудностей ребенка является важнейшим  моментом. Психолог-консультант должен выявить действительный психологический механизм, лежащий в основе детских проблем, а не пытаться строить некий гипотетический механизм на основе одних только теоретических предположений или сообщения родителей. Психолог-консультант прислушивается к ребенку и предоставляет ему необходимую возможность для выражения собственных чувств и убеждений. Консультант дает ребенку возможность понять, что он его понимает и хочет ему помочь.

  Цель: на основе теоретического анализа проблемы консультирования родителей по проблеме детского непослушания составить классификацию запросов, на основе которых разработать три сценария психологической консультации.

  В соответствии с целью можно сформулировать следующие задачи:

  1. Изучить психологическую литературу по проблеме детского непослушания.
  2. На основании теоретического анализа разработать классификацию проблем по данной теме.
  3. Смоделировать три сценария работы консультанта с клиентом.

 

    1. Детское непослушание.
 

  Часто родителям кажется, что ребенок  себя плохо ведет из-за злого умысла, однако так бывает не всегда. В основе любого нежелательного поведения ребенка могут лежать следующие цели:

  Первая  – борьба за внимание. Родители не обращают на меня  никакого внимания – буду вести себя непослушно. Что делает мама -  начинает сыпать замечания, упреки, угрозы. В результате – какое бы ни было, но внимание получено.

  Вторая  – борьба за самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки. Чем старше ребенок становится, тем чаще начинает выходить из поля зрения матери, ведь в конечном итоге  целью его развития становится обретение самостоятельности.

  Третья  – желание отомстить. Причины могут быть абсолютно разными: родители часто ссорятся, не  выполняют свое обещание и т.п.;

  Четвертая -  потеря веры в собственный успех. Может быть, так, что ребенок  переживает неуспех в какой-то одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Например, у мальчика могут, не сложится отношения с одноклассниками, а следствием будет запущенная учеба или неуспехи в учебе способствуют вызывающему поведению дома и т.д.

  Итак, мы видим, что стремления непослушных  детей вполне положительны и закономерны: они хотят внимания, признания  и уважения их личности, чувства  справедливости и желание успеха. Беда таких детей в том, что  они не знают, как это сделать  иначе! И поэтому всякое серьезное нарушение ребенка- это его крик о помощи!

  Помощь  ребенку в каждом случае будет разной.

  Если  ребенок борется за внимание (у вас возникает чувство раздражения на поведение ребенка)- необходимо найти способ показать ребенку ваше положительное внимание к нему. Но делать это надо в спокойные моменты, когда никто никому не досаждает и никто ни на кого не рассержен.

  Если  источник – борьба за самоутверждение, то следует наоборот, уменьшить контроль за делами ребенка. Ведь целью развития ребенка становится обретение самостоятельности. Желание удержать ребенка как можно дольше возле себя, особенно характерно для мам, которые привыкли посвящать себя только ребенку.

  Если  Вы испытываете чувство обиды  на ребенка, то надо спросить саму себя: что заставило  ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо постараться ее устранить.

  Самая трудная ситуация – у отчаявшегося взрослого и потерявшего веру в свои силы  ребенка. Здесь важно перестать требовать «полагающегося» поведения. Стоит «сбросить на ноль» свои ожидания и претензии. Наверняка ребенок что-то может и к чему-то даже очень способен. Но пока он у вас такой, какой есть. Найдите доступный для него уровень задач и отсюда начинайте двигаться вперед. При этом нельзя допускать в его адрес никакой критики! Ищите любой повод, чтобы его поощрить, постарайтесь подстраховать его даже от самых маленьких провалов. Вы заметите и почувствуете, что первые же успехи окрылят вашего ребенка.

  И последнее, что очень важно знать. Вначале при первых ваших попытках улучшить взаимоотношения, ребенок может усилить свое плохое поведение! Он может не сразу поверить в искренность ваших побуждений: ведь вы перестали реагировать привычным образом. Так что придется выдержать и это серьезное испытание. [20] 

    1. Психологические особенности периода детства.
 

    1.2.1.Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет. 

  Отличительная особенность психики ребенка  раннего возраста- единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно – каждый предмет, попадающий в поле зрения ребенка притягателен. Наглядная ситуация часто руководит и восприятием и поведением ребенка.

  Когда появляются личные собственные желания ребенка они часто имеют форму аффекта (владеют ребенком). Одновременно с обособлением личных желаний происходит и обнаружение взрослого как важнейшего действующего лица ситуации. К трем годам ребенок вычленяет собственное действие как существенный момент ситуации, обобщает действие, сравнивает его с действиями взрослого.

  Психологические новообразования раннего возраста: отделение ребенком себя от окружающих, осознание себя как субъекта действия, сравнение с другими людьми.

  Выготский описал «семизвездие симптомов», которое свидетельствует о наступлении кризиса трех лет:

  • Негативизм. Это отрицательная реакция, связанная с отношением одного человека к другому человеку. Ребенок отказывается вообще подчиняться определенным требованиям взрослых. Негативизм нельзя смешивать с непослушанием. Непослушание бывает и в более раннем возрасте.
  • Упрямство. Это реакция на свое собственное решение. Упрямство не следует смешивать  с настойчивостью. Упрямство  состоит  в том,  что ребенок настаивает на своем требовании, на своем решении. Здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались
  • Строптивость. Близка к негативизму и упрямству, но имеет специфические особенности. Строптивость, носит более генерализованный и более безличный характер. Это протест против порядков, которые существуют дома.
  • Своеволие. Стремление к эмансипации  от  взрослого. Ребенок  сам хочет что то делать. Отчасти это напоминает кризис  первого года,  но там ребенок стремился к  физической самостоятельности. Здесь речь  идет о более глубоких вещах - о самостоятельности намерения, замысла.
  • Обесценивание  взрослых.  Ш.  Бюлер описала ужас  семьи,  когда мать услышала от ребенка: "дура".
  • Протест-бунт,  который проявляется в частых ссорах  с родителями "Все поведение ребенка приобретает черты протеста,  как будто ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними",- писал Л. С. Выготский.
  • В семье с  единственным ребенком встречается  стремление к  деспотизму. Ребенок  проявляет  деспотическую власть по отношению ко всему окружающему и изыскивает для этого множество способов. [18]

  Западноевропейские  авторы  выделяют  в  кризисных  явлениях негативные моменты: ребенок  уходит, отстраняется  от взрослых, рвет  социальные связи, которые его раньше  объединяли  со взрослым. Л. С Выготский подчеркивал, что такая  интерпретация неправильна. Ребенок пытается  установить новые, более высокие формы отношения с окружающими. Как считал Д. Б. Эльконин, кризис трех лет -- это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего "Я".

  Кризис  трех лет  представляет  собой  ломку взаимоотношений, которые существовали до сих  пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности,  которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним,  а как  бы  впервые  раскрываются перед  ним,  выступают как носители образцов действии и отношений в окружающем мире. Феномен "Я сам" означает не только  возникновение внешне  заметной  самостоятельности, но и одновременно отделение  ребенка  от  взрослого человека.  В  результате  такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.

  Перестройка отношений  возможна  только  в  том  случае, если происходит отделение ребенка от взрослого человека. Существуют  явные  признаки  такого отделения, которые проявляются в симптоматике кризиса  трех лет (негативизм, упрямство,   строптивость,   своеволие,   обесценивание  взрослых).   Однако интересно  проследить,  как  ребенок  на  протяжении  всего раннего возраста "работает"  над выделением своей позиции  в семье - социальной структуре, в которой происходит его развитие. [13] 

  1.2.2.Характеристика кризиса дошкольного детства. 

  Л. С. Выготский назвал этот кризис кризисом семи лет и указывал на очевидные  изменения в характере и поведении  ребенка. Поведение ребенка теряет детскую непосредственность. Симптомами кризиса выступают манерничание, паясничание, кривляние детей, выполняющие защитные функции от травмирующих переживаний.

  Возникают новые поведенческие характеристики ребенка:

  - возникновение паузы между обращением  к ребенку и его ответной реакцией;

  - появление оспаривания со стороны  ребенка необходимости выполнять  родительскую просьбу или отсрочивание  времени ее исполнения;

Информация о работе Консультирование родителей по вопросам непослушания